14 мин.

Алдонин – упорство: сомневался, что пробьется в футбол, но взял еврокубок и стал капитаном сборной

Здоровья!

Первое чемпионство при Гинере ЦСКА взял осенью 2003-го, обыграв в Москве «Ротор». Алдонин еще играл за гостей, но уже знал: следующий сезон начнет ЦСКА. Знали это и болельщики нового чемпиона – и скандировали: «Медаль Алдонину!»

После игры Евгений оставался в Москве, и президент «Ротора» Владимир Горюнов попросил знакомого подвезти Алдонина. «А куда?» – «Как куда? Это же Алдонин! Куда скажет, туда и поедешь!» – с улыбкой ответил Горюнов.

В детстве Алдонин не верил, что пойдет дальше первенства Крыма. Лет в 11 бросил футбол и переключился на дзюдо, но постоянно проезжал в Алупке мимо футбольного поля, смотрел на друзей со стороны и не вытерпел – вернулся. 

Когда готовился к десятому классу, на турнир в Крым прибыла детская команда «Ротора», одного из лучших клубов России девяностых. Алдонин гостям понравился, позвали на просмотр, и в 1996-м Евгений оказался в волгоградском спортинтернате. Его директор не видел в новичке перспектив, но Горюнов доверился тренеру Андрею Федоровскому и зачислил Алдонина.  

Тот играл под нападающими, много забивал, всего через полгода попал в дубль «Ротора» – и завис там на три года. Тренер Виктор Прокопенко, по словам Алдонина, полагался на опытных игроков, а дублеров едва ли знал по именам. И когда Горюнов спрашивал про юниоров, отвечал с одесским юмором: «Радует молодежь, радует. Особенно аппетитом».  

В 2001-м Газзаев повел молодежку на ипподром: многие игроки ставили, а Алдонину это было не по карману

В Волгоградской области – вскоре после переезда Алдонина – сменился губернатор, сошла на нет поддержка Национального фонда спорта, и «Ротор» обеднел. Тогдашний полузащитник клуба (тренирующий теперь «Ростов») Михаил Осинов рассказывал мне: «Женька Алдонин пару раз кушал у меня дома, когда есть было больше негде».

После 13-го места в 1999-м «Ротор» лишился половины основы (Захарчука, Шмарко, Борзенкова, Абрамова, Веретенникова), и новый тренер Георгий Ярцев, как и в «Спартаке»-1996, доверился молодым – Павлюченко, Трифонову, Романову, Мысину, Могилевскому и Алдонину.  

С последним, правда, возникла проблема. Алдонин располагал только внутренним украинским паспортом, а для поездки на кипрский сбор требовался загран. Перспектива поездки за ним на Украину, признавался Евгений, светила армией, и Алдонин получил гражданство РФ, а с ним и российский загранпаспорт. 

Алдонин к тому моменту уже чувствовал себя в Волгограде как дома (даже назвался в интервью волгоградцем, но на родине обиделись – пришлось уточнить: «Родина моя – Ялта, Волгоград – моя судьба») и в конце апреля 2000-го вышел на последние восемь минут матча в Самаре. 

Последовавший вскоре дебют в стартовом составе вышел аховым: 0:3 от «Спартака» к 34-й минуте и замена на 43-й (закончили 1:6). Но играл Алдонин и дальше, после замены Ярцева на Кучеревского, причем на флангах полузащиты, а у следующего тренера, Павла Гусева, стал опорником, заменив уехавшего в Турцию Андрея Кривова (теперь – гендиректора «Ротора»). 

Весной 2002-го Алдонин впервые забил в Премьер-лиге («Соколу», с паса Павлюченко), и после ЧМ в Японии и Корее тогдашний тренер «Ротора» Владимир Сальков порекомендовал Евгения – вместе с вратарем Чичкиным и защитником Олениковым – новому тренеру сборной Валерию Газзаеву. 

Алдонин окажется единственным, кто сыграет во всех матчах сборной при Газзаеве. Хотя ранее тот тренировал молодежку и в отборочных матчах Евро U21 не включал Алдонина даже в запас, предпочитая в центре полузащиты Алана Кусова и Виталия Гришина. 

Газзаев и вызвал-то Алдонина в молодежку лишь раз: вскоре после назначения в мае 2001-го, перед играми с Югославией и Люксембургом. Газзаев тогда повел команду на ипподром (словно предвкушая скорое назначение в ЦСКА), и многие игроки делали ставки, а Алдонину, сидевшему в «Роторе» без денег, это было не по карману.  

