Трибуна
19 мин.

От традиций до ИИ: как работает музей «Динамо»

Мне интересна работа музеев спорта. Я побывал в разных: «Барсы», «Реала», «Челси», «Арсенала» и др. И осознал: музей – топ-инструмент, чтобы впечатлить, заинтересовать, влюбить в свой бренд.

Когда впервые побывал в Музее общества «Динамо» в Москве, понял, что это ни чуть не хуже, чем у зарубежных топов. А местами и лучше.

Чтобы понять, как работает спортивный музей, поговорил с руководителем event-направления Музея «Динамо» Екатериной Тимофеенко.

Архивы, ИИ-зеркало, веранда

– Катя, расскажи, чем конкретно занимаешься в Музее «Динамо»?

– Я работаю руководителем направления организации мероприятий. Отвечаю за событийный маркетинг, который в музее очень разнообразный: это и торжественные официальные мероприятия, и светская елка, различные бесплатные лекции и активности для посетителей.

– В чем идея и цель Музея?

– Музей «Динамо» — уникальный высокотехнологичный проект, в котором 100-летняя история спортивного Общества «Динамо» тесно переплетается с историей нашей страны. Музей посвящен людям, которые писали историю Динамо — спортсменам, тренерам и спортивным династиям. Наш музей — это место, где своими глазами можно увидеть великие символы российских спортивных побед.

Патриотическое и культурное воспитание молодого поколения, а также популяризация здорового образа жизни — основные ориентиры в развитии Музея «Динамо».

– Когда Музей был на стадии запуска, мы обсуждали с тобой разные находки из зарубежных музеев. Где еще искали идеи, что придумывали сами?

– Созданием концепции и реализацией занимались коллеги из Еврейского музея. Да, мы изучали практики и отмечали интересные решения и подходы в мировых музеях (не только спортивных), а затем передавали это креативной группе. Финальные решения по каждому залу, экспонату, видеоряду и инсталляции обсуждались и принимались на рабочей группе с участием Общества «Динамо», футбольного и хоккейного клубов. Поэтому музей, который можно посетить сегодня, — это результат общей кропотливой работы.– Изучая зарубежную практику, какие спортивные музеи можно оценить как топовые?

– Я вспоминаю два музея: Олимпийский музей в Швейцарии и Музей футбола в Бразилии. Их экспозиции также сочетают традиционные экспонаты с интерактивными зонами. Мечтаю когда-нибудь в них побывать.

Кстати, когда мы разрабатывали экспозицию «Стена болельщиков», я изучала музеи топовых европейских клубов и была очень удивлена, что практически никто не рассказывает о «двенадцатом игроке» команды. Поэтому еще хочу выделить музей дортмундской «Боруссии», в котором целый зал посвящен фанатам.

— Три главные фишки Музея «Динамо», по твоему мнению.

— Первая фишка — это, конечно, мультимедийность. Помню, когда впервые пришла в музей, была поражена, насколько он современный и крутой. В России все больше обращаются к такому подходу, однако процент музеев с такой интеграцией технологий невысок.

Второй фишкой я бы назвала то, что мы — молодой музей. Да, мы показываем столетнюю историю Общества «Динамо», и ответственность велика, но наша команда свободна в придумывании и реализации проектов, так как музей строит свою историю с нуля.

Третья фишка — летняя веранда кафе музея. Мне кажется, это лучшее место для работы летом в районе Динамо. Я всегда стараюсь проводить там встречи или работать с ноутбуком, если есть возможность.

Летняя веранда— Внутри музея очень много крутых интерактивных зон. Например, зеркало с ИИ. Где вы это нашли и где такое производят?

— Это уже легендарное зеркало! Наши экскурсоводы обходят его стороной и показывают только в конце, иначе экскурсия может затянуться. Мне кажется, это отличное решение, которое вызывает бурю эмоций у людей любого возраста, пола или национальности. К нам приезжали индийские туристы — они полчаса стояли возле него и радовались как дети. Зеркало — тоже идея и реализация Еврейского музея. Конкретный подрядчиков мы не называем, но точно знаем, что его делали в России.

— Как я понял, Музей часто путают с футбольным «Динамо». Хотя он посвящен всему обществу «Динамо». Для вас это проблема?

— Я бы не сказала, что это проблема. Это скорее вызов — чтобы все узнали, о чем Музей «Динамо» на самом деле. Многие знают о клубах «Динамо» (футбольном, хоккейном, волейбольном и т.д.), но могут не догадываться, что отдельные спортсмены из других видов спорта тоже являются членами Общества. Одной из моих задач как раз является проведение мероприятий, посвященных разным видам спорта и чествованию спортсменов, чтобы посетители понимали: наш музей — об истории развития спорта страны через призму Общества «Динамо». Сейчас, кажется, уже редко кто удивляется, что музей не только про футбольный клуб.

— Изучая информацию онлайн, я не заметил, что Музей как-то активно продвигается. Ведет ли Музей PR-деятельность?

— Конечно, PR — важная составляющая. Например, недавняя акция совместно с «Матч ТВ» и ХК «Динамо» Москва в честь рекорда Александра Овечкина. По моему направлению мы организуем светские мероприятия: новогодние елки, мероприятие с Фондом «Друзья». В прошлом году был совместный проект с «Почтой России» — можно было отправить бесплатные открытки по стране из музея.

