10 мин.

Дивизион «Рочдейла». История зажиточного футбольного карлика

В вашем городе наверняка играет убыточный футбольный клуб – и, возможно, не один. Было бы здорово, если бы он был похож на «Рочдейл», который практически не покидает четвертый английский дивизион и при этом остается в плюсе. История «Рочдейла» – в блоге журнала PROспорт.

Если вы когда-либо пытались заработать на футболе, то наверняка сказали бы, что Рочдейл, графство Большой Манчестер, — худшее место в Англии для этого бизнеса. Для того, чтобы посочувствовать управленцам местного футбольного клуба, достаточно взглянуть на карту.

Рочдейл — это в четырех фунтах стерлингов езды от Манчестера. В десяти — от Лидса. В четырнадцати — от Блэкберна. В пятнадцати — от Ливерпуля. С единственной платформы маленького здешнего вокзала рукой подать до соседних Болтона и Уигана. В сезоне-2011/12 в часе езды на автомобиле от Рочдейла базировалось семь клубов премьер-лиги. В этом было пять: «Болтон» и «Блэкберн» перекочевали в чемпионшип. Но и тамошние резиденты для «Рочдейла» кажутся гигантами. Ведь «Дейл» обитает в «League 2» — четвертом по значимости английском дивизионе. А значит конкурировать он вынужден еще и с «Хаддерсфилдом», «Бери», «Барнсли»…

«Мы базируемся в семнадцати милях от самого большого клуба в мире и в тринадцати — от самого богатого, — коротко подводит черту под географической справкой менеджер «черно-синих» по маркетингу и продажам Иан Джонстон. — Но кто сказал, что мы обречены?»

В 1907 году, когда рочдейлские любители футбола решили основать клуб, они не могли прогнозировать, что через сто лет к югу от маленького стадиона «Спотленд» будут клокотать кратеры «Олд Траффорд» и «Этихад», что Манчестер вырастет во второй по значимости город Англии, что в их графстве будет столько профессиональных команд, что хватит на собственный вполне приличный по составу чемпионат.

При этом под сенью величественной городской ратуши (которую, говорят, Гитлер хотел по кирпичу вывезти в Германию после того, как Великобритания капитулирует), немногое изменилось. Как и раньше, Рочдейл — тихий город с невысокими средними доходами населения. Разве что безработицы и иммигрантов стало больше. Причем основная масса приезжих — из малофутбольных Индии и Бангладеш. На стадион они идут неохотно.

Это плохо. В отличие от клубов-толстосумов, которые налево и направо рассказывают, как важны для них зрители, «Рочдейл» действительно зависит от посещаемости. Без зрителей клуб не протянул бы и сезона.

Чтобы заставлять болельщиков раз в неделю приезжать на окраину города, приходится потрудиться. «Дейл» имеет долгую историю непобед. Из ныне существующих команд именно обитатели «Спотленд» держат рекорд по количеству сезонов в четвертом дивизионе. Его в шутку даже называют «Дивизион «Рочдейла». Команда играет там с 1921 года. Она ни разу не вылетала из «League 2» и только дважды пробивалась в третий дивизион. Первое пребывание, начавшееся в 1969-м, продлилось пять лет. Второе затянулось всего на два сезона — с 2010 по 2012.

Дом

Домашний стадион «Рочдейла» – ухоженный «Спотленд», рассчитанный на десять с небольшим тысяч зрителей. Красный английский кирпич, осветительные мачты, раздевалки с белыми кафельными стенами, надпись «Time To Believe» («Время верить») над выходом из тоннеля на поле. Там же, у дверей — заламинированный лист А4 с вежливой просьбой к голкиперам:«Пожалуйста, не разминайтесь в зоне перед воротами». Берегут траву.

На углу одной из трибун — маленький клубный магазин. Самый ходовой товар — футболки клуба. Приобретших их однажды в сезон собирают на стадионе и делают одну большую «командную» фотографию. Болельщикам нравится.

«Дейл» делит арену с бестолковыми регбистами из «Рочдейл Хорнетс». Клуб владеет 45,5 процента стадиона. «Хорнетс» держат еще 45,5 процента, муниципалитет — 9 процентов. Но от «шершней» толку мало. Значительную часть затрат по поддержанию «Спотленд» в порядке приходится нести футболистам. Регбийные реликвии в ложах на втором этаже имеют от этого вид сконфуженный и виноватый. Майки «Рочдейла» глядят гордо.

Команда из-под Манчестера с точки зрения предпринимательства — настоящее чудо. В то время, как уйма серьезных клубов премьер-лиги и чемпионшипа никак не могут свести концы с концами, «Рочдейл» из худшего места в Англии для того, чтобы заниматься футбольным бизнесом, в трех из последних пяти лет приносил доход! Мощнейшие конкуренты, относительно небогатая публика, отсутствие больших побед — и они умудряются быть в плюсе!

