«Я добежал из-за чувства вины. Боялся, скажут: «Ага, обосрался». Дебютный марафон Реброва
Точно не жалеет.

Друзья, всем привет! В воскресенье пробежал «Московский марафон» – впервые в жизни преодолел 42,2 километра.
Я серьезно готовился, но все равно было непросто. Марафон в принципе трудно бежать, а тут еще усложняющий фактор – рельеф московской трассы.
Мой результат – 3 часа 49 минут и 59 секунд (темп – 5:26 мин/км). До 27-го километра шел на время быстрее 3:40, но после 27-го действительно начался марафон. А за 500 метров до финиша испытывал новые эмоции, с которыми раньше не сталкивался.
Давайте расскажу обо всем по порядку.

Тренер очень просила Реброва не бежать марафон. Все изменил поход на подкаст
Два года назад у меня появился тренер по бегу. Ее первое пожелание удивило: «Артем, пожалуйста, только без марафонов. К нему очень сложная подготовка, не все с ней справляются, а потом выходят и страдают на трассе. Я не желаю тебе такого».
Долгое время не думал об этом. А осенью 2024-го я сходил на подкаст к болельщице «Спартака» Юлии Сугробовой – и мы договорились, что если выпуск наберет определенное количество просмотров, бегу марафон.
В моей голове что-то щелкнуло. Сидишь, обсуждаешь беговые движухи. Перед тобой милая девочка-блондинка, которая пять раз бежала марафон, в том числе на олимпийской трассе в Париже. А ты здоровый мужик, с профессиональным спортивным прошлым. Мысли такие: «Ну неужели не смогу? Да смогу, конечно».
Я так вдохновился, что без оглядки на просмотры приехал домой и сразу купил слот. Пишу тренеру: «Прости, пожалуйста, я тебя обманул». Она такая: «Что?» Я гордо сообщаю: «Купил слот на «Московский марафон». Давай готовиться!»
Тренер говорит: «Я тебя как могла оберегала, но что же теперь: милости просим, поработаешь как надо!»

Спустя несколько месяцев желание бежать марафон только усилилось. В апреле-2025 закрыл 21,1 км за 1:36:59 (темп – 4:36 мин/км). И так кайфанул, что захотелось пробежать больше. Чувствовал, что созрел.
Я тренировался в обычном режиме и ждал, когда же начнутся серьезные лонг-раны – на 30-35 километров. Их анонсировали только на июль-август, но в целом специфика подготовки менялась. Меньше взрывной работы на скорость и все больше продолжительной работы на выносливость.
Очень хорошо это почувствовал во время летних гонок на 10 километров – сначала на «Ночном забеге» в Москве, а потом в Санкт-Петербурге на «Белых ночах». Для контекста: мой рекорд на десятке – 42:20 (4:14 мин/км).
Перед Питером думал, что за 43 минуты точно сделаю. Бегу, прикладываю кучу усилий, а быстро не бежится. Даже обидно: столько тренируюсь, а тут на полторы-две минуты отстаю от своего лучшего результата. Психологически непросто принять, что даже из 44 минут не выбегу.

Вдруг на 10-м километре меня кто-то хлопает по плечу: оборачиваюсь и вижу довольного Глеба Чернявского. Большего унижения и придумать сложно. В голове паника: «Ну как это возможно? Меня что, уже жирный Глебчик обгоняет, который до этого момента десятку быстрее 45 минут не бежал?»
Это помогло собраться и придало сил: я ускорился и прибежал ровно за 44 минуты, а от Глебчика оторвался на финише секунд на десять.
Финиширую и сразу пишу тренеру: «Юна, что за херня? Меня догоняют все подряд. Мы точно все правильно делаем?»
Она вообще не смутилась: «А чего ты хотел? Мы набегаем объемы, над скоростью не работаем. А те, кто тебя догнал или перегнал, скорее всего, наоборот, готовились на скорость к десяткам».
Ребров не выдержал самую сложную тренировку перед марафоном. Устроил тренеру истерику, хотел отказаться
Первая большая тренировка была на 30 километров. Тренер распределила так: «10+10+10. Если можешь бежать без пауз, беги без пауз. Если чувствуешь, что нужен небольшой перерыв, можешь его сделать между десятками».
Я бежал вечером за городом, последние 10 км сопровождали мои дети с водой. Старший сын говорит: «Пап, ты, конечно, машина!» Еще забавно, что пока бежишь, проходит часа три. Когда только начинаешь, видишь соседку с собаками, говоришь ей: «Здравствуйте». Через час снова встречаешь, она теперь с детьми. Снова: «Здравствуйте». Еще через час она уже в теннис идет играть, ты ей опять: «Здравствуйте».
Она смотрит как на сумасшедшего: «А вы все бегаете? И долго еще планируете?» Короче, люди целую жизнь за время твоей длительной пробежки проживают».