Первый матч Алдонина за ЦСКА – 1:9 от «Кельна»

До приглашения в первую сборную Алдонин о ней и не мечтал и удивился вызову на товарищеский матч со Швецией в августе 2002-го. Когда родственники, купив утром газету, ошеломили новостью о сборной, Алдонин подумал: разыгрывают – совсем не относил себя к звездам российского футбола (да и Сальков потом сказал про Евгения: «Игрок средненький, но выжал из себя максимум»). 

Но как бы Алдонин ни скромничал, после паузы на ЧМ, в июле 2002-го, забил в двух турах подряд «Крыльям» и «Ростсельмашу» и обратил на себя внимание. А вторым таймом со Швецией убедил, что годится для сборной, и перед стартом отбора Евро-2004 услышал от Газзаева: «У Смертина травма. На тебя будет смотреть вся Европа – хороший шанс себя проявить».     

В игре с Ирландией Алдонин хорошо отзащищался и на 25-й минуте начал атаку, которая обернулась голом Бесчастных. А после – попал на билет и обложку программки следующего домашнего матча сборной – в Волгограде с Албанией (4:1), где вышел на второй тайм вместо Лоськова. 

Дальше Алдонина впервые позвали в Москву – в «Спартак». Романцев хотел лучших молодых игроков «Ротора», еще и Чичкина с Павлюченко, но получил одного Романа. Чичкина перехватили «Крылья», а с Алдониным вышло так: «Гинер сыграл на опережение. «Спартак» ходил вокруг да около, а ЦСКА предложил конкретный вариант, от которого невозможно было отказаться». 

Осенью 2002-го Алдонин говорил, что живет словно в сказке. В Волгограде наладился скромный быт – съемная квартира, девятка (Евгений называл ее – утиль на колесах, потом Горюнов подарил BMW), японский ресторан рядом с домом, кино и театры с любимой девушкой Светой, шашлыки на берегу Волги и бильярдные зарубы с Есиповым. Все так просто и знакомо – и вдруг: сборная, Москва, Швеция, Ирландия, «Спартак», ЦСКА. 

Если б ушел из «Ротора» на взлете после осени-2002, может, и закружилась бы голова, как у того же Кусова, что продержался в ЦСКА лишь полгода. Но у ЦСКА хватало центральных полузащитников, а «Ротору» Алдонин был остро необходим – и переход отложили на год (к тому моменту Игоря Яновского вернули в Осетию, и Алдонин занял его место). 

В ЦСКА он приехал после колоритного отпуска на Кубе и, что важнее, уже запасным игроком сборной (осенью 2003-го Ярцев предпочитал в опорной зоне футболистов покреативнее) – и не к Газзаеву, который звал, а к Артуру Жорже, равнодушному к сказочному взлету Алдонина и игравшему не в три центральных полузащитника, как прежний тренер, а в два.

На первом сборе в Португалии с ЦСКА Алдонин делил номер с другим новичком, Сергеем Игнашевичем (а 16 лет спустя помогал ему тренировать «Торпедо»). Дебютный матч Евгения – это 1:9 от «Кельна», которые поэт Михаил Танич высмеял потом на награждении ЦСКА золотыми медалями: «Сегодня – праздник торжественный наш. И настроение – на отлично. Но 9:1 – не только проигрывать, но и выигрывать – неприлично!» 

Правда, Алдонин застал на поле только первые два мяча немцев, а в целом понравился тренеру и, вытеснив из основы Ярошика, начал сезон в паре с Рахимичем. Заодно – актуализировался в сборной, но на Евро-2004 участвовал только в проигранных матчах: с Испанией и Португалией. 

Через два дня после возвращения с провального турнира у Алдонина угнали джип – спустя полчаса, правда, нашли, но за это время Евгений успел прочувствовать смысл пословицы: «Беда не приходит одна».  

За пять дней до финала Кубка УЕФА Алдонин получил контузию лучевого нерва

Летом 2004-го Газзаев снова принял ЦСКА и, вернув схему 3-5-2, нашел место в основе и Алдонину, и Рахимичу, и Ярошику – они больше не боролись за два места. В ЛЧ-2004 Алдонин пропустил только первый отборочный матч с «Нефтчи». 

