Андрей Дубровский: «Первая лига давно соскучилась по «Ладе»
Дело было вечером: когда последние рабочие ВАЗа покинули свои места, а химические предприятия, окружающие город по периметру активизировали свою производительную деятельность. Нечасто встретишь заместителя директора футбольного клуба с такой значимой исторической фамилией. Андрей Дубровский рассказал о возрождении тольяттинской «Лады-Тольятти» и отметил, что в нем есть что-то от героя Пушкинской повести. "Дубровский по сценарию воевал за имение Кистеневка, словно, как я за «Ладу». Поэтому Троекуровым можно окрестить всю несправедливость в этом мире».
Андрей, расскажи, с чего началась твоя открытая симпатия к клубу? Наверняка ведь в детстве на стадион привели родители.
Началось все, конечно же, с детства. В 1994 году я с отцом, когда мы играли со «Спартаком», попал на стадион. На тот момент была приличная аудитория как раз в связи с гостями из Москвы, поэтому тогда мне все казалось новым и очень большим. Стадион – с этого, наверное, все началось. Хотя отец не часто мог выбираться в те года. Мне было всего лишь 9 лет и один я на «Торпедо» не ходил.
Помню еще такой момент: после матча пытались разыграть машину, и, естественно, никто ее не выиграл. Стадион на матче с «народной» командой не был забит под завязку. Для меня, на самом деле, были тогда полным удивлением приезжие фанаты. До тех пор я ни разу не видел болельщиков гостей, и они показались мне весьма странными. Я думал, что за «Ладу» должны были все болеть, а тут люди переживают за противника.
Спустя некоторое время ты влился в фанатскую субкультуру?
Когда мне было уже лет четырнадцать, мы с отцом стали регулярно посещать матчи, так как у него появилось свободное время. Прошло два года, и я решил пойти на фансектор в первый раз, и в первый же раз в 2002 году, мне 17 лет тогда было, я поехал на выезд в Пермь.
Почему этим летом именно тебя захватила идея воссоздать любимый клуб, а не твоего коллегу с сектора?
Я являлся председателем Всероссийского объединения болельщиков, что дало мне неоценимый опыт. Я наблюдал, как болельщики отстаивают свои права, и узнал, какие рычаги нужно применить, чтобы отстоять свои интересы. Для меня было вопиющим фактом несправедливости, а в своей жизни я не люблю ее и терпеть просто не могу, когда в 2009 году клуб расформировали. И, соответственно, для меня было делом чести его вернуть, потому что три года назад я вышел на митинг, где меня забрали за его несанкционированное проведение. Однако меня это не остановило – я начал околачивать кабинеты власти, хотя и нигде не нашел должного понимания.
В те года даже дошел до Мутко перед тем, как «Лада» канула в лету. Тем не менее, уже тогда были предпосылки, не смотря на то, что после расформирования я так до него достучаться больше не смог. Ключевым моментом были выборы мэра Тольятти. Я лично уже готовился к ним чуть ли не за год. Я прекрасно понимал, как действовать дальше, поэтому мне достаточно было узнать список кандидатов на эту должность. Когда они были уже определены, я повстречался с каждым из номинантов и выбрал для себя фаворита, собственно который потом и выиграл мэрскую гонку. Соответственно я и стал руководителем в клубе, потому что, кто по крупицам восстанавливал команду, те и вошли в учредители. Это Кечаев, Герасимов и Дубровский.
Допускаешь ли ты такое развитие событий, при которых после истечения срока правления Сергея Андреева клуб снова постигнут финансовые трудности?
Все в жизни возможно. Задача клуба как раз таки сделать так, чтобы подпитка у нас была не только за счет помощи одной структуры, но также в приоритете хочется добиться помощи губернатора и весомых спонсоров. Так что, если эти три кита будут – команда никуда не денется. Если один из кирпичей фундамента уйдет – дом не рухнет, в свою очередь, когда строение стоит на одном кирпиче – оно развалится.
Перед сезоном команда не потратила ни гроша на трансферы.
Действительно у команды на данный момент нет средств, поэтому контракты либо были подписаны со свободными агентами, либо клуб брал игроков в краткосрочную аренду. Зимой все повторится вновь. Лишь при получении солидной задачи выйти в первую лигу можно рассчитывать на увеличение бюджета и выделение материальных средств на трансферы – сейчас мы строимся заново и стабилизируем клубную деятельность. Чтобы, к примеру, выйти в ФНЛ нужно увеличить бюджет в пять раз. Чтобы увеличить его - нужно найти пять крупных спонсоров. При правильном подходе, при цикле в пять лет, вполне реально выйти в премьер-лигу с десятикратным увеличением денежного оборота. Увеличив в 10-ть раз бюджет, он, все равно, будет значительно меньше хоккейного бюджета для КХЛ.
Чем тебе нравится твоя должность в клубе?
Меня она в первую очередь привлекает работой с болельщиками: для меня интересно постигнуть механизмы и, главное, для меня интересен конечный результат, который должен быть. Потому что в принципе ни в одном российском клубе первой и второй лиги нет высокой посещаемости. И это вызов, прежде всего, самому себе. Если я достигну результата – я могу сказать: «Да, я не зря это делал». На данный момент результат не получен.
Одной из объективных целей на сезон 2012/2013 является увеличение заполняемости арены хотя бы до стабильных 3 тысяч. В матче с Оренбургом данный показатель мы преодолели, но очень важно сохранить эту планку на все домашние поединки. Я вижу пути, за счет чего это можно сделать. Сейчас мы очень сильно зависим от результата команды. Моя задача – минимизировать зависимость от счета на табло.
