Иван Мешков: «В работе с болельщиками мы используем самые современные технологии»
В блоге «Министерство образования» – интервью директора по маркетингу «Рубина» Ивана Мешкова, с которым слушатели программы «Менеджмент в игровых видах спорта» RMA встретились во время стажировки в Казани.
Это своего рода феномен: дважды подряд становился «Рубин» чемпионом России, теперь вот еще и Кубок выиграл, в Европе шороху навел, прихлопнув саму «Барселону», да не где –нибудь, а на «Камп Ноу», а дома, на родимом «Центральном», народ на него ходит вяло. Иван Мешков, клубный директор по маркетингу, намерен ситуацию исправить, причем не когда-нибудь вообще, а в самые ближайшие месяцы. Говорит: результат должен стать заметным уже по ходу первого круга нового чемпионата. Чем хороши планы быстрого достижения успеха: про них не успеваешь забыть, их легко сравнить с тем, что на деле вышло. Вот мы через полгода и сравним. А пока пожелаем Ивану удачи и послушаем, что они там у себя в «Рубине» сделать удумали.
Иван, о вас приходилось слышать не просто как о директоре «Рубина» по маркетингу, но как о человеке, который в своей работе придерживается неких принципов, старается никогда от них не отступать. Не могли бы вы об этих принципах рассказать поподробнее?
Нет проблем… Я начну с того, что ни для кого секретом не является: «Рубин», по крайней мере в данный момент, это клуб, существующий главным образом на бюджетные деньги. Но – это вовсе не означает, что попечительский совет не ставит перед нами задачи зарабатывать самостоятельно и постепенно снижать долю государственных средств в клубном бюджете.
Как мы можем эту задачу выполнить, на чем, на ком заработать? Ответ очевиден: в первую очередь – на болельщиках. И вот, исходя из этого соображения, у нас и сформировались основные принципы нашей маркетинговой политики. Максимальная открытость по отношению к болельщикам – это первый принцип.
Установление прямых контактов с болельщиками, относящимися к различным социальным слоям Казани, Татарстана и, в перспективе, других регионов России – это второй. Наконец, третий – использование при работе с болельщиками новейших, самых современных технологий.
Теперь расшифруйте, пожалуйста. Расшифровываю.
У нас сейчас в базе есть персональные контакты 20 тысяч болельщиков, 7 тысяч из них имеют личные кабинеты на клубном сайте – это, кстати, самый посещаемый сайт Татарстана. Так вот: задачу мы видим в том, чтобы в короткие сроки увеличить эту базу до 100 тысяч человек…
Что это вам даст? И потом: короткие сроки, это какие?
Ну, это же очевидно: нам нужно увеличивать посещаемость. Вы были на последней игре чемпионата, с ЦСКА, видели: даже на ней были свободные места. А так в течение прошлого сезона средний показатель у нас был 16 тысяч человек на игре, абонементов было продано что –то около 6 тысяч. При том, что вместимость стадиона – почти 27 тысяч.
В общем, логика тут простая: чем больше контактов будет в базе, тем большему количеству людей мы сможем рассказать о «Рубине», что-то адресно предложить, в том числе – и поход на футбол. Чем больше будет таких предложений, тем больше вероятность того, что народ на них массово откликнется. Чем больше народа будет на стадионе, тем больше мы сможем заработать на рекламных, спонсорских контрактах…
Что касается сроков: сроки действительно сжатые. Все о чем мы с вами сейчас говорим и еще будем говорить, все это должно быть сделано до конца текущего года, а кое –что еще раньше, буквально в течение двух месяцев.
Мы, например, до начала нового чемпионата должны полностью реновировать нынешний стадион: там появится много новых точек продаж атрибутики, еды, напитков. Планируем семейный сектор создать: с запретом на курение, с дополнительными возможностями для тех, кто пришел на футбол с детьми. Сама система прохода изменится, но это – тема отдельная, я бы хотел ее попозже чуть подробней коснуться…
Это, на ваш взгляд, реально? Я имею в виду столь быстрое достижение этого показателя – 100 тысяч человек в болельщицкой базе.
Думаю, вполне. Будем работать, будем подтягивать тех, кто следит за «Рубином» в социальных сетях. Там у нас аудитория солидная: «Вконтакте» – 28 тысяч человек, в Facebook – 4 тысячи, вTwitter – 19 тысяч. Будем проводить другие маркетинговые акции, мероприятия.
Аудитория у нас есть: относительно недавно «Зенит» проводил специальное исследование уровня популярности футбольных клубов, и оно показало, что в целом по России «Рубину» симпатизируют примерно 3 миллиона человек. В самом Татарстане, в разных городах, у нас есть десять официальных фан –клубов: мы, кстати, не так давно провели их первый слет…
Ну, раз так, то задача набрать базу в 100 тысяч человек представляется вполне себе скромной…
Я повторюсь: это задача на самое ближайшее время. А в дальнейшем, вы знаете, «Рубин» должен переехать на стадион, который сейчас строят к Универсиаде и футбольному чемпионату мира – его у нас пока условно называют «Рубин Парк Арена» . Вместимость у нее – 45 тысяч, и вот к моменту этого переезда, как мы планируем, в базе у нас должно будет находиться уже не 100 тысяч болельщиков, а около полумиллиона.
