Футбол есть постмодерн!!!
Эта статья сибиряка с ароматными болгарскими корнями Даниела "Сосиско" Матеева оказала определяющее влияние на понимание коллективом ФК "ПротоС" футбола вообще и карликового футбола - в частности. Не сказать, что это было прям-таки откровением, так как оригинально мыслить и не менее оригинально излагать эти свои мысли в речи и на бумаге был способен каждый игрок ФК, однако же этот текст вобрал в себя и сформулировал самую суть взаимных наших отношений с футболом. Как бы сказал популярный журналист Леонид Парфенов - это "то, без чего нас невозможно представить, еще труднее - понять".
Текст снабжен, может быть, не самыми постмодернистскими, но ссылками на авторов, произведения и термины. Буду рад, если кому-либо пригодится эта дополнительная информация.
Футбол есть постмодерн!!!
Слово “постмодернизм” (оф. версия W) так часто и не всегда уместно употребляется людьми, иногда далекими от понимания его значения, что набило оскомину. Постмодерн (нар. версия Λ) уже давно перестал быть явлением просто литературным, теперь это фактор человеческого существования, неотделимый от процесса поглощения пищи или отправления естественных потребностей. Вы можете себе представить произведение современного автора, не рассмотренное многочисленными “паразитами от литературоведения” со всех сторон на соответствие канонам постмодерна? Я нет. Да и о каких канонах можно говорить? Неужели только то, что верх и низ поменялись местами да авторская позиция не сразу просматривается, уже дает повод причислить произведение к постмодернизму? Так почему же футбол не может быть постмодернизмом?
Удивительное все-таки слово “постмодерн”! Очень оно модное, а отнюдь не постмодное... Перефразируя известные строчки, можно заявить: “Писакой можешь и не быть, постмодернистом быть обязан”. Интересно было бы взглянуть на новоявленных постмодернистов, которых современные критики причисляют к этому лику; они бьют себя в грудь и на каждом углу кричат, кто они есть. Как они пишут свои произведения в столь модном направлении? Думают “Ага... этот прием более постмодернистский, а этот менее. Только добавить такой-то штрих, и я уже новый Умберто Эко”?.. Но ближе к заглавию. Так вот...
Футбол уже давно стал частицей нашей жизни. Многие не могут представить свою жизнь без футбола, а те, которые все-таки могут, вряд ли будут отрицать тот факт, что, может быть помимо их собственной воли, футбол тем или иным уголком вторгается в их жизнь.
Это может быть сосед, который включил телевизор на полную катушку и прыгает от радости, да так, что штукатурка сыпется, - футбол стал невольной причиной ремонта в вашей квартире.
Это может быть юный болельщик, огорченный поражением любимой команды; поздней ночью, возвращаясь со стадиона, он возьмет булыжник и всадит его в стекло ни в чем не повинного автомобиля - и это окажется ваш автомобиль...
Да мало ли что это может быть; главное - футбол давно стал частицей жизни любого человека. Как явление культурное (имеющее отношение к культуре, а не к воспитанию, прошу меня правильно понять) эта игра занимает ведущие позиции по отношению к литературе, живописи, скульптуре и т.д. Большинство людей давно уже перестало читать, а галереи превратились в “вещь в себе”. Футбол смотрят даже домохозяйки в перерывах между сериалами. Именно эта игра делает наше общество постмодернистским, а не искусство (в узком понимании; ведь футбол - это тоже искусство). Почему? Давайте внимательно исследуем все аспекты этого явления.
Главным, пожалуй, достоянием футбола является игровое начало. Редко встретишь постмодернистский текст столь ярко выраженного игрового характера. Игровые пласты наслаиваются друг на друга, образуя тонкое переплетение смысловых цепочек. Для болельщика футбол несет одно семантическое наполнение: развлечение плюс эстетика; для футболиста игровое начало заключено в удовольствии от игры, в выполнении служебного долга (ведь футбол тоже профессия), в воплощении каких-то честолюбивых планов, наконец. Футбольный фанат (не путать с болельщиком) смотрит на эту игру как на возможность разукрасить чью-то физиономию (не важно чью), не особо интересуясь интригой, разворачивающейся на поле. Эти разнородные восприятия игрового характера футбола образуют своеобразную “игру в кубе” (математическом), которую можно изобразить в условной формуле:
Ф = А1 * А2 * А3 * ..... Аn ,
где
Ф - футбол,
А - игровое начало;
А1 - основное игровое начало (игра со своими правилами, особенностями и т.д., игра вообще),
А2 - конкретное игровое начало (данный матч со всеми своими семантическими особенностями, не всегда соответствующими А1),
А3 - атмосфера до и после матча (футбол - не только сама игра, но и ситуация вокруг),
Аn - особенности восприятия каждого конкретного участника игры (активного или пассивного).
