Бывало ли «Нафтану» когда-нибудь так же плохо? Говорит тренер, который видел в Новополоцке всё
В футбольном Новополоцке трудные времена. 9 января из «Нафтана» ушел главный тренер Игорь Криушенко, хотя за пару дней до этого ему предложили контракт на 2026 года. Оказалось, денег на зарплаты футболистам стало меньше, чем было в 2025-м. Оставаться в таких условиях специалист не видел смысла.
В тот же день «Нафтан» сообщил о ликвидации женской команды. Правда, совсем скоро сами же свою информацию опровергли. Что вообще происходит? С этим вопросом мы обратились к Александру Трайдуку. Специалист работал главным тренером «Нафтана» с 1991 по 2001 год, а также в сезоне-2018, выводил клуб в высшую лигу; сейчас возглавляет дубль новополочан.

– Александр Николаевич, что происходит с «Нафтаном»?
– Как такового кризиса я не вижу. Ничего конкретного не знаю, только слухи. Говорили, что женская команда закрылась. Сейчас уже вроде все нормально, будет играть в следующем сезоне.
– Правда, что футболистов собираются подписывать на 1000-1500 рублей?
– Думаю, это неправильная информация. Такого быть просто не может.
– Были времена у «Нафтана» труднее?
– Где-то в 2016-м году. Тогда зарплаты не платили на протяжении трех месяцев. Стоял вопрос о закрытии «Нафтана», только благодаря Данилычу (бывший председатель ФК «Нафтан» Леонид Подлипский, умер в сентябре 2020 года – замечание автора) сохранились. Были проблемы с деньгами на заводе, соответственно, это сказалось и на команде. Сейчас таких сложностей я не наблюдаю. В ближайшее время руководители горисполкома должны рассказать, как будем жить дальше.
– Вы уже принимали команду в непростые периоды. Сейчас не предлагают?
– Хватает кандидатов. Главному тренеру в высшей лиге нужно иметь лицензию PRO, у меня же только А.
– Как так получилось, что вы впервые возглавили «Нафтан» в 29 лет?
– Играл [в 1991 году] за калининградскую «Балтику». У меня жена родом из Новополоцка, приехал к ней в гости. Абсолютно случайно встретил местного председателя спорткомитета Александра Степановича Шаклеина. Он говорит: «Ты все мотаешься. Послушай, у нас команда практически без тренера. Давай, возвращайся, поставлю тебя главным». Я подумал немного. Да, 29 лет, но все равно с футболом придется заканчивать рано или поздно. Поехал, уволился из Калининграда и остался в Новополоцке.

Большинство парней из команды тогда работало на заводе. Относились к такому молодому тренеру адекватно. Было уважение – все-таки я поиграл в командах мастеров. Стартовали с чемпионата области, потом вторая лига, первая – так доросли до высшей.
– Это же вы открыли для футбольной Беларуси Валерия Стрипейкиса?
– В тот момент в Новополоцке было две футбольные команды. Кроме «Нафтана» существовал «Белкон» (фарм витебской «Двины» – замечание автора). Не знаю, как Валера оказался в «Белконе». Мы с ними играли финальную пульку за выход в первую лигу. Победили 2:1, а в скором времени «Белкон» развалился. В результате забрали из команды человек пять, в том числе Стрипейкиса. Талант у него присутствовал изначально – всегда была высокая скорость, очень взрывной такой, на коротких дистанциях убегал от защитников легко. Так и рождались голы. Много парней прошло через команду в то время. Например, капитаном был Олег Кононов, который сейчас главный тренер в московском «Торпедо».
– Зарплата в те времена хорошая была в «Нафтане»?
– Новополоцк отличался стабильностью. Зарплата году в 1996-м была 200 долларов. За победу или ничью в туре каждый игрок и тренер получал еще 200 долларов сверху. В 2000 году премиальные повысили до 300 долларов. Очень даже неплохие деньги были по тем временам. Плюс получали питание.
– Вы всю жизнь связаны с новополоцким футболом. Других вариантов не было?
– На самом деле были. В 1996 году, когда мы впервые вышли в высшую лигу, ко мне приезжал мозырский бизнесмен Николай Ященко. У него были попытки переманить меня в МПКЦ главным тренером. Я тогда как раз ахилл порвал, прыгал на одной ноге на костыле. Начальник «Нафтана» Анатолий Цыбин тогда попросил Ященко: «Пускай Трайдук вылечится, потом решите вопрос». Понятно, что «потом» это дело затухло.
– Бывшие ученики вспоминают ваши культовые горки. Расскажите, что за они?
