Победа
Вышедший в уходящем году «Матч» Андрея Малюкова стал уже третьим произведением о футбольных сражениях с фашистами. Если недавняя картина вместе с фильмом начала шестидесятых «Третий тайм» рассказывала о легендарном и мифическом «Матче смерти» в оккупированном Киеве в 1942 году, то в увидевшей свет тридцать с лишним лет назад ленте легендарного Джона Хьюстона под названием «Победа» наша история получила западное прочтение.
Сказать, что постановка великого режиссера была масштабной – значит не сказать ничего. В главных ролях снялись корифеи Майкл Кейн, Макс фон Зюдов и молодой, но уже популярный благодаря «Рокки» Сильвестр Сталлоне. Однако к футболу эти замечательные актеры имели более чем поверхностное отношение, поэтому чтобы кульминация фильма – матч сборной пленных союзников против команды оккупантов, не превратилась в смесь фарса и клоунады, создателям нужно было привлечь к работе над фильмом и звезд-спортсменов. Тут уж они развернулись на полную катушку и собрали почти что сборную мира. Судите сами: Пеле, Бобби Мур, Поль Ван Химст, Казимеж Дейна, Освальдо Ардилес и менее звездные Ко Принс, Джон Уорк и Майк Саммерби. С такими-то уж мастерами фильм должен был получиться что надо, однако в итоге картина не очень успешно выступила в прокате, а из всех призов, с расчетом на которые она, безусловно, снималась, ей досталась лишь номинация на главный приз нашего родного ММКФ. Уверен, что только благодаря столь очевидным для всех более-менее знакомых с историей Великой Отечественной параллелям. Почему так вышло? Давайте попробуем разобраться.
Сюжет фильма не изобилует какими-либо откровениями. Майор лагеря для военнопленных союзных войск фон Штайнер (Макс фон Зюдов), игравший за немецкую сборную на Чемпионате мира 1938 года, случайно встречает там экс-игрока сборной Англии – капитана Джона Колби (Майкл Кейн) и делает тому предложение о матче команды вермахта со сборной союзников. Англичанин поначалу отнекивается, но майор пообещал ему и команде особые условия и лучшую пищу. Колби собирает команду (которая и включила в себя всех футбольных звезд), приступает к тренировкам, однако высшие офицерские чины войск Ее Величества не слишком обрадованы этой затее, мотивируя это пособничеством немецкой пропаганде и противоборству побегам из лагеря. К тому же к команде прибился американский капитан Хэтч (Сильвестр Сталлоне), отчаянно рвущийся на волю. Игрок в соккер из него, прямо скажем, посредственный, зато получился неплохой голкипер. Все бы ничего, да только вот оказалось, что немцы решили провести эту игру в Париже, чем воспользовались британские офицеры и с помощью Ля Резистанс организовали для них побег прямо из раздевалки во время перерыва. И что выберут наши герои – вопрос интересный.
Если говорить о фильме кратко, то скажу так: замахнулись на рубль, а ударили максимум копеек на пятьдесят. Снято более чем неплохо, в лучших традициях военного голливудского кино 60-70-х годов. Масштаб чувствуется – все-таки Джон Хьюстон, пусть и на излете творческого и жизненного пути – это вам не какой-нибудь Сарик Андреасян. Футбол сделан классно (а как еще он должен выглядеть с такими-то звездами?!), массовка в конце действительно впечатляет, да только вот чисто сценарно работа до заявленной при создании планки явно не дотягивает. Ну ладно там, типичное для такого кино почти полное пренебрежение к Восточному Фронту - все-таки сцена с восточноевропейскими футболистами есть. Так нет же, сами союзники в этом фильме у меня вызывают некоторую иронию. Лагерь этот и жизнь в нем показаны так, будто люди оттуда бегут только лишь со скуки, поскольку по сравнению с тем, как жили наши военнопленные, здесь настоящий рай. Да и пресловутый матч будто бы придуман по той же самой причине. Намеки на без преувеличения мощнейшую немецкую пропаганду есть, но вот как-то все это мелко и по верхам. А уж сама развязка фильма, на мой взгляд – из области ненаучной фантастики. Не буду спойлерить, но в такой исход я ни за что не поверю. Да, Тарантино и Гитлера уже как-то убил, но даже для фильма по мотивам войны, финал «Победы» - это слишком.
А теперь о хорошем. Прежде всего, это актеры. Пусть у Майкла Кейна и не очень спортивная фигура для экс-игрока сборной Англии, но играет он все равно замечательно. Хорош и молодой и горячий Слай, для которого роль голкипера стала одной из самых необычных в карьере. Персонаж Макса фон Зюдова стал для меня несколько неожиданным в плане своей предполагаемой злодейской сущности. Однако сыграно здорово. А что касается футболистов, то те почти ничего, по сути, и не сыграли. Ну есть пара забавных эпизодов с Пеле, которому, видимо, благодаря статусу досталось большинство реплик по сравнению с другими игроками, легендарному Бобби Муру довелось несколько раз что-то произнести в камеру, а на этом, в общем-то, и все. Но ведь их же не лицедействовать сюда звали, верно? С футбольной же точки зрения в этом фильме все в порядке, и матч действительно здорово поставлен. Просто любо-дорого смотреть на финты Пеле и Осси Ардилеса, который был любимым игроком Боба Марли, на подкаты Бобби Мура, да даже на постановочные сэйвы Слая. А уж тот самый гол Пеле, почти покадрово воспроизведенный впоследствии в официальном матче Юрием Джоркаеффом, и вовсе может привести футбольных фанатов в экстаз.
Помните, как в фильме «Не шутите с Зоханом»: «Салим, это не бомба. Это плюх»? Так и здесь. Могло бы все быть гораздо лучше, если бы не такое пренебрежительное отношение к сценарию. Джон Хьюстон-то вместе с актерами свое дело сделали – картина смотрится динамично и увлекательно. Только вот пересматривать уже не тянет. Но сказать, что «Победа» валяется на свалке истории так однозначно, я не могу. Все-таки больше нигде не увидеть Пеле и прочих звезд в компании с Кейном, Слаем и фон Зюдовым. В итоге скорее зачет, чем незачет.