Пишите письма
Комментатор «НТВ-Плюс» Денис Казанский осваивается в Лондоне и продолжает накапливать удивительные истории. Про возникновение клуба «Фулхэм», про Кубок мира, про церковный вай-фай и ночной хоккей.
Серьезные перемены происходят всегда по одной и той же схеме: тебе кто-то звонит и говорит: «Ты подумай над этим». Иногда добавляют: «Ответ прямо сейчас не нужен». Я знаю. Мне рассказывали. Те, с кем это было. Вот теперь и со мной по той же схеме. Рассказываю. Звонит мой друг Серега Акулинин (он еще и большой начальник) и говорит: «Ты подумай над этим, ответ можешь сразу не давать». Речь шла о трехмесячной командировке в Лондон.
У меня семья, ипотека, куча «но» и «если». Но ведь это не просто командировка. Англия вернулась на «Плюс» и «окучивать» антураж Премьер-лиги компания доверяет мне: сюжеты, интервью, включения. Набор джентельменский, привычный почти для каждого выпускника «Футбольного Клуба». Только с билетом в один конец.
Семья смирилась и поняла, ипотека вообще не огорчилась – и я поехал. С боевым товарищем Андреем Борисовым. Он оператор. Года три назад мы оба удивили наши семьи не меньше – Новый год справляли вдвоем в маленьком канадском городке Реджайна на молодежном чемпионате мира по хоккею. Шампанским с женами и мамами чокались по Скайпу.
Слово «корпункт» звучит очень по-военному: «В корпункте сосредоточены войска, численностью…». Ну или: «Наши войска атаковали корпункт неприятеля силами трех дивизий». Вот и мы с Андреем прониклись романтикой разведки – Родина и Партия сказали «надо» и мы без рекогносцировки туда, на передовую – как там у них?
А у них хорошо, скажу я вам: белочки в парках, автобусы двухэтажные, «excuse me» и Принц родился.
Под корпункт оборудована наша квартира, почти в центре города, в десяти минутах ходьбы от стадионов «Челси» и «Фулхэма». Отличный район. Нам крепко помогли с арендой – в Лондоне это довольно утомительная процедура. Времени оформлять, смотреть, выбирать не было. За дело взялись наши хорошие знакомые Роман Дубов и его помощник Алексей. Роман не так давно перестраивал работу в хоккейном «Спартаке». Команда лучше не заиграла (это была не его забота), а в «Сокольники» стало приятно ходить и работать. До этого ему говорили «спасибо» болельщики «Портсмута». И тяжело расставались с ним, когда... ну, это совсем другая история.
Роман меня персонально обрадовал: «Возьми хоккейную форму. Мы гоняем в шайбу по ночам». В Москве я играю в хоккей регулярно. А тут светило три месяца безо льда. И вот поворот. Правда, сейчас не об этом (обязуюсь написать о команде «Eastern Stars», про игру в настоящем королевском дворце и о гей-скандале в местной Лиге). В общем, жизнь в британском любительском хоккее бьет ключом.
Но возвращаемся в нашу лондонскую квартиру. Живем мы в церкви. Это довольно сложно представить, но по сути так оно и есть. Стена нашего дома – это стена церкви. Конечно, первым делом мы должны были познакомиться с соседями. Мы только бросили вещи, а они уже тут.
«Ой, hello, а я Тесс. Жена викария. А вы теперь вот тут жить будете? Чудесно», – тетенька лет пятидесяти по-дружески светилась, как умеют только в капиталистических странах. «А пойдемте, я вас познакомлю с мужем. Викарием».
Мы поняли две вещи: нам немедленно нужны шторы, это же первый этаж. И нам что-то надо решать с интернетом. С сетью такая же ситуация, что и со шторами – ее нет. Компания-хозяин ждала момента, когда мы заселимся и только после самого факта начала работу по подключению. Нормальная практика для Англии. Недели две-три. Привет! А нам через два дня уже перегонять сюжет в московскую студию.
«Меня зовут Гай. Тесс мне сказала, что вы наши соседи. Как здорово! – викарий был искренне рад, как умеют быть рады только капиталисты. Мы немного смущались. А он засыпал вопросами. Когда он услышал про футбол, то просто засиял.
«А вы знаете, что в этой церкви был основан футбольный клуб «Фулхэм»?» – вот так на ровном месте мы получили сюжет.
«Если вам вдруг что-то понадобится, ну там перекусить – всегда заходите. У нас тут работает кафе. Можете позавтракать или пообедать, (это мы все еще в церкви, ага)... Wi-Fi есть бесплатный. Если вам вдруг понадобится, добро пожаловать!» – вот так на ровном месте мы получили доступ в Интернет. То есть, представляете, первые пару дней мы заходили в сеть через ЦЕРКОВЬ. Более того, два сюжета перегнали оттуда. Вот алтарь, вот служба, а вот мы сидим с компьютером... «Бог в помощь» – подбадривали коллеги из Москвы... Ну я отвлекся.
