Сергей Парамонов, администратор «Крыльев Советов»: Я начинал обычным охранником
Полина Гагарина в раздевалке
- Ты работаешь в «Крыльях» уже 5 лет. Скажи, с чего все началось? Ты ведь изначально пришел на пост помощника администратора.
- Уточню, администратором я работаю уже 6 лет, а вообще в клубе уже 8. Начинал простым охранником на КПП. Я учился в институте и сдружился с парнем, который работал в охране на базе клуба. Попросил товарища устроить меня в охрану. Желание работать в сфере футбола, пусть и на такой позиции, было нереально сильным. Я же сам занимался футболом, мечтал общаться с футболистами. В итоге 3 января состоялось мое первое дежурство на КПП. Как назло, футболистов в это время на базе не было, только потом приехал Антон Бобер и стал заниматься индивидуально. Я не волновался, когда видел игроков, но эмоции переполняли. До этого видел футболистов только с трибуны, а теперь лично. Я работал охранником, но в 2007 году внутри меня возникло некое чувство, что меня могут взять на другую работу в «Крылья». Мама тогда сказала, что мое желание может проломить все стены. И однажды администратор команды ни с того, ни с сего спросил меня – нравится ли мне работать в охране? Я сказал, что нет. Он сообщил, что ему нужен помощник. Потом ко мне подошел начальник команды и уже в декабре я был переведен в команду. Так, спустя 2 года работы в охране я стал помогать администратору команды. Сперва меня назначили инструктором по спортинвентарю. И тут так получилось, что я попал под изменения в команде. Пришли «Ростехнологии», Леонид Слуцкий и ряд именитых футболистов. Сразу все завертелось, у меня пошла совсем другая жизнь. Я на самолете-то никогда не летал, а тут полет на сборы в Москву, потом Дубаи. Слуцкий прививал клубу европейский подход во всем. В итоге меня назначили на должность кит-мэна. Слуцкий сказал, что в клубе должен быть такой человек. Я сдружился с рядом игроков, С Ваней Тарановым, Женей Савиным. Женя, кстати, очень любит Самару и «Крылья Советов». Не исключает, что вернется в клуб. Для взрослого поколения работников команды, наоборот, было непонятно, как я такой молодой нашел язык со всеми игроками. Прошло время, и полтора года назад Денис Владимирович Маслов назначил меня администратором. Сыграл тот фактор, что Маслов сам молодой специалист и смотрит на жизнь по-современному. Меня вдохновляет, что Маслов, Синьков и Репин настолько отдают себя работе, что думают о ней по 25 часов в сутки.
- Как футболисты готовятся к игре?
- Футболисты – особые люди и к ним нужен свой подход. В чем заключается эта особенность? Например, в настроении. Оно может резко измениться у игрока и это скажется на матче. Поэтому в день игры футболистов не трогают. За день до игры футболисты заезжают на базу, выдвигаться с нее им нельзя, идет подготовка к игре. Они просят о разных вещах меня. Я покупаю им что-нибудь, кладу деньги на счет. В день игры игроков освобождают от всех дел, а я выезжаю на матч пораньше. Раскладываю форму, готовлю музыку. С футболистами мы составили свой плейлист. Ребята очень любят музыку в раздевалке. Популярнее всего певица Полина Гагарина и композиция Imany - You Will Never Know и Survivor – Eye Of The Tiger. Немов слушает гангстерские вещи, 50 cent, в общем, любит рэп. Парагвайцы часто просят поставить всякие испанские мотивы. Настраиваются ли как-то по особому? Не раз замечал, что Цаллагов в день игры делал журавликов из бумаги. Видимо, это его как-то успокаивает и собирает с мыслями. Бенуа читает Библию в день игры, он очень духовный по жизни. Про Эмина Махмудова могу сказать то же самое.
- С суевериями игроков сталкивался?
- Да, какие-то вещи подмечаю. Например, отношение футболистов к своим личным вещам. Замечал так же, что если игрок забил в матче, то в следующем он выходит в тех же бутсах.
- Были случаи, когда на базе в день игры забывались какие-то вещи?
