100 крупнейших спортивных компаний России. Рейтинг Спортса’’
Исследование Дениса Пузырева.
Рейтинг крупнейших спортивных компаний России – часть первого в истории Спортса’’ журнала. Вы можете заказать его здесь.
***
Говоря о спорте не просто как о развлечении и хобби, а как о бизнесе, вы неизбежно сталкиваетесь с недоверчивыми вопросами: «Что, российский спорт и бизнес – в одном предложении? Разве это возможно?»
Да, возможно. Спорт уже давно превратился в бизнес – пусть не всегда здоровый, не всегда прозрачный и не всегда успешный, но все-таки бизнес, где крутятся большие деньги. Перед вами – второй выпуск рейтинга ста крупнейших компаний России, чей основной бизнес так или иначе связан с индустрией спорта (как профессионального, так и любительского, в сфере активного образа жизни).
Нам хочется понимать, что из себя представляет спортивный бизнес-ландшафт России и куда индустрия движется. Первый в истории рейтинг Спортс’’-100 мы опубликовали в ноябре 2021 года. Спустя четыре года есть интересные обновления. Но сначала мы должны рассказать, как этот рейтинг формировался.

Как мы считали
Мы не изобретали велосипед и воспользовались методологией ведущих деловых медиа для составления подобных рейтингов. Ключевым показателем для ранжирования компаний стала выручка. Большой объем выручки не всегда означает, что бизнес прибыльный, но дает представление о его масштабах. И для нас это было главным.
В основу рейтинга легли финансовые результаты за 2024 год. Мы опирались на официальные отчетности, поэтому не учитывали данные текущего 2025-го – итоговые цифры по нему будут доступны только весной 2026-го.
Также указаны изменения позиций по сравнению с рейтингом 2021 года. В таблице немало компаний-новичков, которые либо были созданы недавно, либо существенно нарастили доходы за прошедшие четыре года.
Как мы отбирали компании для рейтинга
Основным критерием для нас была явная связь деятельности компании с занятиями спортом – считается и профессиональный спорт, и любительский, и вовсе занятия физкультурой.
Для фильтрации данных мы использовали так называемые коды ОКВЭД Росстандарта (общероссийского классификатора видов экономической деятельности), выделив те из них, где упоминается спорт. Далее последовала ручная проверка, так как в список попало немало компаний, для которых спорт – лишь одно из многих направлений бизнеса, а основные деньги они зарабатывают на чем-то другом.
За помощь в обработке массива данных мы благодарим сервис Rusprofile.

Неочевидные детали рейтинга
Одна из главных проблем, с которой мы столкнулись при составлении рейтинга, связана с профессиональными клубами. В топ-100 их относительно много: 25 клубов из 3 видов спорта (футбол, хоккей, баскетбол).
Основной доход этих команд идет не от бизнес-деятельности (продажа билетов, атрибутики, прав на телетрансляции, спонсорство), а от дотаций со стороны владельцев (или близких им компаний), которые оформлены как спонсорские контракты.
Разные клубы фиксируют эти доходы по-разному: кто-то включает их в раздел «выручка», кто-то оформляет как «прочие доходы и поступления». Единых правил оформления в российском стандарте бухгалтерской отчетности нет. Из-за этого в рейтинге есть очевидные казусы.
Например, в российском хоккее долгие годы наиболее благополучными считались СКА (принадлежит «Газпрому») и ЦСКА (принадлежит «Роснефти»). Однако в рейтинге СКА находится на довольно высоком 22-м месте (10,1 миллиарда рублей), а ЦСКА – отсутствует вовсе. Нет, мы не забыли про армейский клуб из Москвы. Все дело как раз в отображении выручки: СКА включил в нее спонсорские поступления от владельца, а ЦСКА – нет. Подобные перекосы можно найти и у футбольных клубов, где часть средств напрямую поступает от владельцев.

