Группы мучительной смерти
Стадионы Евро мелькают перед глазами, как картинки в слайдере. Десять дней хард-драйва, нескончаемых перемещений по чемпионату, словно по кольцевой ветке метро. Пятница – Киев, суббота – Варшава, воскресенье – Львов, понедельник – снова Киев. Иногда возникает ощущение, что перегоны метрополитена длиннее, чем расстояния между городами, а чувство новизны от невиданных прежде лиц и улиц давно утрачено. Кажется, будто всю жизнь только и делал, что ходил на «Донбасс-арену», пересекая харьковский перекресток, заворачивая в львовский проулок и огибая варшавскую площадь. Паутиной воспоминаний все они сплетены в один небольшой микрорайон.
За три прошедших дня – три «живые» игры. Три разные драматургии, три непохожих антуража, три набора несопоставимых эмоций. Если бы медиа-рюкзак выдавали не на турнир, а на каждый посещенный матч, и в них можно было складывать впечатления, мне пришлось бы раскошелиться на тележку.
ПЯТНИЦА, КИЕВ. Швеция – Англия. На «Олимпийский» течет желтое море с белой в красных крестах пеной. Трудно не удивляться после рассказов о Варшаве, как такое возможно, чтобы полчища фанатов двух сборных могут не то, что шагать – петь, кричать, пить вместе. Я не видел ни одной ссоры (да и не слышал ни об одной) между англичанами и французами в Донецке, между немцами и голландцами в Харькове, и здесь, в столице тоже все мирно и по-человечески. Двум командам нужна победа, причем шведов поражение приговорит к летальному исходу с той же неизбежностью, как газета комара. И никаких эксцессов, маршей, фаршей и прочего месива, какое так любят устраивать болельщики из Дальневосточной Европы.
Игру откладывают на 15 минут из-за того, что донецкая встреча из-за шторма продлилась лишний час. Картинка из Донецка поначалу выглядит пугающе, тем более что где-то там за стеной дождя моя Маша с фототехникой. Скоро приходят две добрые вести: игру на завтра не перенесут, а отважная папарацци отделалась промоченными ногами.
Мы с украинцами братья как минимум по разуму. Даже если не верить в это, достаточно побыть на Украине в дни побед и поражений ее футбольной сборной. После 2:1 с Швецией страна впала в торжествующую истерику. Выигрыш у «Тре крунур» за одну только послематчевую ночь повторили по ТВ четыре раза. Сколько было ретрансляций на следующие сутки, я сбился считать. Футболистов объявляли национальными героями, тренеру готовы были изваять прижизненный памятник, а самых восторженных болельщиков, узнанных на фотографиях, отыскивали и притаскивали в телестудии.
Слышали бы вы, видели бы вы, что творилось в Киеве во время и после игры с Францией. Такой лютой ненависти по отношению к какой-либо национальной команде я не наблюдал со времен Марибора. К игрокам и тренерам, которым всего-то день назад большая часть населения, особенно мужская, готова была бесплатно отдаться. Я даже повторять не буду. Достаточно представить чувства человека, который от любви был готов на все, а она, оказывается, не только ему…
АНГЛИЮ Я ВИДЕЛ днями ранее в противостоянии с Францией. Гнетущее впечатление она оставила. Обычно такое бывает, когда случайно попадаешь на какую-нибудь игру областного первенства: люди стараются все сделать по науке, по «школе», но ни черта не умеют, да еще и глупые. Пыхтят, кряхтят, тужатся, эх, ох… Есть очень точный индикатор: когда лучшим в составе команды называют кого-нибудь корявого – значит, команда совсем плоха. А тут лучшим все вокруг, да и я среди всех, сочли Окслейда-Чемберлена, на которого без смеха даже не взглянешь – такой он мужичок-лесовичок, бука букой.
И вот надо же какая штука: против Швеции Окслейд не вышел, Англия смотрелась по-прежнему уныло, хотя и получше, чем с французами – а впечатление о себе оставила хорошее. Наверное, страстью, характером и отдельными эпизодами, и более ничем. Но иногда этого достаточно, чтобы привить к себе интерес, потом симпатию, а потом и уважение. Попасть под шведский паровой каток в начале второго тайма, сполна осознать свою слабость, и после этого не раскиснуть, не треснуть по кусочкам, а собрать остатки воли и спасти игру – это очень хорошее свойство, это синдром большой команды. В данном случае – команды с большим будущим.