- Бывало, конечно. Обычная ситуация. Коллер как-то забыл на базе свои бутсы, а они у него 50-52 размера. В итоге мы летели за ними чуть ли не на вертолете, но успели привезти. Еще игроки трепетно относятся к своим носкам. Футболисты срезают у гетр область ступни и одевают на ступню носок под цвет гетр. У каждого свои носки, ведь есть цветовые стандарты. И вот я езжу по городу и ищу голубые носки под голубые гетры. Под фиолетовые гетры носки пока не нашел, но помогают клубные врачи. Отрезают кусочек тейпа фиолетового цвета и заматывают его на ноге.
- В 2008-2009 году в Самаре был собран звездный состав. Сложно ли было работать с такими игроками, как Ярошик, Коллер, Тихонов?
- Несложно. Как раз наоборот. Тихонов есть Тихонов. Он требовательный, но добрый. Многому в те годы меня научил Леонид Слуцкий и Сергей Шустиков. Наставлял меня, хоть это и не его юрисдикция. В коллективе, наоборот, понимали, что я - связующее звено между тренерами и футболистами. Коллектив в те годы был невероятно дружный, в чем была большая заслуга тренера. Как-то в 2008 году был банкет и его целиком провел Леонид Слуцкий. Придумал тогда много конкурсов, шуток и номинаций. Например «Травма года», которую получил наш нападающий Дима Васильев. Или «Мотор года» получил Руслан Аджинджал. Слуцкий – большой шутник, очень любит КВН, сдружился с самарской командой СОК.
- В то время в команде играли два футболиста из Северной Кореи и Южной. Как они уживались?
- Уживались нормально, но они были абсолютно разными. У каждого были свои переводчики. У О Бом Сока был молодой переводчик Ким, а у Цоя был взрослый переводчик. Северокорейцы были более закрытыми. О Бом Сок хорошо общался с русскими игроками, шутил. Цой Мин Хо держался как-то в стороне. Особых просьб от корейцев не было. Все продукты, которые им были нужны, они спокойно покупали в магазине.
- В 2010 году команда едва не прекратила свое существование. Вспомни, какая тогда была обстановка в клубе. Не хотел уйти в другую команду или сферу?
-Нет, я готов был работать в любом состоянии. Конечно, всегда хорошо, когда есть стабильность. Тогда были большие задержки в зарплате, но команда кормила и одевала. У меня не было плохих мыслей. Кризис был по всей стране, такое было во многих командах. Могу сказать точно, что ребята не хандрили. Положительно повлияло, что из команды не ушли Женя Савин и Ваня Таранов.
- У команды каждый год есть свой технический спонсор. В «Крыльях» есть игроки, у которых индивидуальные контракты с другими фирмами?
- Да. У Себальоса контракт с адидасом, а у Горо и Ангбва с «Пумой». Горо, как вы заметили, любит играть в футболках с длинным рукавом. Секретов тут никаких нет. Просто ему так комфортно.
- Вратари часто покупают перчатки «под себя», так же про бутсы. Самые необычные игровые вещи, которые ты видел.
- Футболисты сильно подвержены моде и следят за новыми моделями бутс. Выделю Яна Муху. Он очень тщательно подходит к экипировке. Одевает на себя чуть ли не бронежилет. Под футболку одевает свитер со смягчающими вставками, под шорты тоже одевает корсет со вставками. Это у него профессиональное.
- Есть игроки, которые сами стирают форму?
- Форму сам никто не стирает, а вот просто личные вещи отдельно стирает сам Игорь Семшов. Коллер тоже свои личные вещи стирал сам, Андрей Тихонов.
- Чем чаще всего занимаются на базе футболисты? Играют в приставку?
- Да, есть любители «Плэйстейшн». Например, Кабайеро, Тэлеш, Баляйкин и Немов. Причем, футболисты любят играть в хоккей на приставке. И мне говорили, что хоккеисты, наоборот, играют в футбол. Видимо, переключаются со своего спорта на другие. Кстати, игроки «Крыльев» часто ходят на хоккей и баскетбол в Самаре. Многие игроки живут на базе. Я им помогаю проводить досуг, помогаю с покупками. Например, привожу телевизоры и холодильники в номера. Игроки, живущие на базе, дополнительно тренируются, проводят свой чемпионат в теннис-болл, ходят в качалку.
- Сколько футболок на сезон выделяется игроку? Есть какой-то лимит?
