Тагил не рулит
Семь лет назад нижнетагильский "Уралец" снялся с первенства зоны "Урал-Поволжье" второй лиги по прошествии восьми туров. В год своего шестидесятилетия. Город с населением 360 000 жителей, крупнейший индустриальный центр лишился большого футбола. От клуба отвернулись все и он просто тихо умер. Видели на улицах немощных стариков, которых родственники просто выставили на улицу, не удосужившись пристроить хотя бы в дом престарелых, хотя сами они люди небедные? "Уралец" попал в ту же беду.
Градообразующее предприятие НТМК входит в холдинг "Евраз-групп", который контролируют структуры Романа Абрамовича. Глубоко небедный комбинат с ежегодной прибылью в несколько десятков миллиардов рублей. Для содержания клуба российской второй лиги вполне хватает 40 миллионов, но ФК "Уралец" для металлургического гиганта не представляет никакого интереса, для чего ему нужен такой непрофильный актив? Где Тагил, и где Лондон?
Другой монстр тагильской промышленности - "Уралвагонзавод". Всем известно, что большей частью он занят производством не вагонов, а танков. Мировой, в общем-то бренд, с миллиардным оборотом. "В бюджете расходов социального характера не предусмотрены денежные средства на оказание благотворительности", - сообщает руководство УВЗ футбольному клубу. Спонсорство? Не, не слышали. У нас и на благотворительность-то денег нет. Да, и вообще, наша задача - поддержка гаранта конституции. А он нам про футбол ничего не говорил!
Идея по возрождению профессионального футбольного клуба в Нижнем Тагиле возникла в Министерстве по физической культуре и спорту Свердловской области, и с началом сезона 2011/12 в первенстве России среди клубов ЛФЛ в зоне "Урал и Западная Сибирь" появился созданный с нуля ФК "Уралец-НТ". Основные средства на содержание клуба перечисляют городские власти, оказывают поддержку и немногочисленные спонсоры. Бюджет клуба и по сей день более, чем скромный.
В прошлой жизни "Уралец" проводил свои матчи на одноименном стадионе (вместимость 8300 зрителей), что находится в районе Тагилстрой. Принадлежит он всё тому же НТМК и арендовать его Генеральному директору клуба Сергею Ионасу категорически не по карману. Пришлось играть на недвижимом активе администрации Тагила - расположенном в Центре города стадионе "Юность". Поле на нем натуральное, естественно, без подогрева. Весною футболисты из непросохшего газона уже в первые минуты матча устраивали пашню, но деваться некуда!
Вход на стадион "Юность" со стороны улицы Мира
Понятно, что панацеей для игры в футбол в условиях уральского климата является искусственное поле. Светлый миг, когда оно появилось в Нижнем Тагиле настал 25 сентября 2012 года, когда на стадионе «Высокогорец» состоялась торжественная церемония его открытия. На строительство было затрачено 15,7 млн руб., из них 7,2 млн – из бюджета города. Живи да радуйся теперь? Ничуть не бывало!
В конце апреля, когда "Уралец-НТ" готовился к домашней игре, корреспондент агентства новостей "Между строк" Егор Бычков посетил его новую "арену" и побеседовал с руководителем клуба Сергеем Ионасом. Зрелище ему предстало апокалиптическое, надо сказать. Далее в тексте поста - его репортаж:
---------------------------
"Стадион "Высокогорец" находится в пойме реки Тагил. Как выяснилось, добраться до него не просто. Что будет после обильного дождя - тяжело представить. Дороги нет.
Съезд на парковку:
Центральный вход на стадион:
Кто-то оставил свое мнение об увиденном прямо на заборе стадиона:
Вход в манеж:
Президент клуба Сергей Ионас присутствует практически на всех тренировках команды:
Искусственное покрытие поля, пожалуй, единственное новшество на стадионе.
