Анархия - мать беспорядка
До «часа икс» времени осталось всего-ничего, менее двух недель, - последним днем, пригодным для выдвижения кандидатов на пост президента РФС, станет 25 июля. Серьезные люди объявлять о своих планах пока не торопятся: в избирком поступили документы от зампреда Госдумы, депутата от ЛДПР Игоря Лебедева и представителя Федерации футбола Удмуртии Владимира Тумаева. «Основной состав» держит паузу.
По моим оценкам, в сложившейся ситуации вероятны несколько сценариев. Политики, очевидно, захотят по старой традиции превратить выборную кампанию-2012 (не побоюсь назвать ее судьбоносной; по крайней мере, шансы сделать ее судьбоносной у футбола России есть) в балаган, замешанный на пустословии, лжи и автопиаре. Профессионалы, реально озабоченные проблемами развития игры, нацелены на то, чтобы в выборах участвовали сильные кандидаты, люди футбола, вооруженные внятными, цельными, конкретными, выполнимыми отраслевыми программами и владеющие техникой реализации этих программ. Такие, например, как Николай Толстых. Мы в свое время работали вместе в Комитете РФС по развитию футбола, и во многих магистральных вопросах наши с Толстых взгляды совпадали. В явном «минусе» у него только то, что он, будучи членом Исполкома РФС, ни разу не выносил на повестку дня вопросы реализации проектов развития футбола, не отстаивал их так, как умеет это делать, хотя в разработке принимал самое деятельное участие. Кроме того, пока у Толстых нет сильной, профессионально подготовленной команды, чьими координированными усилиями можно было бы изменить ситуацию в российском футболе. Но это дело поправимое…
Провал сборной на чемпионате Европы, гротескно обставленный уход Сергея Фурсенко, совершенно идиотский спектакль про нового тренера сборной, дыры в бюджете, тотальная коррупция, бездарная кадровая политика, отсутствие ясных приоритетов в развитии игры, законодательный бардак, дефицит политической воли – все это звенья одной цепи, следствие безобразного, безразличного, сугубо потребительского отношения к футболу со стороны самого футбольного сообщества, руководства страны и «денежных мешков», которые носят гордое имя «спонсоры». Между тем футбол – огромная многофункциональная отрасль, ничуть не менее сложная, чем любая отрасль экономики. С учетом же мощной социальной нагрузки, которая не снилась ни автопрому, ни «нефтянке», - возможно, самая сложная. Однако ситуация, сложившаяся в российском футболе, является прямым отражением той системы, в которой мы живем. Наиболее умные, влиятельные и прозорливые обитатели кремлевского Олимпа только сейчас, похоже, начинают понимать истинное значение футбола и спорта и в целом. Им ясно, конечно же, что в президентском окружении нет людей, профессионально ориентирующихся в проблемах спорта; людей, способных вырабатывать и воплощать конструктив, связанный хотя бы со срочными антикризисными мерами, не говоря уже о системном развитии отрасли.
Истиной в последней инстанции, таким образом, до сих пор остается министр спорта Виталий Мутко, несмотря на крайне неоднозначное к нему отношение со стороны всемогущего ВВП. А ведь именно при Мутко четко обозначились и начали набирать силу обозначенные выше проблемы. Вспоминаю такую историю. В свое время я входил в состав Комитета РФС по реализации программ развития футбола, который возглавлял Аркадий Дворкович. Вся черновая работа, связанная с подготовкой документов, легла на мои плечи. Мы пригласили к сотрудничеству лучших специалистов в сфере футбола, руководителей заинтересованных ведомств, полпредов федеральных округов – и на протяжении 2006-2009 годов провели фундаментальную работу, изучая, в числе прочего, опыт передовых футбольных цивилизаций и не забывая о позитиве советского периода. Результатом этих усилий стала цельная, продуманная, подкрепленная практическими наработками программа развития российского футбола (с ней я, к слову, баллотировался в президенты РФС в 2010 году, будучи конкурентом Сергея Фурсенко). Так вот, Комитет наш принял тогда единогласное решение о необходимости строительства Национального центра футбола России в Звенигороде (ни малейших сомнений в правильности такого решения нет у профессионалов и сегодня). Однако на каком-то этапе пришлось столкнуться с ревностным сопротивлением со стороны Мутко. Мотив читался без труда: инициатива интересная, у проекта будет резонанс, но поскольку идея чужая, не от него исходит, не от Виталия Леонтьевича, - нужно ее зарубить. Таковы законы подковерной борьбы, именно так чиновники отжимают себе сферы влияния. Уже пять лет прошло, а в России, к сожалению, центра для сборных как не было, так и нет. Зато на слуху демарши в «Бристоле», кальяны в «Мариотте», вертолеты в «Хайатте», огромные, совершенно неразумные траты на подготовку сборной и, что самое страшное, - провальное качество этой подготовки. Все это, уверен, результат разрушительной политики двух очень слабых президентов РФС – Мутко и Фурсенко.
Второй пример. Наш Комитет разработал проект по созданию трехуровневой системы развития, подразумевающей создание национального, межрегиональных и региональных центров футбола, расположенных по всей стране. Для того чтобы создать эффективную систему подготовки резерва и специалистов в сфере футбола, планировалось построить 60 таких центров. Модель мы позаимствовали у Германского футбольного союза, где на окружных, земельных и местных уровнях эффективно работают 365 центров; результаты деятельности системы налицо, и измеряются они вполне материальными категориями – успехами клубного футбола и сборных команд Германии разных возрастов.