«Ждем вас в любое время. Разве что в воскресенье у нас утром служба и в субботу с десяти до двух немножко многолюдно.
– А что так?
– А к нам приходят бездомные со всей округи, их человек двести. Мы устраиваем бесплатный обед».
Я вежливо продолжал улыбаться, но сопоставив пару фактов ужаснулся: мы живем на первом этаже, в пяти сантиметрах от церкви, куда в субботу утром придет двести бомжей. По застывшей улыбке Андрея можно было понять, что он тоже в диком восторге.
На Евро для «Трех Репортеров» мы снимали церковь, в которой настоятель установил большой экран, собирал народ и показывал футбол. В Вышгороде, рядышком с Киевом. Тогда я был поражен. Сейчас просто убит. По порядку. Что мы увидели в церкви за пару недель. Первое – детский сад. По вторникам тут, простите за выражение, «анимация». Дети играют, потом их потчуют сладостями в церковном кафе, читают с ними молитву и счастливые дети с родителями отправляются по домам.
Второе – по средам к церкви подкатывает автобус с корейцами. Вооруженные барабанами и электрогитарами они шагают внутрь и устраивают свою корейскую службу. Третье – как-то в пятницу к церкви подъехала кавалькада машин с продуктами. К вечеру, когда мы вернулись со съемки, раскусили: там свадьба. То есть, там ребята повенчались и устроили гудеж в церковном кафе. Судя по довольным и красным лицам там подавали не только juice.
Ну и суббота. Да, они приходят. Проверено.
Вот как у нас все работает: звонишь в клуб и договариваешься о съемке. Тебе говорят «нет, давайте не на этой неделе». Или «Ждем»! Все. Привет. Как это работает у них: звонишь в клуб. «Здрасьте, а вот мы бы хотели...»! «Как мы рады, что вы нам позвонили! Мы с удовольствием вам все покажем и расскажем, только напишите e-mail и мы все организуем. Мы вам ответим. Сразу же».
Из двадцати пяти писем ответ я получил в двух случаях.
Однажды мы попробовали сменить тактику. Футбольный Клуб «Кристал Пэлэс» славен в Англии своей группой cheerleaders. Конечно, такое дело надо запечатлеть. Я позвонил и как всегда написал письмо. Потом снова позвонил и снова написал письмо, но уже на другой адрес. Потом снова позвонил. Когда ситуация повторилась в третий раз, было решено ехать. На месте решать. Приехали. Ресепшн, все как положено.
– А вот такая-то леди на работе?- спрашиваю.
– Да. А вы с ней договаривались?
– Я ей писал письма.
– О! Сейчас, – дама набирает телефон. Аппарат звенит в соседнем кабинете. Дверь там открыта.
– Здрасьте, а вот я с российского телевидения. Я вам писал по поводу группы. Как бы нам на репетицию попасть. Мы хотим людям в России рассказать, какие у вас замечательные девушки.
– Да-да. Я помню. Вы знаете, нам это интересно. Очень. А не могли бы вы написать письмо когда мы сможем встретиться с вами и поговорить.
– Вы знаете, (я пытаюсь скрыть нарастающий психоз) а я вот тут стою, на ресепшн. Вот вижу ваш кабинет. Давайте сейчас и обговорим все.
– О! Вы к нам приехали (кстати, «Кристал Пэлэс» – клуб из пригорода Лондона, не самого близкого)! Замечательно. Я сейчас немного занята.
– А я подожду.
– Нет, не надо. Давайте так, вы напишите письмо и мы придумаем, как помочь вам со съемками.
– Мадам, я в двух шагах от вас!
– И все же письмо лишним не будет, – через трубку я чувствовал, что она дружелюбно улыбается.
Эту милую беседу невероятно хотелось наполнить знакомым каждому россиянину вспыльчивым содержанием. Но я лишь громко попрощался, чтобы в кабинете было слышно. И в этом «good bye» было пламя страсти... то, что море обычно слышит от буревестника. Настроение было испорчено.
Однако, в нашей работе есть одна прелестная вещь: повод сделать сюжет всегда найдется. Мы его искали совсем недолго. Зашли за угол стадиона и история сама собой нарисовалась.
Да, кстати, у «Кристал Пэлэс» перед домашними матчами теперь есть церемония с орлом. Настоящим огромным орлом. Пока группа поддержки прихорашивается перед съемками для русского телевидения, я уже засел за написание писем по поводу орла. Но это совсем другая история...
Блог «Футбольного клуба» намерен проявлять признаки жизни. Не забывайте нас. Мы о вас помним.
"Почивают сладостями"?! Может - потчуют? Не, я не русский, но все же.