Состояние трибун оцените сами:
Часть трибун и вовсе огорожена защитной лентой и недоступна для болельщиков:
В таких условиях принимает соперников из других городов тагильский футбольный клуб. Состояние стадиона - не единственная проблема команды. Гораздо более острый вопрос - финансирование. Чиновники не раз заявляли, что тагильский "Уралец-НТ" может занять место екатеринбургского "Урала", в случае выхода последнего в Премьер-лигу Чемпионата России. "Урал" - в Премьер-лиге, но президент "Уральца-НТ" Сергей Ионас заявляет, что в ближайшее время у клуба нет возможности перейти даже во вторую лигу.
- Сергей Иванович, какие требования предъявляются для игры во второй лиге?
- Главный вопрос - финансирование. Нужен подходящий стадион, который должен получить лицензию. Нужно увеличивать штат тренеров и прочего персонала. Нужна служба охраны. Нужен автобус. Нужна своя футбольная школа. Из вышеперечисленного у нас нет ничего.
- От города получаете финансирование?
- В этом году из бюджета города получили 800 тысяч рублей, как и в прошлом.
- А сколько денег надо для существования команды?
- В среднем, у команд нашей лиги, бюджет на уровне 20 млн рублей в год. У нас он в несколько раз меньше на сегодняшний день.
- Знаю, что вы разговаривали на тему "Уральца" с руководством города. В частности, с Сергеем Носовым (мэром Н-Тагила, - прим. А.К.) и главой спорткомитета Дмитрием Язовских. Они какие пути выхода из сложной финансовой ситуации команды предлагают? И вообще, хотят ли они сохранить команду?
- Прямого отказа мы не получали. Но я, если честно, не вижу, чтобы кто-то был заинтересован в существовании команды. Все заканчивается на стадии разговоров. Обращались по тому же автобусу для выездов - пока помощи нет. Если финансирования не будет, команда прекратит существование. Не потянуть. В ту же Тюмень съездить - только за автобус надо 60-70 тысяч отдать. А ведь еще нужно всех накормить, форму купить, зарплату заплатить.
- А какая зарплата у тагильских футболистов?
- Десять тысяч рублей. А ведь у большинства игроков есть дети и семьи.
- А как обстоят дела у команд из других городов? Им помогают местные власти?
- В большинстве случаев, да. У команд из Кургана, Уфы, Тюмени, Магнитогорска таких проблем, как у нас, нет. Или взять маленький городок Аша - население всего 40 тысяч человек, но они содержат команду. Более того, у них прекрасная инфраструктура: три поля (одно из которых с подогревом), гостиница там же и т.д.
- Аша в 10 раз меньше Тагила и там финансируют команду. Почему у нас не так?
- Не знаю. Не понимаю, почему к спорту в Тагиле такое отношение - все сброшено на предпринимателей.
- Зачем городу, по вашему мнению, нужна команда?
- Команде почти 70 лет. У нее большие традиции. Столько чемпионов воспитанно: Канунников, Шатов, Матвеев - тренер екатеринбургского "Урала" сейчас. Футбол - самый распространенный вид спорта. Здесь за три месяца, пока мы тренируемся, много детей прибавилось в отделении футбола, потому что они увидели, куда стремиться.
- Раньше команде помогал НТМК. А сейчас?
- Обращались к ним несколько раз, Писали письма. Ответ: "В бюджете не заложена вам помощь" Аналогичные ответы поступают и от других предприятий. Отказал в помощи Уралвагонзавод, например:
И "Антолл" тоже:
- Вы пишите письма предприятиям и областным чиновникам. А Администрация Тагила пишет письма с просьбой о выделении средств "Уральцу" в Правительство, губернатору, в Москву?
- Я не знаю. Мое мнение, если бы просили - дали бы.
Наш разговор с Сергеем Ионасом проходит в одной из раздевалок стадиона. Здесь тоже давно не было ремонта.
Это единственная рабочая душевая. На трех человек.
"Мы ждем, пока помоется команда гостей, потом сами идем. В нашей раздевалке душ не работает", - говорит Сергей Ионас
Покупка ворот для стадиона - непозволительная роскошь. Поэтому их варят здесь же из подручных материалов:
За комментариями по ситуации с клубом и состоянием стадиона мы обратились к начальнику управления по развитию физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Дмитрию Язовских.