И ведь наиграно-то было немного. Дальний удар, зазеванный Исакссоном, да прорывная атака. Но как тонко, четко, стопроцентно и, главное, страстно они были исполнены! Не готов сейчас голосовать за то, что Англия обыграет и Украину (при равных с виду шансах я все же в последнем туре отдам хозяевам небольшое преимущество), но в дальнейшем эту, по сути, возрождающуюся сборную ждет немало светлых дней.
НАВЕРНОЕ, НЕ ОШИБУСЬ, назвав эту встречу самой зрелищной из всех двадцати, сыгранных на сию минуту, а защитника шведов Мельберга неподражаемым. Он тоже похож на какого-то лесного воина, причем знаем мы его давным-давно, еще с Евро-2000, но вот в таком героически-трагическом амплуа выступил, вроде бы, впервые. Предысторией стали ошибки шведа в игре с Украиной, когда «из-под него» забил Шевченко. От англичан Швеция тоже пропустила головой, и опять виноват был старина Мельберг, которому мяч, нагло посмеиваясь, залетел за шиворот. В перерыве викинг достал с полки топор и пошел выручать страну. Да и кому еще это было делать? Не Ибрагимовичу же, отвратительному в своем демонстративном пренебрежении партнерами.
Мельберг пришел к воротам англичан на два опасных стандарта, оба раза возник в самом необходимом месте и не забил даже, а засадил два гола в ворота Харта, вдолбил их туда и законопатил. Он практически спас команду, вернул ей четвертьфинальную надежду, и огласил этот факт звериным рыком на весь стадион. А потом лично позволил Уэлбеку отличиться пяткой. И вместо плей-офф отправил Швецию в плей-аут. Но какой же он был крутой в те секунды, когда крушил англичан!
А в Ибрагимовича хотелось чем-нибудь швырнуть. Во втором тайме возник момент, когда шведы, уже явно «наевшись», получили шанс для результативной быстрой атаки. У них было численное превосходство, Чельстрему оставалось только сделать любой силы и длины острый пас из центрального круга в сторону нападающих, чтобы те вышли кучей против Харта. Знаете, чем занималась эта лошадка с косой? Грациозным пиаффе возвращалась из офсайда. Бедняга Чельстрем из последних сил придерживал мяч, падая и вставая, хранил возможность атаки, но сиятельный Златан вовсе и не думал ускориться. А когда перешел демаркационную линию (прошло секунд 7-8) и не получил передачи, гневно развел руками.
Будь у меня на поле такой партнер, он в тот вечер ужинал бы мылом в душевой.
НОЧЬ СМЕНИЛАСЬ НОВЫМ ДНЕМ, Киев – Варшавой. Перед Евро я неделю думал-гадал, поехать ли на матч России с греками. Ничего хорошего он нам не сулил: сердитый соперник с неудобной манерой игры, устанавливающий тройные заслоны как раз на линиях привычных русских передач. Но можно было надеяться, что Сантуш напортачит в третий раз, опять выставит Холеваса, и Дзагоев с Широковым пару раз от него ускачут.
Не напортачил, выпустил-таки Тзавелласа. Закрыв тем самым левый фланг обороны на засов. Да еще и запустил чуть ли не в линию атаки Карагуниса, сковав и Денисова, и Жиркова на краю. Без Зырянова, да с уставшим к третьей игре Аршавиным они с греческим капитаном не справлялись.
Зато Дик Адвокат дров наломал. Варшавский медиа-центр, самый русский из всех восьми на этом чемпионате, многоголосо пытался объяснить мне, почему вместо Зырянова должен играть Глушаков, да так и не объяснил. Денис хороший футболист, но ни в треугольники-квадраты «Зенита», ни тем более в «челноки» Зырянова играть он не умеет. Адвокат помешался на изобретенном самим собой стереотипе, что на каждой позиции есть два игрока, и на другие позиции они не выходят. Поэтому, видимо, Семшов мог сыграть только вместо Широкова, Измайлов только вместо Дзагоева, а Дзюбе в этом раскладе вообще не нашлось места. Любой из троих был бы на поле гораздо нужнее Глушакова. И даже Комбаров, способный подавать с фланга на головы и работать в обороне, пригодился бы в этой игре.