«Ну, мы любим клуб и стараемся», — улыбается Джонстон фирменной шотландской улыбкой, хотя ясно, что дело здесь не только в стараниях. Просто «Рочдейл» — здорово организованный бизнес, который точно знает, что он может себе позволить. Еще лучше — чего он себе позволить не может.

Что бы вы купили себе здесь?

Штат клуба — одиннадцать человек. Еще шесть — в совете директоров. Но они акционеры и зарплату не получают, хотя работают не меньше остальных. В их ведении — значимые стратегические решения, включая серьезные трансферы. Чтобы войти в совет, нужно выкупить часть акций. Данное условие обязательное, но не единственное. В идеале каждый член совета должен быть силен в каком-нибудь важном для клуба компоненте: экономике, маркетинге, юриспруденции, умении вести переговоры с муниципалитетом. Новых членов «бывалые» тщательно подбирают, ведь от этого зависит компетентность и функциональность совета. Шесть — минимальное количество членов. Никто не может получить контрольный пакет акций.

Организационная схема клуба убориста и поджара. Лишний звеньев в ней нет. Напротив: каждый из сотрудников отвечает за несколько смежных областей работы. Постоянная борьба за окупаемость не дает «Рочдейлу» расслабиться. Вылет из «League 1» означал, что пояса нужно затянуть еще туже: отток болельщиков с трибун в таких ситуациях обычно неизбежен. Важно, чтобы он не принял критические масштабы.

Даже при том, что клуб соседствует с футбольными монстрами, главным конкурентом в борьбе за болельщика в «Рочдейле» видят не «Манчестер Юнайтед» или «Ливерпуль», а «SkyTV». Раньше болельщики у «Дейл» появлялись естественным путем: жители города просто поддерживали свою команду. Но теперь «Челси», «Арсенал» и, например, «Барселона» стали к рочдейльским любителям футбола гораздо ближе. Достаточно просто включить телевизор.

Конкуренция нешуточная. «League 2» играет по вторникам, примерно в одно и то же время с Лигой чемпионов. Что бы выбрали вы? Приятный вечер в компании телевизора и лучших игроков мира или поход в дождливый вечер на битву «Рочдейла» со звездами из «Флитвуд Таун»?

«Мы много работаем над привлечением болельщиков на стадион. Сейчас есть опасность появления диванного поколения любителей футбола, которые ни разу толком не ходили на живой футбол. Дети бегают в майках «Арсенала» и «Манчестер Юнайтед», потому что их показывают по телевизору. Фанаты «Рочдейла» готовы возвращаться на «Спотленд» — это главный итог нашей работы. Я знаю лично порядка пятисот болельщиков, встречаю их в городе, жму руки, болтаю с ними», — говорит Джонстон.

Время верить в

Болельщики «Дейл» — народ отзывчивый. Если надо, их можно запросто попросить, например, очистить стадион от снега (в Англии для этого нет солдатиков). На выездных матчах президент клуба всегда ходит с болельщиками в паб. Кроме этого, несколько раз за сезон проходят официальные встречи с болельщиками. С «Supporters’ Trust», официальной организацией болельщиков — ежемесячно.

Некогда большое влияние на умы рочдейлцев оказывал фанатский форум. Недостаток информации из клуба вел к инкубации слухов в рекордно короткие сроки. И клуб решился на расширение штата: появился пресс-атташе. Был серьезно активизирован клубный сайт. Теперь за новостями ходят на официальную страницу.

Внучка одного из членов совета директоров ведет бурно развивающийся твиттер. Программки делает волонтер: работает за билеты на домашние и гостевые матчи. В общем «Дейл» — дело многих любящих его рук и ног. Недаром именно здесь, в Рочдейле, появились первые в Англии кооперативы.

Сезон-2012/13 завершился для клуба штатно. 12-е место из 24-х. В 17 очках от промоушна и в десяти — от вылета. «Дивизион «Рочдейла» — сложный турнир. Но интересный. Только интересно ли негромко существовать в четвертой лиге, когда рядом бушует жизнь больших кошельков?

«Мы делаем то, что любим, и хотим делать это хорошо. Мы знаем, где мы находимся в футбольной системе координат. Наш клуб устойчив в финансовом плане, как бизнес он неплохо отлажен. Помимо радости болельщикам, он приносит даже доход. Чтобы соревноваться в богатых лигах тугих кошельков, нужны инвестиции. Русские олигархи? Могу точно сказать: рассмотрим любые предложения», — разводит руками Иан, оглядывая зеленый газон «Спотленд». И улыбается.

Время верить никогда не заканчивается.