Начальник городского спорткомитета сообщил, что город будет помогать команде и планирует вывести ее во вторую лигу. Но... нужно немного подождать. По крайней мере, в 2013-м году никаких существенных финансовых вливаний из бюджета города ни в стадион, ни в футбольный клуб не предусмотрено. "Все претензии по поводу состояния стадиона обоснованы. На уровне Главы города было проведено совещание, где было принято решение в течении трех лет привести стадион в соответствие для игр второго дивизиона. Будем работать в этом направлении. В ближайшее время придется обходиться своими силами. Серьезные вложения планируются только в 2014 году", - рассказал Дмитрий Язовских Также в спорткомитете рассчитывают на помощь тагильских депутатов. По словам Дмитрия Язовских, "депутатские миллионы" двух народных избранников - Олега Бахтеева и Вячеслава Малых могут пойти на ремонт стадиона. На эти деньги планируется отремонтировать душевые и раздевалки, а также установить пластиковые окна. В будущем, по словам чиновника, в реконструкцию стадиона может быть вложена ни одна сотня миллионов рублей. "Сергей Константинович Носов сказал, что мы будем приводить муниципальный стадион в соответствие и развивать его. Мы сделаем все, чтобы тагильчанам было не стыдно приходить туда".
Ну а пока тагильчанам и футболистам "Уральца" придется довольствоваться тем, что есть.
Источник (Егор Бычков)
----------------------------------------
Тяжело приходится клубам российской глубинки в последее время, они или еле сводят концы с концами, или просто уходят с футбольной орбиты. Сколько их исчезло за последние годы? Буквально за эту весну сгинули "Горняк" (Учалы), "Спартак" (Тамбов). Отказано в лицензировании барнаульскому "Динамо". Героически отстоявший свое место в ФНЛ новокузнецкий "Металлург-Кузбасс" запросто может начать сезон в любительской лиге. На каких счетах лежат эти чертовы деньги, кому упасть в ноги? Может, спросить у эффективного менеджера Газзаева, как их тратить и где их взять? Да вы и так знаете. И не только в "Газпроме".
Можно сколько угодно талдычить о том, что наш чемпионат входит в пятерку, или там, в шестерку лучших в Европе. Чемпионат кого, шестнадцати команд РФПЛ из 12 городов огромной страны? Можно-можно, но вот этот опрос и выступление в Израиле нашей молодежки, которая должна быть "заточена" под ЧМ-2018 говорят о другом. Думаете, 1:5 от Голландии, это исключительно происки французского судьи? Да во всем этом королевстве Нидерланды лишь три города больше Тагила - Амстердам, Роттердам и Гаага. И ни одного, ни единого "Высокогорца".
Никто не построит за нас базис, основу. Ни Хиддинк, ни Фуиддинк.
Пока сами не возьмемся. И РФС, и Министр спорта, и те, кто ему дают.
И, пожалуйста, не за бадминтон...
п.с. «Союз болельщиков Урала» при поддержке Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, футбольного клуба «Урал» и компании сотовой связи "МОТИВ" проведет мини-футбольный турнир среди болельщиков под девизом «Возрождение футбольного клуба «Уралец». Турнир состоится 15 июня на стадионе "Высокогорец" в Нижнем Тагиле, улица Красноармейская, 84.
Просто надо перестать думать, что всё решаем не мы здесь, а кто-то там наверху. Это не так. Но в России почему-то все свято в этом уверены и никто не хочет сам ничего делать, лучше пожаловаться на тяжёлую судьбу и пооббивать пороги чиновья. Это пережитки гнилого советского прошлого. По крупицам эта рабская психология из сознания людей уходит, и когда-нибудь уйдёт совсем.
Если в 360-тысячном городе сами болельщики жмутся даже этого - значит клуб им и не нужен реально, всё это демагогия.
А все эти городские департаменты спорта давно надо разогнать нафиг. Они дармоеды по всей России, лишь осваивают выделяемое бабло и не делают нихрена. Страну нам давно пора поднимать снизу.
