12 мин.

«Мы инди-клуб». Зачем «Акрону» концерты восходящих звезд на матчах?

Это сотни человек на концерте группы Cream Soda.

Вот зажигает группа-открытие российской инди-сцены «Золотые Зубы».

А здесь объединение Tour 130 запускает диджей-сет прямо внутри арены.

Все фотографии выше – не из Москвы или Петербурга. Это новая традиция на матчах «Акрона» в Самаре. Новичок РПЛ не только развлекает болельщиков классическими активностями, но и создает уникальный стиль и строит вокруг музыки и концертов молодых артистов новую идентичность. Клуба для молодых и прогрессивных. Без попсы и заезженных приемов.

«Мы пришли в «Акрон» осенью 2021-го и начали разбираться, что такое Тольятти и Самарская область, – рассказывает директор по маркетингу «Акрона» Евгений Попов. – Придумывали, как должен выглядеть и звучать клуб, что вообще можем показать болельщикам. Для нас Тольятти – город с клевой природой, тут много промышленности, приятная советскость, везде здания в стиле модернизма, много места, воздуха, живой лес и Волга. Город очень молодой – вообще нет зданий, построенных раньше 1950-х. Все жители – приехавшие. 

Мы понимали, что завоевывать футбольную аудиторию, которая уже болеет за какой-то клуб, особенно тяжело. Футбол – не только игра в мяч, он включает в себя много другого: события перед матчем, мерч, выступления артистов. Использовали все способы самовыражения. Все, где можно творить. 

Оставалось только соединить через визуал и музыку. Так что еще зимой 2022-го мы сняли отличный клип к рестарту нового сезона с вайбом города.

У видео был вообще другой трек, так что мы сели дорабатывать ролик, чтобы получилось красиво. И откопали песню Эдуарда Хиля про Тольятти:

«Есть на Волге город молодой да звонкий. 

Отовсюду виден там автозавод.

 И живут здесь парни и живут девчонки. 

Для которых Волга кружит и поет».

Мы знали про МС Сенечку, молодого артиста из Самарской области (Семен Лисейчев – из Сызрани – Спортс’’), который уже выступал на «Вечернем Урганте», и поняли, что он идеально подходит под нашу новую концепцию.

Только тогда нас мало кто знал, «Акрон» был совсем другим. Так что мы созванивались с Семеном, объясняли, кто мы и что хотим сделать.

Семену все понравилось, он сделал сэмпл на песню Хиля – и получился крутой ролик, с которого началась новая история «Акрона».

Главный хит «Акрона» – песня с тольяттинской группой «Золотые Зубы». Сначала она выступила на матче (не очень удачно), но гимн влюбил в себя болельщиков

Клип на песню Хиля не собрал больших цифр – у него и сейчас всего 1200 просмотров на ютубе. Но в «Акроне» убеждены, что это не главное. Видео получило охваты в других соцсетях и собрало позитивные отклики от аудитории и в медиа.

Главное – трек задал визуальный стиль и показал вайб, с которым «Акрон» хочет жить и расти. На долгое время фраза «Молодой и звонкий» стала слоганом клуба и способом самоидентификации.

В Первой лиге «Акрон» выжимал максимум из бюджета середняка и научился даже с такими деньгами находить ярких игроков, бороться за РПЛ и обыгрывать «Спартак» и «Локомотив» в Кубке России.

А параллельно подружился с местными блогерами, диджеями и инфлюэнсерами. 

Перед матчами «Акрона» в Жигулевске выступали Мышляев Тут, DJ Yonickishi, Vadim BW, группы «Золотые Зубы» и VLNY. Все – из Самарской области.

«Золотые Зубы» попросили несколько билетов для своих суперфанатов, – рассказывает маркетолог «Акрона» Марина Вершинина. – Они вообще выглядят по-другому, не как футбольная аудитория: такие девочки-альтушки и молодые парни. И они танцевали и кайфовали на своей волне.

Еще у нас выступал Akmal’ – певец из России и Туркменистана, брат Джамалдина Ходжаниязова (он тогда играл в «Акроне»). На него пришли даже жены футболистов. Все танцевали под его мелодичную музыку, а сам Akmal’ смотрел наши матчи. И когда видел брата на поле, говорил: «О, это мой побежал».

Мышляев Тут посещает все наши домашние матчи, ребята из объединения Tour 130 часто приезжают.