Вместо этого во втором тайме, когда нужны были исключительно точные движения тренера, тот начал гнать в атаку всех, кто был под рукой. Подряд. Я по привычке пытался разобраться, кто кого играет, и минуте на 75-й с изумлением обнаружил на месте правого нападающего Алексея Березуцкого. Концовку встречи наши вообще заканчивали по схеме 2-3-5, но даже не пытались растянуть соперника по ширине поля, сбившись в кучу перед штрафной и пытаясь протолкнуть мяч сквозь забор из ног. Последний эпизод был особенно ярок: Аршавин подал угловой в противоположный аут, Березуцкий догнал мяч, попытался сделать финт – и выкатил за линию.
Про Варшаву я еще расскажу – после четвертьфинала. Сейчас пока замечу, что мне не понравились ни стадион, похожий на котел борща, ни игра на нем сборной России. Я видел с трибун Евро уже десяток сборных, и ни одна не выглядела так блекло, как наша. Даже чахлая Англия в Донецке.
Допускаю, кстати, что именно поэтому мне не приглянулся стадион.
В СРАВНЕНИИ С ЛЬВОВСКИМ, варшавский, впрочем – чудо света. Потому что серая, уродливая металлическая громадина посреди карпатской степи вызывает одно желание: поскорее от нее отдалиться. Смешнее всего то, что «Арена Львов» никому не нужна и после Евро, видимо, останется бесзхозной. Коммуникации к ней проложены слабо, добираться далеко и неудобно, тридцать тысяч зрителей игра местных «Карпат» не соберет никогда – в общем, если его потихонечку разберут или переделают в торговый центр, это будет логичнее, чем держать такую неуклюжую громадину в чистом поле просто так без дела.
Короче, дурная была идея провести Евро во Львове. Лучше бы в Одессе…
Игра Германии с Данией была выбрана для просмотра по остаточному принципу: добраться за сутки из Варшавы до Харькова можно только надсадившись, Львов же по меркам нынешнего турнира совсем неподалеку, «каких-то» 350 или около этого километров. Но сенсационная победа датчан над голландцами спутала все расклады, и выяснилось, что харьковский матч Португалия – Голландия, изначально представлявшийся более ярким и напряженным, становился прикладным. Чтобы выйти в четвертьфинал, «оранжевым» с их дырявым центром защиты требовалось выиграть с перевесом в два мяча, и чтобы Германия непременно победила Данию. Любой иной итог выводил дальше Португалию – ну или датчан. То есть, исход группового турнира на четыре пятых решался во Львове.
У немцев центр обороны пока тоже аховый. Бадштубер с Хуммельсом дают маху в каждой игре. В первых встречах их за это не наказывали, но датчанам хватило 25 минут. Причем Крошка-Дели, дивный игрок, достойный хорошего контракта в большом клубе, забил совсем уж неприлично: с линии вратарской, головой, после паса головой! Два немецких верзилы даже и не попытались ему помешать.
Вот увидите, чем ближе будет финал, тем чаще Германия будет страдать от деятельности этой оборонительной связочки.
Очень хотелось повидать юную немецкую троицу – Гетце, Шюррле и Ройса. Но Лев перестраховался (в случае поражения 0:1 или 1:2 и параллельной победы Португалии немцы вылетали из турнира) и выставил основной состав. Тот особо разгуляться датчанам не дал, но и сам в очередной раз не впечатлил. Добротная работа, старательные действия, грамотные перемещения – только все это без души, без вдохновения. Как дятлы на дереве. Под такой футбол отлично спится. Если бы справа под ухом не тараторил про «штрафной майданчик» какой-то неведомый украинский комментатор, я так бы и сделал.
А НА МОНИТОРЕ мучительно умирала в «группе смерти» Голландия. И почему-то очень символично выглядел на лавке беспомощный голландский тренер, выпустивший на поле всех звезд, что были под рукой, но так и не объяснивший, как им нужно играть.





.....Короче, дурная была идея провести Евро во Львове......
-------------------------------------------------------------
с этими фразами не соглашусь, а так текст хороший
У автора похмелье что ли?
Это точно про Ибрагимовича Евгений пишет? Забавная картинка представляется, Евгений кормящий Златана в душевой... мылом... :-)))
--------------------------------
+ миллиард!
уже стыдно за наших соотечественников, за быдло, хамства, марши русских, за имперские лозунги и великоджавный шовенизм.
жутко неприятно осозновать, что нас не любит вся европа (а мир боится..)
почему не можем жить вместе со шведами или агличанами или немцами??
почему не можем отказаться от своей глупости, и жить по человечески?...