Вторая такая тренировка – уже 11+11+11. В этот раз вечером не получалось, стартовал в 5 утра, чтобы успеть к десяти в Тушино на работу.
Я просыпаюсь в 4:30, а за окном проливной дождь – просто стеной. Одеваюсь и думаю: «Ну куда, ну зачем, ну для чего?» Сам с собой разговариваю, а на мне постепенно появляются футболка, шорты, кроссовки.
Ладно, вышел прямо под этот дождь. Воды по щиколотку. Все три часа лило без перерыва, но мне это не помешало. Непростые 33 километра, после них гордишься собой.
А с тренировкой 12+12+12 я не справился. И даже хотел отказаться от марафона. Не совладал с эмоциями! В беге важно, чтобы жизненный фон был благоприятным. А в тот момент мы проиграли важный матч, настроение на нуле.
Я начинаю, пробегаю 10, 15, 18… А дальше записываю тренеру голосовое: «Юна, никакого марафона, мне это все надоело, пошло это все в #####!» Вот прямо с матом, хотя обычно с ней не позволяю себе такого.
Она мне перезванивает, а я отвечаю, что разговаривать не о чем, никакого марафона не будет.
Через двадцать минут все-таки созвонились. Она говорит: «Не хочешь – и не надо. Я еще два года назад говорила, что никакой марафон тебе не нужен».
А я уже успокоился и начал мыслить критически: «Блин, а как я теперь ребятам в команде скажу? Анонсировал, рассказывал, хвастался, что побегу марафон. И все это просто отменю одним днем?»
Тренер говорит: «И что такого? Ты попробовал, тебе не понравилось, ничего зазорного тут нет».
Я ответил, что ни хера, так не будет. И вышел бежать эти 12+12+12 на следующей неделе. 30 км дал без пауз, забежал на заправку, взял колы и добил еще шестерочку.

Думаю, снова сказался эмоциональный фон. «Спартак» победил, на меня ничего не давило. Так что физика физикой, но бег и особенный длинный бег – он точно про голову и ментальное состояние.
Я кайфанул, что смог. И это была последняя большая тренировка перед марафоном.
Ребров на трассе снимал видео и шутил, что не видит марафонскую стену. В итоге она его настигла и прибила
Марафон можно сравнить по ощущениям с матчем против «Зенита»/ЦСКА или игрой против «Ливерпуля» в Лиге чемпионов. Такое приятное волнение, по которому даже немного скучаю.
До определенного момента относился к старту легко, но потом меня кое-что чуть расшатало. И тут снова помогла Юля Сугробова (и спасибо ей огромное), которая организовала видео с поддержкой. Там Алексей Смертин, Александр Легков, Никита Крюков, лукойловские ребята, парни из Fanat1k, Дмитрий Тарасов (директор ММ), коллеги из бегового клуба нашей команды, Глеб Чернявский – все пожелали мне удачи.
Меня прямо штормануло: «Столько внимания, теперь обосраться-то вообще нельзя». Забегая вперед, скажу, что это видео меня в итоге и вытащило.
Я из тех людей, которые выжидают большую паузу между приемом пищи и физической нагрузкой. Так было еще во время футбольной карьеры: перед вечерней игрой не обедал, выходил всегда легким. Мне так комфортнее.
Перед утренними забегами тоже никогда не завтракаю – много ем в ночь и просыпаюсь с ощущением сытости. Перед марафоном ничего не менял – днем поел рыбу с рисом, вечером съел сначала макароны, а потом картошку с курицей. Еще два штруделя на ночь – мне аж дурно стало. Зато к утру было чувство сытости – куча топлива к старту.
Я не ставил больших задач. Главная цель – просто добежать, хорошо бы – уложиться в 4 часа. Конечно, в идеале сделать ближе к 3:40, но этими мыслями себя не грузил.