Накануне вылета в Баку он узнал, что отец, работавший судовым механиком на водолазном катере, погиб в автокатастрофе: в дождь ехал домой по серпантинной трассе Севастополь-Ялта, не справился с управлением и улетел с обрыва. 

Вместо Баку Алдонин отправился на похороны в Крым и по возвращении был в жутком состоянии. Но болельщики поддержали (на ответном матче с «Нефтчи» вывесили баннер: «Женя, держись»), а Газзаев продолжил выпускать на поле, понимая: работа поможет отвлечься.   

После третьего места в группе ЛЧ Алдонин с иронией отнесся к задаче выиграть Кубок УЕФА, поставленной Газзаевым на первом сборе-2005, а потом поучаствовал в Лиссабоне в голе ЦСКА. Карвальо покатил справа в центр, Алдонин показал, что пробьет, но пропустил мяч Игнашевичу, и тот попал в угол.   

ЦСКА вышел в 1/8 финала, и нахлынуло новое горе: в Ялте умер дедушка Алдонина, и Евгений снова полетел на похороны, пропустив кубковый матч с «Москвой». А уже через неделю отправился с командой в Белград – на матч Кубка УЕФА с «Партизаном», где впервые забил за ЦСКА. 

В самолете большинство игроков листало газеты и журналы, но было четыре исключения – Гусев смотрел на ноутбуке «Алфи» с Джудом Лоу, Жирков играл в FIFA 2005, Игнашевич читал детектив, а Алдонин – новый роман Пелевина «Священная книга оборотня».  

В Белграде выдались самые холодные дни за последние сорок лет, и фанаты ЦСКА согревались, сжигая американский флаг, а игроки – пылко атакуя с первых минут: на 17-й Карвальо прострелил, Вагнер пропустил, и Алдонин открыл счет. Вспоминал потом, что обалдел от белградского поля («Просто жижа какая-то!») и забивал в падении: поехала опорная нога.

После «Партизана» прошли «Осер» и благодаря РПЛ, которая перенесла два матча ЦСКА, почти месяц не отвлекались на чемпионат, что помогло разгромить и «Парму». 

А вот Кубок России переносить было некуда (игрался по системе «осень-весна»). За пять дней до лиссабонского финала ЦСКА бился с «Зенитом» в первом полуфинале, и в Питере Оличу сломали нос, а Алдонину наступили на руку – так, что получил контузию лучевого нерва, минут десять кисть не функционировала. 

Трогательно, что двадцать лет спустя Евгений вспоминает не это, а как украинский полузащитник «Зенита» Александр Спивак пожелал армейцам удачи в Лиссабоне. 

На свадьбе Радимов пожелал Алдонину терпения: «С артистами нелегко»

Как и Олич, Алдонин и не думал пропускать финал из-за травмы. 

Перед игрой его разозлили фанаты «Спортинга» (веселились на улицах, словно победа в кармане), и, классно отработав 86 минут, Евгений едва не расплакался после финального свистка, вспомнив отца с дедом. А на обратном пути, чуть расслабившись, сидел в обнимку с плюшевым конем и уговаривал Чиди Одиа пригубить портвейн. 

– Чудо! Ты попробуй!

– Нет, не хочу. Голова болеть потом, – ответил нигериец почти на идеальном русском. 

В ту же ночь из Венеции в Москву с пересадкой в Вене возвращалась Юлия Началова. В Австрии вылет задерживался, и певица, убивая время, подошла к телевизору, где столпился народ: показывали финал Кубка УЕФА. Когда ЦСКА победил, все русские, находившиеся в аэропорту, прыгали от радости, и равнодушная к футболу Началова поняла: произошло что-то важное. 

Утром она прилетела в Москву, и вечером друзья пригласили ее в казино, где выступал Леонид Агутин, а футболисты ЦСКА отмечали победу (в благодарность за Кубок УЕФА им подарили фишки: Алдонин впервые в жизни поставил – и выиграл). В какой-то момент к Юлии подошел знакомый и представил ее защитнику ЦСКА Дейвидасу Шемберасу. 

Литовец сказал: «Юля, никуда не уходите» – и побежал за Алдониным: знал, что Началова – его любимая певица. На следующий день (и накануне гола «Спартаку» в похмельном дерби) Алдонин помчался с тренировки на первое свидание (катались на лодке по Москве-реке), а 31 декабря 2005-го, после отпуска в Эмиратах, сделал предложение. 

