Красно-черная судьба Массимо Оддо
Воспитаннику молодежного сектора "Милана" пришлось строить свою карьеру в основном вне родного клуба. За исключением короткого периода, увенчанного громким титулом - Лигой Чемпионов-2007.
Журнал TMV Magazine в большом интервью с Массимо Оддо вспоминает все этапы его долгой и насыщенной карьеры.
Он выиграл всё - на уровне как клубов, так и сборной. Хотя в такое развитие событий, в определенные моменты своей карьеры, вряд ли верил он сам. Потому что Массимо Оддо проделал путь наверх с самого дна, годами скитаясь по арендам и играя на пыльных полях серии С - там, где большинству суждено сгинуть навеки. Но он поднимался постепенно, проходя один за другим все этапы итальянского чемпионата. И в 2006 году стал обладателем самого главного титула, выиграв со Скуадрой Адзуррой Чемпионат мира в Германии. Спустя год пришел еще один немаловажный титул - Лига Чемпионов. Повесив бутсы на гвоздь, теперь уже бывший защитник "Милана" описывает нам всю свою карьеру - от дебюта в молодежном секторе россонери до амбициозных планов на будущее.
- Массимо, футбольное будущее было для тебя предопределено, учитывая профессию твоего отца. Как это отразилось на твоем детстве? Вы ведь постоянно переезжали...
"Да, все действительно так. Мой отец был учителем физкультуры, а также футбольным тренером на любительском уровне. Он даже побеждал на межобластных соревнованиях. Я полюбил футбол, наблюдая за ним. И в возрасте пяти лет я, вместе с братом, который на год старше, начал посещать футбольную школу. Я играл в команде "Ренато Кури" из моей родной Пескары, которая на молодежном уровне очень сильна. Мы с ней даже побеждали в молодежных чемпионатах. Чтобы получить представление об уровне ее традиций, достаточно вспомнить ее выпускников: Гроссо, Фальконе и Д'Аверса".
- А как ты попал в молодежный сектор "Милана"?
"Самое интересное, что я должен был оказаться в "Луккезе". В то время это была команда Серии Б с отличным молодежным сектором. Они позвонили мне и позвали на просмотр. Я им сразу же понравился, и вопрос был практически решен, даже с экономической стороны. Планировалось, что я год поиграю в Примавере, после чего отправлюсь прямиком в первую команду. Но аккурат в тот день, когда я должен был официально стать игроком "Луккезе", на меня вышел "Милан", предложив прийти на просмотр в Парме. Я долго не думал и сразу же отправился туда. Просмотр прошел отлично. Мне было шестнадцать с половиной лет".
- Ты и болел тогда за "Милан"?
"Скажем так, я ни за кого серьезно не болел. В детстве симпатизировал в большей степени клубу своего родного города - "Пескаре".
- Что тебе вспоминается из периода "миланской" Примаверы?
"Там были такие игроки, как Коко, Брокки. Тренером был Морини. Сначала я выиграл национальный чемпионат с вторым составом Примаверы (Чемпионат Данте Беретти), затем попал в первый состав. И оттуда берет свое начало моя карьера профессионального футболиста".
"Милан" нарисовался неожиданно, когда я практически уже был игроком "Луккезе". Я согласился, не раздумывая"
- ...и длительные скитания в Серии С в аренде. Многие молодые футболисты теряются из виду на этом этапе. Ты никогда не боялся той же участи?
"Знаешь, в свое время невозможно было себе представить, чтобы игрок Примаверы "Милана" отправился сразу в Серию А. Многообещающих игроков отправляли как раз в Серию С, уровень которой был куда выше нынешнего. Скажем так: Серия С того времени - это как Серия Б сейчас. Сегодня же та лига, которая носит название "Лига Про", сильно потеряла в престиже, но раньше типичный маршрут для игрока был именно таким. Ну, за некоторыми редкими исключениями вроде Мальдини и других подобных феноменов. В общем, я начал с Серии С и оттрубил там три или четыре года, при этом не часто играя. Повторяю, уровень был высокий, и нелегко было заявить о себе, поэтому моим уделом были двадцать выходов на поле в год".
- Когда же произошел перелом?
"Я был в "Лекко" и в конце сезона вернулся в "Милан" в связи с окончанием срока аренды. Россонери хотели оставить меня там еще на год, но я мечтал попасть в "Монцу", которая выступала в Серии Б и в то время считалась фарм-клубом "Милана". И я попросил Брайду дать мне возможность поиграть на более высоком уровне. Он пытался отговорить меня, уверяя, что я там буду, как собаке пятая нога. Но я уперся и добился своего. Там, в "Монце", и начался перелом, хотя поначалу мне и в самом деле пришлось сидеть даже не на скамейке, а на трибуне".
