Трансфера влияние
Манише и Коштинья в «Динамо», Данни, Бухаров и Семак в «Зенит», Кураньи в «Динамо», Это'О и Жирков в «Анжи», наконец, Халк и Витцель в «Зенит» — реакция общественности на дорогие российские покупки раз за разом гасла, теряла отвращение и неприязнь, набивала оскомину и становилось привычкой. В списке выше нет Роберто Карлоса, поскольку полтора года его пребывания в России подчеркнули социальную, а не чисто футбольную сторону его приглашения — и вообще это был первый, даже нулевой шаг проекта Керимова, тогда было еще далеко до того, как неспортивные издания будут публиковать цифру, сколько Самуэль Это'О зарабатывает в «Анжи» за секунду. В списке выше вполне можно бы упомянуть и Тиаго Силву с Ибрагимовичем, и Агуэро с Сильвой и Джеко, а при желании и Криштиану Роналду (не того, который грустит в «Реале», а того, который только туда перешел) — просто российская рефлексия на эти броские, вызывающие, безусловно провоцировавшие рефлекцию сделки в российской среде не так наглядна. Наконец, в этой хронике главных трат российских клубов должны быть только вехи, поэтому там никогда не будет всегда обильной, но безграмотной селекции «Локомотива», разовых покупок ЦСКА, «Спартака» или, например, «Рубина» (трансфер Карлоса Эдуардо обошелся в честную двадцатку, но довольно быстро себя дискредитировал) — во всех случаях отношение публики более-менее мейнстримно.
На мой взгляд, эти точки бифуркации российского трансферного рынка, самовольно и без разбору мной расставленные, — только индикатор общественного отношения к себе, и не более. Понятие большой покупки для российских клубов менялось последовательно и поступательно, крутость переходов с каждым новым росла вместе с ценами, а теперь российский клуб приехали звезды первой величины, предвосхищающие амбиции клуба — но я совершенно не понимаю, к какому такому концу пришел российский футбол, когда «Зенит» взял себе Халка и Витцеля. Тот же «Зенит» занимался подбором инструментария для больших задач последние лет пять-шесть (с меньшим успехом это делают и другие, у многих локально случаются достижения), а то, что питерцы будут рассчитывать на успешное выступление в Лиге Чемпионов и что этим летом они под эту задачу сделают брендовую покупку, было ясно примерно после прошлогоднего выхода из группы, а то и вообще с первым чемпионством Лучано Спаллетти. Российские клубы методично везли в Россию европейских звезд: Витцель тут вообще не отличается от своего соотечественника Стивена Дефура, чудом разминувшегося еще год назад с московским «Локомотив». А Халк и Фалькао на чуть большем расстоянии пролетели мимо «Анжи» — смотрелось бы они там, ясное дело, иначе, чем в«Зените», но только до того, как мы не увидим в 1/8 Лиги Чемпионов и «Анжи». А будет это, похоже, скоро, даже без Халка — и, возможно, уже с Фалькао.
С Фалькао в «Анжи», конечно, надо бы поаккуратнее (сбудется ведь еще), но вообще трансферный рынок продолжает иногда пугать. Меня вот, например, давно беспокоит здравомыслие селекционеров «Милана» и «Арсенала», и вызывает неприязнь то, как «Манчестер Сити» спокойно перемолол Савича и взял ему на замену Настасича. Из недавнего — интерес того же «Анжи» к оптовый покупке трех игроков Бенфики, которому, к счастью, не суждено уже ни во что вылиться. Подобное пахнет уже рейдерским захватом и, вообще говоря, все чаще практикуется на трансферном рынке: флагман тут, ясное дело, ПСЖ и их миланский грабеж средь бела дня, а в России подобным прославился тот же «Зенит», уплатив нужную сумму за Бухарова и Семака «Рубину» (актуальные примеры регулярно появляются в нашем дайджесте слухов). Привыкаешь, конечно, ко всему: когда-то и зарплата Это'O повергала в шок, и 90 миллионов за Роналду, и покупка Абрамовичем «Челси»; но вот Халк и Витцель — трансферы очевидно иной категории. Вспомните, как именно «Зенит» покупал Халка и Витцеля: вроде бы долго отсиживался и молчал, а все это время — ну хорошо, весь август точно — искал усиления, кропотливо вел переговоры, точечно, но смело перебирая варианты и добился того, чего хотел. Убежденные адепты еще к полуночи талдычили, что «Зениту» нужно было купить кого-то в центр поля, но лишь по чуть менее проверенной информации питерский клуб вел переговоры еще и с Жоао Моутиньо, и тоже до последнего. Поскольку «Зениту» виднее, кто им там нужнее, да и вообще это «Тоттенхэм» покупал летом Моутиньо, а не питерский клуб, не будем считать это упущением.
