3 мин.

Здесь был Хиддинк

После отставки Гуса Хиддинка с поста главного тренера ФК "Анжи" можно провести объективный анализ, подвести итог его работы не в дагестанском клубе, а в качестве тренера сборной России, что же голландский специалист сделал для развития российского футбола, не считая успешного выступления сборной России на Евро-2008.

Аргументированно рассуждать о деятельности иностранных тренеров в России, таких, Гус Хиддинк, Дик Адвокат, задача не из простых.

В последние годы вокруг иностранных специалистов, оккупировавших одну из наиболее функциональных для отечественного футбола должностей, в директивном порядке создавалась аура непогрешимости, гениальности. При этом мы не должны забыть и о деньгах, которые были вложены в голландские и на сей раз в итальянские карманы.

Ведь при Мутко и Хиддинке, когда в стране была высокая цена на нефть, имея уникальную возможность, мы таки не смогли создать эффективную систему подготовки резерва и специалистов по всей стране.

Мы даже не смогли обязать летучих голландцев соблюдать самые элементарные профессиональные обязательства отчитываться перед исполкомом РФС за свою работу. Я уже не говорю о заявлениях Гус Ивановича колесить по стране с целью проведения семинаров для отсталых российских коллег, о разработке детальных программ развития института сборных.

В сухом остатке – ничего, в лучшем случае были две - три поездки в Екатеринбург и Нижний Новгород к губернаторам и общение с прессой.

Помню, как несколько раз наши специалисты и я в том числе, обсуждали с Хиддинком разработанные проекты развития футбола в России и предлагали ему публично поддержать создание того же национального центра футбола в Звенигороде.

Но голландец этого делать не стал, понимая, что придется вступить в принципиальные споры с президентов РФС Мутко. Он этого никогда не делал, даже если президент РФС абсолютно по-хамски разрывал контракт с назначенным по рекомендации самого Хиддинка генеральным менеджером сборной России голландцем Албердой.

Пить капучино в пятизвёздочном отеле Арарат Хайят и следить за ежегодным пополнением банковского счёта от Абрамовича было гораздо спокойнее и приятнее, нежели жестко добиваться рабочих условий для сборной.

Впрочем, сам Хиддинк, открою теперь уже секрет, ратовал за строительство национального центра. Немногие знают, но Гус, к чьей работе я отношусь крайней отрицательно (но не потому, что считаю его плохим специалистом - просто в нашей стране он был больше бизнесменом, чем тренером), по моему приглашению посетил Звенигород. Журналистам предлагаю не полениться узнать, каково его мнение тогда на счёт Звенигорода - думаю, теперь, когда с Россией уже его практически ничего не связывает, Гус будет крайне откровенен. А из нашей совместной с голландцем поездки в Звенигород я до сих пор с улыбкой вспоминаю его реакцию на затраченное на дорогу время. Покинув отель "Арарат Хаятт", Гус очутился в Звенигороде через 50 минут. "Мы что, уже в Польше?" - неожиданно спросил он меня. "Что имеете в виду?" - с моей стороны удивление напрашивалось само собой.

"В РФС Мутко мне сказал, что в Звенигород ехать не стоит - мол, до него, как до Польши; что вообще тут делать нечего!" - с улыбкой заметил голландец. После он выразил своё восхищение детально проработанным проектом "Национальный центр футбола России", изначально даже заинтересовавшись в участии в нём.

Однако спустя время, узнав про настрой главы РФС, он решил не вступать в прения с Мутко - и вернулся к своему капучино...

Хиддинк уже тогда понял, что в России можно работать вахтенным методом: Амстердам — Москва, гостиница «Арарат Хайят», просмотр двух-трех матчей в Москве и обратно домой или в Лондон.

Или вот помню, как он объявил, что не может отказать своему «другу Роме» и будет еще и тренером «Челси». Голландца в этой ситуации понять было можно, он еще тогда понял, что из себя представляет министр спорта Мутко и мог себе позволить пребывать в России по 35 дней в году и Виталий Леонтьевич даже заявлял "пусть руководит сборной хоть по радиотелефону — лишь бы был результат». Бесспорно, результат национальной сборной всегда был важен для РФС, но не менее важны и пути, которыми он достигается.

До какого предела готова была зависеть от «дружб» и личных прихотей голландца Россия? Я совершенно не хочу принизить профессионализм голландца, но превращаться в хиддинкоманов — это значит оглуплять себя.        

 

Здесь был Хиддинк