- Когда же тебе удалось добиться постоянного игрового времени?
"В декабре мы должны были играть против "Лечче". Было прилично дисквалифицированных, так что я даже попал в заявку, но в запас. Во время разминки получил травму игрок основного состава, Касторина, и вместо него отрядили меня. Мы выиграли 1:0, благодаря моему голу. Сразу после той игры мне предоставились еще возможности показать себя, и я еще раз забил. Так я и стал игроком основы, благодаря чему меня заметил "Наполи" и взял в аренду на следующий год".
"Никогда не забуду, как нас встречали в Риме после триумфа на ЧМ-2006. Это была фантастика!"
- И это был первый настоящий плацдарм...
"Это был год моего признания, мы с "Наполи" выбрались в Серию А. Удивительно, что именно в этот момент "Милан", сохранявший права на меня все эти годы, вдруг решил их продать. Ирония судьбы... "Верона" поверила в меня и выкупила права за 7 с половиной миллиардов лир".
- Именно в составе веронцев ты провел первые годы в Серии А. Удовлетвори мое любопытство: как вам удалось с таким составом вылететь в Серию Б? Кроме тебя там были Муту, Джилардино, Каморанези...
"Нам втемяшилось в голову гнаться за "Кьево", который в том году шел очень уверенно. Мы выбивались из сил тогда, когда могли бы в принципе не напрягаться. За восемь игр до конца чемпионата ситуация была спокойная. Но пары поражений хватило для того, чтобы нарушить наше равновесие и заставить хвататься за соломинку. До сих пор помню всю абсурдность этого вылета, которого ну совсем никто не ожидал. Настолько не ожидал, что тренер Малезани сказал мне: ты не будешь играть в последних матчах, потому я хочу опробовать Кассетти, который в следующем году займет твое место - все равно нам уже ничто не угрожает. Но в итоге получилось так, как получилось. А я, тем временем, еще с февраля знал, что следующий сезон начну в "Лацио". Помню, было даже некоторое недовольство со стороны веронских тифози: они думали, что я перестал играть и халтурил, потому что "Верона" меня уже не интересовала.."
"В будущем я мечтаю стать спортивным менеджером а-ля Галлиани, но тренерской лицензией тоже обзавелся. На всякий случай..."
- В "Лацио" ты пришел в самый трудный момент - во времена финансового краха.
"Я был последней серьезной покупкой Краньотти. А вот затем случился крах. Помню, что в сентябре 2002 меня хотели заполучить другие команды, такие как "Ювентус" и "Рома". Но "Лацио" дал мне такую зарплату, что в самую последнюю очередь можно было думать о финансовом кризисе клуба. Я тогда поверил в примету: Оддо пришел в серьезный клуб - жди неприятностей. Но в итоге мы выиграли Кубок Италии. Были и другие приятные моменты. С "Лацио" я пережил буквально все: от упадка времен Краньотти до антикризисного управления, от прихода Лотито и девяти покупок в последние семь минут трансферного окна до угрозы вылета в Серию Б. Я стал капитаном, и в Риме меня любили и любят до сих пор. Могу сказать, что свои лучшие футбольные годы я провел именно в бело-голубой футболке. Я тогда был на пике своих возможностей".
- На таком пике, что попал в Сборную. И стал чемпионом мира. Какие воспоминания у тебя о 2006-ом?
"Мы выиграли тогда потому, что были невероятно сплоченным коллективом. И все же за границей той страсти нельзя было ощутить в полной мере, и самые невероятные эмоции я испытал, увидев, что творилось в Италии после нашей победы. Никогда не забуду того приема, что нам устроили в Риме!"
- Жалеешь, что провел в общей сложности лишь несколько минут на поле?
"Жалею ужасно. Но каждый футболист всегда хочет играть больше, а тот год в любом случае стал лучшим в моей карьере. Помню, что средняя оценка у меня всегда была высочайшая, я забивал сам и помогал забивать другим. В общем, был одним из лучших терцино в Италии, но ведь многое зависит от тренера: кто-то видит тебя на поле, а кто-то нет. Липпи предпочитал ставить в состав других. И упрекнуть его не в чем, потому что история доказала его правоту".
- После победы камеры запечатлели тебя навеселе - эти кадры вошли в историю, и из можно лицезреть на Youtube...
"Меня почему-то вечно считают пьяницей! Но я не пью, совсем даже наоборот. После большой победы принято отмечать. И я, не привыкший к выпивке, после двух бокалов пива был уже хороший. Именно это и происходит с теми, кто обычно не пьет".