– Да, Никита Наумов в интервью рассказывал :). В лесу под Новополоцком есть горка с наклоном градусов в 40-50. Футболистам нужно было подняться на нее за 30 секунд. И таких повторений за тренировку было по пять-шесть. Иногда и до десяти подъемов доходили.
А Наумова я тренировал в дубле, когда главную команду возглавлял Игорь Ковалевич. Очень хорошая команда была у меня, смогли дважды завоевать бронзовые медали чемпионата дублеров. Из футболистов [с которыми тогда работал] отметил бы еще Андрея Якимова, Никиту Шугункова. До первого места нам буквально пару очков не хватило. Первые медали в истории дубля «Нафтана».
– Вот вы юных футболистов вспомнили. Филипп Рудик обращает внимание, что Новополоцк вообще не генерирует молодых игроков.
– Почему-то большого значения в Новополоцке молодым футболистам никогда не уделяли, не делали ставку на местных воспитанников. Честно, не знаю, с чем это связано. Наверное, видели какой-то смысл в приглашении игроков со стороны. Например, тот же Вячеслав Акшаев хорошую банду собрал в Новополоцке в 2004 году – Игорь Чумаченко, Максим Разумов, Игорь Трухов. Перетащил всех тех, кто ездил с ним по клубам.
– Вы ведь сами работали в детском футболе.
– Было. После моего ухода из «Нафтана» в 2018 году (в июне после 11 матчей чемпионата с позиции главного тренера – примечание автора). А ушел я после истории с договорными матчами. Все тогда отлично понимал, такие голы нам забивали... Где-то недобежит игрок, хотя первый на мяче, где-то недойдет. Бывало, когда откровенно валили соперника в штрафной. Такие эпизоды не заметить было невозможно. Конечно, тренера в известность они (те, кто здавали матчи – примечание автора) не ставили.
Тогда подходил к председателю клуба Подлипскому: «Данилыч, идет сдача игр». Он мне отвечает: «Можешь доказать?». Отвечаю, что есть много видео. «Докажешь – выгоним», – такой был ответ. Я развернулся, написал заявление об увольнении и ушел в детское отделение. Фамилии тех игроков лишний раз называть не буду – они все фигурировали в уголовном деле.
– Подлипский был заметной фигурой в новополоцком футболе. Чем вам запомнился?
– Ничего плохого сказать не могу. Вроде, толковый руководитель, переживал за дело. Был вхож в кабинеты, мог спокойно пойти к директору завода [«Нафтан»] – что к Вячеславу Якушеву, что к Константину Черновицкому. У команды почти всегда были деньги.
– В футболе Подлипский понимал?
– Что-то понимал, конечно. Ездил на каждый матч и давно был ярым футболистом. До назначение в клуб Данилыч командовал пожарной частью на заводе, при которой была своя команда. Она участвовала в первенстве города. Игроков Подлипский обязательно устраивал в пожарную часть. Так что футбольную деятельность он начал еще там. В работу тренеров не сказал бы, что сильно вмешивался. Что-то скажет только, прокомментирует, но на макете не показывал, куда кому бежать :).
– Как здоровье у бывшего начальника команды Анатолия Цыбина? Писали, что он борется с раком.
– Нормально. Мы особо не общаемся, но знаю, что выписался с больницы, находится дома. Из клуба уволился, говорит, надо себя поберечь.
– С Игорем Ковалевичем вы тоже поработали. Какое впечатление осталось?
– Он молодец, очень мотивированный тренер. Находил контакт с парнями. Где надо – мог напихать, где надо – сказать спасибо. Все у него по делу было. Я лично был больше склонен к жесткой позиции, к диктаторству, хотя все по ситуации надо смотреть. Были у меня и пряник, и кнут. Если видел, что игрок занимается ерундой, то находил очень жесткие слова.
– Пьяниц в командах как наказывали?
– Рублем, конечно. Все в деньги упирается. Лекции тут читай или не читай – ничего не изменится, а пару раз меньше зарплату получит – задумается. Фамилии называть не хочу, но были игроки, которые загубили карьеру из-за этого. Один очень был хорошим, но никак со стакана слезть не мог. Мог загулять, дня три на тренировки не приходил. Потом появляется, начинает каяться: «Это в последний раз, не выгоняйте». Оставлял, но все повторялось по кругу.
– Почему уровень чемпионата в последние годы стабильно падает?
– Думаю, это связано с детскими школами. Сейчас вижу, что появилась плеяда способных парней, хотя была плеяда и при Георгии Кондратьеве в молодежке. Не знаю.
– Может, дело в том, что денег в беларусском футболе стало меньше?
– Есть частичка правды и в этом.
– К сокращению высшей лиги как относитесь?
– Самый оптимальный вариант – 16 команд. Хотя и так многие кувыркаются с деньгами.










