21 мин.

Мистики и практики

Еще по пути в Москву, сидя в аэробусе компании S7, вдруг подумалось, что вокруг предстоящей встречи излишне надушено пафосом. Причем пафосом во многом необоснованным.

Все это напоминало праздник-праздник, который телевидение и газеты устроили перед матчем с Украиной в памятном 99-м. Тогда тоже были статьи-дифирамбы, ролики по Первому (кажется, он тогда еще назывался ОРТ) с видами украинского хутора и голосом за кадром, что-то вроде: «цэ ж нэ я на воротах стояла!»

Да, стоял тогда Филимонов, а не безвестная украинская хуторянка. Кто знает, что было бы лучше для сборной России в том матче...

Перед игрой с Англией журналисты и ТВ-пиарщики были куда как более осторожны в своих прогнозах, но сборная превзошла себя и взяла, хоть во многом на кураже и фарте, три очка у основного конкурента в борьбе за выход на Евро. Патриотичное бурление началось сразу с финальным свистком и продолжалось до окончания матча с Израилем, когда гениальные герои вновь резко превратились для журналистов и болельщиков в косоногих футболеров.

Успехи на Евро были восприняты многими, как нежданно наступивший коммунизм в отдельно взятой стране: вот оно счастье. Для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный. Но два нокаута от испанцев на том же чемпионате и, нельзя не признать, посредственная игра в некоторых матчах отбора на мундиаль должны были бы снизить накал славословий. Но нет, к решающему матчу с немцами, если верить газетам, сборная подошла в образе эдакого парового катка, ведомого свирепым медведем. Читая очередное интервью или статью, ловил себя на мысли, что немцы, как честные люди, сами должны уже разрушить Рейхстаг и добровольно в одностороннем порядке вернуться к условиям Версальского мира.

Меж тем немцы собрали в своем составе крепких мастеров, каждый из которых как минимум не уступал бы своему оппоненту в форме кирпичного цвета. Их тренер уже не первый год планомерно выстраивал из этих суровых ребят сбалансированную команду, способную решать самые серьезные задачи. С какой радости именно хозяев записали в фавориты – было непонятно с самого начала.

Нет, в нашей сборной тоже собраны хорошие игроки. И Хиддинк выступил в роли катализатора пассионарного толчка, сработал мутагеном, если вспомнить Гумилева. Но безусловная вера в то, что Россия должна обязательно обыгрывать Германию, казалась мне чем-то сродни религии – никак не подкрепленной объективными фактами. Можно верить, но доказать не смог бы даже Кант. В конце концов, у немцев своих пассионариев достаточно.

Наша сборная могла выиграть этот матч. Но, положа руку на сердце, шансы немцев казались предпочтительнее. А ведь ситуация – сказка. Выигрывай, и можешь принимать заказы на африканские сувениры, вроде тамтамов из шкур импал (если кто поедет – больше двадцати долларов не давайте).

Футбол в очередной раз растворился в огромной Москве. Ощущения предстоящей битвы на улицах не было. Но стоило заглянуть в более менее приличное заведение – на каждом столике можно было увидеть табличку о том, что он зарезервирован. «Ну хоть табуретку в уголке!» – упрашивал официанток молодой человек в кафе на «Динамо». Но работницы тряпки и подноса были неумолимы: табуретки, даже колченогие, были забронированы еще неделю назад.

Среди болельщиков царили радужные настроения. Опять вспоминалось недоброе, десятилетней давности «Поиграем?»

Перед Лужниками был вежливый(!) ОМОН, многочисленные торговцы дудками, люди, спрашивающие лишний билетик, и люди, билетик предлагающие. Не берусь ничего утверждать, но те, кто предлагали, скорее всего были людьми случайными. А те, кто спрашивали, в глубоких карманах скорее всего и имели пачки нераспроданных. Во всяком случае европейская традиция именно такова. Вот, например, этого несчастного я встретил в Манчестере, а вот он же в Монако. Слабо верится, что это тру фанат «Зенита», страстно желающий попасть на финал УЕФА и Суперкубок.

Болельщики разукрашивали себя, кто как мог...

...кто как мог...

...кто как мог.

Немцы хотя и были в предсказуемом меньшинстве, высадили очень внушительный десант. Вокруг Лужников они передвигались группами по трое, словно теперь им кураторы раздавали соответствующие памятки. В отличие от уверенных в победе хозяев, гости на вопрос о победителе скромно потупливали взор и рассуждали о равных шансах.

Немцы с удовольствием фотографировались сами и немного работали микки-маусами, позволяя сфотографироваться с собой.

