«Атлетико» – это клуб, у которого нет врагов»
Накануне матча «Рубина» и «Атлетико» в Лиге Европы мастер-класс для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» RMA провела директор по маркетингу мадридского клуба Мария Тереза Сириви.
- Расскажите, как «Атлетико» чувствует себя рядом с таким грандиозным соседом, как «Реал», прежде всего в плане бизнеса?
– По уровню доходов мы не можем равняться с таким соседом. Их годовой бюджет превышает 500 миллионов евро, в то время как у нас в этом сезоне он составляет 120 миллионов. Если говорить о структуре заработков «Атлетико», то 45 миллионов в год нам приносит продажа прав на телевизионные трансляции. 22 -23 миллиона клуб имеет от продаж в дни матчей – я говорю о выручке от билетов, абонементов и реализации еды и напитков на стадионе. Примерно столько же приносит такая статья, как продажа атрибутики и сувенирной продукции с эмблемой клуба – здесь вне конкуренции игровые футболки, причем на данный момент лучше всего продаются майки с фамилией и номером Фалькао. Наконец, до 30 миллионов евро в год мы зарабатываем на спонсорских контрактах.
Довольно высокий доход по этой статье объясняется не только тем, что «Атлетико» – клуб с большой историей, третий в стране по числу завоеванных титулов и количеству болельщиков, но еще и отношением к нему со стороны поклонников других испанских команд. Мы проводили специальные опросы и они показали, что практически ни у кого из них наш клуб не вызывает негативных эмоций и раздражения, а для многих является «второй любимой командой». То есть, вы понимаете: мы – клуб, у которого нет врагов. И даже больше того, в некоторых испанских городах количество болельщиков «Атлетико» превышает количество поклонников тех команд, что в них базируются. Например, в Барселоне наших фанатов, конечно, меньше, чем у одноименного клуба, но больше, чем у того же «Эспаньола».
Такое положение вещей является дополнительным фактором, привлекающим спонсоров: они ведь совершенно не заинтересованы в том, чтобы неприязнь, которую какая-то часть национальной футбольной аудитории испытывает к тому или иному клубу, переносилась на их бренды. У нас таких проблем нет и во многом поэтому с нами сотрудничают такие гиганты как Nike, Сoca-Cola, другие крупные международные и национальные компании. А мы, в свою очередь, благодаря этому имеем возможность тщательно выбирать партнеров, не соглашаться на первое же поступающее предложение.
В качестве примера могу привести вам историю с заключением последнего нашего соглашения о титульном спонсорстве. Вы, наверное, знаете, что в течение довольно длительного времени «Атлетико» размещал на своих футболках рекламу KIA. Однако прошлым летом этот контракт истек. Новые предложения были, но они не совсем устраивали нас именно в финансовом плане, так что какое-то время мы обходились вовсе без титульного спонсора – многим консервативно настроенным болельщикам это, кстати, даже нравилось: они воспринимали такой «отказ» как возвращение к старым добрым временам. В общем, мы выжидали, мы знали, что хорошее предложение рано или поздно последует, и мы не ошиблись. В начале нынешнего года новый контракт о титульном спонсорстве был заключен с туристическим управлением Азербайджана: он рассчитан до конца сезона 2013/14 и за это время «Атлетико» заработает на нем 12 миллионов евро.
- Если говорить о болельщицкой базе клуба, какова она? И какие шаги предпринимает «Атлетико» для ее расширения?
– Приведу вам некоторые цифры: согласно данным разнообразных исследований, в Испании нас поддерживает два миллиона человек, по всей стране сейчас насчитывается 711 наших фан- клубов, и еще 34 – в других странах. На текущий сезон проданы 49 тысяч абонементов – это 88 процентов от вместимости «Висенте Кальдерон», домашнего стадиона «Атлетико»: в свободную продажу на каждую игру поступает лишь около 6 тысяч билетов. А в листе ожидания на данный момент числятся 3 тысячи желающих выкупить сезонные пропуска.
