Друзья Аршавина: «Андрею пришлось что-то убить в себе, чтобы вернуться в «Зенит»
Игорь Порошин встретился в Петербурге с ближайшими друзьями Аршавина - Александром Коробейниковым и Романом Пименовым. Это 2004 год: тогда Аршавин впервые попал на обложку PROспорт. Почему-то захотелось вспомнить этот текст.
Порошин: Удивительный у вас все-таки друг, господа! Вот вчера разговорились с подругой Аршавина Юлей. Спрашиваю: "Куда в отпуск ездили в прошлом году?" А она отвечает: "Отпуск был четыре дня, потом вернулись в Питер - Андрею сессию нужно было сдавать".
Коробейников: Ну, у него есть определенные цели в жизни, кроме футбола.
Порошин: У меня тоже есть определенные цели в жизни, кроме футбола, но когда я в свое время приходил на работу после утренней, абсолютно чайниковской, но при этом довольно интенсивной игры в футбол, я не мог сочинить ни одной фразы. Хотелось спать. Я не понимаю, как можно заставить себя сдавать сессию в отпуск, если 11 месяцев в году ты играешь в футбол.
Коробейников: Это и есть разница между профессионалом и любителем. Вот мы поиграли в футбол, кровь прилила, спать хочется, работать - нет, спать на работе нельзя, вместо работы - обсуждение игры: "Ты куда тогда побежал, почему пас не отдал…" А Аршавин - профессионал: закончилась игра - и забыл.
Порошин: И много еще таких профессионалов, которые по-честному сдают экзамены?
Пименов: Андрей Катульский (бывший защитник "Зенита" - PROспорт, 2013) по-честному учился в Инженерно-экономической академии Петербурга.
Порошин: Еще примеры есть?
Пименов: Я не знаю положения дел в других командах.
Порошин: А ты ведь, Рома, кажется, вместе с Аршавиным учишься в текстильном институте?
Пименов: Да, на технологии дизайна одежды.
Порошин: Вот откуда это прозвище - "дизайнер".
Коробейников: Ну, это прозвище дали люди такого же ума, как один корреспондент, который брал у Андрея интервью. Корреспондент спрашивает: "Скажите, а вы дизайнер?" Аршавин отвечает: "Нет, я технолог одежды". - "Ну хорошо, раз вы дизайнер, тогда объясните такую вещь…"
Порошин: То есть закончит он текстильный институт и сможет устраиваться технологом одежды, скажем, на фабрику "Армани"?..
Коробейников: А ему это надо? Ему это не надо.
Порошин: Зачем же он учится?
Пименов: Во-первых, для расширения кругозора, во-вторых, для того, чтобы разбираться в чем-то помимо футбола. Это важно для самооценки.
Коробейников: Я вроде неплохо знаю Аршавина. Но он по-прежнему меня удивляет. В прошлом году звоню ему после игры с Грузией. Хотел эмоциями поделиться, все-таки из сложной группы вылезли. Спрашиваю: "Ну что, смотрел?" А он: "Нет, уроки делаю".
Порошин: Ай-яй-яй. Как непатриотично, и это говорил игрок молодежной сборной страны.
Пименов: При чем здесь патриотизм? Просто Андрей не зацикливается на футболе. Есть же в мире еще много важных и интересных вещей. Кино, театр, книги.
Порошин: Аршавин и в театр ходит?
Коробейников: Ходит. Правда, по ходу представления ему все время подсказывать, в каком месте смеяться, а в каком плакать.
Порошин: И список чтения тоже вы для него готовите? Что там сейчас по программе?
Пименов: Шекспир, насколько я знаю. Он прочел "Ромео и Джульетту", "Отелло" и движется дальше. Если перед ним стоит выбор - книга или телевизор, - он всегда выбирает книгу. Причем не какое-нибудь фуфло с окровавленными блондинками на обложке.
Порошин: Человеку свойственно, в основном от усталости, иногда жалеть о выборе профессии. У Аршавина не бывает таких сожалений?
Пименов: Он не мог не стать футболистом. Папины гены.
Порошин: Рома, давно вы знакомы с Аршавиным?
Пименов: Десять лет. Мы учились в одной школе, вместе играли за команду "Смена", вместе решали, в какой институт будем поступать.
Порошин: Как он учился в школе?
Пименов: Не так чтобы очень хорошо. На первом месте все-таки был футбол. Но при этом Андрей все схватывал на лету. Он мог прийти на урок совершенно неподготовленным, полным нулем. Посидит, послушает 10 минут - и вместо ожидаемой двойки получает чуть ли не пятерку. Так часто бывало.