Наиболее озабоченным перед игрой выглядел Виталий Леонтьевич. Словно он что-то знал. Или чувствовал. Или чувствовал, что знает.

А может быть, в этот момент он искал того, кто согласовал предматчевое шоу. Мое рабочее место оказалось рядом со сценой, с которой в определенный момент понеслась такая беспардонная попса, что меня, человека до спинного мозга рок-н-рольного, просто вымело к трибуне А, благо возле нее это пение ртом воспринималось уже невнятным шумом. Что говорит, как бы, о профессиональном подходе к делу со стороны звукооператоров.

Собравшись с духом, подошел поближе. Как это называлось – не помню, очевидно какой-то клон «Ранеток». Они тоже играют круче Хендрикса, судя по всему.

Солист группы «Дискотека Авария» пытался изобразить медведя со своей футболки. Почти удачно.

Заканчивая лирическое отступление, отметим этот коллектив. Если бы не объявление ведущих и знакомый голос отсутствующей на сцене Жанны Фриске, никогда бы не подумал, что это – тоже «Блестящие». Вообще гениальная идея: людей, которые знают, как сейчас выглядит этот проект – минимум, так что по городам и весям можно пускать десятки составов, благо ничто не ново под Луной. О «Ласковом мае» как раз сейчас вот не дают забыть окончательно.

В чем нельзя упрекнуть организаторов, так это в невнимании к инвалидам. Не только немецким: практически все нижнее кольцо было заставлено колясками.

А ВОБовские дежурные всколыхнули детские воспоминания о похоронах Андропова. Не хватало только меховых шапок.

Вообще с болением случился почти полный провал.

Большие полотна, изображавшие лангольеров, атакующих ниндзя-футболиста, призывали поддерживать команду, обещая 84745 голов, если верить информации о вместимости «Лужников». Но на деле поддержкой отметилась только трибуна В, да и у той КПД был весьма низким. Невнятный гул и унылые дудки сопровождали игру со стартового свистка. Попытки фанатского ядра завести тех, кто с такими боями вырывал себе желанные билеты, потонули в болоте Большой Футбольной Семьи.

Предматчевое шоу было пронизано пафосом, но трибуны проглотили его без лишних эмоций. Складывалось полное впечатление, что для большинства людей на трибунах А, C и D сам поход на такой футбол означает – жизнь удалась. «Колян, я на матче, прикинь!» – «Светка, а я сейчас в таком месте!»

До последнего мне казалось, что это утка в стиле КП. Но нет, на трибуне С все же растянули огромный баннер с изображением Родины-Матери. Мне сложно понять, что творилось в головах ответственных за перформанс, а также тех, кто его согласовал. Возможно эти люди (учитывая всем известные взгляды) не видят разницы между принципиальной игрой и святыми для большинства вещами. Уж сколько пережил плакат Тоидзе. И ревизионисты-резунисты его приплетали для своих теорий, теперь вот РФС и ВОБ... Если это такой юмор, то он очень сомнительный, на мой взгляд.

Немцев весь этот шум не напугал ни капли. У них был собственный план на игру, в котором давлению трибун, случись такое, не было места. Лев доказал, что он очень хорошо изучил игру сборной России, но главное – он прекрасно знал слабые места соперника на сегодняшний момент. На давно не игравшего Жиркова тренер бундесманншафт оставил фактически одного Швайнштайгера, а активность Быстрова и Анюкова была нивелирована тем, что в помощь Ламу, который вполне способен закрыть фланг и один, был отряжен сын турецкоподданного Месут Озил. Эта ставка и сыграла в полной мере.

Озил и Швайнштайгер не засиживались на своих флангах. По ситуации они менялись позициями, при этом не стесняясь выступать в роли инсайдов, что вкупе с парой нападающих создавало мощный атакующий кулак. На левом фланге не имеющий игровой практики Жирков ничего не мог противопоставить оппонентам, единственный опорный Денисов разрывался по всему широченному фронту атаки немцев.

Вообще если сравнивать персоналии, то предматчевые заявления наших журналистов и специалистов о превосходстве россиян во всех линиях выглядят как-то странно. Игрока уровня Швайнштайгера в нашей сборной просто нет. Фигуры, столь значительной как Баллак – тоже. Да, есть Аршавин, но он далеко не всегда способен нести бремя лидерства. И игрок он все же специфический: не его конек – большой объем работы. А тот же Швайнштайгер способен таскать мяч по полю все 90 минут.