Что касается того, как мы работаем с фанатами и каким образом стараемся приумножить их количество… Если говорить о болельщиках в Мадриде, а за нас, опять-таки по данным опросов, болеют до 40 процентов всех столичных жителей, интересующихся футболом, то, разумеется, тут мы используем гибкие системы скидок, бонусов, всевозможные программы лояльности и прочие маркетинговые инструменты, однако назвать их уникальными я не могу. Уникальность наша в другом: дело в том, что мы, наверное, единственный футбольный клуб в мире, который уже на протяжение 13 лет ведет своеобразную рекламную кампанию и каждое лето, к началу нового сезона, выпускает игровые видеоролики, в которых болельщики так или иначе являются главными персонажами.
То есть, вы понимаете, мы играем на чувствах людей, в хорошем, естественно, смысле слова, мы даем им понять, что нуждаемся в их поддержке, что мы – одна команда. Автором этой идеи был Эмилио Гутьерез, мой шеф, и эта идея пришла ему в голову в 2000 году, после того, как «Атлетико» впервые за 60 с лишним лет вылетел в Сегунду и мы вдруг обнаружили, что с посещаемостью у нас в связи с этим – полный провал: 30 тысяч человек в среднем в начале первого сезона в Сегунде приходили на стадион, для «Атлетико» это очень мало. Зато к концу сезона, уже после появления роликов, эта цифра поднялась до 40 тысяч, а на следующий год, хоть нам и не удалось с первой попытки вернуться в Примеру, и до сорока трех. Я уверена, я точно знаю, что эти видео сыграли свою роль.
И сейчас болельщики ждут каждого нового такого ролика, потому что в них отражена их страсть, те чувства, которые они питают к своей команде (подробнее прочитать об уникальном опыте «Атлетико» и посмотреть сами ролики можно здесь). Кстати, если вам доведется побывать в Мадриде, обязательно приходите на какую-нибудь нашу игру: увидите, что обстановка на стадионе здесь не типично испанская, не такая как, скажем, у «Барселоны» или даже у «Реала». Именно по эмоциям, по накалу это скорее напоминает Италию. Или Аргентину.
- Сейчас практически все европейские гранды стремятся к освоению новых рынков – азиатского, латиноамериканского…
– Да, разумеется, «Атлетико» в этом смысле не исключение. Латиноамериканский рынок мы осваиваем уже довольно давно. Интерес к нашему клубу со стороны местных болельщиков и СМИ можно назвать даже историческим, просто в силу того, что на протяжение многих лет за нас играли и продолжают играть такие звезды как Симеоне, Форлан, Диего, тот же Фалькао. Однако речь идет не только о богатом представительстве латиноамериканцев в нашем клубе и не только о наших коммерческих турне в этом регионе. Речь идет еще и о том, что в некоторых странах – например, в Аргентине и Уругвае, действуют футбольные школы под брендом «Атлетико», для которых наш клуб разрабатывает тренировочные планы, проводит стажировки для тренеров и другого персонала.
Что касается Азии, то здесь мы пошли по пути сотрудничества с конкретными клубами, сейчас можно говорить уже о некоем пуле партнеров «Атлетико», в который входят команды из Китая, Таиланда, ОАЭ, Марокко, Турции. В чем конкретно это сотрудничество заключается? Ну, например, некоторое время назад мы взяли к себе одного парня из Академии «Шанхай Шэньхуа»: сейчас он регулярно вызывается в юношескую сборную Китая и, как говорят наши тренеры, имеет неплохие шансы на то, чтобы со временем заиграть за основную команду «Атлетико».