Отпуск, кстати, провели с Радимовым и Булановой. На свадьбе 1 июня 2006-го Радимов пожелал Алдонину терпения («С артистами нелегко – слишком уж эмоциональны»), и Буланова – Началовой – того же («Главное – пережить первый длительный сбор [мужа]. Все остальное не страшно»). 

После свадьбы Алдонин обзавелся новыми знакомствами (Лещенко, Винокур, Кобзон, Билан, Басков, крестной матерью дочери стала Лариса Долина), а в августе 2006-го стал первым капитаном сборной Хиддинка. 

Юмор Гуса восхищал Алдонина. Перед игрой с Израилем Хиддинк отметил, что Алдонин выглядел очень довольным на лавке во время матча ЛЧ ЦСКА – «Гамбург»: «Раз мало играл и много улыбался – значит, сил на сборную осталось много». 

Но 1:1 с Израилем – последние 90 минут Алдонина за сборную. К началу 2007-го Хиддинк перешел в центре поля на связку Семшов – Билялетдинов, и летом того года Алдонин вообще не получил вызов – в ЦСКА-то проигрывал конкуренцию Дуду и Шембересу, переведенному из защиты в опорную зону. 

Весной 2008-го Алдонин еще и Газзаева взбесил: на пару с Игнашевичем пропустил взвешивание перед матчем с «Терека», вылетел из заявки и получил рекордный в карьере штраф (10 тысяч долларов). 

Алдонин играл до 38 – заканчивал у Юрана в ПФЛ

Через год, при Зико, Алдонин провел выдающийся отрезок с ассистами в трех турах подряд и победным голом «Рубину» в финале Кубка (на матч Евгений вышел с микронадрывом приводящей мышцы, а с 13-й минуты играл без напарника – удаленного Мамаева). 

После двухлетней паузы Алдонина даже вернули в сборную, на Финляндию в отборе ЧМ-2010, но не выпустили, а дальше – тишина. Хотя он мощно закончил 2009-й (победный мяч «Бешикташу» вывел ЦСКА в плей-офф ЛЧ), а после травм, мучивших целый год, и развода с Началовой снова набрал хорошую форму и участвовал во всех матчах ЛЧ-2011/12. 

В середине марта 2012-го Алдонин боролся с Хаби Алонсо в 1/8 финала ЛЧ, а через несколько месяцев, когда к Вернблуму в центре поля готовились добавить Паулиньо (но в итоге добавили Эльма), услышал от Слуцкого: «Практики не будет. С нами ты тренироваться уже не сможешь, только с дублем».  

Алдонин признался тогда: когда сказали, что нужно ехать в «Мордовию», первой реакцией был шок. Но футбольное понижение совпало с ренессансом в личной жизни: Алдонин встретил новую любовь, Ольгу, которая, по его словам, думала о крепкой семье, а не о карьере бизнесвумен, и переезжала за Евгением в Саранск и Нижний, а потом родила сына и дочь (Веру от первого брака тоже взяли в семью после смерти Юлии Началовой).

Алдонин заранее готовился к жизни после карьеры игрока: получил тренерскую лицензию, затеял бизнес в Крыму и Москве, открыл в Ватутинках футбольную школу (тренером взял Андрея Федоровского из Волгограда), но все никак не мог наиграться и даже в 38 рубился в ПФЛ за «Зоркий» Сергея Юрана (с ним же играл в матчах с российскими военнослужащими на авиабазе Хмеймим в Сирии).  

И даже годы спустя, став тренером, Алдонин удивляет бывших партнеров подтянутостью – Карвальо в 2023-м говорил: «В социальных сетях слежу за ребятами из ЦСКА моего времени. Один Алдонин в форме из ЦСКА-2005. Остальные растолстели».

Удивляет Алдонин и сочетанием скромности и упорства. В Алупке сомневался, что станет профессиональным футболистом. В Волгограде – что достоин сборной. В начале 2005-го – что ЦСКА возьмет еврокубок. И каждый раз доказывал: непреодолимых преград не бывает. И потому так хочется верить, чтобы справится он и в этот раз. 

У Алдонина рак желудка. Экс-игрока ЦСКА и сборной России прооперировали в Германии

Фото: Gettyimages/Harry Engels; РИА Новости/Владимир Федоренко, Антон Денисов, Илья Питалев, Григорий Сысоев, Валерий Левитин; East News/AP Photo/Michael Sohn, AP Photo/Armando Franca