7 мин.

Идеальный клуб донор для Спартака

В Спартаке на сегодня играют (или числятся) бывшие футболисты таких клубов, как Локомотив, Селтик, Шальке-04, Краснодар, Динамо Москва, Сатурн, Лион, Славия, Валенсия, Гремио, Кубань, Бока Хуниорс, Васко да Гама, Хеккен, Терек, Эвертон, Рубин, АЗ Алкмар, Шинник, Гуанчжоу Эвергранд.

Размах впечатляет. Из такой разношерстной компании трудно слепить единый ансамбль, создать оркестр, где каждый четко знает свою партию, где никто не фальшивит, и в сумме получаем синхронное звучание.

С одной стороны это хорошо. Это лишний раз доказывает, что спартаковские скауты не зря едят свой каравай, читают интернет, прочесывают весь мир. Они следят за всеми игроками – от Китая до Бразилии. Правильно это или нет – не мне судить. Так организована селекционная работа клуба. Хотя...

Не слишком ли широко разбрасывают сети спартаковские скауты? Если Спартак четко определился со стилем и схемой – значит и выбор сужается. Надо искать игроков из тех команд, которые играют по такой же схеме и исповедуют тот же стиль.

Стиль – это понятно, атака, контроль мяча, активный прессинг. Карпин твердо намерен слепить из Спартака красно-белую Барселону. Я только за – обеими руками. Покупка российских игроков – это вынужденная мера. Тут приходится переплачивать конкурентам. Спасибо лимиту. Особо не разгуляешься. В России у Спартака клиенты известны – все кроме ЦСКА и Зенита. Хотя – это еще бабушка напела. Про переходы из стана злейшего конкурента можно много спорить. А где искать иностранцев? В Китае? В Бразилии? В Швеции?

В принципе – везде. Если положили глаз на определенного игрока и решили отслеживать его, то приходится за ним по всему миру летать – как за Барриосом. Но если есть более простой путь? Более короткий и дешевый. Но как быть с адаптацией, проблема с языком, бытовые неурядицы. В Спартаке сейчас иностранцев на две команды, если не три. А нужен, на мой взгляд один генеральный вектор.

Хотя как говорят умные евреи – короткая дорога не всегда верная дорога. Если хочешь выбрать правильный маршрут, не обязательно тот путь, который кажется прямым, окажется самым коротким и легким.

Можно выбрать буквально несколько команд, которые, как и Спартак, играют в атаку, прессингуют активно и используют голландскую расстановку 4-3-3. Это я так – рассуждаю очень банально. В таком случае мы берем игрока, уже адаптированного под нашу схему. Нужно найти клуб или клубы - доноры.

Аяксиды в Спартаке

Мне кажется, идеальным донором должен стать амстердамский Аякс.

Спартак уже не раз приглашает к себе игроков из этого клуба. Даже как-то тренера пытался переманить. Хотя Карпин потом заявил, что это все глупая шутка. А ведь что могло произойти:

Спартак приглашает тренера из Аякса.

В Спартаке уже играет бывший игрок Аякса Деми Де Зеув.

В Спартак переходит бывший игрок Аякса Арас Озбилиз.

Спартак покупает ведущего защитника Аякса Тоби Алдервейрельда.

Вместо Барриоса Спартак купил бы нападающего из Аякса или какого-нибудь другого голландского клуба. Только не Булыкина.

У Франка Де Бура есть как минимум 4 игрока, которые прошли школу Аякса и не надо ломать голову над схемой. Игроки знают, как атаковать, как и куда смещаться, где открываться, как перестраиваться при потере мяча. Как пример клуба донора и клуба вампира приведу Барселону и лондонский Арсенал.

Барселона облюбовала лондонский Арсенал. Пожалуй, это единственный клуб в мире, который играет в максимально барселонский футбол. Эмманюэль Пети, Марк Овермарс, Джованни Ван Бронхорст, Александр Глеб, Тьерри Анри, Сеск Фабрегас, Александр Сонг – все они перешли в Барселону из Арсенала. Зачем разбрасываться, когда есть клуб донор, который уже готовит для тебя готовых игроков. Вполне возможно, что это не более, чем совпадение. Хотя некую закономерность увидеть можно.