А еще диджей Sergey Pfpf (он же – арт-директор самарского культового бара «Вечно молодой») с девушкой теперь очень болеют за «Акрон» и активно рассказывают об этом».

Большими друзьями «Акрона» стали Кураж-Бамбей и Николай Редькин. 

Денис Колесников (главный в студии Кураж-Бамбей и тот самый голос озвучки сериалов «Теории большого взрыва» и «Как я встретил вашу маму») живет в Тольятти, в одном подъезде с маркетологом «Акрона» Мариной Вершининой, которая организовывает приезд артистов на стадион. Колесников стал фанатом клуба, почти не пропускает матчи и специально приезжал, например, на выступление группы КАССЕТА в РПЛ. 

Музыкальные блогеры и журналисты Николай Редькин и Антон Савенко читали лекцию в Самаре – и заскочили на матч «Акрона». Настолько понравилось, что через месяц они вернулись уже с диджей-сетом.

Теперь Редькин снимает рилсы и дает интервью в форме «Акрона».

Кульминация работы с локальными артистами – клип «Это все «Акрон». Гимн клуба, который записала группа «Золотые Зубы». 

Они пишут гимн «Акрону» и панчат про Сафина. Интервью про деньги независимых музыкантов и смысл творчества

«Мы всегда хотели написать что-то вроде гимна и, конечно, хотели сделать это с тольяттинскими артистами, – объясняет Евгений Попов. – Долго рассматривали «Золотые Зубы». Нам очень нравились тексты, но музыка звучит довольно меланхолично, это не очень мэтчится с футбольной песней или просто тем, что должно играть перед матчем. Так что мы долго общались внутри, но все-таки решились.

«Золотые Зубы» даже выступили у нас перед матчем против «Динамо» Махачкала в ФНЛ со своим репертуаром – немного мрачным и даже чуть-чуть тяжеловатым. Аудитория в Жигулевске отнеслась к этому осторожно. Это было что-то совсем непривычное». 

«Первый раз я была на концерте «Золотых Зубов» в 2023-м в Москве, – рассказывает Марина Вершинина. – На фестивале Moscow music school больше 100 человек дружно наизусть пели все их треки. Они собирали залы в Москве и Питере и много куда ездят. А в Тольятти их можно спокойно встретить в небольшом баре. Они – часть музыкального сообщества, но не какие-то большие звезды. Как будто «Зубы» – больше федеральная, чем тольяттинская группа».

В «Акроне» сильно переживали, каким выйдет гимн от «Золотых зубов», даже подготовили для группы бриф с текстом и смыслами. Первая же версия песни вызвала восторг:

«На матче, как и в жизни, подниматься, не надеяться на фол

Тольятти, горы, кварталы и Волга – это мой дом

Во дворе или на стадионе, больше чем футбол

Стиль, комьюнити и будущее – это все «Акрон»

На нее сразу сняли клип.

Кстати, музыканты «Зубов» в нем – просто актеры. Идея и стилистика – от клуба и режиссера Владимира Щербинина. 

«Наш друг, режиссер и монтажер многих коротких видео Вова Щербинин сразу предложил советскую стилистику и черно-белую цветовую гамму, – рассказывает Евгений Попов. – Мы сомневались, но доверились.

Клип снимали полторы недели почти по 12 часов: завалили весь офис нарядами из секонда, собирали ретро-одежду по знакомым и друзьям, объездили множество локаций в городе и рядом, побывали в музее, на заводе холдинга, в доме культуры. Снимались в клипе обычные тольяттинцы, которые откликнулись на предложение пройти кастинг, а еще руководитель отдела коммуникаций Константин Серяков – он играет бородатого рабочего».

Правда, внутри клуба реакция была разной.

«У меня был восторг, – рассказывает Марина Вершинина. – Мы участвовали в процессе съемок, но видели не все. Да и вообще на съемочной площадке никогда не понимаешь, как это будет выглядеть в финале. А в клипе есть и динамика, и внутренние истории, и полный кадр, и сочная картинка с прямым красивым солнечным светом».

«Когда я его увидел, сказал: «Я вообще ни хрена не понял. При чем здесь дети, советская история, зачем черно-белый? Где логотип, где слоган «Молодой и звонкий», где хайлайты из Кубка?» – говорит генеральный «Акрона» Алексей Власов. – Мне не понравилось, но убирать все в тумбочку мы не стали. Не понимаю почему, но видео разошлось. Так что потом написал ребятам: «Извините за критику, победителей не судят».

