Герои войны
В субботу сборная Мали одержала, возможно, самую важную победу в своей истории.
Представьте себе на минуту картину. Мали. Город Гао на Востоке страны. Маленький мальчик сидит у телевизора и смотрит матч за 3-е место Кубка Африки, куда его любимая сборная пробилась второй год подряд. Но как все изменилось за этот год! Теперь вокруг сплошные бомбежки, гражданская война, какие-то агрессоры (или освободители?) из далекой Европы… А команда еще и с треском проиграла в полуфинале Нигерии. И парнишка смотрит трансляцию, словно завороженный – только бы выиграли.
Примерно такие образы наверняка проносились в голове и у капитана малийцев Сейду Кейта. Стреляного волка, который выводит свою команду на бой с ганцами, как на последнюю битву – за свою страну, за свой народ, за вот одного этого мальчика в конце концов. Да, снова не получилось выйти в финал, а ведь он, Кейта, так мечтал об этом. Всю жизнь мечтал. Но сейчас, в момент выхода на поле, все разочарование полуфиналом должно пройти. Нужно выйти и порвать соперников на их черные звезды.
И вот они выходят на поле, заряженные на борьбу, как никто другой на этом турнире. Им в какие-то минуты не хватает мастерства, но все это они восполняют самоотверженностью. Первый гол Самасса – безумно важный с точки зрения исхода этой игры. Здесь бы, казалось, остановиться, закрыться и постараться не пропустить в оставшееся время. Но не поймут этого мальчики, грезящие футболом на Родине, а значит, надо продолжать идти вперед.
Правда, и сопернику вовсе не наплевать на эту игру. Ганцы очень хотят взять реванш за поражение в точно таком же матче год назад. Асамоа Гьян, только прозвучал свисток на перерыв, собирает всех своих партнеров в круг в центре поля и накручивает на ожесточенную борьбу во втором тайме.
Впрочем, своего слова не сказал еще лидер Мали – такая же, как и Гьян, яркая, но уходящая в футбольный туман звезда этого Кубка Африки. Сейду Кейта. Через три минуты после перерыва номинально опорный полузащитник Кейта, своим голом уже обеспечивший команде место в полуфинале, вновь устремляется в чужую штрафную и вовремя успевает на подбор – 2:0. Это уже серьезно. С этим уже можно немного успокоиться и отсидеться.
Тем более что и Гана наседает теперь с удвоенной энергией. Однако Мали отбивается всеми силами – и снова вперед. Кейта выдвигается едва ли не на место второго форварда и постоянно просит мяч. Он ведет своих бойцов вперед, потому что только так можно выиграть войну. Только так можно помочь понять ребятам, оставшимся в этой страшной бомбежке, что не все еще в жизни плохо. Так раньше латиноамериканские сборные, еще не обремененные европеизированные игроками, шли в атаку и побеждали, хотя в их странах была сплошная разруха и ничего, кроме футбола.
Кажется, и соперники чувствуют эту психологическую силу «Орлов». Вакасо, проговаривая что-то про себя, бьет пенальти и – впервые на этом турнире! – промахивается, да так, что и Серхио Рамосу не снилось. Но этот 11-метровый, как ни странно, вдохновляет Гану – значит, судья благосклонен, значит, Бог футбольный еще может дать шанс на спасение.
И они начинают крушить и ломать. Вакасо вдобавок к незабитому пенальти едва не получает красную за излишнее рвение. Но и у Мали есть свои герои. Уже сделавший голевой пас защитник Адама Тамбура становится непроходимой стеной на своем левом фланге и, как только есть возможность, устремляется туда, к чужим воротам. Его там бьют, почти что ломают, не дают пройти – а он все равно лезет. И выигрывает драгоценное время.
Гана все-таки добивается своего. Не выдерживают нервы у вратаря малийцев, который проводил всего-то второй матч на турнире. Сбивает его с толку крученый удар Квадво Асамоа. Счет становится скользким. При должном уровне борьбы это преимущество, впрочем, можно и удержать.
Но не таким был этот матч, чтобы последние его минуты проходили где-нибудь у углового флага или в поперечных передачах рядом со штрафной Диаките. «Орлы» находят в себе силы, чтобы еще раз улететь к чужим воротам – и за 13 минут до этого появившийся на поле Диарра ловит мяч на левую ногу и ставит эффектную точку.
Такого выразительного, все объясняющего гола я еще, кажется, не видел. В глазах ганцев я видел разочарование, но и безмерное уважение к сопернику. А малийцы – они радовались тому, что сумели преодолеть все трудности и принести радость своей родной земле. Дрожь по телу. 42-летний французский тренер команды Патрис Картерон, до этого работавший только со скромными «Канном» и «Дижоном», радуется едва ли не больше, но уж точно не меньше своих парней. Да, они снова проиграли в полуфинале, но это третье место – все равно сродни героизму. Это была хорошая война.