8 мин.

Виктория Азаренко: «Я хочу оставаться собой при любых обстоятельствах»

Виктория Азаренко

Она одна из трех великих теннисисток этого чудесного сезона-2012 и одна из наиболее поразительных девушек, которых женский теннис знал в последние годы, вместе с Сереной Уильямс и Марией Шараповой. И на данный момент именно она, 23-летняя Виктория Азаренко занимает первое место в мировом рейтинге, заслужив титул «самый красивый прорыв сезона». Сезона, который она начала на высочайших скоростях, выиграв 26 первых матчей, среди которых финал Открытого чемпионата Австралии, ее первый взрослый титул. Этот рывок оказался продуктивным для того, чтобы стать №1 в мире. В прошлом иногда сомневающаяся, на этот раз Вика не побоялась никого. Даже Серену Уильямс, которую она затолкала в ее дальние окопы в финале US Open. Эти вершины она покорила вместе со своей французской командой, во главе с ее тренером, Сэмом Сумиком. И со своей решимостью, которая проявляется как на корте, так и в ее откровенных и прямых ответах, таких же, как ее молниеносные ускорения.  

- Виктория, в этом году вы выдали ваш лучший сезон, отмеченный первой победой на турнире Большого шлема в Австралии и финалом US Open в ранге первой ракетки мира. У вас еще не было времени подумать о тех сильных моментах, которые вы пережили, в частности, в Австралии?

– Конечно я все это помню! А если серьезно, я не помню, каков был мой уровень игры в Австралии, но я помню то чувство победы. Все эти картинки я храню в моей голове. Просто я на них не зацикливаюсь. Я предпочитаю оставаться в настоящем и в ближайшем будущем. Потому что прошлое – это прошлое. Хотя сейчас, после завершения сезона, у меня будет время поразмыслить обо всем произошедшем.

- В фантастическом финале US Open вы проиграли Серене Уильямс, пройдя в шаге от победы. У вас есть ощущение, что вы упустили свой шанс?

– Да, это был великий матч. Быть так близко к победе – это жестоко, и очень горько осознавать, что победа уплыла из рук. Но я чувствую, что отдала все силы. И поэтому я не испытываю никакого сожаления. Все могло повернуться в мою пользу? Да, возможно. Но я не выиграла. И знаете, я уверена в том, что у меня еще будет шанс сделать все еще лучше.

Виктория Азаренко

- Концовка этого матча была очень напряженной. В игре, зависящей от везения, как эта, что может склонить чашу весов в ту или другую сторону?

– В такие моменты нет места ни малейшей ошибке, ни неправильному решению. Напряжение зашкаливает настолько, что нужно очень быстро делать правильный выбор, и, что особенно важно, нужно доверять себе. Что я и сделала, но только в нескольких розыгрышах, и этого оказалось мало. Но я пытаюсь оставаться позитивной, и каждый раз, когда я играю против Серены, я себе говорю, что это позволяет мне расти, развиваться как игроку, идти еще дальше. И я благодарю ее за это.   

- Вы ее благодарите, а между тем она победила в 10 из ваших 11 встреч…

– Да, это правда, если бы не она, я бы выиграла куда больше титулов (смеется). По-моему мнению, Серена лучший игрок всех времен. Она ведет игру на нереально высоком уровне. В матчах против нее я вынуждена самоутверждаться на корте, как в физическом, так и в личностном плане. Такие игроки, как она или Мария Шарапова, очень ценятся в женском теннисе. Я глубоко ею восхищаюсь, и как теннисисткой, и как личностью.

- Вы были первым номером мирового рейтинга большую часть сезона. Это должно было спровоцировать значительные изменения в вашей жизни…

– Да, в том смысле, что когда ты №1, ты чувствуешь большую ответственность. Есть что-то вроде роли, которую тебе нужно сыграть. Может быть, это немного глупо. №1 или нет, ты должен иметь человеческие качества, быть любезным и уважать людей, это как минимум. Но когда ты лучшая, ты чувствуешь себя еще больше обязанной вести себя подобным образом. Хотя я не думаю, что лидерство меня изменило. Любезность и уважение – это те два качества, к которым я стремлюсь всегда. И я стараюсь всегда быть откровенной и честной с людьми. №1 я или нет, я хочу оставаться сама собой при любых обстоятельствах.

Виктория Азаренко

- Уже давно в женском теннисе ищут «патрона». Вы сегодня чувствуете себя готовой к этой роли?

