5 мин.

ФИФА потратила более 50 миллионов долларов на маркетинг Клубного чемпионата мира, чтобы увеличить продажи билетов

ФИФА израсходовала свыше 50 миллионов долларов на продвижение Клубного чемпионата мира, который этим летом проходит в США. Как сообщают источники, знакомые с бюджетом, в последние недели организация значительно увеличила первоначальные расходы, стремясь привлечь зрителей на трибуны.

Клубный чемпионат мира — проект, продвигаемый президентом ФИФА Джанни Инфантино, — с самого начала столкнулся с организационными трудностями, ведь это первое проведение турнира в новом формате с участием 32 клубов.

В официальном заявлении на прошлой неделе ФИФА выразила уверенность, что турнир соберёт отличную аудиторию и будет сопровождаться «электрической атмосферой» на двенадцати стадионах в одиннадцати городах США.

Организация считает, что соревнование «станет неоспоримой вершиной мирового клубного футбола».

Маркетинговая стратегия ФИФА, по-видимому, была сосредоточена на продвижении в соцсетях — значительная часть бюджета ушла на рекламные посты через инфлюенсеров в Instagram. Среди прочего, организация нанимала бейсбольного репортёра, чтобы объяснять американцам суть футбола, а также популярного тиктокера-изобретателя и фуд-блогеров, чтобы привлечь «случайного» зрителя. Кроме того, были вложения в наружную рекламу вдоль шоссе в ряде городов.

Ранее The Athletic сообщал, что ФИФА прибегала к нестандартным шагам, чтобы заполнить трибуны. Это дало эффект в случае с открытием турнира, где играли Лионель Месси и «Интер Майами»: билеты, оставшиеся невостребованными за две недели до старта, резко подешевели.

Первоначально на Ticketmaster минимальная цена составляла 349 долларов (в декабре, после жеребьёвки), но к июню стоимость снизилась до 55 долларов благодаря системе динамического ценообразования. Студентам колледжа Miami Dade College (более 100 тысяч учащихся) предложили билеты по 20 долларов, с бонусом в виде четырёх бесплатных. Также билеты со скидкой или бесплатные раздавались ветеранам на матчи группового этапа.

Этот подход сработал: на матч открытия пришли 60 927 зрителей при вместимости стадиона 65 326. Однако впоследствии результаты оказались неоднозначными. Например, матч «Баварии» против «Окленд Сити» в Цинциннати посетили 21 152 человека при вместимости арены в 26 000. Игра «ПСЖ» и «Атлетико» в Пасадене собрала 80 619 болельщиков на «Роуз Боул».

С другой стороны, воскресные матчи — «Палмейрас» против «Порту» (46 275 на стадионе на 82 500 в Нью-Джерси) и «Сиэтл» против «Ботафого» (30 151 на арене, вмещающей 68 740) — оставили много пустых мест. Несмотря на это, даже такие показатели не считаются провальными для дебютного турнира в новом формате, хотя выбор стадионов вызвал споры.

The Athletic сообщил, что внутри ФИФА возникли разногласия: американский офис настаивал на более компактных аренах, которые можно было бы гарантированно заполнить, тогда как европейское руководство (во главе с Инфантино) стремилось играть на крупнейших стадионах и продвигало идею «лучшие против лучших».

Наибольшее беспокойство вызвала посещаемость матча в Атланте, где «Челси» играл с «Лос-Анджелесом» (LAFC). Огромные секции стадиона «Mercedes-Benz Стэдиум» остались пустыми: официальная цифра — 22 137 зрителей при максимальной вместимости в 71 000. Билет на матч в будний день стоил минимум 52 доллара.

Ситуация осложнилась, когда стало известно, что на матчах турнира могут присутствовать сотрудники Иммиграционной и таможенной службы США (ICE). Пограничное управление даже опубликовало в Facebook пост, что их сотрудники будут обеспечивать безопасность на первых играх — но позже удалило его после жалоб со стороны ФИФА.

До старта турнира у ФИФА возникли сложности с получением положительной огласки в США и Европе. Промо-кампания часто сводилась к Instagram-турне Джанни Инфантино, а полноценного взаимодействия с традиционными СМИ почти не было. Больше всего президент ФИФА контактировал с инфлюенсером iShowSpeed, который, по словам его представителей, не получал за это гонорар.

Осенью 2024 года европейские клубы даже обсуждали бойкот турнира, ссылаясь на отсутствие чёткого понимания условий: спонсоры, трансляции, призовые. ФИФА подверглась критике со стороны АПЛ, Ла Лиги и профсоюзов игроков, которые недовольны дополнительной нагрузкой на футболистов и нарушением календаря.

Скепсис Европы подтверждается тем, что по данным ФИФА (предоставленным The Athletic), в топ-10 рынков по продаже билетов не попали ни Англия, ни Испания, ни Италия. Зато большой интерес проявили болельщики из Бразилии, Аргентины, Египта и Туниса, в том числе диаспора в США — особенно яркие сцены были в Нью-Йорке.

Некоторые южноамериканские клубы устроили торжественные проводы перед отъездом в США, а матчи «Бока Хуниорс» в Майами пользуются высоким спросом — сегодня ожидается большая аудитория на игре с «Бенфикой» на «Hard Rock Стэдиум».

На матче «Палмейрас» – «Порту» в Нью-Джерси ФИФА предлагала фанатам скидку 20% на будущие билеты — для этого нужно было отсканировать QR-код с большого экрана.

Вопросы по призовым и трансляциям частично утихли после заключения сделки на 1 миллиард долларов с платформой DAZN, поддерживаемой Саудовской Аравией. Также ведущие европейские клубы получили бóльшую долю от призовых, а победитель турнира может заработать до 125 миллионов долларов.

ФИФА надеется, что по мере развития турнира интерес возрастёт, особенно в плей-офф, когда на сцену выйдут европейские гранды.

На запрос The Athletic о комментарии в ФИФА не ответили.

Перевод статьи Адама Крэфтона из The Athletic