Если сравнивать защитные порядки, то преимущество немцев тут бесспорно. Слабое звено – Боатенг – вполне компенсируется великолепной парой центральных защитников и немецким прототипом Анюкова – Ламом. И при этом в первом тайме был вчистую проигран центр поля. Такое ощущение, что давление немцев оказалось для Хиддинка сюрпризом, и действия нашей полузащиты в обороне напоминали хаотичное отступление.

На запоротый момент Быстрова немцы ответили, казалось бы, смертельным ударом, заблокированным Игнашевичем. Но чувство гола не покидало меня минуты с пятнадцатой. Увы, но гола в наши ворота. Гости раз за разом растягивали нашу оборону, владея не территориальным, но тактическим преимуществом.

При этом самое страшное заключалось в том, что немецкие полузащитники с пугающей периодичностью обыгрывали оппонентов один в один, моментально создавая перевес на участке атаки. В этот период матча игра сборной России разбилась на отрезки: судорожная оборона перемежалась с паузами для отдыха. Осмысленных атак почти не случалось.

Я не слышал и не видел, была ли подсказка Хиддинка, но в какой-то момент Зырянов опустился чуть ниже, на некоторое время сбив накал немецкого давления. Увы, но у зенитовца было что-то личное к Баллаку, который выдергивал соперника из центра на фланг, вновь освобождая зону перед штрафной. Зырянов – игрок опытный, но харизма Баллака работала как дудочка Нильса.

Кстати, опять говорящий кадр: план Лева во всей красе. Анюков занят Ламом, Быстров отыгран, и с Озилом играет Денисов, у которого вообще-то своей работы непочатый край. Последний никак не может занести себе матч в актив, но его и бросили в самой горячей зоне одного. С заданием посадить сорок розовых кустов и почистить медные котлы, пока все будут кружиться на балу молниеносных атак.

Все это привело к закономерному, увы, итогу: нелепая потеря мяча Жирковым на одном фланге, нелепая потеря мяча Быстровым на другом, обыгрыш Озилом Денисова через пас, и Клозе из-под Игнашевича забивает в пустые.

В этот момент Хиддинк решается на перемены в игре. На мой взгляд, делать это надо было раньше, но не мне принимать решения. Тем более что «свой взгляд» у меня окончательно сформировался только через сутки. Голландец переводит Быстрова на левый фланг. Он перестает мешать Анюкову и несколько связывает Швайнштайгера, которому теперь приходится смотреть, что у него делается за спиной. Тем более что от Жиркова никакой угрозы защите немцев не исходило в принципе. Оголившийся правый фланг пытается заткнуть Семшов, что никак не облегчает участь Денисова, которого по-прежнему накручивает Озил.

В перерыве Хиддинку было над чем подумать. Отыгрывать мяч у немцев – задача та еще. Тем более забивать не один, а минимум два. Лев приехал играть по результату, что он и продемонстрировал в первом тайме. Трибунам оставалось только молиться на голландца.

Увы, но второй тайм удивил прежде всего бессилием тренера. Кандидатура Кержакова в стартовом составе сейчас – основная претензия Хиддинку. Мол, совсем зачах в блеклом «Динамо», зачем его на матч сборной. Но в том-то и дело, что других кандидатур у тренера сейчас практически нет. Вялый без игры Жирков подразумевает полузащитника над ним. Менять его на Янбаева? Так Швайнштайгер вытворит с ним такое, что и в немецком кино показывать не рискнут. Янбаев был хорош в подключениях в матче с Уэльсом, но даже с валлийцами он несколько раз неуверенно оборонялся. С Швайнштайгером ему просто не хватит опыта. Отсюда и желание насытить центральную зону Аршавиным, который бы выводил нападающего на удар, действуя из глубины. И быстрый Кержаков тут был бы лучшей кандидатурой из имеющихся. Павлюченко не играет, Погребняк никогда не был «бегунком». А вот от замен Хиддинка веяло какой-то мистикой. Словно он истово верил в чудотворную силу выхода Торбинского направо и Павлюченко в атаке.

При этом Быстров против Боатенга – этот ход оправдался полностью. Немецкий гонец из Ганы был недостаточно быстр, оппонент доносил весть до штрафной гостей куда как скорее.

Но проблема завершающих ударов – это наше национальное. Увы.

Активность Быстрова выключила из игры Боатенга. Швайнштайгеру пришлось чаще опускаться за мячом назад. Но в отличие от Быстрова Швайнштайгер куда как более полезен в защите.

