Игроки Спартака, подорожавшие за последние три года
Самый подорожавший игрок Спартака за последние 3 года – Дмитрий Комбаров. Был куплен за 5 млн евро, на сегодня немцы оценивают его в 9 млн евро. Почти в два раза Дмитрий поднял свою стоимость. Чего искренне желаю и его брату Кириллу. Кстати, Кирилла приобретали тоже за 5 млн евро, на сегодня его ценник 4 млн. Если оценить покупку обоих братьев, получается, что потратили 10 млн, «заработали» 3 млн. Но такие рассуждения несерьёзны.
Я что хочу отметить: целая группа молодых спартаковцев, стартовав из дубля, смогла пробиться в главную команду, некоторые даже заслужили вызов в сборную, и соответственно их ценники возросли многократно. При условии, что парни будут стараться и дальше, тренерский штаб будет им всячески оказывать поддержку и доверие, травмы обойдут их стороной – Спартак получит через 2-3 года пресловутый российский костяк. Это при условии, что парни получат хоть какое-то игровое время, и не в товарищеских матчах, и не за дубль.
Опыт – сын ошибок трудных. Есть спрос с игроков, чтобы занятиям отдавались со всей серьёзностью, на установках не спали, меньше по барам шлялись. Есть спрос и с тренеров, чтобы не боялись доверять молодёжи. Но когда над шеей занесён топор в виде мифического титула за ближайшие полтора года, тут уже не до стратегического планирования. Есть задача. Нужно выполнить её. Иначе – увольнение. А есть ли жизнь после Спартака? Куда пойти работать Валерию Карпину или Дмитрию Попову в случае увольнения?
Леонид Федун сам серьёзный бизнесмен, многого достиг. Он лучше многих понимает простую вещь: Спартак, как суперклуб не может быть заложником одного пусть даже самого харизматичного и модного человека в российском футболе. Карпин многое дал Спартаку и как игрок, и как тренер. Но будем откровенны – и Спартак тоже что-то дал Карпину. Нельзя постоянно нагнетать нездоровую волну – типа ситуацию может разрулить только Карпин. Игроки хотят работать только с Карпиным. У Карпина время отсчёта началось не с момента увольнения Унаи Эмери, а с момента увольнения Микаэля Лаудрупа. А случилось это в 2009 году. Чтобы выиграть хоть что-то со Спартаком у Карпина и его помощников было 4 года, впереди ещё как минимум год для выполнения задачи. Пожелаю Карпину удачи.
Евгений Макеев, Сергей Паршивлюк, Артём Дзюба, Павел Яковлев, Сергей Брызгалов, Жано Ананидзе - или выходцы из спартаковской школы, или приобретались за небольшие суммы. На сегодня они стоят миллионы евроденег. Приведу в пример Павла Яковлева, он дебютировал в команде в 2009 году. В компании Алекса, Веллитона и других он просто метеором промчался по своему левому флангу остаток сезона, сразу задрав ценник до 2 млн евро – за полсезона!
Если бы не лимит на легионеров, если бы Федун выделил больше денег на трансферы – где были бы сейчас эти молодые спартаковцы? В Томи-Факеле-Крылышках?
Что разглядели спартаковские селекционеры в Мехди-Гонсалесе, что гонялись за ним не один месяц? Ну, купили бы этого «надцатого Зидана», скорее всего бельгийский марроканец занял бы правое крыло атаки, а Эйден Макгиди, в то время британец был одним из ведущих игроков в команде, перешёл на родное левое крыло. И что делать тому же Яковлеву? Сидеть на лавке и ждать своего шанса? Или уходить в очередную аренду?