Мы придерживались формального принципа формирования рейтинга – на основании заявленной клубом выручки. Нам было важно сохранить единый подход ко всем компаниям, а не делать исключения для одного типа клубов.
Еще одна сложность, с которой мы столкнулись: некоторые компании, которые объективно могли бы претендовать на попадание в рейтинг, являются частью крупных холдинговых структур, чья деятельность выходит за рамки чисто спортивного бизнеса. К примеру, в рейтинге нет популярных горнолыжных курортов Приэльбрусья. Большинство из них входит в корпорацию «Курорты Северного Кавказа», и выделить их выручку отдельной строкой не представляется возможным.
Также в рейтинге нет «Матч ТВ», который в прошлый раз занял 9-е место. Спортивный холдинг был бы высоко и сейчас. Но в начале 2022 года указом президента ряду компаний разрешили не публиковать финансовую отчетность, чтобы снизить санкционные риски. Этим правом воспользовалось и ООО «Национальный спортивный телеканал» (юрлицо «Матч ТВ»), которое входит в холдинг «Газпром-Медиа». Последняя публичная отчетность датирована 2021 годом. Тогда выручка «Матч ТВ» составляла 20 млрд рублей.
Что привлекает внимание в рейтинге
Итоговая таблица показала определенные закономерности.
1. Высокие места букмекерских компаний
В топ-10 рейтинга – сразу 8 крупнейших компаний, зарабатывающих на ставках. Разбавили их власть только чемпион 2021 года «Спортмастер», который выпал из тройки лидеров на четвертую строчку, и футбольный клуб «Зенит» (10-е место). В самом факте нет ничего удивительного – особенно на фоне активного роста рынка, но мы задокументировали положение дел. Четыре года назад в первой десятке было шесть букмекеров. В топ-15 сейчас и вовсе 11 букмекеров, втиснуться смогли сеть фитнес-центров World Class и горнолыжный курорт «Красная Поляна».
Оборот легального букмекерского рынка России по итогам 2024 года увеличился в годовом выражении на 42,4% и достиг 4,7 трлн рублей, подсчитал «Рейтинг Букмекеров» в своем исследовании. Объем депозитов вырос на 42,3% – до 1,74 трлн рублей, при этом совокупная чистая прибыль букмекеров сократилась на 18,5% – до 92,72 млрд рублей. «Сокращение чистой прибыли при росте объема депозитов говорит о росте конкуренции в отрасли. Растут целевые отчисления и инвестиции в маркетинг для привлечения и удержания игроков», – говорят авторы исследования.
Всего в 2024 году хотя бы одну ставку сделали 12,95 миллиона человек, а активных игроков, кто делает хотя бы одну ставку в неделю, было 6,31 млн человек (-2,6% год к году).

Но темпы роста не могут оставаться взрывными всегда. Уже в первой половине 2025 года наблюдалось замедление. «Если в последние годы рынок рос на уровне 40%, то сейчас, если применять линейную экстраполяцию тренда первого полугодия, мы видим очень скромный его прирост – лишь на 8-10%. Мы склонны полагать, что это отложенный эффект денежной трансмиссии и жесткой кредитно-денежной политики ЦБ», – говорит коммерческий директор Единого ЦУПИС Артем Сычев. Уже после этого прогноза прогремело предложение Министерства финансов об увеличении налогов в беттинговой отрасли.
Среди ключевых причин замедления роста некоторые эксперты называют:
• охлаждение индекса потребительских расходов;
• снижение ключевой ставки ЦБ РФ;
• блокировка банкротов;
• нестабильный мобильный интернет.
Однако все это – лишь про замедление роста. Букмекеры прочно заняли лидирующие позиции в рейтинге – и точно не планируют отступать.
2. Подъем фитнес-индустрии после коронавирусного удара
Первую версию рейтинга мы формировали по итогам кошмарного 2020 года, когда фитнес-клубы максимально пострадали от локдауна. Спустя четыре года мы фиксируем бурное развитие отрасли. В топ-100 – сразу 10 сетей фитнес-клубов и 5 компаний, которые занимаются оборудованием для таких центров. Перечислим десятку фитнес-клубов: World Class – 14-е место, DDX Fitness – 24, X-Fit – 35, Территория Фитнеса – 37, Spirit.Fitness – 48, Bright Fit – 53, Alex Fitness – 55, Crocus Fitness – 66, World Class Нижний Новгород – 80, Encore Fitness – 89.
Объем российского рынка фитнес-услуг в 2024 году составил 262,8 миллиарда рублей (+23% по сравнению с 2023-м), подсчитало исследовательское агентство FitnessData. Самый большой фактор роста финансовых показателей все-таки инфляция (цены на услуги выросли в среднем на 18%), среди других причин эксперты выделяют: увеличение доли дополнительных услуг в фитнес-клубах, развитие студийного формата и рекуррентных сетей – клубов с ежемесячной системой оплаты.