Похожая ситуация с клубом, который является нашим партнером в Таиланде: недавно один из их ведущих игроков в течение месяца тренировался с нашим основным составом: понятно, что в данном случае, поскольку речь идет уже не о юноше, дело вряд ли закончится приглашением его в «Атлетико»–все-таки уровень развития футбола в наших странах очень разный – но мы ведь этого и не ждали: зато сам факт приезда этого футболиста в Мадрид вызвал большой ажиотаж у таиландских журналистов и, как следствие, всплеск интереса к «Атлетико» среди местных болельщиков. Мы рассчитываем, что подобные акции со временем дадут и коммерческий эффект: сотрудничество с азиатскими клубами должно обернуться сотрудничеством с азиатскими спонсорами. Интерес к футболу на этом рынке есть, и интерес огромный.
- Не секрет, что ничто так не подогревает этот интерес, как высокие спортивные результаты. Для достижения которых очень желательно укомплектовать команду готовыми мегазвездами. «Атлетико», судя по озвученным вами цифрам бюджета, это пока не под силу. Вы, и вы это сами признаете, не «Реал», не «Барселона».
– Ну, во-первых, две Лиги Европы и один Суперкубок, это ведь и есть высокие результаты, не так ли? А потом, знаете, наше отличие от «Реала» и «Барселоны» разностью финансовых потенциалов не исчерпывается. Мы вообще очень разные. У нас, например, структура управления от них кардинально отличается. И «Реал», и «Барселона», по сути, принадлежат своим болельщикам, сосьос. Они своих президентов выбирают. А мы – открытое акционерное общество, и у нас примерно 70 процентов акций принадлежат президенту и его семье, еще сколько–то членам совета директоров и только пять процентов – болельщикам. Но это так, к слову.
А на деле, если говорить о подходе к комплектованию команды, то с «Барселоной» у нас гораздо больше сходства, чем различий. У них, как вы знаете, сейчас практически вся главная команда – собственные воспитанники. И мы к этому тоже стремимся – в основе «Атлетико» на данный момент играют пятеро выпускников Академии, и мы делаем все, чтобы их было еще больше. О качестве нашего футбольного образования говорят хотя бы эти две фамилии – Торрес и Де Хеа: дети, которые к нам приходят на их примере видят, чего может добиться тот, кто принят в семью «Атлетико».
У нас – одна из лучших футбольных Академий в мире, это без преувеличения можно сказать: всего в системе 75 команд, почти 1300 футболистов. Плюс еще 8 тысяч детей и юношей, которые занимаются в 35 аффилированных клубах. Что касается инфраструктуры: сейчас на юге Мадрида строится новый тренировочный комплекс площадью больше 100 гектаров, в него в общей сложности будет инвестировано 140 миллионов евро – когда строительство закончится, это будет крупнейший футбольный комплекс в Европе, там будут тренироваться и команды Академии, и основной состав. Переезд туда запланирован на следующий год.
- А какова ситуация со строительством нового стадиона?
– Да, это была долгая эпопея, но теперь она близится к завершению. Первые матчи на новой арене будут сыграны в 2014 году. Если вас интересуют цифры, то сумма инвестиций оценивается в 240 миллионов евро. Вместимость арены – 70 тысяч человек, на 15 тысяч больше, чем было на «Висенте Кальдерон». Стадион, кстати, войдет в заявку Мадрида на проведение Олимпийских игр 2020 года и, если город получит это право, станет центром, вокруг которого будет построена Олимпийская деревня.
- Какая судьба ждет после этого «Висенте Кальдерон»?
– Он будет снесен. Земля перейдет в собственность мадридского муниципалитета и на ней построят жилой квартал. «Атлетико» будет получать свой процент от продажи квартир в нем.
- Вероятно, уже сейчас вы прорабатываете варианты с продажей прав на название новой арены? Какую сумму потенциальной сделки «Атлетико» посчитал бы для себя подходящей?
– Безусловно, поиск партнера, готового выкупить права на название, нами ведется. Причем не только на название стадиона, но и на название футбольного комплекса, о котором я только что рассказывала. Однако называть конкретные цифры пока преждевременно. Одно могу вам сказать: мы ищем спонсора, готового заключить с нами долгосрочный контракт, не менее, чем на пять лет. И, я думаю, мы его найдем. Ведь, как я уже говорила, мы умеем и, главное, имеем возможность ждать и выбирать.
