3 мин.

Исповедь болельщика

Алексей до большой степени простой человек.  Он всегда и во всем выбирал те продукты, которые ему больше подходили, которые он считал лучшими. Не потому что они свои или чужие, а потому что они лучше. Так же и с футболом.

Когда-то давно он начинал смотреть чемпионат России. Тогда еще была Высшая Лига, чемпионат был слабее, «Спартак», за редким исключением, всех уверенно, легко и красиво обыгрывал. Но потом он выходил играть в Европе, и мы видели футбол. Настоящие битвы с «Реалом», который еще выигрывал Лигу Чемпионов, с «Арсеналом», который был еще одним из фаворитов чемпионата Англии и шел к той непобедимой команде, да и со многими другими.

Но время идет, все меняется – теперь уровень чемпионата будто бы вырос, но команды такого уровня нет. Навести шороху в Европе, дать бой грандам не может никто – разве что «Рубин». Но это другой футбол, на который не придут полные Лужники. Хотя это, конечно, тоже хороший футбол.

Тогда не было, по сути, никаких альтернатив. Сейчас - альтернатива есть, а какой-то начальный этап становления уже пройден. И уже нет того трепетного ожидания матчей российского первенства и в последние годы сомнения в целесообразности просмотра и траты на него честно заработанных денег только усиливается.

У нас нынче мало говорят о футболе. Алексей думает над этим и понимает, что в этом ничего страшного нет. Везде есть центральные матчи, в которых разговорах о судействе чуть ли не больше, чем об игре, всегда есть люди, о которых говорят больше, чем о связанные с ними команды.  Но в последнее время стало происходить что-то, с чем трудно найти аналогии, где бы то ни было. Если брать относительно большие чемпионаты, а не искать с лупой по низшим лигам Африки.  

Нет реально работающих наказаний, всем всё сходит с рук и это порой пугает. Что такое для большого клуба 100 или 500 тысяч рублей? И никакой прогрессивной системы – штрафы, штрафы, постоянно эти треклятые штрафы…. Это как за монополизм штрафовать. Они сделали на этом миллиард долларов, а штраф на миллион рублей, который они отдадут со спокойной душой и будут работать дальше. Это не наказание.  Отстранить от судейства человека, который не является судьей, это конечно, очень жестоко. И это ведь не только о футболе.

Алексей думает над всем этим и у него начинает возникать простой и естественный вопрос,– а какой смысл платить за наш футбол? У него нет колоссального капитала – он простой служащий государственного предприятия, а они сейчас получают немного.  И у него очень простой выбор смотреть наш футбол или какой-нибудь другой.

Он понимает, куда идут деньги при оплате какой-нибудь компьютерной игры, он понимает, куда идут деньги при покупке продуктов в ближайшем магазине, при покупке иностранного, пускай английского, немецкого или испанского первенства, к примеру. Даже португальского и голландского.

Он далек от мысли, что может уехать из России туда в лучшую жизнь, да ему и тут хорошо. Но он не понимает, куда идут деньги зрителей. Его деньги. Телеканалу, транслирующему матчи - за феноменальное качество обслуживания? РФС - за своевременное и грамотное реагирование на происходящее вокруг? Клубам, которые зарабатывают деньги сами, покупают на них сильных игроков и показывают великолепный футбол в ЛЧ? Но ведь ничего этого просто нет.

Толстых может быть и славный малый, но ты можешь быть лучшим, золотым и прекрасным, но один против системы вряд ли что-то сделаешь. Скорее система изменит тебя.  А если ты не лучший, не золотой и не прекрасный… Алексей не питал иллюзий при назначении Толстых – он понимал одну простую вещь – ничего не меняется.   

И финал в Грозном, особенно теперь (а ведь это второй казус за месяц), выглядит, как высшая точка издевательства над российским зрителем. Только пошли разговоры о том, что кубок возрождается, как одним легким действием весь его престиж улетает в область отрицательных чисел.  

Одного неверного движения достаточно, чтобы болельщик* отвернулся раз и навсегда. Но он все еще здесь, смотрит и поддерживает. Но не стоит удивляться, если однажды приходя домой, снимая старые кроссовки, он подойдет к телевизору и решит посмотреть «КПР» - «Рединг», понимая, что даже 150 рублей  за российский футбол - это слишком много.

***

Любые имена и совпадения случайны.

*здесь, болельщик - любитель футбола, а не какого-то конкретного клуба.