Коробейников: Быстро парень соображает. Это на футбольном поле, кстати, очень заметно.
Пименов: Он с самого детства выделялся. Где бы он ни играл, он всегда был на ступень выше своих сверстников. При том что в футбольную школу "Смена" приходят самый талантливые ребята. На него всегда делалась ставка.
Порошин: Мне кажется, что довольно трудно быть Аршавиным в русском футболе. Таким вот маленьким и дерзким на поле. И дело не только в том, что наши поля мало приспособлены для таких игроков. У нас нет, я бы сказал, культурной политики по отношению к таким штучным игрокам, какая существует, скажем, в Испании и Португалии, где Аршавины в некотором роде стали чем-то вроде общего места. В какой-нибудь "Нумансии" есть свой условный Аршавин - парень, который все время что-то придумывает. Ну хорошо, если тебя угораздило родиться в футбольной столице, а попади Аршавин в начале карьеры в команду первой лиги, так его быстро бы остепенили - и свой тренер, и чужие защитники-костоломы.
Коробейников: Аршавина не сломали бы. Во-первых, Андрей очень резкий от природы. Он все время думает на поле, предугадывает ситуацию. Да вот взять хотя бы недавний матч с "Црвеной Звездой". Там человек летел на него сзади с явным намерением убить. Андрей подпрыгнул, человек мимо пролетел и что-то там себе сломал. А, во-вторых, свой тренер быстренько продал бы его в "Зенит" или "Спартак". Я думаю, что талант всегда пробьется. Взять хотя бы Сычева. Парень из Тамбова (на самом деле - из Омска - прим. PROспорт). И уже в 16 лет играл во второй лиге. Сычев, кстати, некоторое время у нас в Питере в школе "Смена" учился. И всем было понятно, какой из него игрок вырастет. Заканчивается тренировка, ребята быстренько собираются и идут гулять. А Сычев ходит по ступенькам лестницы - вверх-вниз - и мячиком жонглирует.
Порошин: Меня вот что поразило. Вчера во время фотосъемок я придумал для Аршавина тест. Я называл парами слова и имена, просил его выбрать что-то одно. В паре Морозов - Петржела он выбрал Морозова. Я был абсолютно уверен, что он выберет Петржелу. Ведь Морозов был тренером, что называется, старой школы. Мог и матерком на игрока прикрикнуть.
Пименов: Он даже Андрея на месяц отчислил. Сказал во всеуслышание: "Аршавин может идти на все четыре стороны". Но при этом Морозов - его первый тренер в профессиональном футболе. В конце концов, после этой воспитательной меры он вернул Андрея в команду и тот заиграл.
Порошин: А разве Аршавин был когда-то невоспитанным мальчиком? Это один из самых интеллигентных, приятных в общении российских футболистов из тех, что мне доводилось встречать.
Пименов: Воспитательная мера в другом смысле. Я не знаю всех подробностей конфликта, но Андрею пришлось что-то убить в себе, чтобы вернуться в "Зенит".
Порошин: Что убить?
Коробейников: То, что присуще тем молодым ребятам, которые теперь бегают на поле рядом с ним, - зазнайство.
Порошин: Но ведь это абсолютно естественная возрастная болезнь.
Коробейников: Верно. У кого-то, как у Андрея, она быстро проходит, а кто-то болеет всю жизнь. Андрея в Питере очень любят, потому что он всегда остается самим собой. С кем бы он ни общался - с тренером сборной или с простым болелой.
Порошин: Кстати, по поводу народного признания. Вас, друзей Аршавина, не задевает, что Кержаков популярнее?
Коробейников: Это справедливо для Москвы. Я работал в Москве, и там действительно по большому счету знают только одного игрока "Зенита" - Кержакова. А для Питера Аршавин значит не меньше, чем Кержаков. Просто к ним относятся по-разному.
Порошин: Мой один знакомый сформулировал эту разницу так. Кержаков больше нравится тем, кто не очень хорошо разбирается в футболе.
Пименов: Правильно человек сказал. Да, гол - это искусство, это - талант. Но гол невозможен без хорошего паса. Если в "Арсенале" заменить их великолепную полузащиту, Бергкампа в особенности, то Анри перестанет забивать. Он и не забивает в последнее время за сборную Франции.
Коробейников: Давайте посмотрим, что станет с Кержом, если рядом с ним не будет Аршавина, давайте вообще посмотрим на "Зенит" в этой ситуации - как он будет играть?
Пименов: Тут дело не в том, что мы как друзья горой стоим за Аршавина. Просто человек, который наблюдает за Аршавиным и Кержаковым по отдельности, а потом пытается сделать вывод, кто из этих двоих лучше, не сможет получить от игры такого удовольствия, как тот, кто оценивает игру как целое. Они одно целое: как можно задаваться вопросом, что лучше - нога или голова?!