«Мы ищем уникальных и трушных артистов. Да, это не массовая история, но это наш путь». Почему «Акрон» называет себя «инди-клубом»

В РПЛ «Акрон» только усилил работу с артистами. Но сохранил подход. 

«Сейчас мы работаем не только на футбольную аудиторию, которая приходит на стадион смотреть на Дзюбу, а еще на аудиторию фестивальных артистов. Молодых и прогрессивных людей, которые посещают такие концерты в Самаре и Тольятти или на «Пикнике Афиши» или «ВолгаФесте», – объясняет философию «Акрона» Евгений Попов. – Мы ищем уникальных и трушных и артистов, стилистически похожих на нас. Молодых и локальных – тех, кто уже набирает популярность, но все еще остается нишевыми. 

Мы понимаем, что это не массовая история. Знаем, что вещи, которые приносят быстрый результат, не создают идентичность – потому что это делают все. А у нас внутри популярна фраза: «Consistency («постоянство» – Спортс’’) или смерть. Так что мы хотим быть постоянными и последовательными».

Имидж стильного клуба, который работает с прогрессивными артистами, уже помогает «Акрону». Несмотря на третий с конца бюджет в РПЛ, тольяттинцы стабильно привозят музыкантов на матчи.

«Изначально Марина Вершинина писала менеджерам артистов, обращалась ко всем, кто нам интересен, – говорит Попов. – А сейчас уже сформировалась большая телефонная книга разных менеджеров, которые покрывают большую часть артистов. Мы сразу узнаем гонорар и райдеры, торгуемся – очень часто артисты идут навстречу. Выступить никто не отказывался, помогает сарафанное радио. Мы рассказываем, кого уже звали, и обычно знакомые имена помогают расположить к себе».

В сезоне-2024/25 в Самару приезжали Mirele, Alla Farmer, XRUSTALIC, КАССЕТА и The Dawless. 

С The Dawless «Акрон» даже выпустил клип: в нем монструозный автобус бежит по дороге, а все люди вокруг смотрят футбол, качаются под бит и напевают «Вместе и до конца».

А на матче со «Спартаком» случилась самая желанная для клуба коллаборация. В Самаре выступила группа Cream Soda.

«Мы начали общаться с менеджером Cream Soda через наших партнеров из FONBET еще год назад, – рассказывает Марина Вершинина. – Уже тогда обсуждали даты и гонорары, прикидывали, на какой матч их можно пригласить.

Cream Soda – идеальная группа для «Акрона». Максимально фестивальные и трушные, но еще и более массовые. Их очень часто зовут на спортивные мероприятия – 10 раз только за последний год, но именно для нашего выступления артисты впервые оказались на матче.

В работе они максимально четкие и профессиональные: делали таблички с таймингами, три часа чекали звук (как и прописали в райдере). Да и на сцене здорово взаимодействовали с публикой. Мы даже видели болельщиков в мерче группы. Видимо, они приехали на матч специально ради Cream Soda. Группа не была в Самаре пять лет. Так что это большое событие для всего города и области.

Выступление прошло волшебно! Собралось больше 500 человек. Получилась по-настоящему фестивальная атмосфера».

В идеальном плейлисте «Акрона» (помимо Cream Soda): «Глюкоза», ЛАУД, Feduk, Saluki, DM-90, Лолита коcс, CNQR+, R1R1R1R1R1R1R1R1R, Wasta и Juzeppe Junior.  Из иностранцев: рэперы Mac Miller, Tyler, The Creator и Smuff Tha Quiz.

«Вообще, главная группа Тольятти – «Руки Вверх». Здесь Сергей Жуков создал группу, работал на радио, – финализирует Попов. – Но мы пока его не звали, думали, как адаптировать наш стиль. Например, видели, что stvol.tv приглашал на тусовки сразу Cream Soda и «Вороваек». Наверное, что-то подобное могли бы сделать и мы.

Одно из локальных лайфстайл-медиа назвало нас «безумцами, гремевшими на всю Самарскую область в 2024 году», признав в своих итогах «креативщиками года». Но нам гораздо больше нравится слово «Инди». Мы такой инди-клуб. 

Мы очень хотели стать вторым любимым клубом для болельщиков со всей России. И мы встречали людей из Москвы, Питера и других городов, которые специально приезжали в Самару на наши матчи. Наверное, в том числе благодаря музыке у нас получилось влюбить в себя болельщиков и приблизиться к цели».

Телеграм-канал Ярослава Сусова

Фото: fcakron.ru