- Да, есть. Игроку выделяется на сезон по 2 футболки каждой цветовой гаммы. Футболист может в любой момент заказать футболку, но все игроки уведомлены, что с них снимут средства за форму. Но все равно игроки заказывают форму в огромных количествах – дарят родным и близким. Максимов прошлым летом заказал сразу 30 штук и отправил в Нижний Новгород. Видимо, где-то там ходят 30 «Максимовых» в форме «Крыльев».
- Через тебя просят поменяться футболками с игроками соперника?
- Просят, но нечасто. В основном, договариваются и меняются сами после матча или в перерыве. Парагвайцы в прошлом сезоне менялись каждую игру, чтобы была память от каждой команды. Я сам иногда могу попросить футболиста «Крыльев», чтобы выменял для меня футболку. Например, Телеш помог получить футболку Халка. У меня есть небольшая коллекция футболок, хотя цели собирать майки у меня не было. Что есть в коллекции? Футболка Иванова, Халка, Тихонова, Коллера. Кабайеро привез футболку сборной Парагвая. Еще собираю вымпелы, на которых прошу расписаться игроков соперника. Есть роспись Это`О, Широкова, Дзагоева и других звезд российского футболаСебальос замерз в Самаре
- Бывали какие-то необычные просьбы и пожелания от игроков?
- Футболисты мне звонят очень часто. Я им как надежный товарищ и гид по Самаре. Вот только что звонил Амисулашвили и просил привезти ребятам арбуз. Мне легко могут позвонить ночью, попросить отвезти в аэропорт или встретить кого-то. Хоть моя работа и заключается в другом, но я никогда не отказываю. Мне нравится общаться с игроками и быть им полезным. Еще просьбы? Часто спрашивают, как добраться до какого-нибудь места в городе.
- Помогать в экстренных ситуациях приходилось?
- Как-то раз Таранов, Глеб и Яковлев и другие ребята поехали на служебной машине на рыбалку под Красным Яром и застряли в колее. Позвонили, пришлось в соседнем селе вызывать трактор «Беларус». Вытащили автомобиль, все ребята были в грязи, но эмоции остались положительные.
- Самые частые проблемы, которые возникают у игрока из другого города или страны, когда он приезжает в Самару?
- Игрокам клуб помогает во всем. Футболист должен думать только об игре. Хотя иногда случаются разные вещи. Например, Себальос замерз в прошлом году в Самаре. Он просто не ожидал такой осенней погоды, приехал летом, в одних шортах. Ему срочно пришлось покупать теплую одежду, обогреватель и огромное одеяло.
- Как тренеры обычно сплачивают коллектив в плане мероприятий?
- Часто команда собирается на общий отдых или банкет. Помню, при Кобелеве два раза плавали по Волге на пароходе. У каждого свои методы и свой подход. Коллектив у нас всегда был отличный. Вот, например, когда Семшов только приехал в Самару, в тот же вечер ряд игроков команды поехали с ним поужинать. Игроки периодически собираются компаниями. Аджинджал, Максимовы, Григалава с Амисулашвили любят посидеть и пообщаться. хорошей компанией. Иностранцы любят поужинать вместе семьями.
- Ты часто выходишь с игроками в «свет»? Люди часто подходят к игрокам?
-Подходят часто, без всякого негатива. Того же Аджинджала оскорбляют ведь только с трибун, в жизни у людей к нему другое отношение. Не понимаю всей этой обиды на Руслана. Он – профи и постоянно отдает себя на поле полностью. Для команды он значит очень много, к его мнению прислушиваются и на клубной базе, и тренерский состав. Опытный, яркий игрок и приятный, умный в общении человек. Часто подсказывает и мне в житейских вопросах и по работе.
- С бывшими игроками общаешься?
- Да, я очень сдружился с Олегом Ивановым, с Пашей Яковлевым и Женей Савиным. Паша – отличный человек, всегда по возможности со своей девушкой выбирается в Самару, чтобы прогуляться по набережной и встретиться с бывшими партнерами по команде. Часто списываюсь с Лобосом. Почему он меня называет «чупа»? Это – дразнительное, лучше не печатать перевод. В инстаграме часто пишет Леилтон. Помню, когда Савин только купил новенький БМВ Х6 Турбо, Леилтон постоянно его подкалывал. Каждое утро что-нибудь рисовал ему на стеклах всякие шуточные фразы. Бобер недавно увидел у меня фото новой отремонтированной дороги в Самаре и написал – неужели их начали делать?
- Самый необычный футболист, который приезжал на просмотр, но не остался в команде?
