7 мин.

«Матвея должен был подписать «Гент». Валерий Бохно о сыновьях, жизни в Польше и беларусском футболе

Говорит, доволен зарплатой детского тренера в Познани. January 08, 2026

18-летний игрок сборной Беларуси U-19 Матвей Бохно заключил контракт с лидером чемпионата Польши – плоцкой «Вислой». До этого футболист был в структуре познаньского «Леха», но последние полгода оставался без игровой практики.

Мы позвонили отцу игрока – Валерию Бохно. Бывший главный тренер микашевичского «Гранита» уже много лет живет в Польше. Разговор был об успехах сыновей, работе детского тренера в Познани и реалиях беларусского футбола.

– Валерий Петрович, как у Матвея появился вариант с «Вислой»? Давали ли советы сыну по переходу?

– У него было много других вариантов. Летом Матвей должен был переподписать контракт с «Лехом», но с условием, что поедет на сборы с основной командой. Почему-то сын решил этого не делать – не знаю, что у него там в голове случилось. В тот момент у него появился реальный вариант с бельгийским «Гентом». Но важным условием было наличие польского паспорта. В тот момент мы были как раз в процессе оформления документа. К сожалению, не успели.

В Плоцке работает тренер Матвея по U-19. Он периодически нам звонил, интересовался, как дела. Человек хорошо знал, что мы собираемся переходить в «Гент». Когда бельгийский вариант отпал, то тренер сказал, что может поговорить с руководством «Вислы» насчет контракта. У Матвея было много вариантов по Польше, но решили остановиться на Плоцке.

– Почему последние полгода Матвей был без игровой практики? Из-за того, что не продлил контракт?

– Да. «Лех» перевел сына из второй команды в U-19 – там он участвовал только в тренировках, играть ему не давали. Вот такая философия в клубе. Конечно, сильно переживал. Это непросто – оставаться без практики.

– Матвей будет играть за основную или вторую команду?

– Он едет на сборы с основной командой. Очень многое будет зависеть от того, как он себя проявит там. Если с основной командой не получится, то будет во второй. Пока, мне кажется, будет тяжело. Сын все-таки полгода был лишен игрового статуса, чуть потерял кондиции.

– А «Висла» лидирует в Д1.

– В Польше чемпионат [в нынешнем сезоне] очень ровный. От первого до последнего места не такая большая очковая разница (11 баллов после 18 туров – примечание автора). Проиграл одну-две игры – и будешь в середине таблицы.

– У второго вашего сына Серафима как дела?

– Нормально. Работает, тренируется. У него контракт с «Лехом» еще на 2,5 года.

– Зарубежные варианты есть?

– У него были очень серьезные варианты. Ай, не хочу я об этом говорить.

– Как так получилось, что Матвей выбрал сборную Беларуси, а Серафим – Польши?

– Это их выбор. Серафим приехал в Польшу совсем маленьким. У него почти все друзья тут. Я помню, как только переехали, то он мне сказал, что будет стараться пробиться в сборную Польши. Матвей же, наоборот, сразу сказал, что будет играть за сборную Беларуси. Я лично в это не влазил, не давил вообще. Они оба пацаны мудрые и понимают, как им лучше поступать.

– Друг друга по этому поводу не подкалывают?

– Нет, все дружелюбно у них.

– Даете советы сыновьям по игре?

– Советы всегда даю, без этого никак. Уверен, что даже родители, которые никогда не играли, – и то дают советы. Я же столько лет в футболе – сам Бог велит подсказать. Скажем так, я не всегда я доволен их игрой. Иногда дополнительно с ними работаю, говорю, где добавить. Где-то слушают они, где-то не слушают. Даже говорят, что батя достал :).

Критику воспринимают в зависимости от настроения, но в основном нормально. Приходится и много раз одно и то же повторять. На какой-то сотый раз что-то в голове у них остается. Без этого никак. Было много всяких барьеров у нас. К счастью, все прошли с Божьей помощью.

– Молодому футболисту проще себя проявить в Беларуси или Польше?

– В Польше уровень конкуренции гораздо выше, потому сложнее. Академия «Леха» очень сильная, попасть туда не так просто. У них есть все для развития молодых игроков. Некоторые родители возят детей даже за 100-150 километров ежедневно. Потом в 14 лет происходит отсев. Я не представляю состояние родителей, которым отказывают.