В 2024 году на фитнес-сети с рекуррентной оплатой приходилось 10% в целом по России и аж 20% в Москве – и их доля продолжает расти. Для сравнения: в 2018 году на этот сегмент приходился только 1% в объеме проданных фитнес-карт. Самые быстрорастущие сети клубов работают именно по этой схеме. По оценке FitnessData, рекуррентные платежи за последние семь лет привели в фитнес-клубы не менее 500 тысяч новых клиентов.
Потребительские предпочтения в принципе меняются. «Увеличивается спрос на фитнес-объекты рядом с домом, которые зачастую не могут быть крупными по различным причинам: недоступность площадей, недостаточное количество потенциальной аудитории, поэтому эту нишу часто занимают студии», – объясняет руководитель FitnessData Максим Боровиков. Речь идет как о небольших автоматизированных студиях – тренажерных залах с минимальным количеством персонала, – так и о студиях групповых тренировок, особенно в формате мягкого фитнеса.
При этом уровень проникновения фитнеса среди населения России составляет 4,9% (свыше 7,2 миллиона человек), отмечала глава Национального фитнес-сообщества Елена Силина. Процент – ниже, чем в ряде европейских стран, но проходит по верхней планке государств Азии и выше показателей Латинской Америки.
Эксперты отмечают высокий потенциал дальнейшего роста: в ближайшие семь лет рынок фитнес-услуг должен расти в среднем на 10,4% в год и к 2031 году достигнет 525 миллиардов рублей.
3. Изменения ландшафта на рынке спортивной одежды и обуви

В рейтинге – сразу 13 новичков, которые занимаются продажей спортивной одежды, обуви или снаряжения, но в первую версию рейтинга-2021 по разным причинам не попали: Sneakerbox – на 16-м месте, Lestate – на 20-м, Street Beat – на 26-м, SuperStep – на 31-м, Anta – на 51-м, VF – на 56-м, Girvas – на 59-м, Vento – на 67-м, Sport Point – на 68-м, Forward – на 74-м, Zasport – на 79-м, Joma – на 92-м, Football Mania – на 98-м. Уход крупных спортивных ритейлеров перетряхнул как внешний вид торговых центров, так и рынок спортивной одежды, обуви и экипировки в принципе. Кто-то расширил представленность на рынке (китайская Anta, испанская Joma), кто-то перестроился под новые реалии.
Например, ставший 16-м Sneakerbox – это сеть мультибрендовых магазинов, которая возникла после продажи российского подразделения Reebok турецкому холдингу FLO Retailing в 2022 году. Изначально магазины носили название Reebok, но после ребрендинга получили новое имя.
А Street Beat, дебютировавший в рейтинге на 26-й позиции, четко проговаривает: «Мы не пытаемся ни в коей мере занять нишу Nike. Nike – это глобальный лидер в производстве спортивной одежды, это вообще сложно назвать нишей. Таких амбиций я не вижу. Но вижу другое: у нас есть несколько спортивных направлений. Street Beat, Hiker, Amazing Red – это три развитые уникальные розничные сети. Совокупно они довольно крупный игрок на рынке спортивных товаров. Так что у нас есть амбиции быть довольно стабильным и устойчивым вторым номером на рынке спортивной одежды у нас в стране. И наша специализация – это прежде всего спортивный стиль. На то, чтобы делать топовый продукт для бегунов, я, честно сказать, пока не замахиваюсь. Здесь нужны глобальные масштабы и спортивные технологии. Но чтобы быть первым брендом повседневной одежды и обуви для российской молодежи – у нас есть все», – сказал президент и управляющий партнер Inventive Retail Group Тихон Смыков.

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев, Сергей Гунеев, Алексей Майшев; Maksim Konstantinov/Global Look Press