Благодаря планомерной работе с лидерами мнений, СМИ, а также тематическими спортивными и культурными каналами, Музей воспринимается как небанальная площадка для посещения. Не зря во время своего визита в Москву, к нам приходил футболист, бывший игрок сборной Италии Марко Матерацци. В том числе, к нам приходят известные российские спортсмены такие как хоккеист Александр Овечкин, гимнастка Светлана Хоркина и другие легенды. Открою небольшой секрет, уже есть запрос на посещение от участников делегации президента Сербии Александра Вучича.

Также мы участвуем в федеральной акции «Ночь музеев». В прошлом году была коллаборация с Музеем транспорта, а в этом готовим программу на стыке спорта и искусства — «Команда нашего двора» совместно с ВШЭ Школой дизайна (впервые так масштабно готовимся, растем).

Но присутствие музея в медиа и PR-мероприятиях — лишь малая часть продвижения. Например, посещаемость нам обеспечивают участие в олимпиаде «Парки. Музеи. Усадьбы» и работа с турагентствами.

Экскурсии, каворкинг, котлеты. Как зарабатывает Музей?

— Учитывая доступную стоимость входного билета по меркам Москвы (500 руб.) и вложенные в открытие Музея средства, такой проект вряд ли можно назвать прибыльным и окупаемым?

— Открою секрет: культурные учреждения и самоокупаемость — редко совместимые вещи. Большинство таких институций существуют за счет спонсорской поддержки, грантов и конкурсов. Для Музея «Динамо» важно, чтобы люди приходили и приобщались к истории Общества, а дети вдохновлялись спортом и, возможно, становились болельщиками или спортсменами «Динамо».

— Возвращаются ли посетители после первого посещения? Или это больше разовая история?

— Посетители возвращаются, чтобы изучить информацию подробнее. Мы активно работаем над этим: запустили тематические экскурсии по футболу, хоккею, боксу, недавно анонсировали экскурсию по регби. Для детей создали квест «Сила воли против силы инерции» — они через загадки и помощь ведущего узнают факты об Обществе и его героях.

— Какая посещаемость в обычные будние дни?

— Редко бывают «обычные» будни. Посещаемость зависит от матчей на ВТБ Арене, школьных каникул, туристических и корпоративных запросов. Например, во время олимпиады «Парки. Музеи. Усадьбы» бывает до 200–300 человек в день.

— Как много болельщиков собирает Музей в дни матчей?

— В дни матчей посещаемость выше. Радует, что приходят не только болельщики «Динамо». Многие гости Москвы специально выделяют время для музея и оставляют отзывы в Книге впечатлений. Мы с коллегами потом читаем их и вдохновляемся.

— Какие ивенты проходят в Музее и как они планируются?

— Обычно в конце года я формирую календарь мероприятий на следующий год. Для этого согласовываю с хранителем музея планы по выставкам, памятным датам и юбилеям. Затем консультируюсь с коллегами, чтобы учесть продвижение продуктов или инфоповодов. На основе этого создаю «скелет» календаря мероприятий следующего года, продумываю потенциальных партнеров и согласовываю этот календарь с директором. Конечно, в течение года могут появляться новые проекты, они встраиваются в уже утвержденный план. Мы всегда открыты и рады коллаборациям.

— Входит ли Музей в туристические гиды/программы как место, обязательное к посещению?

— Да, я уже упоминала, что коллеги плотно работают в этом направлении. Также мы уделяем внимание участию в государственных проектах. Например, представлены на портале Russpass, а также являемся частью федерального проекта Росмолодежи «Больше чем путешествия» и туристическо-образовательной программы Москвы «Город открытий».

— Видел стильный буфет при музее. Насколько он предусмотрен для коворкинг-зоны?

Кстати, я все чаще наблюдаю, что «удаленщиков» в нашем кафе становится все больше и больше. Целенаправленно мы его как коворкинг не продвигали, но люди сами нашли это место.

— Рядом с Музеем много офисов. Условные бизнес-ланчи в уникальной обстановке — возможен ли такой вариант монетизации?

— В кафе есть горячие блюда (мое любимое — удон с креветками), но из-за небольшого пространства оно не может работать как полноценный ресторан. Поэтому ресурсы для такой монетизации ограничены.

— Расскажи про дальнейшие планы Музея по развитию и масштабированию.

— Сейчас работаем над расширением аудитории. Хотим, чтобы музей был интересен не только болельщикам. Например, проводим бесплатные лекции с Московским институтом психологии на темы вроде «Как бороться с выгоранием». Моя коллега уже второй год делает крутой проект «Беги в музей»: бесплатные беговые тренировки для подготовки к Московскому марафону.

В этом году будет юбилей Британского турне, поэтому активно разрабатываем программу мероприятий, приуроченных к этому событию. Что касается масштабирования: хотим больше сотрудничать со спортивными Федерациями, делать выставки на других площадках (возможно даже в других городах, так как Общество «Динамо» работает по всей России). Музею только два года, поэтому с каждым годом аппетиты растут.