Произведение этих составляющих и образует целостный характер игрового начала футбола.
Другая наиважнейшая особенность постмодернистского текста заключается в децентрации структуры, выраженной коротко и ясно еще Роланом Бартом в одноименной статье - смерть автора. В постмодернистском тексте автор лишен индивидуальности, мыслится лишь как отправитель языка. Футбол пошел еще дальше - там вообще нет автора!!! Не это ли идеал постмодернистского текста?!
Если говорить вообще о системе субъект (автор), адресат (читатель) и объект (текст), то постмодернистскому тексту далеко до разрушения этой структуры по сравнению с футболом: в этом плане роман Итало Кальвино “Если однажды зимней ночью путник” просто вписывается в дискурсивную субпарадигму рефлективного традиционализма!!! Если у Кальвино субъект, объект и адресат взаимозаменяемы (т.е. субъект может быть одновременно и субъектом, и объектом, и адресатом), то в футболе эта схема усложняется до предела: встает вопрос, что считать, например, субъектом - футболиста, тренера, вратаря, судью, мяч или, может быть, болельщика. А может быть, футбольного функционера?
Таким же образом обстоит вопрос и с объектом, и с адресатом, причем в качестве возможных кандидатов на заполнение пустующих позиций читателя и текста выступают все те же кандидатуры: тренер, футболист, мяч, комментатор и т.д. и т.п. Модное ныне словечко “перформанс” в футболе достигает своего абсолюта!
Полная децентрация заключается не только в смерти автора, но и в осмыслении мира как хаос: мир фрагментарен, дробен, лишен целостности. Разрушается понятие “символ”, нарушаются связи между означающим и референтом. Авторское сознание в футболе не просто снимается, его просто не может быть. Основная движущая сила футбола - экспромт (своеобразное воплощение эстетики потока сознания), загнанный в определенные рамки (тренерские схемы, стратегия на матч), но эти рамки лишь направляют к достижению конечной цели, но не регламентируют ход событий: как может тот же тренер предугадать, что вратарь соперников будет играть безукоризненно или собственный форвард промахнется из выгоднейшего положения.
Футбол тоже есть символ, состоящий из набора символов. Современный футбол стирает референт, оставляя означаемое и означающее. Защитник может сыграть конкретный матч в роли нападающего, но тем не менее, номинально он останется защитником. Случается, вратари бьют пенальти и даже штрафные (вспомним хотя бы Челаверта). В сборной Германии на Европейском чемпионате были травмированы почти все запасные, и для вратаря Кана приготовили форму полевого игрока. Чем же это не постмодернистский текст, где слово “дерево” может означать что угодно, только не тот предмет, который называется в толковом словаре при определении лексического значения слова “дерево”.
Автор постмодернистского текста (как было сказано выше) - отправитель языка. Много было попыток со стороны того же Бэккета избавиться и от языка (например, в нескольких “Сценах без слов” - полюбопытствуйте видео и видео), но литературному произведению никогда не удастся избавиться от слова - основополагающего явления литературы. А как же футбол? Вы слышали от комментаторов такое выражение: “Понимают друг друга без слов”? Слышали? Я тоже! Так где вы встретите более постмодернистское явление: игровое начало (как выяснилось, многослойное), переданное не словом, а самим игровым началом?!
Эпистемологическое сомнение постмодернизма (т.е. любая реальность не есть реальность, а наше представление о реальности; посмотренное с разных точек, событие будет иметь иное семантическое наполнение в каждом разном взгляде), или иначе мультиперспективизм, в футболе получает свое наивысшее воплощение.
Наипростейший пример: представьте себе ситуацию офсайда.
боковой арбитр не фиксирует положение вне игры;
главный арбитр свистит об остановке игры из-за офсайда;
игрок атаковавшей команды показывает главному судье фигуру из указательного и большого пальца, соединенных вместе у глаз, что должно символизировать заботу игрока о здоровье судьи (а попросту советует судье купить очки);
защитник аплодирует решению главного и в душе матерно ругает бокового арбитра;
игрок, который как раз находился в положении вне игры журит пасующего за промедление с пасом;
комментатор орет в микрофон, что, дескать, никакого офсайда не было;
а вы сидите у телевизора, ждете повтора момента, чтобы решить для себя: был офсайд или нет; повтор дан с неудачной камеры, и все остаются при своем мнении.
Вот такой пример всего лишь одной ситуации уже свидетельствует о мультиперспективизме футбола. А заявления тренеров после матча! Один кричит, что его команду засудили, другой поздравляет арбитра с великолепным судейством.
