Кто девушку ужинает – тот ее и танцует
Аргументированно рассуждать о деятельности членов «закрытого футбольного клуба» - таких, как Виталий Мутко, Гус Хиддинк, Сергей Фурсенко, Дик Адвокат – задача не из простых. Однако, как ни странно, еще более мутной и невнятной представляется такая больная тема, как назначение главного тренера сборной России. В последние годы вокруг иностранных специалистов, оккупировавших одну из наиболее функциональных для отечественного футбола должностей, в директивном порядке создавалась аура непогрешимости, гениальности и даже, некоей святости. В итоге значительная часть болельщиков, наиболее подверженных магии гипноза, на полном серьезе считает теперь голландцев с итальянцами носителями абсолютного знания, идолами-талисманами, без которых России, конечно, не прожить.
Сразу после чемпионата Европы подоспел срок продюсировать очередную серию мелодрамы для наивных россиян. Народу предлагается глубоко поверить в то, что новый тренер наконец-то привьет российской сборной «психологию победителей», после чего она твердым шагом двинется к золотым вершинам мирового футбола. Соответственно, народ должен забыть о своих деньгах, которые были вложены в голландские карманы, философски отнестись к катастрофам 2010-го и 2012-го и расщедриться на новые транши – на сей раз для Фабио Капелло, очередного волшебника из-за бугра.
Понадобится, уверяю вас, совсем немного времени для того, чтобы понять всю смехотворность нового проекта РФС. Потому что главное, с чем всем нам приходится иметь дело, - поражения не на поле, а глобальный провал стратегии развития футбола, которую лоббировали и судорожно пытались реализовать президенты РФС, братья-близнецы Виталий Мутко и Сергей Фурсенко, у каждого из которых прямо на лбу написано жирным шрифтом: ставленник политической власти. Ни создать эффективную систему подготовки резерва, ни даже обязать летучих голландцев соблюдать самые элементарные профессиональные обязательства они не сумели.
Хиддинк с Адвокатом ни разу не отчитывались о своей работе перед исполкомом РФС (между тем доклады штаба национальной сборной по итогам выступлений на крупных турнирах – нормальная мировая практика). Более того, неизвестно, обязаны ли они были это делать, был ли такой пункт записан в их увесистых контрактах. Неведомо также, кем, чем и как регламентировались заявления мэтров о стремлении колесить по стране с целью познания сути российской футбольной души, о семинарах для отсталых коллег, о разработке детальных программ развития института сборных. Сколько их было, поездок по глубинкам? Много ли проведено лекций-семинаров? Пятьдесят? Десять? Два? Где обещанные программы, хоть в каком-то, пусть самом примитивном виде обобщающие состояние дел в российском футболе, намечающие пути его развития, формирующие предложения и предлагающие решения?
В сухом остатке – ничего.Только разговорный жанр.
Гус Иванович, давно подсчитано, в среднем проводил в России 35 дней в году; маленький, удаленький и энергичный генерал Дик – вроде чуть больше. И понять их, безусловно, можно: солдат спит – служба идет, кормят-поят на убой, банковские счета пополняются регулярно, а спроса никакого, потому что Россия – она добрая и глупая, как корова. Главное – вовремя ее доить, вот и вся забота. В этой связи любопытно: будет ли прописан некий обязательный фиксированный минимум пребывания на территории России в контракте у Капелло? И чьи это, интересно, доллары, в очередной раз выставляющие Россию общемировым посмешищем, обещаны дону Фабио, – госкомпаний, банков, олигархов? Ни широкая общественность, ни даже члены РФС об этом сегодня не знают (завтра, полагаю, не узнают тоже, потому что нам, конечно, снова предлагают быть сдержанными, адекватными и не считать деньги в чужих карманах.). Но чьими бы они ни были, эти реально бешеные деньги, они могли пойти на другие, значительно более важные для российского футбола цели и поспособствовать решению самых актуальных проблем. Эту простую логику, логику большинства, ни в коем случае нельзя игнорировать. Тем более что она абсолютно объективна.
В уставе РФС не прописана процедура заключения контракта с главным тренером сборной, но все последние годы в общественном сознании целенаправленно укоренялся тезис о том, что это исключительная компетенция президента РФС и его спонсоров. Пусть так, ладно. Однако даже при такой, более чем спорной, трактовке ничто не мешает сегодня исполняющему обязанности президента Никите Симоняну ознакомить с проектом контракта членов исполкома РФС (или хотя бы его бюро), получить от них письменные заключения – и лишь потом заниматься реализацией. Однако переговоры с Капелло проходят в формате междусобойчиков, причем действующие лица и исполнители всех движений остаются, разумеется, за кулисами. Кто там, за сценой, скажите? Виталий Мутко? Алексей Миллер? Сулейман Керимов?
Зациклившись на фигуре нового главного тренера и размере его контракта, переговорщики старательно молчат о том, что сборная во главе с новым иностранным тренером по-прежнему будет VIP-клиентом пятизвездных отелей, потому что проект строительства национального центра давно пылится под сукном, а мэтров-пенсионеров комфорт столичных отелей, видимо, вполне устраивает. Поднимет ли этот вопрос Фабио Капелло? Вспомнит ли он про свой национальный итальянский центр «Коверчиано»? Заговорит ли вслух о том, что он его реально волнует? Потребует ли загрузить обязательствами «Газпром», РЖД, ВТБ или многочисленных российских миллиардеров, временно увлеченных футболом? Очень сомневаюсь. Да нет, не сомневаюсь даже – уверен, что не поднимет, не заговорит и не потребует. Потому что главное во всей этой истории – не футбол России, а друг Виталий, Алексей, Сулейман… и прямо зависящий от их расположения вес личного контракта. И к гадалке не ходи.
Ну а кто девушку ужинает – тот ее, как известно, и танцует.
Такое бывает - в управлении бардак, а назначают хорошего тренера-профессионала. У нас такое уже третий раз подряд происходит. От этого мало что меняется.