Талалаев проехался по спортивному директору «Балтики»: за ошибки, сокрытие зарплат и подрыв авторитета. Конфликт?
«Его взгляды не подтверждены успехом».
Андрей Талалаев в интервью Нобелю Арустамяну подчеркнул свои разногласия со спортивным директором Арменом Маргаряном.
По ответам Талалаева на некоторые вопросы полное впечатление, что между ним и спортивным блоком клуба серьезное напряжение.

«Для меня Маргарян был менеджером без авторитета и опыта». Как устроена селекция?
Нобель задал вопрос о том, как в «Балтике» устроена коммуникация в селекционной работе. Талалаев высказался прямо: разногласий немало, особенно с Маргаряном.
Немного прилетело и высшему руководству: «У нас есть спортивный директор, который вышел из скаутов. Напоминаю, они вылетели из Премьер-лиги с этим руководством. И к нашему приходу на каком-то этапе занимали место в середине таблицы Первой лиги. Сейчас мы вышли на абсолютно другой уровень. Когда мы заходили, для меня Армен Маргарян был менеджером, который не имел ни авторитета в спортивном мире, ни опыта. И мы с Равилем [гендиректором Измайловым и Булатом [советником гендиректора Бахтиозиным] несем свое понимание и расширяем возможности нашего спортивного директора.
Он очень амбициозен, очень целеустремлен, у него есть взгляды на футбол. Но они пока не подтверждены успехом – в этом вопрос. У нас система в клубе такая: если мы оба ставим по игроку «да», его кандидатура выносится на попечительский совет. Но мы [с Маргаряном] очень редко оба ставим «да». По Элдару Чивичу и Стефану Ковачу у нас не было вопросов.
По всем остальным на каких-то этапах были сомнения, просмотры, доказательства, встречи с помощниками. Мои помощники встречаются с помощниками спортивного директора, смотрят видео, обсуждают. Мы же с вами из этой студии можем позвонить любому европейскому представителю в любой стране – и у вас, и у меня достаточный опыт. Такого опыта пока у нашего спортивного отдела нет.
Когда мы занимаемся обсуждением кандидата между собой в тренерском штабе, затрагиваем те детали, которые никогда не будет рассматривать спортивный отдел, потому что у них нет этого опыта формирования команды. И когда после наших двух «да» обсуждение кандидата происходит на попечительском совете, там даже не доходит до таких мелких вещей. Потому что они уже в рамках бюджета рассматривают целесообразность соотношения цена/качество. А кто сможет это определить, кроме тренера, который будет потом управлять и ставить максимальные задачи? Я принимал участие в двух таких обсуждениях попечительского совета, после этого мне стало неинтересно, если честно».

«Кто-то подрывает чей-то авторитет». Как разделены полномочия?
Нобель процитировал Талалаеву отрывок из интервью Маргаряна Спортсу’’ о взаимоотношениях спортдира с тренером: «Потребовалось время. Сначала у нас был конфетно-букетный период, потом – напряженный, сейчас – стабильный. Напряженный был прошлой зимой, когда мы не взяли опорника, которого хотел Талалаев».
Тренер отреагировал с иронией: «Какой сейчас период? Близкий к свадьбе – думаю, скоро поженимся. Если серьезно, мы прошли очень многое. Единственное, я очень ревностно отношусь к вмешательствам в тренерскую работу. Я должен знать финансовые условия по игрокам? За сколько его купили, какая у него зарплата, какие бонусы. Я знаю эти данные, потому что мне пришлось достать контракты всех наших футболистов, и их мне дали не руководители клуба. Потому что у них взгляд, что мне не обязательно знать финансовые условия игроков. Это взгляд Маргаряна, который он пытается привить и донести до руководителей.
Но если футболист провинился – пропустил завтрак или тренировку, я должен знать хотя бы кратность зарплат, чтобы понимать, на сколько могу оштрафовать того или иного игрока. На взгляд руководителей клуба, некоторые тренеры не должны этого знать. Я вам показываю примеры абсурда, которые потом всплывают в управлении и каждодневных задачах.
И в таких ситуациях мне уже все равно: удобный я или неудобный. Мне надо, чтобы команда достигла максимумального результата. И я сделаю все для этого. А кто мне будет мешать, как будут складываться отношения – это уже другой вопрос.
У нас есть сумасшедший фланговый атакующий игрок – Тентон. Как вы думаете, если я знаю, что у него есть бонусы за забитые мячи или за нули сзади, могу ли я его в работе как-то дополнительно мотивировать?
Мне нужно мотивировать футболистов всеми возможностями: финансовыми, карьерными, софитами. А руководство пытается ограничить доступ тренера к подписанию контрактов игроков и их материальной заинтересованности. Очень хочется всем стерильно разделить: вот команда – там ты играешь, вот клуб – там получаешь деньги. На мой взгляд, это невозможно.
Условно, после последнего матча я сказал двум молодым, что вы поедете с нами на сбор, с первой командой. Дал им индивидуальное задание. Армен сейчас переподписывает контракты с ними и говорит им: если не подпишешь, на сбор не поедешь. Получается, слова спортивного директора против слов главного тренера. И кто-то подрывает чей-то авторитет. Но ведь я объявил это уже полтора месяца назад: дал программу, человек работает. Сейчас Армен совершает те же ошибки, которые совершали все молодые менеджеры. Это не критика, а констатация. И я по телефону проговорил ему это.

Я готов делить ответственность. Когда мне говорят, что Талалаев хочет управлять чем-то – да если у вас отстроено, зачем мне управлять? Когда я был в «Тамбове», там был Георгий Ярцев, Павел Худяков – и любой вопрос решался за столом. Два часа играли в карты, в бридж, обсуждали – и на следующий день было все понятно. Игрок, по которому мы общались, уже имел конкретное предложение и послезавтра уже мог приехать на собеседование».
«Между мной и Маргаряном нет напряжения». Так в каких отношениях тренер со спортивным директором?
После всего сказанного Нобель предположил, что между Талалаевым и спортивным директором есть напряжение. Тренер так не считает: «Нет, у нас рабочие и требовательные отношения. Я максимально требователен во всех клубах».
И все же слухи о конфликте тянутся давно. Армену Маргаряну приходилось опровергать еще в феврале прошлого года: «Невозможно представить работу внутри клуба без трений между спортивным директором и главным тренером. Ответственно заявляю, что у нас нет никаких конфликтов и скандалов – идет рабочий процесс, который никогда не бывает идеальным. Самое главное – у нас общая цель, одна на всех идея и задача, и мы все к этой задаче идем», – он писал в телеграм-канале.
В декабрьском интервью Спортсу’‘ Маргарян подробно рассказал о ситуации со своей стороны.
– Конструкция с активной ролью главного тренера в селекции не порождает неизбежный конфликт между ним и спортивным директором? – справшивал напрямую Александр Дорский.
– Сто процентов. Несколько раз у нас было недопонимание – конфликтами я бы все-таки те ситуации не назвал. Мы можем не сходиться не столько по характеристике игрока, сколько по его ликвидности, оценке адекватности стоимости. Безусловно, тренеру тяжело с этим смириться, но я обязан доходчиво ему все объяснять.

– Зачем вообще создавать такую ситуацию?
– Потому что Талалаев так привык работать. Он тренер-менеджер, который привык руководить всем, чем можно руководить. Сергей Игнашевич, например, действует по-другому: мы предлагали ему игроков, он выбирал только из них. Ему вообще были интересны только тренировочный процесс и игра, а финансы, продление контрактов не интересовали. Талалаева в этом смысле нужно информировать о гораздо большем количестве нюансов.
– Как вы отходите с Талалаевым после недопонимания?
– Мы же не пытаемся друг друга оскорблять. Просто после таких разговоров чувствуешь напряжение. В том числе поэтому очень важно аргументированно доносить позицию – так собеседнику проще понять тебя, когда первые эмоции улеглись. Ну и мы не маленькие дети: понимаем, что не всегда все идет так, как мы хотим.
– Кто чаще зарубает кандидатов другого: вы Талалаева или Талалаев – ваших?
– Конечно, чаще зарубает Талалаев. Все-таки спортивный отдел – первый фильтр при селекции, мы предлагаем больше игроков. Отсюда и процент отказов выше.
***
Вот так противоречия в команде-сенсации сезона РПЛ видны лучше.
Как считаете, может ли это помешать удачной весне «Балтики»? Или раз в такой обстановке уже добились многого в 2025-м, вполне могут продолжить на том же уровне даже после этих публично озвученных деталей?

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Виталий Невар; ФК «Балтика»










До этого все печально было. Не стоит считать, что это молодой русский Маур, ибо это далеко не так.
Но лично я пожелаю ему успеха, как тренеру