Летом команда собрала под свое крыло прежних лидеров, подкрепилась способной молодежью, в руководство и тренерский штаб пришли старые знакомые, наконец, команда взяла внушительный старт. Какую роль сыграла дружеская атмосфера в коллективе?
Мне сложно, честно, сказать. По моему мнению, здесь именно видна тренерская рука. Это основной фактор, который тут работает, потому что я Игоря Леонидовича знаю продолжительное время и, самое главное, я в курсе его подхода к тренировочному процессу и к команде во всех ее аспектах. Для него не бывает никаких мелочей, поэтому это, наверное, дает положительный результат.
«Лада» располагает огромным стадионом по меркам второго дивизиона. В прошлом веке на матчи собиралась приличная аудитория. Есть ли шанс побить былые рекорды посещаемости?
Как таковой, достаточно высокой посещаемости, по сути, не было никогда. Чтобы привлечь на трибуны зрителя нужно скрупулезно работать над этим компонентом, вкладывать небольшую копеечку туда и потом получать выхлоп. Единственный вопрос, который завис в воздухе, это стадион, и сейчас он значится основным препятствием высоким значениям количества публики. Во-первых, он не комфортный: у него отсутствует крыша, там невозможно разместить фудкорты для болельщиков – он большой. Любой зритель там расплывается, нет кучности.
В моем видении, перенос матчей на более маленький стадион. К примеру, 5-ти тысячник. Но такого в Тольятти, к сожалению, не существует. Я инициирую идею проведения поединков «Лады» на «Спутнике», но меня пока никто не поддержал: поле не соответствует нормам, и арена не может получить лицензию. Я думаю, очень хорошей идеей будет остановиться на варианте с задействованием поля на «Труде». Его планируют реконструировать, но когда это будет – непонятно. Если же состоится реконструкция, я попытаюсь максимально подобраться к проектам и донести свою позицию. Ведь стадион строится для чего-то – надо, чтобы арена нравилась болельщику и создавала комфортные условия для просмотра футбольных встреч. За счет ажиотажа забить семитысячный "Труд" на матче с «Газовиком» было бы не проблемой, если присовокупить закругленное строение и пластиковую крышу. Билеты ограничены – запахло бы аншлагом.
Я знаю, что ты часто любишь следовать за нашей российской сборной. Где ты уже побывал? Какие памятные случаи ты можешь припомнить?
Безусловно, памятные случаи – это матчи на ЕВРО. Атмосфера на играх национальной команды очень хорошая, а на европейском форуме особенно запоминающаяся. В 2008 году мне не довелось наблюдать грандиозный для России четвертьфинал с Голландией, зато я побывал на противостоянии со Швецией. К тому матча я полностью не верил в удачный исход игр в группе, поэтому, когда мы сумели преодолеть групповой этап, осознал, что на моих глазах творится история, и я стал ее полноправным свидетелем. Так как при моей болельщицкой жизни мы практически ни разу не выходили в стадию плей-офф турнира, значимость события заставляла гордиться за мою державу. Особенно хочется отметить тот момент, когда после финального свистка с Нидерландами весь город вывалился на улицы Тольятти, это было приятно вдвойне. Сразу стало ясно, что в моем городе не угасла любовь к футболу – она продолжает жить здесь и по-прежнему. Очевидно, уровень футбола пока не соответствует высоким ожиданиям россиян, но уверен – это только пока.
Что же касается прошедшего ЧЕ, то удалось посетить матч с Польшей. Поляки очень активно болеют, очень активно поддерживают команду, даже, не премину этого слова, - агрессивно, чтобы отстоять интересы своей сборной. Ну и атмосфера на стадионе, когда ты болеешь против хозяев, когда они все разом начинают петь песни, когда уши разрываются от количества децибел.
Есть мечта посетить качественный европейский матч из любого чемпионата Запада?
Вот 23 октября Сергей Борисович Кирдяпкин, генеральный директор клуба, на заседании по поводу поведения фанатов на стадионе, привел в пример матч второй Бундеслиги, где одной из команд был вылетевший из высшей лиги «Кельн». Хотелось бы посмотреть устройство низших дивизионов Англии, Германии, и, наверное, еще каких-нибудь стран, где высокая посещаемость, для того, чтобы понять, в чем нам нужно прибавить для привлечения зрителя.
Ты ведь играешь за тольяттинский регбийный клуб «Снаряд».
Да, играл раньше. Потом у меня немного здоровье пошатнулось. Сейчас планирую восстановить тренировки и игры – надеюсь попасть в состав (улыбается). Основные тренировки проходят в выходные, а в выходные я отдыхаю, поэтому проблем с совмещением моих прямых обязанностей в клубе не возникнет.
Почему именно регби?
Так как с футболом у меня на хорошем уровне не сложилось, а в регби у меня получаются многие игровые моменты. Более того, регби – это сильный по духу вид спорта.
Кто был твоим детским кумиром?
По сборным мне очень нравилась игра Александра Панова. Молодой Аршавин тоже нравился. Я всегда считал его талантливым футболистом и до сих пор считаю. Просто на лицо видна потеря мотивации.
В 2018 пройдет Чемпионат Мира в России и в Самаре в частности. Возможно, что одна из мировых сборных будет квартировать в Тольятти?
Вероятность существует, только для этого нужно много работать. Активное взаимодействие с мэрией, областью и губернатором может позволить принять национальную команду на тольяттинской базе. Тут важна заинтересованность руководства субъекта. Потому что есть Самара, которая готова забрать все.
Дмитрий Гуськов, специально для All Sport Magazine
Следите за журналом через сайт