- В 2010 году в Турцию на просмотр приезжал Баба Адаму, он очень хотел вернуться. Выглядел очень забавно, по-гангстерски, какие-то цепи на нем. Еще очень выделялся Рамон. Он тогда приехал к нам из ЦСКА. У него была интересная прическа и огромная золотая цепь в два пальца толщиной на шее. Как-то раз он ее потерял и все сразу замерли, чтобы не мешать поискам. Для него это был шок. Но цепь в итоге нашли.
- Бывает, что игроки дарят тебе подарки?
- Конечно. Паша Яковлев существенно помог мне с покупкой автомобиля. Савин как-то подарил наушники. Летаю, слушаю в них музыку. Аджинджал подарил мне старенький ноутбку еще в далеком 2009 году. Иванов любил дарить бутсы. Нужный подарок. Я же сам помогаю в тренировках, часто подключаюсь к занятиям, расставляю маркеры, помогаю тренерскому составу в организации тренировок. Кстати, когда игроки уезжают в другие команды, то часто дарят сотрудникам базы телевизоры и холодильники из своих номеров.
- Чем обычно игроки «Крыльев» занимаются при перелетах? Есть игроки, которые боятся летать?
- Все как у всех: смотрят фильмы, играют в айпады. Летают игроки всю жизнь с ранних лет, поэтому больших опасений у них нет. Хотя замечаю, что некоторые немного боятся перелетов. С самолетом, кстати, связан один экстремальный случай. Это было еще при Тарханове. Осенью мы летели с победной игры в Ростове, был сильнейший туман и самолёт посадили в Ульяновске. Нас хотели разместить в гостиницу при аэропорте. Посмотрели на номера, а там все советских времен. Вызвали 15 машин такси, приняли решение ехать так в Самару. Рассадились по 2-3 человека в автомобиль и поехали. Я ехал с Леилтоном и Тарановым на старой праворульной японской иномарке. Был сильнейший туман, водитель постоянно засыпал и мы даже едва не съехали с обочины. Леилтон тогда то и дело в меня вжимался от испуга. Еле-еле добрались.
- Из игроков иностранцев кто-то пробовал учить русский язык помимо Бенуа Ангбва?
- Парагвайцы пытаются учить русский язык и определенные успехи есть. Правда, они больше налегают на английский. У Пабло английский пока сильно хромает, но он старается. Кабайеро говорит на английском хорошо. На русском отлично говорил Леилтон. Почти без акцента. Сейчас я натаскиваю Яна Муху, а он меня учит английскому. Кстати, хотел бы выделить нашего переводчика. Это – невероятный человек! Он же знает уйму языков и все равно постоянно совершенствуется. Как-то мы летели в Турцию, и по дороге он достал маленький словарик и начал учить турецкий язык. Через три часа он довольно легко общался на турецком!
- Самая крутая форма «КС» и самая неудачная за всё время твоей работы?
- Самая лучшая, на мой взгляд, была в прошлом году, потому что ее делали под команду. В этом году интересная форма. Не нравится форма цвета «Аргентина», что была в 2009, потому что ассоциируется с грустными временами и вылетом из Лиги Европы.
- О чем мечтаешь в будущем?
- Хочу всю свою жизнь связать с футболом и не так важно, кем я буду в этой сфере. Возможно, стану учиться тренерскому мастерству. Почему нет? Моуриньо был переводчиком и стал именитым тренером. Примеров очень много. Хотелось бы, чтобы и мои дети полюбили футбол, как я, и работали в этой сфере. Сейчас очень приятно, что я работаю с тренером Александром Цыганковым, который, как и я, родился и вырос в Самаре. Это очень символично, что «Крылья Советов» тренирует местный тренер. Очень рад за Александра Валерьевича.
- Ты стал администратором после работы охранником на КПП. Пару советов тем, кто мечтает работать в сфере футбола.
- Главное – любить свое дело и не валять дурака, относиться к жизни серьезно. Отдавать себя полностью работе, ставить себе цели и задачи. Не ждать кого-то, а действовать самому. Бывает, что я часто остаюсь спать на базе после работы в своей комнате, потому что проще не уезжать. Нужно любить свое дело и смотреть вперед, заниматься спортом – при этом неважно каким, будь-то футбол, баскетбол. Пусть моя история будет неким примером в том, что в жизни нереального ничего нет