Мне кажется, если ты рожден стать футболистом, то будешь им в любой стране. Если же тебе это Богом не дано... Даже из академии «Барселоны» не все на высокий уровень пробиваются.

Помните братьев Бохно? В «Граните» остался только один из них, да и тот держится в тени

– Как у вас сейчас дела?

– Живу в Познани. Дом, работа, дети – вот и все. Начинал работать в академии «Дельта», когда там мои дети занимались еще. Потом был в «Полония Срода Велькопольска» несколько лет. Далее – «УКС Шрэм», ездил на работу за 40-50 километров. Сейчас работаю с «Викторией» из Высоготово (деревня, которая административно граничит с Познанью – примечание автора).

– Как успехи?

– Здесь в детском футболе высоких целей не ставят до определенного возраста. А так я много команд из «УКС Шрэм» выводил в воеводскую лигу (воеводство в Польше аналогично области в Беларуси – примечание автора). Это считается самым высоким дивизионом [для детского футбола] в Польше. В прошлом году две команды «Виктории» 2009 и 2013 годов вывел тоже в воеводскую лигу.

– После взрослого футбола на детей трудно переключиться? У вас в Беларуси было реноме человека, способного сказать игрокам крепкие слова. С детьми же так нельзя?

– Честно скажу, что непросто. Посещал много тренировок своих сыновей, присматривался, понимал, что придется и мне себя попробовать на детском уровне. Понятно, что это совсем другая работа и совсем другой подход. С детьми надо быть более сдержанным. Но я бы не сказал, что я и в Беларуси был очень крикливый :). Футбол – это война, иногда надо и сказать крепкое слово, ничего страшного.

– За беларусским футболом продолжаете следить?

– По мере возможностей, но стараюсь.

– Чемпионство «МЛ» удивило?

– Нет, ничего удивительного. В команде очень хороший набор игроков, отличное финансирование. Что первый, что второй тренерские штабы проделали очень достойную работу. Все эти компоненты срослись, получилось добиться чемпионства. Люди там хотят побеждать и имеют очень серьезные цели. Я думаю, что тренерский штаб смог в раздевалке хорошо донести свои идеи. Видна была сплоченность коллектива.

– За судьбу «Гранита» душа болит?

– Конечно, болит. Футбола нет в родном городе. Даже детского футбола нет. Извините, не хочу говорить на эту тему.

– Понимаете, почему сборная показывает такие слабые результаты?

– Понятно, что я переживаю за сборную – это лицо страны. Ну вы же сами все видите. К назначению Гончаренко отношусь очень хорошо – это один из лучших специалистов в стране, выбор оптимальный. Время покажет, что да как. Естественно, ему будет непросто. Большого выбора игроков у Беларуси сейчас нет. Раньше много ребят играло и в России, и в Украине, много где. Сейчас даже в РПЛ особо никто не играет.

– В Экстракласе за беларусами следите – Шкуриным, Барковским?

– Смотрю только, играли или нет. За Глебом Кучко слежу немного. Мне кажется, что хороший парень.

– Довольны своей жизнью в Польше? Можно жить на зарплату детского тренера?

– У меня сейчас три детские команды. У большинства детских тренеров в Польше есть основная работа, я же работаю чисто тренером, мне нужно больше команд. Каждый день по 2-3 тренировки, рабочий день начинаю после 16:00. По выходным – игры. Редко когда среди недели выходной бывает. Свободного времени особо нет.

На жизнь не жалуюсь, все нормально. Спокойно отношусь ко всему. У меня больших запросов нет. Я и в Беларуси неплохо жил, и здесь тоже. Мне лоска не надо, я парень простой.

– Польский язык у вас на каком уровне?

– Более-менее неплохой. Для тренировочного процесса точно хватает. С детьми друга друга хорошо понимаем.

– В Беларусь вы катаетесь?

– Да, два раза в год. С июня по середину июля, когда тут отпуск. Второй раз еду в конце декабря.

– Как дела у вашего брата Андрея?

– Работает в Бресте в частной школе вместе с [экс-тренером «Гранита»] Олегом Королем.