Андрей Вашкевич

Совет директоров. Минимальный состав — 6 человек. Чтобы попасть туда, необходимо купить определенную долю акций клуба — то есть стать совладельцем «Рочдейла». Совет принимает самые важные стратегические решения. Члены совета не получают зарплату.

Главный тренер. Главное ответственное лицо за спортивную составляющую клуба.

Ассистент главного тренера/Тренер молодежной команды. Помогает главному тренеру, параллельно тренируя резервистов.

Генеральный директор. Отвечает за общую организацию и работу клуба. Занимается всеми бизнес-вопросами, является связующим  между клубом и Футбольной Лигой, ведет трансферные и другие переговоры.

Билетный менеджер. Отвечает за всю продажу билетов и абонементов. По совместительству — помощник генерального директора.

Менеджер по маркетингу и продажам. Отвечает за коммерческую деятельность клуба. Координирует работу клубного магазина и продажу атрибутики. Занимается поиском спонсоров.

Административный помощник. Ассистирует билетному менеджеру. Продает билеты в день матча. На этой должности работает два человека на полставки, подменяющие друг друга.

Менеджер клубного магазина. Курирует всю работу клубного магазина. Он же — его продавец.

Пресс-атташе. Отвечает за связь со СМИ, ведет клубный сайт. Редактирует программку, которую бесплатно составляет и верстает болельщик.

Менеджер лотерей. Организует очень успешное начинание «Рочдейла» — клубную лотерею. Билеты по 50 пенсов покупают порядка одиннадцати тысяч жителей города. Агенты обходят дома один за одним, распространяя квитки. В качестве распространителей выступают простые болельщики, которым за это дают скидку на сезонный абонемент. Розыгрыш проходит каждую субботу в полдень. Каждый участник получает номер из пяти цифр, и если они выпадут, он получит джек-пот. Есть также несколько выигрышей помельче — 25 и 10 фунтов, а также билеты на матчи «Рочдейла».

Два ассистента менеджера лотерей. Помогают менеджеру и координируют работу агентов, продающих билеты.

Чем живет

 Основные источники поступлений в бюджет:

— Удачные трансферы (подавляющее большинство контрактов — с определенной долей в случае дальнейшей перепродажи футболистов);

— Продажа билетов и абонементов;

— Поступления от телевидения (особенно в случае удачного продвижения в Кубке Англии и Кубке лиги);

— Деньги от футбольной лиги;

— Спонсоры с высокой степенью лояльности;

— Клубная лотерея.

Читайте на сайте журнала PROспорт:

Городской романс - рассказ о том, как команда, которой не будет еще два года, получила 4000 подписчиков за двое суток.

Роман Асхабадзе: «Во многих клубах с госбюджетом штат сотрудников раза в два больше, чем у нас», – большое интервью гендиректора «Спартака» обозревателю журнала PROспорт Роману Трушечкину.

Закон иностранного агента – Арсен Минасов, агент Романа Широкова, рассказывает: «Тренер объявил, что нужно проиграть. Один футболист снял майку и говорит: «Я играть не буду». И тут Широков говорит ему: «Одевайся! Мы сейчас выйдем и вые...м их».

Девушки в теле - чтобы увидеть Ирину Шадрину в купальнике, не надо дожидаться, пока Бухаров забьет пять голов.

«Волейболистки в России получают от 2 до 50 миллионов рублей. Волейболисты – до 55 миллионов», – хотите еще подробностей?

«Пока игрок не начинает зарабатывать на уровне $60–70 тысяч в год, я работаю с ним бесплатно», – правила хоккейного агента Шуми Бабаева. 

Главный тренер - наше эксклюзивное интервью с Жозе Моуринью. Он рассказал нам, как использовал в своей работе идеи русского специалиста.

Сильная борода - история бездомного бойца, который ночует в подвалах, подъездах, домиках на детских площадках, и участвует в турнирах по всей России: от Сыктывкара до Шали.

Куда попал Сычев - повесть о том, как Дмитрий Сычев не забивает за минское «Динамо».

Гамбургский счетовод  -  интервью с Дитмаром Байерсдорфером – немецким двигателем и спортивным директором «Зенита».

Призрак утопии - почему Объединенный чемпионат возможен у женщин Голландии и Бельгии? Почему «Газпром» хочет отдать миллиард долларов в тот момент, когда продажи газа падают? Чем чемпионат Украины выгодно отличается от российской премьер-лиги?

Эль Класико. Криштиану Роналду и Ирина Шейк - «Роналду какой-то засушенный манекен стал. Зато Ирина прекрасная. Она же татарка, с Южного Урала».

Сердце тьмы - мрачная история боксера Кассима Оумы, который все детство убивал людей.

Проклятье Гуттмана - мифическое объяснение неудач «Бенфики».

Подпишитесь на PROспорт бесплатно:

ВКонтакте

Facebook

Twitter