3 мин.

О РОБКИХ ПОПЫТКАХ РАЗМЫТЬ РЕГИОНЫ

  В предыдущем материале «СССР: таблицы, что Вы не видали» была затронута тема регионального деления чемпионатов. Утверждение, что то футбольное пространство делилось на 6 частей – «Москву», «Украину», «Кавказ», «Запад», «Центр России» и «Восток», - трудно как-то переиначить.

  Ну не группировать же в самом деле команды по типу «Динамовцев», «Армейцев», «Торпедовцев» (и «заводчан» с ними в купе) и так далее…  Стоит обратить внимание на явные попытки расшатать те границы, что так и остались непоколебимыми до окончания существования самого пространства.

  Прежде всего: это попытка Ленинграда создать из себя структуру по типу московской – огромный мегаполис «сам один». Почему границей истории существования устойчивых  регионов взят 1960 год – понятно. При 12 командах в «Классе А» региональность была во многом ущербной. Но и тогда в 1958 году от северной столицы застолбился «Адмиралтеец». В том контексте этого было бы достаточно для образования самостоятельного региона. Но уже при 22 командах в 1960 году этого стало недостаточно. Причина банальна – для полного «противостояния» «Москве» надо было не менее трёх команд! Правило формирования регионов «Или один субъект или не менее трех» - легко трансформируется в: «внутри одиночно-субъектного региона команд должно быть снова не менее трех».

  (как не обратить внимание на Киев в нынешнем самостоятельном чемпионате Украины. Для настоящего отделения им нужна еще одна прочная команда, «окромя» «Арсенала»).

   «Адмиралтеец» просуществовал два сезона и занимал сначала 10-е, а потом 14-е места.

Затем его заменило «Динамо», занявшее оба раза 16-е места. Но, к несчастью, в 1963 году это место было для первого вылетающего при сокращении лиги с 20 до 17 команд. «Чтобы стало при условии не замены одной командой другой, а допущении сразу трех?» - вопрос из области сослагательного наклонения. И, таким образом, «городу над вольной Невой» ничего не оставалось, как стать шестым субъектом в регионе «Запад» наряду с Белоруссией, Литвой, Латвией, Молдавией, Эстонией. Почему не присоединить его к «Центру России» - он же «Российская глубинка»? Опять вопрос о трёх. В том конкретном положении дел все области России для футбола легко классифицировались как одна единица!

  Особняком стоит двухлетняя история существования в «Классе А» команды СКА (Одесса). Оба раза она занимала последние места – в 1965 17-е, а в 1966 – 19-е. Причем, в лице явного аутсайдера, без шансов оказаться даже ступенькой выше.

  Казалось бы – еще одна украинская команда. Да не тут-то было! Как мы видели выше даже «питерцам» той поры не суждено было прыгнуть выше крыши. А в Одессе уже была одна крепкая команда – «Черноморец». И другое. Насколько реальна следующая версия: любители большой игры из ОдВО решили создать у себя хорошую команду? А почему бы и нет, ведь перед глазами был яркий пример ростовского СКА. Эта команда дважды становилась четвёртой в 1963-64 годах. А её супербомбардир Олег Копаев стал лучшим в 1963 году с 27 мячами. По иронии судьбы именно в 1966 году ростовчане были на диаметрально противоположном полюсе – заняли второе место! Почему не первое? Время еще не пришло, и командой-чемпионом не из столицы союзной республики впервые стала «Заря» (Ворошиловград) в 1972-м. Ну и остановились на "Днепре" десятком лет позже...

  Таким образом попытка «отщепнуть» от мощнейшего украинского региона даже символическую толику обернулась ничем… А вот ростовчане не только не были таковыми «возмутителями спокойствия», но смотрелись как бы олицетворением продвижения большого футбола в самую глубинку огромного пространства…