5 мин.

Как я начал болеть за «Локомотив»

1998 год. Скоро начнется чемпионат мира, я, восьмилетний, увижу Зидана и окончательно и бесповоротно влюблюсь в футбол. Но пока мне еще семь, лето только началось, а по телевизору показывают чемпионат России. Локомотив-Динамо. Победный гол в самом конце матча забивает Виталий Веселов, железнодорожники весело (мастер каламбура!) устраивают кучу-малу у боковой линии.

У меня был альбом с наклейками panini и хорошая память. Поэтому я знал, что на груди у Порту написано revigres, Аарон Винтер играет за Интер, а Сабри Лямуши за Осер. Осенью в школе я на целых три дня стал звездой у старшеклассников. Коронным моим номером была декламация полного имени Роналдо. На третий день меня решили показать самому крутому парню. Если пользоваться близкой мне тогда терминологией денди, это был босс.

-Файзуллина знаешь? — спросил он меня деловито сплюнув.

-Нет — честно признался я.

-А Веселова?

-Тоже не знаю.

Моя слава знатока футбола получила две пробоины ниже ватерлинии, а я шел и думал: «Я же знаю Веселова. Это тот, из Локомотива..»

Так я впервые увидел Локомотив.

***

1999 год. Я смотрю Кубок Кубков. Это полуфинал, а болеть нужно за наших. А наши — вот они, красно-белые (иронично, ведь мой папа болел за Спартак и всячески пытался привить мне любовь к ромбику). Забавный коренастый грузин забивает Лацио, а я уже в состоянии оценить, насколько это круто, игроки Лацио ведь тоже были на наклейках.

Так я впервые переживал за Локомотив.

***

2001 год. Локо выходит в Лигу чемпионов. Стоп, как это не выходит? Почему переигровка? Волна благородной ярости, подогреваемая газетами и телевидением, делает обязательным просмотр повторного матча с Тиролем. Австрийцы открывают счет, момент у ворот Локомотива, еще момент и.. И я трусливо по-девчачьи ухожу в другую комнату. В 1999-м году, после гола Шевченко, я тоже ушел, свято верил, что без меня сборная России обязательно забьет победный. А может просто не хотел плакать. И вот теперь мне кажется, что, если я буду смотреть, Локо обязательно пропустит. Каждые пять минут заглядываю, чтобы проверить счет. Примерно на шестидесятой минуте все-таки беру себя в руки и досматриваю игру до конца.

В тот год я смотрел все матчи Локомотива в Лиге чемпионов. Неловко вспоминать, но для меня трагедия 11-го сентября тогда запомнилась тем, что мне не удалось увидеть матч Локомотив-Андерлехт.

Так я стал болеть за Локомотив.

***

2003 год. Мы с мамой в Питере. В Петропавловской крепости вижу лавку с сувенирами, а там (черт, он мне нужен!) шарф Локомотива. Кто-то скажет, что это ерунда, но для меня шарф всегда был как свидетельство об браке. Материальное воплощение "Yes, I do" футбольного болельщика. На следующий день мама сделает фото счастливого меня с шарфом возле стадиона Петровский.

Шарф потом очень поможет мне в праздновании десяти лет лузерства чемпионства 2004. Ведь одно дело просто бегать по квартире и орать, и совсем другое бегать по квартире с шарфом и орать.

Очень часто, выбираясь в Москву, я забываю розу дома. Без шарфа идти на игру ну никак нельзя (это стыд, позор и судья Батишта), поэтому покупаю новый. В итоге, дома лежит несколько красно-зеленых барскарфов, а клубный магазин, вероятно, очень мной доволен.

***

Первый мой живой матч пришелся на период, когда еще был предел человеческой мерзости. Локомотив выиграл 2:0 у Ростова, но это не так важно. Важно то, что после матча к трибунам подошел Сергей Гуренко. Я видел разгромные победы, унылые нулевые ничьи, унизительные поражения. Я не видел, чтобы Сергей Гуренко проигнорировал болельщиков после матча. Ни разу.

Сергей Гуренко для меня был и остается воплощением того, что нынешний Локомотив похоже где-то потерял по пути. Бескомпромиссный, жесткий, неуступчивый, парень, который не экономит себя, потому что для него буква «Л» на груди на самом деле что-то значит.

Сергей Гуренко, Сергей Овчинников, Владимир Маминов, Олег Пашинин, Дмитрий Сенников, Вадим Евсеев, Бано Иванович, Игорь Чугайнов, Маринато Гильерме, Дмитрий Лоськов.

***

Я помню поражение от Рапида в Лиге Чемпионов, был почти на всех матчах ужасного лета 2010, апофеозом которого стала игра с Лозанной. Но, по непонятным мне причинам, самое горькое чувство разочарования я испытал в 2011 году на игре против Крыльев. Локомотив терзал защиту самарцев весь матч, Веремко почему-то решил выдать свою лучшую игру, а Сычев не особо спешил попадать по воротам. Напряжение копилось с каждым моментом, казалось, что сейчас, вот именно сейчас, дожмут. И Сычев забил. Я сбил кого-то с ног, на меня кто-то упал. Было невероятное чувство облегчения, как будто вырвали мучительно болевший зуб. На всем Юге не радовалось лишь несколько человек, они просто раньше других увидели поднятый флаг лайнсмена. Нулевая ничья. После этой игры я не ощущал не обиды, ни злости, ни раздражения. Пустота. Ехал домой и молчал.

 

***

Локомотив несколько раз на последних минутах вырывал победу у прямых конкурентов, Локомотив крушил Интер, Локомотив выигрывал чемпионат и кубок страны, но самый мой памятный момент, связанный с Локо, случился, как ни странно, в проигранном матче.

2010 год. Лоськов вернулся домой. Лоськов выходит на замену в матче со Спартаком. На ту игру я специально выудил из шкафа старую футболку с десяткой, в которой играл еще на школьном стадионе.

Не знаю почему, но мне тогда показалось, что, в третий раз выдохнув в едином порыве в прохладный московский воздух громогласное «ЛОСЬКОВ», мы все думали об одном и том же. Я почувствовал, что прикоснулся к истории и навсегда останусь ее частью. Моей истории, моего клуба.

Моего клуба навсегда.

P.S. Нет, ну я же серьезно знал, кто такой Веселов, почему я не ответил?