Несостоявшиеся спартаковцы

С Аяксом похожая петрушка. Карпин в свое время звал в Спартак защитника Олегера, бывшего барселонца, были слухи о Ван Дер Виле, Мунире Эль Хамдауи. Какие-то российские клубы звали Эриксена. Аякс в отличие от португальских коллег не заламывает цены. Если того же Алдервейрельда удастся уговорить перейти за 5-7 миллионов евро – это будет супервыгодная сделка. Пусть и на большой оклад. Через 3-4 года его вполне можно продать не дешевле, а то и дороже. Хотя повторюсь – для Спартака это перестало быть самоцелью. Растить игроков для перепродажи - это уже не наша тема.

Кстати, чем сильны защитники аяксиды – умением поддержать атаку. Они вполне сносно обороняются, неплохо играют головой. Но что важно для каждого игрока Аякса? Умение выйти на ударную позицию и реально угрожать чужим воротам. Аякс много пропускает. Он охотно бежит в атаку. Даже в Москве в Лиге Европы он не стал отсиживаться в обороне. Первые два гола голландцы пропустили после кинжальных контратак Спартака.

Тоби Алдервейрельд призван повысить атакующую мощь красно-белых, как это не парадоксально. Вроде защитник. Вроде как должен укрепить оборону. Вот оборону он и укрепит. Но гораздо нужнее его качества как игрока, поддерживающего атаку – отдать первый пас, выдвинуться на ударную позицию и при удобном случае прицельно пальнуть в девятку. Тот же Сергей Брызгалов вполне сносно обороняется. Он выигрывает много единоборств, у него правильный паспорт. Но в атаке он играет весьма посредственно. А для команды, пытающейся походить на Барселону – это нонсенс.

Посему сделаю вывод – оборона с бельгийцем если и станет крепче, то на чуток. Но зато Спартак получает мощную креативную единицу в атаке. А это своего рода и есть укрепление обороны – пока мяч у меня, попробуй забей. Потому и не стали брать Самбу из Анжи или бесплатного Дугласа из Твенте. Мощные гориллоподобные защитники не особо маневренные. Они великолепны в силовой борьбе - но та же Барселона научилась обходиться без них.

Аякс каждый год обязан продавать ведущих раскрученных игроков. У нас схожая философия – играть в атаку, зрелищно, для зрителя. У Аякса хорошо получается собирать молодых талантливых игроков со всего мира и доводить их до звездного уровня. Периодически у них тоже бывают авральные ситуации – не от хорошей жизни они Булыкина когда-то брали. Но это исключение из правил.

Одним словом – недалеко от Москвы есть клуб, который способен поставлять в Спартак каждые 2-3 года готовых игроков, недорого, которых не надо обучать спартаковскому футболу – их в школе Аякса научили практически всему. Конечно, потенциальных мегазвезд расхватают топ-клубы вроде Реала или Ювентуса. Но мы можем взять игроков меньшего калибра – для успешной борьбы в России их вполне хватит. При желании можно и на мегазвезду замахнуться - чем Эриксен плох. Баварцы купили за 40 млн евро Мартинеса - это абсолютный рекорд клуба за всю историю. Но с оговоркой - ближайшие лет пять они не будут так много тратить на одного игрока. Но опять же - титулы и достижения прошлого сезона все перевешивают.

Европейцы это все же не латиносы, которые зажигают 1-2 сезона, а потом им требуется смена обстановки. Латиносы (особенно, бразильцы) любят солнце, пляж, карнавалы. Это относительно легкий путь построения команды - как и сделал Карпин в 2009 году. Но иметь бразильский костяк можно, играя в Португалии или Испании, и то - с оговоркой. В России им холодно и скучно. Хотя Веллитон сейчас надо мной смеется.

Голландский и бельгийский рынки - вот тренд ближайших сезонов. Дисциплинированные, морозоустойчивые, нордические парни адаптируются к жизни в России гораздо быстрее теплокровных амигосов. Они не так капризны. Только деньги вовремя плати.

Пример Де Зеува не надо приводить как контраргумент. Он ничем не хуже того же Тино Косты. Просто у общественности сложилось о голландце предвзятое мнение. Его надо было брать на 3-4 года раньше. Армейцы неплохо затарились в Голландии. Шведская опорная парочка, Хонда, Мусса. Думбиа приехал из Швейцарии. Спартак выписал из Голландии вполне дешево и сердито Ари. В Анжи бывший бельгиец Буссуфа хорошо позажигал. Ломбертс в Зените стал золотой находкой. Именно его приход по ходу сезона вдохнул в Зенит новую жизнь и позволил на финише опередить Спартак.

Могу ошибиться, но повторюсь - не стоит спартаковским селекционерам так распыляться. Нужно сузить круг претендентов. Аякс в первую очередь. И уже потом все остальное.