Лакунность. Это очень известный постмодернистский прием. Игра с “дырявыми” текстами чуть ли не повсеместна. Но когда в предматчевом интервью тренер команды заявляет, что такой-то футболист будет играть основную роль в атакующих действиях команды, а оказывается, что тот до конца матча протирает штаны на скамейке запасных, так и не выйдя на поле, - это ли не лакунность. Неужели не лакунность тот факт, что тот же Роберто Карлос, поиграв на левом фланге и приучив защитников к своему появлению именно слева, вдруг атакует по правой бровке? Да ведь футбол - это одна сплошная лакуна!!!
Говоря о смерти автора, упоминают, что писатель не имеет власти над текстом, что текст развивается помимо, а иногда и вопреки, воли пишущего. Однако редко встретишь текст, который был бы непредсказуемым до такой степени как футбол! Даже если сборная Бразилии будет играть со сборной Тринидад и Тобаго, я не предскажу исход этой встречи, хотя еще до игры понятно, что бразильцы во много десятков раз сильнее. И случаются ведь казусы! Это подтверждает футбольная статистика.
Высшей формой постмодерна называют гиперроман, в котором предусматривается неисчислимое количество альтернативных ходов. Каждое прочтение создает новый текст. Но каким бы ни было огромным количество альтернативных вариантов продолжения, оно конечно! Набравшись терпения, можно прочитать все тысячи вариантов гиперромана. Недостаток этого литературного явления - заданность, отсутствие случая!
Чем же футбол не гиперроман? Представьте ситуацию: бежит футболист с мячом. У него есть неисчислимое количество вариантов дальнейшего развития атаки - это уже гиперроман. Но в футболе важнейшую роль играет случай, превращающий эту игру в “высший гиперроман”. Тренер кричит: “Отдай Иванову!”, Иванов кричит: “Проходи сам!”, трибуны кричат: “Верни защитнику!” и т.д. А игрок решается на удар по воротам. Но тут в свои права вступает случай, и, пытаясь ударить, игрок промахивается мимо мяча...
Может быть вы еще сомневаетесь, что футбол есть текст (в широком понимании)? Предполагаю, что соответствие футбола классификации транстекстуальности Жана Жэнетта убедит вас. Ж. Жэнетт выделяет пять уровней:
интертекстуальность (соприсутствие в одном тексте двух или более текстов),
паратекстуальность (соотнесение основного корпуса текста с формами, вынесенными “за скобки”: эпиграф, заглавие, предисловие и т.д.),
метатекстуальность (критическая ссылка на свой предтекст),
гипертекстуальность (осмеяние и парадирование одним текстом другого) и
архитекстуальность (жанровая связь текстов).
Футбольный интертекст прост: когда сравнивают двух игроков (например, Нигматулин похож на Дасаева, внешне и по игре), две или более игры и т.д.
Паратекст в футболе - это соотнесение игры с пред- и послематчевыми интервью.
Когда в интервью до матча игрок заявляет: “Мы их порвем”, а на поле не может сделать ничего - возникает ситуация метатекста (игра - лучшая критика слова).
Фраза В. Маслаченко: “Цымбаларь работает левой как клюшкой” - лучшая пародия футбола над хоккеем (или наоборот, если желаете); это пример как гипертекста, так и архитекста.
Я привел лишь по одному маленькому примеру на каждый из пунктов классификации Ж. Жэнетта; в футболе вы сможете отыскать неисчислимое количество подобных примеров.
Надеюсь, вышеприведенные факты убедили вас, что футбол - не просто постмодерн, но высшее его проявление!
Если возникнет необходимость, я с большим удовольствием докажу принадлежность к постмодернизму гребли на байдарках и каноэ или отнесу футбол к высшему проявлению канонов социалистического реализма.
Бытует мнение, что герой эпохи постмодерна - это Роман Широков. С точки зрения его имени - полностью согласен. Роман. Широков. Роман широко в. Ширко в роман о. В око ришна мор. Словом, да. А саму статью пока не читал. Но полюбопытствую обязательно.
Надеюсь, этот материал хоть каким-то образом поможет читателям понять события, поступки и явления, имевшие место в ФК "ПротоС" в последующем.
Первый матч на зимнем первенстве ИЯФ им. Будкера неотвратимо приближался.
На том полюсе
Самое занятное, что всё это действительно идет в комплекте:
футбол, шоу-бизнес, просто бизнес, масс-медиа, блоги и всё остальное.
Особенно "доставил" ИЯФ в последней строке.
Нынче физики освоили дискурс до такой метастепени?:)
ИЯФ был нашим всем десять лет. Сейчас там играют своего рода преемники, но это совсем другая история. Совсем.
Дискурс парадигмы социофутбольного бытия физикам всея ИЯФа гордо и трепетно несли на кончиках своих бутс всевозможные лирики ФК "ПротоС", большинство из которых - выпускники НГПУ прилохмаченных 90-х годов.