Вообще если просматривать голую статистику, то казалось бы – и ударов больше, и угловых. Но хозяева проигрывали гостям в первую очередь в борьбе. Не из-за отсутствия желания, нет. Просто немцы лучше умеют бороться.

И опять же: Лев привез команду, которую он создает уже давно. И эта команда не строится вокруг одного исполнителя, что становится проблемой сборной России. Не будет выдающегося результата, если вся игра будет крутиться вокруг настроения одного Аршавина. И тут: сыграли с «канониром» максимально плотно, и не нашлось иного подносчика снарядов. Дали чуть пространства после удаления Боатенга – что-то начало получаться, но уже поздно.

Бузакка, кстати, отсудил странно. То есть Боатенга-то он удалил за дело, тут разговоров быть не может.

Но как без карточки обошелся Быстров – вопрос. Может, из-за того, что тот сказал рефери, мол, я тебя запомнил. Будешь у нас в Луге – не жить тебе.

Швайнштайгер, конечно, обещал «вписаться», если что, но Бузакка ему не поверил и Боатенга удалил. Потому как шансы, что в Луге одновременно окажутся и Бузакка, и Швайншайгер, неумолимо стремятся к нулю.

Вот кого не испугаешь ни Лугой, ни Бирюлево, так это Баллака, который тоже вполне бы мог схлопотать «горчичник» за посторонние разговоры на поле.

Вот так хваля игру немецкой сборной, я отнюдь не имею в виду, что мы не могли выиграть этот матч. Могли. Но для этого надо было играть чуть выше собственных возможностей, чуть интереснее, нежели запланировал Хиддинк. Тем более что после того, как команда получила преимущество в игрока, его вполне можно было бы разыграть. Но комбинаций, именно осмысленных комбинаций было мало. Пару раз немцев удавалось подловить на том, что они увлекались атакой в меньшинстве, и Аршавин разгонял ответное наступление. Но полноценной осады так и не получилось.

По этой игре стало ясно, что переход в «Челси» – это, возможно, грандиознейшая ошибка Жиркова. Если, конечно, тот же Малуда не уйдет в ближайшее время в условную «Барселону». От этого трансфера потерял и Жирков, и ЦСКА, и сборная.

Один из самых спорных эпизодов матча: Баллак заваливает Аршавина в штрафной. С моей точки это было видно прекрасно: нападающий был на мяче первым, полузащитник толкал его в спину.

Бузакка уверенно разводит руки в стороны: играем. При этом на участников эпизода он смотрит так, словно видит их в первый раз. Еще чуть-чуть и спросит: «Где я? Кто все эти люди?»

Баллак привычно хамит. И питерский ответ рэпперу Сяве: не читал Бальзака? Это самое... На-ка!

Но нет, Баллак вкратце рассказывает Аршавину содержание «Гобсека», так что приходится признать его культурным человеком. Что не отменяет трех очевидных ошибок судьи в этом эпизоде: непоставленный пенальти и непоказанные карточки Аршавину и Баллаку.

Второй спорный момент произошел под самый конец матча, когда Быстров был снесен в штрафной настолько откровенно, что отсутствие свистка в этом эпизоде можно списать только на внезапно случившееся с Бузаккой Просветление. Какие тайны мироздания открылись рефери, я не знаю, но вот Быстров точно понял, что теперь Бузакка не боится ни Луги, ни Бирюлево, и покажет карточку, стоит только открыть рот.

Финальный свисток возвестил о том, что немцы могут заказывать экскурсию в Крюгер-парк, смотреть слонов и зебр. Но радуются они не этому.

Немецкая сборная с удовольствием поздравила со своим выходом в финальную часть мундиаля своих болельщиков, национальное достояние – компанию «Volkswagen» и сборную России на электронных баннерах.

Немцы радовались аккуратно, испытывая некоторую неловкость.

Наши фанаты расстраивались в большинстве своем как-то походя. Ну проиграли, ну и черт с ним. Вряд ли кое-кто пытался сжечь «Лужники» от большого горя.

Немцы могут отдыхать. Нам же предстоят два стыковых матча (встречу с Азербайджаном можно рассматривать уже как игровую тренировку), в которых доля случая опасно велика. Об этом стоит помнить и Хиддинку, который, похоже, слишком уверовал, что он баловень судьбы. Так вот прошедший матч показал, что фортуна умеет дарить улыбки и нашим соперникам. Да и в принципе – любит тех, кто делает больше для привлечения ее внимания.

P.S. Интересно, а если в стыках нам выпадет играть с Украиной, за кого будут петь они? Или сначала на одном стадионе, а потом на другом?