Что касается упомянутых вами маркетинговых акций и мероприятий: о них можете рассказать?
Разумеется… Как я вам уже говорил, наша задача – наладить отношения со всеми группами населения, со всеми социальными слоями, поэтому и акции для разных болельщиков, вернее сказать – потенциальных болельщиков, у нас разные.
Возьмем, например, такую группу, как студенты. Для них у нас сейчас действует специальная программа «Рубин» приходит в твой вуз»: в чем суть, думаю, понятно из названия. Последнее такое мероприятие у нас продолжалось полтора часа. Беседа с футболистами – минут сорок, автограф – сессия – минут двадцать. Тысяча студентов на встречу пришли, тридцать предметов атрибутики мы в лотерею разыграли, и еще 10 абонементов. И плюс раздали всем разовые билеты – вот около тысячи и получилось. Все – в обмен на контактные данные, только так.
Потом – аналогичные акции проводим для автомобилистов, называется «Рубиновый автопробег». Первая была 24 апреля прошлого года, накануне домашнего матча с «Амкаром»: встретились в условленном месте, проехали колонной до стадиона. Раздали билеты – получили контакты.
В детских садах, в школах – аналогичная работа, и с детьми, и с родителями. Эта программа у нас называется «Рубиновая семья»…
В общем, как я уловил, программы разные, но суть одна: раздача билетов в обмен на контакты. А нет у вас опасений, что люди по этим даровым билетам один раз на стадион сходят, а потом, когда вы им за следующую игру заплатить предложите, им это не понравится: какие деньги, ведь только что бесплатно было!?
Нет, с этим мы не сталкиваемся, по крайней мере – в массовом порядке. Потому, что мы хоть и не раздаем бесплатные билеты дважды одним и тем же людям, но мы никогда и не предлагаем заведомо небогатым болельщикам, которые к тому же только – только начали на футбол ходить, оплатить полную стоимость билета.
Есть у нас еще одна, общая для таких граждан программа, называется СПСК (Студент – пенсионер- семья- корпоратив). Те, кто в ней участвует, кто заполнил анкеты при покупке билетов, получают приличные скидки.
«Студент», «пенсионер», «семья» – это понятно. А вот «корпоратив», это что такое?
А это тоже специальное дисконтное предложение на билеты. Вот, допустим, вы руководитель компании. И вы решили своих сотрудников как –то поощрить, и сделать это нетривиально. Например, вы приглашаете их на футбол, всем коллективом. Тогда, при условии опять же, что все сотрудники заполнили анкеты, вам полагается скидка: чем больше вы народу приведете, тем она солидней. Плюс вам эти билеты доставят прямо в офис.
Теперь давайте вернемся к теме, о которой вы хотели поподробнее рассказать. Про новый порядок прохода на стадион…
Да, это как раз к разговору об использовании современных технологий. Тут речь идет и об облегченном порядке прохода, и о программе лояльности одновременно. Мы с банком «Ак Барс»заключили соглашения о выпуске совместных пластиковых карт с функцией PayPass, бесконтактных платежей: их будет распространено 15 тысяч простых, и еще тысяча – «золотых».
Очень удобная вещь: ее можно использовать как абонемент или билет, прямо по ней на стадион проходить. Можно – как обычную банковскую карту. Но самое главное, что на этой карте копятся бонусы, и их вам будут начислять буквально за каждое действие, которое картой учитывается. Допустим, вы пять раз сходили на футбол, причем два раза приходили не впритык к игре, а заранее, минут за тридцать. Потом: пару раз покупали что-то из атрибутики, четыре раза перекусили… В общем, за такой набор действий вам набежит 220 бонусных балов.
И что с ними делать?
А ими тоже можно платить. На эти 220 баллов, если я правильно помню, можно опять – таки купить один какой-то предмет атрибутики, причем это будет не обычная, не общедоступная атрибутика, а специальная линейка, продающаяся только за бонусы. Или можно два раза поесть на фудкорте. Или оплатить проход на следующую игру.
Возможно – мы сейчас ведем переговоры на этот счет – там будет еще совместная бонусная программа с «Татнефтепродуктом». То есть: расплатился картой за заправку на какой-то из их колонок – получил бонусные баллы, которыми можно заплатить за поход на футбол. И наоборот, сходил на футбол – получил бонусы, которыми можно заплатить за бензин.
Мы будем первым российским футбольным клубом, который введет в обращение такие карты. Не скрою, нам это приятно.
Петр БРАНТОВ
http://deva4kii.blogspot.com
В маркетинговой политике любого ФК важна стратегическая стабильность, следование стратегическим целям вне зависимости от персон, этим процессом управляющими. В наших клубах этой стабильности нет, и не предвидится, в том числе и потому, что к кормушке приложиться хочется многим и борьба идет не за потребителя больше, а за сам ресурс - гос.бюджет.
В Рубине тоже этой стабильностью не пахнет, только Бердыев будет вечно. А Иван Мешков (дай Бог ему конечно проработать подольше) уже через год со сменой ген. директора будет поменян на Ивана Иванова, который сочтет своим долгом, все переделать «на корню», как это у нас принято, к сожалению. Разменная монета здесь, как всегда - болельщик. ИМХО