1) Билеты. 26 домашних матчей регулярки, на каждом Арена-2000 заполняется почти до отказа, это по 9 000 болельщиков. Билеты стоят от 350 до 1000 рублей (средняя цена - 600 рублей) - http://hclokomotiv.ru/tickets/
Итого с билетов клуб имеет 26*9000*600=140,4 млн руб (или 4,68 млн $). Это только с регулярки. Если клуб играет в плей-офф - цены за каждый матч ещё увеличиваются. В среднем за сезон с плей-офф получается 5-6 млн $
Расходы тут с каждым годом всё меньше, так как много абонементщиков (получил свою пластиковую карточку в начале сезона и всё, никаких распечаток билетов и оплаты работы кассиров не нужно), плюс билеты можно заказать на сайте в режиме он-лайн и распечатать на своём принтере. Это удобно, не нужно никуда идти и стоять в очереди. Этим пользуются всё больше людей
2) Пиво. На хоккее, в отличие от футбола, пиво разрешено продавать. А на Арене-2000 есть свой маленький пивзавод, где Арена (принадлежащая РЖД, как и клуб) производит своё пиво. Себестоимость производства низкая. Деньги на транспортировку, посредничество, тару или рекламу тратить не нужно. А продаётся пиво на Арене-2000 по цене 100 руб за стакан.
В среднем за матч выпивается около 3 тысяч литров (6 тысяч стаканов). 6000*100*26=15,6 млн руб с пива в регулярке. Плюс ещё плей-офф. Получается 20 млн руб в среднем за сезон.
3) Прочий кейтеринг. Питание на Арене-2000 одно из лучших в КХЛ, есть разнообразные горячие блюда, закуски, фастфуд, салаты, есть в продаже водка и коньяк. Люди питаются много и часто, очень удобно после работы приехать на хоккей и прямо там качественно поужинать. В итоге получается, за вычетом расходов те же 20 млн руб среднего дохода за сезон.
4) Атрибутика. Она широка и разнообразна. Работает интернет-магазин атрибутики - http://shop.hclokomotiv.ru/ Количество наименований товаров и их цены можете посмотреть сами.
Есть даже гель для душа и жидкое мыло ХК Локомотив - http://shop.hclokomotiv.ru/homeware/151105/
Хотя больше атрибутики реализуется пока конечно не через интернет, а в дни матчей. Плюс самая популярная продукция (шарфы, футболки, маленькие подушки и плюшевые игрушки) есть в торговых центрах города и в магазинчиках на заправках. В сумме всё даёт доход примерно 40-50 млн руб в год.
5) Спонсоры. Клуб очень популярен в городе (по российским меркам. По Европе это самая обычная популярность), поэтому интересует многих спонсоров для извлечения своей выгоды. Не назначенных (как РЖД и аффилированные с ними структуры), а большие иностраннные компании, такие как Reebok (кроме спонсорства и участии в продаже некоторой атрибутики, полностью экипирует клуб) и Panasonic. В частности, плакаты с бритвами Панасоник и игроками Локомотива висят на рекламных щитах во многих городах, а также в московском и питерском метро - http://instagram.com/p/TfKKGOE3WE/#
Суммы спонсорских контрактов Рибока и Панасоника мне неизвестны, но думаю что доходы клуба здесь точно больше 50 млн руб.
6) Прочая реклама на льду, бортах, видеокубе и LED-строке по периметру чаши Арены-2000. Тоже сумма неизвестна, там много всего рекламируется общероссийского и местного масштаба. Думаю, тоже клуб в накладе не остаётся и где-то 50 млн руб. там есть.
7) Кроме этого, на Арене-2000 во все дни работает ресторан, боулинг, каток для массового катания (даже летом), на катке работает платный фотограф, есть услугу по заточке коньков, аренде клюшек и ворот. Есть конференц-зал, корпоративное обслуживание. Несколько раз в месяц Арена принимает концерты поп-звёзд, и вообще Арена в 2011 году стала первой полностью самоокупаемой ледовой ареной России, что следует из отчётов - http://www.arena.yar.ru/ob-arene/investoram/
Подробнее о матчдее можно почитать здесь - http://www.sports.ru/tribuna/blogs/atribut/291168.html
Ну и кроме того, болельщики ХК Локомотив сами собрали деньги на народный памятник погибшей команде.