– Честно? Я не рассуждаю этими категориями. Быть №1 – это уже  достаточно сложно само по себе. Это большая ответственность, как я уже говорила, это дополнительная рекламная деятельность. К тому же, когда вы №1, вы становитесь мишенью. Все хотят вас обыграть, все хотят выбить вас с этого места. Каким бы ни был ваш соперник, №2 или №100, нужно прилагать много усилий для того, чтобы выиграть. Победы не придут к вам  легко лишь потому, что вы №1. Цифра мало что значит. Каким бы ни был мой рейтинг, я пытаюсь делать свою работу как можно лучше.

- Как и на Ролан Гаррос, вы приехали на US Open в качестве №1. Это создавало дополнительное давление?

– Люди не верили мне, когда я говорила, что не думаю об этом. Конечно, ожидания были намного выше. Люди ждут, что вы сыграете лучше. Я подходила к турнирам таким образом, что, являюсь я номером один или нет, нужно играть матч за матчем. Это то, что я всегда делаю. Я пытаюсь сохранять спокойствие и концентрацию.

- Но все-таки когда каждый турнир вас причисляют к фаворитам, как нужно играть, как настраиваться психологически?

– Главное для меня – показать на корте своей игрой, кто является фаворитом. Для этого требуется сохранять концентрацию все время и быть готовой на 100 процентов. Я пытаюсь не поддаваться дополнительному давлению и просто весело провожу время. Так как если я не получаю удовольствие на корте, это ни к чему хорошему не приводит, в этом случае лучше сразу возвращаться прямиком домой. Стало быть, мое кредо – всегда иметь страсть и желание выходить на корт. Нельзя всегда побеждать, но важно не иметь никаких сожалений, когда уходишь с корта.

Виктория Азаренко

- Вы часто говорите, что нужно быть готовой на 100 процентов, и вы, объективно говоря, действительно всегда имеете сконцентрированный вид.  Можете нам сказать, как вы этого добиваетесь?

– Каждый имеет свой метод для того, чтобы прийти в форму. Лично мне нужно остаться с собой один на один. Это помогает прийти в особенное состояние духа, которое позволяет мне быть конкурентоспособной. Когда я начинаю разогреваться, это всегда некий рутинный процесс. В этот момент я уже как бы отрезана от мира. Честно, я больше не вижу никого вокруг за исключением моего тренера, потому что он подает мне мячи. Но если кто-то дугой проходит мимо, я его не замечаю.

- Вам, несомненно, не удалось бы выиграть в этом году случайно. По вашему мнению, что изменилось в вас, в вашей игре или в вашей личности, чтобы совершить такой прорыв?

– Сложно сказать. Мы всегда изучаем как хорошие, так и плохие моменты. На протяжении всей моей карьеры я пыталась сохранять в себе все, чему я научилась, и ставить все это, скажем так, кирпичик к кирпичику. Еще до всех этих побед я феноменально прогрессировала в спортивной плоскости. Я совершенствовала свои физические кондиции, технику, а также крепла психологически. Все это выстраивалось такой непрерывной цепью. Именно это и позволяло мне проходить этот путь. На этом уровне соперничества, весь вопрос в деталях, небольших регулировках в той или иной областях. Даже маленькая деталь может в итоге дать преимущество, необходимое для победы. Я хочу сказать, что не делала больших изменений. Это были какие-то небольшие модификации, которые вводились постепенно. Что касается моего характера, он совсем не изменился. Я всегда была точно таким же человекам.

- В этом году мы увидели заметную разницу. Вы добились лучших результатов в Большом шлеме, как это объясните?

– Я стала опытнее. Я смогла лучше узнать себя, свое тело, понять до чего я могу дойти и когда мне наоборот необходимо сказать стоп. Есть ощущение, что я нашла идеальный баланс, мне удавалось отлично проводить эти две недели в рамках турниров Большого шлема. Я знала, как должна тренироваться, как проводить неигровые дни. В общем, делала так, чтобы эти турниры выделялись из общего ряда.

Виктория Азаренко

- В чем для вас заключается главное отличие турниров Большого шлема от других соревнований?

– Прежде всего, продолжительность. Я считаю, что Большой шлем – это три тяжелые недели, а не две, так как на место необходимо приезжать немного раньше срока. Также тут больше матчей, поэтому эти турниры более сложные с физической и психологической точек зрения. К тому же есть больше обязательных мероприятий.

(Продолжение завтра...)

Tennis magazine