Приятно замечать сходство переходов Халка и Витцеля в «Зенит», например, с переходом Луки Модрича в «Реал» — такой типичный трансферный сериал, тоже укоренившийся тренд на футбольном рынке. Может, все прошло чуть более скоротечно, может, это был не весь сериал, а только один из сезонов (романтики в выборе между Витцелем и Нани меньше, чем в уговорах Дэниэла Леви), может, все это было одной циничной лигочемпионской селекцией, но «Зенит» нацеленно вел переговоры, настаивая на своем и в силовой манере продавив свое предложение. И это, боюсь, единственный повод как-то особенно восхищаться покупкой Халка и Витцеля — боже упаси им менять представление мира о российском футболе, что-то всем доказывать и развеивать какие-то мифы. Нет, может быть, так оно и произойдет, только мы слишком хорошо знаем, что выводы из вчерашних покупок «Зенита» следуют глубоко прагматичные. Но если вычесть гипотетический (а на самом деле только желаемый) успех «Зенита» в Лиге Чемпионов, если оставить допущение, что российские клубы будут с этого момента котироваться в Европе, даже если постараться жить, забыв, что на чемпионат России смотрят по-новому — что может изменить приезд Халка и Витцеля?
Вернусь к тому, с чего начал — он должен изменить общественное мнение. Я уже устал каждый раз после очередного трансфера слушать все эти причитания: «переплатили, ни при каких условиях он не стоит 30/50/60 миллионов», «кого хотят, того и покупают, чемпион уже ясен», «свою молодежь вырастить не могут», «ну как он мог предпочесть российский клуб АПЛ», «лучше бы стадион на те же деньги построили» и все прочее. Частенько появляется совсем уж меметичное «они тратят наши деньги, пенсии бы подняли» — такое напоминает, скажем, город Пермь, где робкие вторжения дизайна в городскую среду встречаются агрессивным бурлением ненависти. Да, подобное негодование по поводу очередного дорогостоящего трансфера сходит на нет и достигло нижней точки на кривой Гаусса — и тем обиднее слышать по поводу перехода Халка и Витцеля любой негатив. Футболист стоит ровно столько, сколько за него заплатили, в плане цен на трансферном рынке существует, на мой взгляд, только одно ограничение, психологическое — это 100 миллионов евро. Неравномерность трат нормальна для любой европейской лиги, «Зенит» никто бы не догнал и без Халка с Витцелем, так же как «Реал» и «Барселону» в Испании, и жалеть надо исключительно о том, что в России пока немного таких же покупателей, как «Зенит». По числу своих воспитанников в основе у «Зенита» нет равного в чемпионате России, точно так же нет их в Англии у «Манчестер Сити», а молодежь в Питере получает не меньше шансов, чем молодежь в «Реале». За деньгами в Россию едут вообще все легионеры начиная с девяностых, а переход Халка и Витцеля — показатель цивилизованности нашей лиги и высоких амбиций «Зенита»; а уж после того, как «Локомотив» возглавил Славен Билич, всякое удивление должно исчезнуть. А стадион «Зенит» и так скоро построит, не переживайте — Лигу Чемпионов можно выиграть и на «Петровском» (хотя на «Газпром-арене» будет символичнее, конечно).
Если для кого-то все еще остается открытием, что в чемпионат России едут звезды уровня Халка и Витцеля, я не против — я против страха своих мыслей, против замшелых стереотипов и пустых сентенций, против этого жалкого минимума скепсиса и цинизма у потребителей российского футбола. Да и у производителей тоже: из обращения Александа Дюкова мне было приятно узнать, что «Зенит» выплатит 80 миллионов в рассрочку, но вступительная часть навевала ужас. Но к чему эта вступительная часть про самый популярный клуб, про «работаем для болельщиков», про «мы добились многого», про высокие цели и амбициозные задачи? Зачем это пояснять посетителю официального сайта «Зенита»? Пишут подобное президенты больших европейских клубов, что они руководят большими европейскими клубами?
Надеюсь, приход Халка и Витцеля научит нас думать по-другому. Иначе можно совсем разучиться здаво воспринимать действительность.