Про ошибки Макеева и Паршивлюка сказано много, но весь вопрос в том, кто в Спартаке работает с защитниками? Крайние защитники в мировом футболе – супердефицитный товар. А классный крайний защитник вообще на вес золота. Болельщики Арсенала помнят Эшли Коула и его молодую и менее надёжную копию в виде Гаэля Клиши. А кем после них пытались закрыть левый фланг обороны? Это же ужас, летящий на крыльях ночи! Реал Галактика купил Марсело за 5 млн евро и Коэнтрао за 30 – кто полезнее для команды? Португалец выглядел против армейца Муссы пьяным больным клоуном. В том матче в Лужниках 30-тимиллионный Коэнтрао выглядел ничем не лучше 4-хмиллионного Макеева. Все отмечают некий застой в развитии Евгения, но кто знает, кто конкретно занимается в Спартаке с крайними защитниками? Только не надо говорить про мифическую мотивацию, бойцовские качества, смелость, самоотверженность – у тех парней, про кого сей текст, с этим проблем нет.
Как говаривал Дока – тут надо технически.
После Позднякова в Спартаке нет специалиста по защитникам. Может, он и не нужен. Может, он есть – я просто не знаю. Но для того, чтобы молодые спартаковцы сделали ещё один качественный шаг вперёд, а то и два и три, нужно их собственное рвение, а также профессионализм тренерского штаба, способного работать с молодёжью. А это искусство. В отличие от тех же Арсенала или Реала Спартак декларирует цель выращивать игроков для сборной России, а не Бразилии, Нигерии или Армении. Конечно, купить качественного иностранца вроде Боккетти или Ромуло – огромная удача, но это означает одно – у Сергея Брызгалова или Александра Зотова нет ни одного шанса стать основным игроком Спартака. Только попадание в заявку, скамейка запасных, выход на замену.
Покупка Ромуло, основного игрока сборной Бразилии, выглядела и до сих пор выглядит многообещающей. Даже серьёзная травма и соответственно игровой простой никак не сказались на его ценнике. Есть уверенность, что молодой бразилец будет расти в Спартаке и принесёт команде немало пользы. Трансфер Сальваторе Боккетти вообще показателен – купить сильного исполнителя, одного из лучших, если не лучшего, в России за сумму в 3-4 раза меньше номинала – это просто шик.
Мне кажется, выход из ситуации в том, чтобы создать более продуманную систему конкуренции. Например, в Спартаке решили, что крайние защитники – россияне. Даже Марсело или Дани Алвеса не предлагать! Обойдёмся братьями Комбаровыми, Макеевым, Паршивлюком. Логично. Свои риски, как при любом раскладе. Но это неплохой вариант. Вратарь – россиянин. Никаких Вальдесов и Буффонов. Песьякову удачи! И перестать ловить бабочек – энтомолог нашёлся. Позиция разыгрываюшего или диспетчера, оттянутого нападающего, тоже в идеале должна быть российской. Тут я обеими руками голосую за то, чтобы это был свой выпускник, спартаковец с младых ногтей. Игрой Спартака должен дирижировать спартаковец и по духу и по разуму. Может, дать шанс Дмитрию Каюмову? Кстати, Хурадо вместе с Жано очень даже бодро вели победную игру Спартака в лигочемпионской битве против Бенфики.
Остаётся позиция одного из вингеров – на одном фланге звёздный иностранец, на другом свой спартаковец. Получим связку Тихонов-Титов в идеале.
Пусть россияне конкурируют с россиянами. Чтобы тот же Яковлев не конкурировал с Ари или Хурадо. А Брызгалов - с Кариокой или Чельстрёмом. В противном случае, Спартак усиливает конкурентов очередным качественным россиянином. Локомотив не дремлет. В Черкизово целая колония бывших спартаковцев.
Напоследок: Дмитрий Комбарова подорожал гораздо больше любого иностранца. В процентном отношении молодые спартаковцы подорожали гораздо больше иностранцев. Из всех иностранцев, купленных в эпоху Карпина подорожали только Эменике и Ари. Ждём прогресса от Уориса, Мовсисяна и Боккетти. Так что, может стоит дать больше шансов нашей молодёжи? Пока вложение в спартаковскую молодёжь ощутимо выгоднее, чем в иностранный легион.
По поводу того, что нужно понимать, для чего покупаешь игрока, сложно не согласиться)