Мы с другом детства встали за пейсерами (опытные бегуны, которые держат один темп всю дистанцию и помогают участникам пробежать с нужным временем – Спортс’‘) на время 3:44, но довольно быстро их обогнали – минут на пять. И до 27-го километра держались в этом темпе – около 5:10 мин/км. Никаких проблем: бежали прямо на чилле, по плану ели гели и наслаждались трассой. Было реально кайфово: шутили, веселились, спрашивали марафонскую стену, где она там и не забыла ли прийти.
И, кажется, тем самым вызвали ее гнев. Меня действительно поразило, как быстро все изменилось после 27-го километра. Помню смутно, но жесть началась, когда мы поднялись в горку между Таганкой и Китай-Городом. Чувствую, начинает накрывать. Говорю ребятам, которые бежали рядом: «Бегите вперед, на меня не ориентируйтесь, я буду сбрасывать темп».
В тот же момент понимаю, что болельщики, поддержка и барабаны, которые 27 километров меня радовали, теперь начинают раздражать. Еще ребята с пивком вдоль трассы кричат: «Давайте, парни, немножко осталось!» Думаешь: «Вот же суки, мне еще бежать 15 километров, а они такие нарядные стоят».
Я ушел в себя. Дал себе установку:
1. Не остановиться.
2. Не подвести людей, которые записали видео с поддержкой. Они ведь точно следят и ждут, как пробегу. Ну как ударить в грязь лицом перед Лехой Смертиным и Саней Легковым?
Мысли об этом видео меня реально толкали вперед в самые сложные моменты. Я просто не мог допустить, чтобы кто-то подумал: «Ага, обосрался, значит. Как обычно».

Самое жуткое – горки на Садовом кольце после 30-го. То вверх, то вниз, то вверх, то вниз. Возможно, будь трасса плоская, я бы все это иначе воспринимал, но рельеф уничтожал. Я свалился на темп к 6:00 мин/км и бежал так около десяти километров – с 30-го по 40-й. Голову вниз и просто терпел – плелся не позволял себе остановиться.
Все десять километров я думал только о том, что опозорюсь, если не добегу. Ни семью, ни детей, ни родителей, ни работу не вспоминал. Мне еще кто-то сказал: «Пристройся за красивой попой и держись за ней». Я попытался, но не сработало. Попа меня не волновала. Меня волновало только то, чтобы не обосраться. И эти десять километров разговоров с самим собой запомню навсегда.
Кстати, последние два километра оказались ничуть не легче. У нас в клубном офисе есть айтишник Вася. Сильный бегун, выбегает марафон из трех часов. Он не участвовал в гонке, но пришел поболеть. Видит меня на 40-м и выбегает на трассу – видимо, считал мое состояние, хотел попейсить и помочь.
Шутит, рассказывает что-то, пытается взбодрить. А у меня ребра легкие сдавливают, я дышать толком не могу – не то что говорить. Пытаюсь произнести: «Вася, ####### [свали], умоляю, просто ####### [свали]». Но сил нет это сказать, просто бегу рядом и не реагирую на его веселье.
Выглядит жутко: человек хочет помочь, а я в таком состоянии, что не могу принять ничью помощь, мне все только мешает. Он до 41-го со мной бежал, но дальше догадался и говорит: «Геннадич, ну тебе километр остался. Давай, добежишь уже сам!»
Здесь у меня наконец-то получилось произнести что-то: «Вась, все, давай». И помахал ему.

Следующее воспоминание – 500 метров до финиша. По ощущениям – я в нокдауне. Будто уже оторвался от земли и куда-то взлетел. Смотрю вверх, вниз, вправо, влево – будто наблюдаю за собой со стороны. И в каком-то полусознании доплел до финиша.
Я толком не помню ни финишный створ, ни вручение медали, ничего – никакого финишного спурта не было, на него не осталось ни сил, ни эмоций. Последние два километра вообще в темпе 6:21 мин/км.
Выпил колу залпом, сел на бордюрчик, чуть посидел и погнал на матч «Спартака» на метро. Самое удивительное, что быстро пришел в себя, спокойно поехал на игру. Задом по лестнице не спускался – обошлось без этого. И на следующий день комфортно пробежал 10 километров восстановления.

