«Российский футбол обязан отказаться от бюджетного финансирования». Кандидат Алишер Аминов
Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин
Принимая решение во второй раз баллотироваться в президенты РФС, я, безусловно, отдаю себе отчет в том, сколько проблем стоит перед футболом России, сколько нерешенных (и, к сожалению, никем не решаемых) задач у него в пассиве, насколько противоречив, а порой и откровенно агрессивен социальный фон. Но ни объем работы, ни ее содержание меня не страшат, потому что есть достаточно четкое понимание того, за что и с какой стороны браться. Есть и программа, отражающая, на мой взгляд, все узловые моменты, предлагающая достаточно четкий и ясный алгоритм решения проблем.
Заранее прошу прощения за нескромность и слишком частое использование местоимения «я», но в данном случае, согласитесь, без презентации собственных плюсов никак не обойтись. Хватит нам «темных лошадок», о которых никому ничего не известно, – кроме того, что они регулярно заходят в Кремль с просьбами, а выходят с поручениями.
Полагаю, у меня есть полное основание сказать, что я искренне люблю футбол. Я связан с футболом всю сознательную жизнь. Играл сам – в меру отпущенных способностей, работал в профессиональных клубах, принимавших участие еще в чемпионатах СССР, в статусе руководителя рабочей группы по приоритетным проектам профильного Комитета РФС принимал прямое участие в разработке программ развития игры. У меня есть опыт участия в предыдущей выборной кампании и, уверен, поддержка немалого количества членов РФС и специалистов в сфере футбола, есть достаточно глубокие и системные знания.
Но главной побудительной причиной ввязаться в драку стало, конечно, не стремление «порулить» огромным хозяйством, а категорическое несогласие с обстановкой, сложившейся в нем. Футбол России депрессивен, он находится в состоянии острого кризиса; он, в сущности, оторван и от народа, и от государства; он лишен «подпитки» в лице резерва и квалифицированных специалистов; управляющие им люди мало того что регулярно допускают серьезные ошибки, усугубляя положение дел, но и не знают механизмов решения проблем, не понимают их сути, не видят стратегических путей развития. Структура Российского футбольного союза громоздка, неповоротлива и неэффективна, что никак не способствует точному управлению процессом развития игры. РФС в его нынешнем виде демонстративно игнорирует все нормы и принципы, характерные для футбольной отрасли.
Вот с чего я начну, если судьбе будет угодно так, что выбор членов РФС падет на меня.
Первый шаг: изменение системы управления РФС.
Эта работа подразумевает, прежде всего, смену исполкома и формирование нового органа управления, способного эффективно реализовать программу развития футбола. РФС – общественная организация, и работать успешно она может только в условиях демократии, то есть при полной гласности и коллективном обсуждении всех проблемных вопросов. Никакие вертикали здесь недопустимы. В нынешнем составе исполкома далеко не в полной мере представлены субъекты футбола – такие, например, как независимые представители профсоюза футболистов, детские тренеры, арбитры, делегаты от футбольной науки. Зато наличие госчиновников, руководителей госкомпаний и бизнесменов гарантирует низкий уровень решений по обсуждаемым вопросам, что еще раз подтверждает необходимость коренного изменения состава исполкома с акцентом на представительство в нем всех субъектов футбола.
Второй шаг: оптимизация структуры РФС.
Я против кадровых зачисток, которыми так увлекались Виталий Мутко и Сергей Фурсенко. Но аппаратной работе необходимо задать правильный алгоритм, пригласив к сотрудничеству настоящих профессионалов. Одной из главных задач нового президента должно стать создание по-настоящему рабочей, творческой обстановки, в которой центральный аппарат РФС, ставший коллективом единомышленников, мог бы взаимодействовать с региональными федерациями и другими субъектами футбола, чья роль в реализации проектов развития футбола должна быть, безусловно, значительно повышена.
Третий шаг: реализация предвыборной программы.
Это очень объемная, кропотливая, долгая работа, ее нужно делать, а не говорить о ней. Тот, кто даст себе труд ознакомиться с моей программой, поймет, что многословие тут совершенно излишне: нужно закатывать рукава и пахать с утра до ночи.
Помимо вопросов глобальных, стратегических необходимо сосредоточиться и на оперативном управлении. Например, на проблеме лимита на легионеров. Последние семь лет можно назвать временем упущенных возможностей для подготовки российских игроков – не случайно большинство клубов премьер-лиги ратуют за полную отмену лимита. «Нет достойных кандидатов, цены на российских игроков завышены, отсутствует конкуренция, так как российским игрокам гарантированно место в составах» – примерно таков перечень аргументов, которыми оперируют сторонники отмены лимита. Но одной лишь арифметикой, изменением соотношения «6+5» на «7+4» или «8+3» ситуацию ведь кардинально не изменишь. А при существующем положении дел в скором времени и на три позиции толковых россиян не наберешь. Убежден: решить проблему подготовки качественного резерва уже в ближайшей перспективе поможет точная реализация программы «Центры футбола» на национальном и региональном уровнях.