Петр БРАНТОВ
Пара фактов. Прибыль после налогов в прошлом году 0,7 млн евро, совокупные убытки за последние 4 года - 16 млн евро. И это после налоговых "льгот"(в большей мере задержек) на 23,5 млн евро. Итого, около 39 млн евро убытков. 73,4 млн евро в 2012-м потрачен на зарплаты, 72,7% от оборота. Это очень много, нормальный лимит - 70%. Оптимум - 50-55%.
Но самое худшее - это долги, они просто НЕВООБРАЗИМЫЕ у Атлетико. Такого кошмара я мало где вообще видел. Долги просто гигантские, уже даже краткосрочные долги - проблема, фактически Атлетико все набирает и набирает новых долгов, чтобы как-то погашать прошлые. Причем, за чей счет? Правильно. Государства. Долги клуба перед прав-вом(налоги) - около 158 млн евро("чистый"), и это еще с учетом 48,5 млн законных налоговых льгот, которые Атлетико лишь может получить(зависит от их уровня оборота, прибыли). В валовом выражении(всего) долгов по разным налогам у Атлетико около 206 млн евро. Плюс 52 млн долгов перед своими работниками. В общем, ситуация тяжелая. Но не все прямо печально, есть и позитивные признаки. Удалось стабилизировать оборот на нормальном уровне - 108 млн евро(с ЛЧ он получит хорошую прибавку в 30-35 млн евро), удалось выправить EBITDA и сделать ее положительной, пусть и она довольно низкая. Удалось выйти на минимальную прибыль в 2012-м, пусть она, как и раньше(2006-2008) является во многом результатом продажи игроков. Но это часть модели, покупает Атлетико тоже неслабо.
Что касается распределения, то цифры из отчета за 2012-й год(финансовый год заканчивается 30 июня).: оборот - 108 млн евро. Из него спортивные соревнования - 23,2 млн(5,4 от Лиги, 110k от Кубка, 15,7млн УЕФА, 2 млн - товарняки). 18,9 млн евро - билеты, абонементы, 38,9 млн - ТВ(Ла Лига), 19,7 млн евро - коммерция(кстати, падение на 16%), в частности упала именно реклама(часть коммерции) с 19,5 млн(2011) до 15,8 млн (2012). И "другие доходы" - 7 млн евро.
Продажи игроков(не входят в понятие оборот, ибо нерегулярные доходы с продажи активов) - +36 млн евро(это окно там не учтено, это результаты больше по лету 2011, зиме 2012).
EBIT = +14,2 млн евро
EBITDA = +7 млн евро(до этого с 2009-ого по 2011-й EBITDA была +9, +32, +10 млн евро)
Итог тут следующий: кошмарное управление в прошлом, ну и какие-то попытки что-то сделать последние года 3, которые можно засчитать как "стараются, но получается далеко не все". В частности, долги как-то на сокращения не выйдут, плюс Атлетико гордо продолжает собирать разные судебные иски за всевозможные нарушения. Недавно испанский суд постановил Атлетико выплатить компании Mediapro около 10 млн евро за досрочный разрыв контракта на медиа-права в июне 2012-ого. Добавить к этому с десяток исков от прав-ва (за неоплаченные налоги), претензии от УЕФА - и получается, что, может быть, в фанатской среде Атлетико любят. Но вот в футбольной бизнес-среде от их безалаберности и безответственности все уже порядком подустали...
Так вот, насколько на стадионе Атлетико оказалось интереснее. стадионы стадионами, но музей на Висенте просто потрясающий. Там чувствуется именно отношения между клубом-болельщиками-историей!
За статью спасибо! маловато, но познавательно!
Это про экскурсии по Российским рынкам что ли?)))
А так то ладно, я слышал, что у них там все гуд с отдыхом.