4 мин.

Гранатовое сердце. История Ренато Дзаккарелли

До сих пор, когда кто-то называет Альберто Дзаккерони или Кристиано Дзаккардо «Дзаком», меня передёргивает.

Для меня есть только один «Дзак» — конечно же Ренато Дзаккарелли.

У моего, у нашего Дзака были усы.

Впрочем, тогда усы носили почти все. И Барон Каузио, и Беппе Бергоми. И футболисты «Перуджи»: когда они выстроились для съёмки альбома наклеек на старом «Санта Джулиана», фотограф Panini чуть не покатился по земле от смеха:

— Вы как банда мексиканцев из вестернов.

И Дзак, как почти все футболисты той эпохи, выглядел намного старше своих лет. Эти едва побрившиеся парни уже имели лица взрослых мужчин, если не игроков на закате карьеры. А были и крайние случаи — вроде Дель Соля или Чинезиньо из «Виченцы». Те вообще выглядели пенсионерами.

Но Дзак играл в «Торино».

И это меняло всё.

Потому что «Торино» был, безусловно, самой стильной командой семидесятых, и все испытывали к нему особую, иррациональную симпатию — как к Голландии Ринуса Михельса.

Потому что, как и у Голландии, у «Торо» была прекрасная форма. А ещё команда была населена персонажами будто из пиратского романа.

Паолино Пуличи и Чиччо Грациани… Такие иконографичные, что и сегодня, увидев пару нападающих, которые понимают друг друга с полуслова, кто-нибудь обязательно скажет:

— Смотри, да они как Пуличи и Грациани.

А прошло уже пятьдесят лет.

Однажды кто-то сказал подобное даже в отношении Белотти и Иммобиле.

«Голевые близнецы» — вечная пара. Как Виалли и Манчини.

Итак, Ренато Дзаккарелли, по прозвищу Дзак.

С осанкой английского лорда — олицетворение стиля и меры в самой бегущей команде, что была в Италии. С такой аристократичностью, что временами он казался инородным телом — впрочем, могла ли она быть другой в команде самого большого модника Серии А, тренера «Торо» Джиджи Радиче.

Дзак носил «десятку» чемпионского «Торо».

«Десятка, которая на самом деле больше восьмёрка», — говорили тогда, когда номера на спине были клеймом, которое носишь всю карьеру. И Дзаккарелли действительно выглядел немного «пономарём» в церкви, где было полно епископов и кардиналов: Ривера и Маццола, Капелло и Антоньони…

Однако, когда понадобилось помочь сборной на чемпионате мира в Аргентине, Дзак выглядел там очень достойно. Забил победный гол французам, которых мы потом не могли побить долгих тридцать лет — вплоть до Евро-2008.

Но тот Дзак, который особенно запомнился, — более поздний.

1985 год. Он доигрывает последние крохи карьеры, играя — великолепно — в роли свободного защитника в красивой и дерзкой команде: команде Доссены и множества молодых игроков с сердцем «Торо». И прежде всего — с Лео Жуниором, дирижирующим игрой.

«Панатинаикос» — «Торино», первый раунд Кубка УЕФА…

Полезно вспомнить тот матч, чтобы понять, насколько изменился футбол с тех пор. И насколько он изменился к лучшему — по крайней мере, в этом смысле.

Сегодня подобные безобразия были бы невозможны. А тогда существовали места абсолютно «неиграбельные»…

Испания, и особенно Страна Басков, где штаны спускали даже англичане (лишь Ромео Бенетти из «Юве» сумел в одном матче избить весь центр поля «Атлетика» Бильбао).

Стадионы Турции.

«Маракана» в Белграде — логово грозной «Црвены Звезды».

И, прежде всего, Греция, где уровень запугивания достигал непревзойдённых высот эпохи до VAR.

И получился матч, который стоит помнить.

Потому что греки в тот вечер лупили соперников безумно и безрассудно весь матч, отделавшись всего парой жёлтых карточек.

Но «Торо» был несгибаем и горд — и не отступил ни на миллиметр.

Забил Антонио Коми, а потом началась осада до самого конца — оборона с кинжалом в зубах, несмотря на вещи почти из уголовного кодекса и неизбежный пенальти, подаренный знаменитому Саравакосу.

Дзаккарелли провёл монументальный матч.

Как говорили тогда, «старое гранатовое сердце»… Когда греки поняли, что здесь им не пройти, они сорвались на по-настоящему чудовищные приёмы. И Дзак получил удар ногой по голове, который пробил ему барабанную перепонку (!). Но он всё равно остался на поле.

Героически — до финального свистка, зафиксировавшего выход в следующий раунд.

— Любой футболист попросил бы замену, — сказали ему после матча.

Дзак улыбнулся и ответил так, как ответили бы только Валентино Маццола или Джорджо Феррини:

— Любой футболист. Но не капитан «Торо».

Открытый Telegram-канал автора

Сейчас заканчиваю большой текст о Джанлуке Виалли

🇮🇹 Премиум «Моя Италия»

Лонг-риды о кальчо

История, тактика, судьбы, культура

Более 70 текстов — и библиотека постоянно растет

Подписаться на премиум в Telegram можно здесь →

Для тех, кому удобен формат Дзена,

на премиум-подписку в Дзен можно перейти здесь →

Всем, кто любит Италию, я говорю GRAZIE!