В 2008 году Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа по развитию футбола до 2016 года (предполагалось, что под нее выделят два миллиарда долларов). Но президент РФС не счел нужным привлечь к реализации программы специалистов, которые отвечали бы за разработку функционала. В результате глубокая государственная программа превратилась в мелкую личную программу Виталия Мутко, а уровень ее финансирования сократился до 700 миллионов долларов. Любопытно, что 500 миллионов уже истрачены на бессистемный постил искусственных полей, а оставшиеся крошки в серьезный проект инвестировать бессмысленно. Никаких региональных центров Россия, словом, через ФЦП не построила, хотя шанс рвануть вперед был уникальный. Фактически Виталий Мутко закопал государственные средства в землю; именно он отвечает за неэффективность их расходования…
Череда последних событий заставила разочароваться в самом футбольном сообществе, во многих знаковых фигурах – тренерах и функционерах, не считающих нужным занимать принципиальную позицию, зато удобно встроившихся в политическую систему. Публично рассуждая о давно назревших проблемах, на деле многие из них не сопротивляются произволу, а послушно, как собачонки в ожидании вкусной косточки, плетутся у власти на поводу. В результате мы имеем критическую зависимость профессионального футбола от государственного финансирования: только на содержание футбольных клубов государство отгружает ежегодно что-то около миллиарда долларов. До 2018-го (удобный ориентир), выходит, выбросим на помойку еще семь миллиардов. Они не пропадут, конечно, наши денежки, – их с удовольствием подгребут иностранные футболисты, тренеры, менеджеры и вороватые агенты.
Вот и вся политика.
В начале этих заметок я назвал грядущую выборную кампанию потенциально судьбоносной. Тут вот в чем дело, на мой взгляд: у верховной российской власти сегодня нет четкого, как в прежние времена, понимания того, что делать с футболом, на кого именно ставить. Однако, по ощущениям, на специалистов, вооруженных внятными программами, внимание пока не обращено. Наверху не готовы к принципиальной смене взглядов на «ручной», послушный, правильно воспитанный российский футбол, однако начинают понимать, что сажать в кресло очередного «своего парня» крайне опасно. Почитайте внимательно комментарии, которыми обильно снабжаются футбольные новости на спортивных сайтах. Какую еще сферу, кроме политики, характеризует такой гнев и возмущение граждан? Совершенно не удивлюсь, если в ближайшее время многомиллионная армия болельщиков выйдет на улицы, - только тогда политическая власть, видимо, и поймет, сколько ошибок и просчетов было сделано, сколько возможностей упущено. Но будет поздно.
Члены же РФС, в свою очередь, привыкли сидеть смирно и ждать указаний сверху. Несчастные руководители региональных федераций, которые представляют большинство членов РФС, не понимают, что происходит в головной организации: никаких указаний от губернаторов и региональных министров спорта не поступает. Регионалы давно смирились с тем, что от них ничего не зависит. Они перестали быть хозяевами не только своей судьбы, но и судеб многотысячной армии детских тренеров, футболистов, арбитров, которых они представляют в РФС. Ситуация и трагическая, и комическая одновременно.
Мне представляется, что Конференции РФС, которая состоится 3 сентября, помимо выборов президента должна решить вопрос и о выборе нового Исполкома. Существующий Исполком являет собой абсолютно непрофессиональную структуру, в которой правят бал не субъекты футбола, а госчиновники и миллиардеры. Скандальное заседание, прошедшее без участия президента РФС (в силу того, что прежний ушел в отставку, а нового попросту нет), по итогам которого было принято решение об увеличении лимита на легионеров, - лишнее тому подтверждение. В условиях анархии министру спорта Виталию Мутко и главе «Газпрома» Алексею Миллеру никто не мешает играть роли полновластных хозяев федерации и единолично решать, какого тренера назначить в сборную и сколько денег ему отгрузить. Больше их ничего в футболе не интересует.
Кто, кстати, все это время давал деньги Фурсенко? Разумеется, «Газпром» с его статусом священной коровы. «Газпром», который строжайше запрещено проверять (допускаются только внутренние аудиты силами избранных самой корпорацией ревизоров). Почему «Газпром» тратит народные деньги на футбол – вопрос, конечно, интересный, но вслух его задавать тоже не разрешают. Между тем, как ни странно, деньги для РФС - не самая главная проблема: федерация, если правильно выстроить ее политику, может вполне успешно функционировать и без «Газпрома», за счет спонсорских соглашений, в условиях рынка, при полной независимости от коррупционеров и от их примитивных мозгов, отказавшись от позорной привычки жить по закону путаны: кто женщину ужинает – тот ее и танцует.
Мне лично крайне важно сейчас понять, готовы ли члены РФС пересмотреть свое отношение к выборному процессу президента РФС? Твари они дрожащие, как говаривал классик, или все-таки право имеют? Если голосовальщики наши останутся на позициях вечного «одобрямса», как это было в последние годы, выходить на выборы, ездить по регионам, обсуждать программу развития футбола, искать пути решения накопившихся проблем – во всем этом нет ровно никакого смысла. Если же регионалы подойдут к вопросу выборов с принципиальных позиций, если они намерены пристрастно и публично оценивать программы кандидатов, если готовы не прогибаться под очередного назначенца, – тогда есть у нас шанс навести порядок в футбольном хозяйстве.
Созрел ли запрос на такого рода изменение со стороны руководства страны и футбольного сообщества – покажет время. Причем ближайшее