Порошин: Почему же наш Бергкамп, когда я его спросил "гол или пас?", ответил "гол"?
Коробейников: Гол - это точка. И пас, пусть даже самый гениальный, забывается в тот же момент, когда кто-то, получив этот пас, промахивается по воротам. Поэтому ему, наверное, тоже хочется забивать голы. Он, кстати, умеет. Вспомним игру с "Црвеной звездой".
Порошин: Стоп. А как же удовольствие от игры? Даже пижонство. Андрей ведь часто пижоне на поле.
Коробейников: Не согласен.
Пименов: Бывает, бывает. Помнишь, когда со "Спартаком" играли. Как раз была ситуация "гол или пас". Вернее, никакого выбора не было. Перед ним пустые ворота - все, забивай. А он возьми и отдай пяточкой пас Кержакову. Керж совершенно не ожидал такого фокуса, вратарь "Спартака" Ковалевски быстрее включился в ситуацию и перехватил пас. Хорошо хоть, что выиграли. А то бы Андрею сильно влетело.
Порошин: Нет ревности у главных героев Питера?
Коробейников: Совершенно никакой.
Порошин: С кем Аршавин больше всего общается в команде?
Коробейников: С молодыми - Быстровым, Денисовым, Власовым, тем же Кержаковым, к теме ревности. Ну и с Радимовым - главным вдохновителем и организатором неформальных корпоративных предприятий.
Порошин: Иностранцы в них участвуют?
Пименов: Конечно. "Зенит" - очень дружная команда. Но просто нельзя же строем по улице ходить. Разделение на компании вполне естественно.
Коробейников: Я бы добавил, что "Зенит" не только дружная команда, но еще и очень свободная.
Пименов: Где-то тренеры сажают команды на сборы чуть ли не за два дня до начала матча, а в "Зените" с приходом Петржелы отношения построены на принципе осознанной ответственности. Иногда мы можем с Андреем провести вместе вечер накануне игры.
Коробейников: Я подчеркну - вечер, не ночь.
Порошин: А что пьет Аршавин во время корпоративных мероприятий? Вернее, так. Я хотел бы не спросить, а поделиться своим предположением. Мне кажется, что Андрей принадлежит к тому поколению наших соотечественников, перед которыми не стоит с гамлетовским драматизмом вопрос "пить или не пить". К тем молодым людям, которые, прийдя в бар, могут хладнокровно заказать стакан сока. При этом в качестве основного напитка, а не запивки. Думаю, времена чудовищного пьянства - как единственной эффективной восстановительной процедуры - уходят в прошлое. И не только из нашего футбола. Мои рассуждения сильно оторваны от жизни?
Коробейников: Все правильно. Поколение Андрея Аршавина - это, возможно, первое поколение профессиональных футболистов.
Пименов: Андрей может позволить себе расслабиться с алкоголем. Но только когда это никак не скажется на его профессиональных результатах - в отпуске, в Новый год. Причем нельзя сказать, чтобы эта дисциплина поддерживалась каким-то усилием воли. Это как при переходе улицы подождать, когда пройдут машины.
Коробейников: Так называемая "проблема режима" отпала сама собой. Просто любой игрок понимает, что сейчас никто не будет за ним бегать с кнутом или пряником. Все понимают, что если ты уйдешь в загул, то твое место быстро займет какой-нибудь парень из Чехии или Нигерии.
Порошин: Знаете, господа, что меня очень смущает? Каким-то слишком безупречным у нас получается Аршавин. Просто готовый сценарий фильма про бойскаута. Не заснули бы читатели. Может, историю какую-нибудь про Андрея расскажете веселую?
Коробейников: Да нам самим надоел этот фарс. Поскорей выключай диктофон - и узнаешь об этом человеке всю ужасную правду.
Жена футболиста Воронина в купальнике
Шекспиршество футбола – Сергей Игнашевич и его жена Наталья ездили отдыхать в Лондон, а Тимур Журавель был их гидом и написал об этом репортаж.
Андрей Аршавин: «Ничего страшного, если кто-то увидел мой голый зад» - Андрей Аршавин пришел на руины питерского стадиона «Кировец», забрался на крышу, вспомнил, как пачкал лицо грязью, и ответил на вопрос – действительно ли он бегал без трусов перед Валентиной Матвиенко.
Девушки в теле - чтобы увидеть Ирину Шадрину в купальнике, не надо дожидаться, пока Бухаров забьет пять голов.
Подпишись на PROспорт бесплатно: