Трибуна
9 мин.

«Жизнь и футбол похожи – все сводится к вопросу равновесия». Правила жизни Массимилиано Аллегри

Я не вижу смысла сводить победу к вопросу красивой или некрасивой игры.

Коротко и ясно. Это одно из фундаментальных правил моего способа понимать футбол. И если расширить оптику рассуждения, то это еще и очень личный способ понимать жизнь. Но внимание — равновесие не означает монотонность, а, напротив, — правильный баланс между разными компонентами: технической, эмоциональной и поведенческой.

Помните, как ранее я настойчиво говорил о так называемом «рациональном инстинкте»? Так вот, именно в этом определении заключена значительная часть концепции равновесия, к которой я сейчас постараюсь подойти более конкретно.

Равновесие часто идет рука об руку со спокойствием. Оба этих состояния необходимо сохранять прежде всего в моменты энтузиазма или дискомфорта. Приведу пример, разумеется, опираясь на собственный опыт.

В середине августа 2018 года я находился в Виллар-Перозе по случаю традиционного товарищеского матча между основной командой и сборной молодых игроков «Ювентуса». Это был период всеобщего оптимизма вокруг клуба, который незадолго до этого сумел подписать самого Криштиану Роналду.

Понятно, что если бы футбол был точной наукой, любой мог бы сказать — команда-победитель вроде нашей, с приходом игрока, который вместе с Лео Месси лучше всех олицетворял футбол последних десяти лет, стала бы практически непобедимой.

И именно в такие моменты должно вмешиваться равновесие, чтобы охладить (видите, как эти два понятия идут рука об руку?) легкие, слишком простые восторги.

Разумеется, шансы выиграть Лигу чемпионов после подобного приобретения объективно выросли, равно как и вероятность подтвердить свое превосходство в чемпионате и в Кубке Италии и вновь завоевать, как потом и случилось, Суперкубок. Но я считаю (и факты это подтвердили), что матчи нужно проходить один за другим, потому что трофеи никто не дарит нам просто за то, что мы — «Ювентус».

В начале сезона было нужно твердо стоять на земле и много работать, чтобы оправдать экономические усилия, предпринятые клубом. Я считал, что от меня и от команды требуется не утратить наши главные сильные стороны, которые, без сомнения, заключаются в умении работать до пота и побеждать. Клуб значительно улучшил состав по сравнению с предыдущим годом, но в футболе, как и в жизни, всегда требуется равновесие.

Как истинный ливорнец, я человек, который любит шутить и много говорить, но как тренер я всегда старался не поддаваться пустой болтовне о сезонных ожиданиях. Воодушевление по поводу прихода CR7 и других отличных приобретений — таких, как Бонуччи, Канселу и Эмре Джан — безусловно, витало в воздухе, но в тот момент важно было выходить на поле и работать. Как и каждый год, разговоры не стоили ничего. Все решает поле.

Помню, что в интервью в Виллар-Перозе я не зацикливался исключительно на CR7, на его огромной технической ценности и выдающемся профессионализме, а именно во имя равновесия часто переводил внимание на другого футболиста, который был для нас очень важен, потому что олицетворял возвращение. Я, разумеется, говорю о Леонардо Бонуччи, вернувшемся после сезона, проведенного в «Милане». И должен сказать, что уже на заре его возвращения в стан «бьянконери» я видел, что он чувствует себя хорошо. В конце концов, это важный и опытный футболист, и я сразу заметил, насколько заметно и быстро вырос технический уровень обороны.

Понимаете, что я имею в виду под равновесием? Если бы я занимался только Роналду, я бы не отдал должное другим и тем усилиям, которые предпринимал клуб, чтобы создать состав, становящийся все более конкурентоспособным на всех уровнях.

Пойду еще дальше, вернувшись в середину мая 2018 года. Мы отправились в Рим, чтобы сыграть против «джаллоросси», и сыграли вничью 0:0. Благодаря этому результату мы математически оформили чемпионство Италии в седьмой раз подряд — достижение, которого никогда прежде не добивалась ни одна команда в истории Серии А.

Вы прекрасно понимаете, что восторг буквально витал в воздухе, на расстоянии двух шагов, готовый быть подхваченным и заставить говорить громкие, возможно, преувеличенные слова, именно потому что они рождались в особенно эмоциональный момент для нашей команды.

И все же и в том случае, прежде всего в том случае, я попытался выполнить упражнение в равновесии и спокойствии. Я подвел для себя сезонный итог, размышляя о прошлом, но также и о будущих перспективах. Так я осознал, что в следующем году кто-то наверняка уйдет, а кто-то, разумеется, придет. И я подумал также о том, что действительно важно — прийти к марту, все еще участвуя в борьбе за все цели, работая над собой, чтобы определить ориентиры, способные меня стимулировать.

В Риме, впрочем, было правильно уравновесить подобные размышления празднованием вместе с болельщиками. В конце концов, заслуга команды как раз и заключалась в том, что она продолжала искать равновесие и спокойствие. Спокойствие фундаментально, потому что позволяет сделать шаг за шагом к достижению цели. Если дать энтузиазму взять верх, проходит три дня — и ты рушишься. Психологическая работа в этом смысле имеет решающее значение. На эмоциональных качелях не выигрывают ничего.

К тому же пресса, анализируя путь, который привел нас к завоеванию скудетто, чаще говорила о ключевых игроках. Я же, напротив, подумал о Пинсольо, который был третьим вратарем и отлично вписался в атмосферу команды. Настоящий профессионал, всегда воодушевленный и готовый помочь. Философия группы, действительно, для меня принципиальна.

Помню также, что меня попросили поставить оценку самому себе. Но я сумел уйти от этого вопроса: еще в школе мне это давалось трудно, а уж тем более — если я начну выставлять оценки себе. Шутки в сторону — стараясь как можно более объективно проанализировать завоевание скудетто сезона 2017/2018, я считаю, что главная заслуга принадлежит способности моих игроков передавать мяч с предельной простотой и качеством. Не стоит забывать и о том, что клуб поддерживал их в трудные моменты, потому что, поверьте, в том сезоне их было немало. Но именно равновесие стало решающим фактором.

«Наполи», со своей стороны, действительно доставил нам немало проблем, сумев даже обыграть нас в очной встрече в Турине. Мои комплименты им. Если не ошибаюсь, они установили рекорд по набранным очкам — показатель, который, на мой взгляд, еще сильнее подчеркивает нашу заслугу. Признаюсь, в рамках моего равновесия я был по-настоящему счастлив, потому что в следующую субботу мы смогли бы пройтись парадом перед нашими болельщиками: выиграть семь скудетто подряд — это неповторимо. В тот момент я чувствовал желание поблагодарить всех: тех, кто в первый год принял меня наилучшим образом, тех, кто был рядом на протяжении всего пути, и даже тех, кто ушел. В общем, мы выиграли седьмой скудетто, но моя задача заключалась прежде всего в том, чтобы не позволить себе сильно заморачиваться.

И по этой причине я анализировал не только достигнутые результаты, но и то, каким образом они были получены. В том сезоне мы забили 80–90 голов, у нас была лучшая атака и лучшая оборона. Я действительно не могу понять, почему футбол все больше сводят к чистой теории. Я твердо убежден, что в течение сезона бывают моменты, когда допустимо играть плохо, лишь бы побеждать. Пытаться угодить публике, гоняясь за эстетикой, — ошибка.

Ведь что-то непредсказуемое всегда за углом: оттенков множество, и я не вижу смысла сводить победу к вопросу красивой или некрасивой игры. В том году, безусловно, были команды, которые играли лучше «Ювентуса», но в конечном итоге имеет значение только результат.

«Наполи» не сдавался до конца, это правда, но против настоящего «Юве» — того, который за несколько минут на «Сан-Сиро» против «Интера» прошел путь от ада к раю, — очень трудно устоять. Я не считаю себя одним из величайших тренеров в истории клуба: я просто человек, которому нравится тренировать и который ненавидит монотонность. Достаточно вспомнить, как мне нравится менять игровые системы в зависимости от тех игроков, которые у меня есть. И на своем одиннадцатом сезоне в Серии А я чувствую, что сильно вырос. Есть, как я уже говорил, желание постоянно развиваться. Если я когда-нибудь утратил бы этот внутренний импульс — ставить себя под сомнение и совершенствоваться, — можете быть спокойны: я бы остановился и занялся чем-то другим.

Если же обратиться к психологическому аспекту, я считаю, что равновесие, которое я стараюсь демонстрировать в своих решениях и поведении, затем отражается и на моих футболистах. Если перед ними тренер, который никогда не позволяет событиям взять над собой верх, они реагируют соответственно и в том же ключе. И это фундаментально, потому что на поле выходят они. Я — лишь одна из составляющих, важная, как и все остальные.

А тем, кто спрашивает, чувствую ли я себя близким к кому-то из великих тренеров, которые работали до меня на скамейке «Ювентуса» — таким, как Трапаттони, Капелло, Липпи или Конте, — я отвечаю и буду отвечать всегда спокойно и взвешенно: это великие специалисты, которые много выиграли и стали для меня точкой отсчета. Но я — это я. Я из школы Джованни Галеоне, тренера, который выигрывал только в Серии B и который, несмотря на это, многому меня научил.

Карло Пинсольо

Помню, одному журналисту понравился мой ответ, и потому он задал следующий вопрос, звучавший почти как предвосхищение этой книги: «Мистер, вам бы хотелось преподавать и создать течение аллегризма?» Я рассмеялся, прежде чем ответить, что мы, ветераны, должны передавать молодым тренерам свой опыт. Футбол — это не только теория или книги. В школе я был сплошной ходячей катастрофой, но сколько ребят получают высшие оценки, просто заучивая все наизусть?

День недели и в этом случае не имеет решающего значения. Для того чтобы проповедовать спокойствие и равновесие, не существует точной даты в календаре. Все тренировки, разговоры в раздевалке и поведение на скамейке во время матчей могут передать команде равновесие и спокойствие.

Перевод и адаптация – Алексей Логинов

Продолжение следует.

На сегодняшний день подписчикам премиум-канала «Моя Италия» доступны 68 текстов о кальчо.

За последние дни вышли следующие материалы:

«Юве» снова в деле. Спаллетти строит свою самую инновационную команду за последние 20 лет

«Ювентус» продается? Почему Джон Элканн пока не хочет расставаться с клубом

Секрет Антонио Конте. Что происходит с чемпионом Италии?

Подписаться на премиум-канал в Telergam

Открытые каналы — Telegram и Дзен

Премиум каналы — Telegram и Дзен

Всем, кто любит Италию, я говорю GRAZIE!