Вообще в целом у нас хоккей намного более цивилизован и современен, чем погрязший в коррупции футбол. А КХЛ - самая профессиональная и цивилизованная лига всего постсоветского пространства.
Просто потому, что там не жалуются на обстоятельства, а засучивают рукава и работают. И добиваются многого.
И вы сами привели ссылку на то, как недавно зарплатные ведомости КХЛ официально были открыты, и лига с каждым годом становится всё чище и прозрачнее. Футболу в целом (и отдельным его представителям) до такого уровня как до Луны. В футболе всё ждут чего-то.
А так кому этот клуб будет нужен? Прийдет на нее поглазеть 500-1000 человек раз в неделю, только из-за них дотировать миллионами провинциальному городу? Если эти 500-1000 человек не готовы оплачивать билеты по такой цене, чтобы содержание клуба окупалось, то в чем смысл существование клуба? И не надо рассказывать что все бедные и ни у кого нет денег на билеты. Нет денег-нет клуба, и все честно. Все-таки футбольный клуб не самая насущная потребность
А ещё есть другие доходы клуба - пиво, кейтеринг, атрибутика, спонсорские контракты, продажа рекламных мест, программки и реклама в них, телеправа. Путей для получения денег - масса.
Хоккейному Локомотиву всего этого хватает, чтобы отбивать 30-40% своего бюджета. Причём, если бы не было этого тупого лимита на легионеров (навязанного из ФХР) и российским игрокам не надо было бы переплачивать - расходы бы сильно снизились и отбиваемость составила бы больше 50% бюджета.
Или мы живём в какой-то другой России? Просто работать нужно с болельщиками, и не только с ними, а не ныть.
Ну и генменеджеры клубов должны быть профессионалами, а не друзьями губернаторов, посаженными на должность только для попила бабла.
Я извиняюсь за множество ссылок на ХК Локомотив, но этот пример мне очень близок, и именно такая работа с болельщиками и приводит к большому ажиотажу вокруг спортивной команды в городе:
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ivankostyaev/389852.html
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ivankostyaev/402704.html
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/atribut/291168.html - (особенно то место где про программки написано)
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/atribut/122160.html
Это всё возможно в России. И люди имеют деньги, и готовы их тратить на развлечения. Ищут буквально, кому бы свои деньги отдать.
Пример с кинотеатрами тут правильно привели, индустрия кинопроката это поняла и в последние годы выросла в России в несколько раз по объёму выручки.
Почему же спорт во многих городах не может подобного предложить людям? Может просто не хочет жопу поднять во многих случаях?
В Минске был пример - в старый дворец ходило по 2-3 тысячи на матчи с горем пополам. Потом они построили Минск-Арену на 16 тысяч, полностью изменили маркетинговую работу - и огромная арена стала забиваться под завязку на каждом матче. За какие-то полтора года сделали рывок средней посещаемости с 2,5 тысяч до 15 тысяч зрителей.
И в футболе всё так же. Пока вы с убогим стадионом, без всякого сервиса и плана маркетинговых мероприятий ходите с протянутой рукой - естественно вы никому не будете интересны, вы лишь обуза для всех. Финансирование вас будет равносильно выкинутым деньгам впустую, без всякой отдачи.
Вы покажите лучше, что вы можете, какой продукт готовы предложить и поэтапно его улучшайте - и тогда все к вам постепенно потянутся: и болельщики, и спонсоры.
Нужно ходить и убеждать всех вкладываться в постройку/реконструкцию стадиона в Нижнем Тагиле, убеждать менять механизмы существования спорта. Долго и планомерно убеждать, почему это им же, инвесторам, будет выгодно, и что они потом от этого получат, и что именно вы готовы за всё это взяться.
Поймите, что люди хотят получить - и делайте это для них. А не пытайтесь сначала сделать что-то своё (не оценив насколько это нужно остальным), а потом стараться выбивать под это дело копейки.