Еще одна «мозоль», не дающая покоя любителям подискутировать, связана с системой проведения чемпионата страны. Что лучше – «осень-весна» или «весна-осень»? Твердо уверен в том, что ни в коем случае нельзя каждый год менять решения по этому вопросу. И раз уж сегодня положение о переходе на систему «весна-осень» принято и уже реализуется, необходимо взять паузу и проанализировать все плюсы и минусы первого сезона. И только после этого, вооружившись практическими знаниями и опытом, возвращаться к вопросу. Нужно понимать, насколько это болезненный процесс для 92 профессиональных клубов, играющих в первом дивизионе и второй лиге, – реформирование системы соревновательной деятельности. Окончательное решение этой проблемы должно, безусловно, стать одной из ключевых задач в деятельности будущего профессионального исполкома РФС.
Убежден, что российский профессиональный футбол обязан постепенно отказаться от бюджетного финансирования. Зависимость от средств государственных монополий и местных бюджетов губительна для развития игры. Но до той поры, пока такая система финансирования профессиональных клубов сохраняется, за ней необходимо установить жесткий контроль, имеющий целью оптимизацию клубных бюджетов и постепенное создание условий для привлечения частного капитала. В этом смысле я полностью поддерживаю усилия, предпринимаемые УЕФА в части финансового оздоровления профессионального футбола. Прозрачность бюджетов – одно из ключевых требований УЕФА, и это стратегически точный вектор, направленный на переход профессионального футбола России на самоокупаемость. Сегодня же возникновению новых частных отечественных клубов мешает «цена вхождения» в бизнес – высокие расходы, отсутствие сопоставимых с реалиями прибылей, коррупция и непрозрачность рынка.
Считаю необходимым заострить внимание на некоторых других животрепещущих проблемах, сопутствующих организации футбольного бизнеса. На низкой посещаемости матчей чемпионата России, например, которая падает год за годом. На посещаемость влияют многие факторы, но прежде всего – дефицит зрелищности, качества игры, отвратительная инфраструктура, ставший, к сожалению, нормой вандализм фанатских группировок, регулярные неудачи клубных и сборных команд в международных соревнованиях. Болельщик так и не стал экономической составляющей футбола, что характерно для развитых футбольных цивилизаций. Он, напротив, приносит клубам убытки: низкая посещаемость матчей, крайне слабые телевизионные рейтинги и огромные штрафы, которые платят клубы и РФС, никак не способствуют рентабельности футбольного бизнеса, как следствие, тормозят развитие игры в целом.
Очень принципиальны также вопросы, связанные со взаимодействием РФС с правоохранительными органами, которые, имея целью искоренить коррупцию в российском футболе, должны при необходимости без согласования с РФС, самостоятельно применять «Закон об оперативно-розыскной деятельности». Судьи, для того чтобы не зависеть от клубов, должны получить статус профессионалов, а их зарплату необходимо уравнять со средним ежемесячным доходом футболиста Премьер-лиги. Размер агентских вознаграждений должен составлять не более 10% от дохода игрока (сегодня в регламенте по агентской деятельности потолок вознаграждений, которые выплачивает агенту клуб, не ограничен, он может превышать годовой доход игрока; отсюда и многие проблемы, имеющие прямое отношение к непрозрачности клубных бюджетов и коррумпированности агентов и клубных менеджеров; классическим примером в этом смысле может служить так называемое «дело Прядкина», которое рассматривается в Лозаннском спортивном арбитражном суде)…
Я обозначил лишь самые основные из проблем, стоящих перед футболом России и Российским футбольным союзом. Я изложил их тезисно, пунктиром. На самом деле все эти вопросы куда объемнее, глубже и острее, чем кажется даже самым пристрастным, самым заинтересованным участникам процесса. Поэтому президент РФС, кто бы ни был им избран, должен быть не только профессионалом до мозга костей, но и человеком всесторонне образованным, умеющим мыслить системно. Человеком принципиальным и честным. Человеком, способным в нынешней непростой ситуации объединить здоровые силы российского футбола и вывести его из глубокого кризиса.
без обозначения путей решения проблем - это обычная вода
но не перечислены пути их решений
декларировать можно что угодно - это может любой
так что пока это просто переливание из пустого в порожнее
если бы мне нужно было написать доклад о проблемах в российском футболе, я бы и сам такой текст намалявил..