- Оддо-парикмахер Скуадры тоже стал легендой...
"Я всегда стригся сам, меня увидел Гаттузо и попросил подстричь и его. После чего ко мне стали обращаться все по цепочке. В шутку я предложил подстричь Каморанези, но он был категорически против. Тогда я сказал ему: "хорошо, но если мы выиграем чемпионат, я тебе их отрежу!". Так и произошло".
- В 2007 году тебя вновь покупает "Милан". И вы тут же выигрываете Лигу Чемпионов. Это было покруче, чем Чемпионат мира?
"Это был в некоторой степени реванш, ведь с тех самых пор, как россонери продали меня, моей главной целью было вернуться. Поэтому в личном плане Лига значила больше. Я пришел в ""Милан" в январе и сразу был брошен в мясорубку Лиги Чемпионов, которая нам в "Лацио" давалась с трудом. Я играл во всех матчах вплоть до финала. Победить в нем было неземной радостью. Потом мы еще выиграли европейский Суперкубок и FIFA World Cup. Таким образом, за полтора года я собрал все важнейшие титулы".
- А затем ты должен был отправиться в "Лион", но оказался в "Баварии".
"Именно так. Я уже дал слово "Лиону", но на следующее утро позвонил Румменигге и сказал, что хочет видеть меня в Мюнхене любой ценой. Он убедил меня, и я подписал контракт с "Баварией". Это был незабываемый год - и на поле, и вне поля. Уже тогда немецкий футбол опережал всех лет на десять. Это было видно по организации всего процесса, в том числе технической, по практикуемому подходу к футболу...Мне там было чудесно, но в Германии очень любят своих футболистов, а к иностранцам, особенно тем, кому за тридцать, относятся настороженно. "Бавария" решила делать ставку на молодежь, и я решительно не вписывался в это видение. Хотя играл я хорошо. Настолько хорошо, что перед матчем Лиги Чемпионов против "Спортинга" мой агент, Бранкини, сказал мне, что "Бавария" наверняка выкупит меня. Жаль, что именно в той игре я травмировался, что и определило для меня остаток сезона, и никакого продолжения не последовало".
- Зато последовало возвращение в "Милан" и потом переход в "Лечче".
"И вернувшись в "Милан", я пережил еще немало радостных моментов за 6-7 месяцев. При Леонардо я добился значительного игрового времени. Но затем меня подкосила мышечная травма - первая в моей карьере. И вместо меня стал играть Абате, который прочно закрепился в основе. Честно скажу, я мечтал о завершении карьеры в "Милане". Но однажды со мной связался Карло Ости, с которым мы уже работали в "Лацио" и который был в тот период спортивным директором "Лечче". Он организовал мне звонок от тогдашнего тренера Эусебио Ди Франческо, который родом из Пескары, как и я (его второй тренер и весь штаб тоже оттуда), и тот попросил меня помочь "Лечче". Я согласился. В глубине души я еще хотел играть. Но в конце года я понял, что уже фактически завершил карьеру. Потому что после грандов и больших целей уже не было стимула рвать жилы в маленькой команде".
- И чем хочет заниматься Массимо Оддо, когда вырастет?
"Я прошел курс подготовки для работы спортивным директором и получил диплом о высшем образовании в сфере спортивного менеджмента. Я мечтаю стать менеджером а-ля Галлиани. Знаю, что путь тернист, потому что этот мир - своего рода каста. Поэтому выучился на всякий случай и на тренера. Никогда не знаешь, как повернется жизнь..."
- Завершим беседу тремя вопросами, на которые надо отвечать не раздумывая. Лучший тренер, лучший игрок и игрок, больше всего на тебя похожий.
"Самым важным для меня тренером стал Делио Росси. Он действительно умеет выжимать максимум из имеющихся ресурсов. С игроками куда сложнее сделать выбор, но, пожалуй, такой класс и харизму, как у Кларенса Зеедорфа, редко можно встретить. То же самое касается психологической устойчивости Синиши Михайловича и класса Сандро Несты. Что до игрока, похожего на меня, то я понял, что каждый защитник обладает собственным набором характеристик, и никто в точности не напоминал меня. Это не значит, что я никому не завидую. Например, я бы мечтал иметь такую же тактическую хитрость, как Мауро Тассотти. Возможно, все-таки Кристиан Пануччи был на меня похож".
Источник: TMWmagazine июнь 2013
Перевод: Дарья Созыкина ака giove специально для acmilanfan.ru
Жаль, что Массимо так и не завершил карьеру в Милан, возможно еще вернется, но уже в другой должности