Побежит ли Ребров марафон еще раз?
Я очень рад, что пробежал марафон. В очередной раз доказал, что могу преодолевать себя.
Удивительно, конечно, как работала мотивация. На самых сложных километрах мне не помогало ничего кроме чувства вины, что разочарую тех, кто в меня верил. И я боялся, что все эти люди посчитают, что я какой-то не такой. При том, что все бы они меня только поддержали, никто бы и слова плохого не сказал.
Но я не мог такого допустить – и исключительно на чувстве вины добежал. Спасибо этому фактору, что он был.
Запомнился момент на 30-м километре. Ко мне подбежал пухленький парень, спрашивает: «Артем, ты как?» Я ответил, что не очень, но на этом темпе рассчитываю как-то докатить. Он пожелал удачи и спокойно побежал дальше.
В голове мысли: «Черт, я же много тренировался, я же точно в лучшей форме. Почему он так легко бежит, а я сдох? Как это работает? У него сила воли больше? Если физически я будто бы сильнее». Вы как считаете? Напишите в комментах!

В моей семье увлечение бегом не понимают, хотя, конечно, поддерживают. Сестра очень радовалась, что я финишировал и пробежал марафон, а вот отец переживает – считает, на здоровье сильно влияет. Жена тоже головой качает: «Заняться тебе больше нечем, вставать в пять утра в дождь и бежать куда-то».
Я разговаривал с парой умных людей. И они говорят: «Марафон для мужчины – это некоторое обновление организма. И если ты готовишься, то это обновление протекает как надо».
Обещать новый марафон пока не буду. Возможно, этот останется первым и последним. Но точно продолжу бегать – уже купил себе слот на полумарафон в Казани в следующем году, обязательно попробую сделать и быстрые десятки. Потому что бег стал частью моей жизни, без него себя уже не представляю. Он держит в порядке и голову, и тело. И дарит новые классные знакомства.
И напоследок мой совет тем, кто хочет пробежать марафон. Если реально хотите, обязательно сделайте. Главное – подойти к этому с головой и грамотной подготовкой.
Будет тяжело, без борьбы с собой не получится, но оно того стоит. Один раз точно надо попробовать – чтобы узнать себя заново.
Фото: архив Артема Реброва
Интервью с человеком, который 1000 дней подряд бегает по полумарафону в сутки
Пользуясь случаем, расскажу, что на днях у меня был др и супруга подарила среди прочих подарков майку со спартаковского стора, где вышито, как Артем целует штангу, говорит, ты вратарь, вот тебе тоже майка с вратарем. кто такой Ребров, она естественно не знает)
Пробежал два марафона - московский и нижегородский примерно с вашим результатом. Ощущения очень похожие!
Бегом также профильно почти не занимаюсь и бежал со сути на футзальной текущей форме + несколько пробежек по 10-15 км. Тоже были мысли о том, как некоторые "пухленькие" люди пробегают с тем же временем. Тут дело точно не в силе воли - у них бОльшие объемы подготовки (некоторые бежали в футболках своих беговых клубов), а значит лучше и VO2, и более экономичная техника бега. Наша же, как будто лучшая, визуальная готовность - по сути является не совсем профильной. Думаю, что терпеть нам пришлось больше как раз из-за кажущейся готовности)
Только не надо шуток про тяжелую атлетику.
Когда начинал, считал людей, бегающих по три километра каждый день супергероями.
Потихоньку потихоньку. Добегался до 100 км. Сейчас мне 60+. Готовлюсь к очередному марафону. 30-40 км в неделю. Не курю. С друзьями принимаю грамм по 400 пару раз в месяц.
Неуверенным - бояться и не бояться одновременно. Сердце и легкие способны на многое. Берегите ноги.
обещать не буду, но очень постараюсь к весне сделать 10ку ;)
спасибо, Артем, за интересный и искренний рассказ!
А по факту, Артем, не хватило объемов при подготовке. На следующий год, при сохранении подготовки будет намного лучше.
И да, Садовое это прям адок был, особенно тоннель под Арбатом.