Гонка блогеров
5 мин.

Легендарный удар скорпиона придумали... для рекламного ролика. За 5 лет до «Уэмбли»

От команды Трибуны. Этот пост написан активным блогером Трибуны и участником Гонки блогеров. Прямо сейчас 14 команд авторов блоговой платформы соревнуются в качестве и количестве материалов о спорте и ищут интересные заходы. Читать этот и другие конкурсные посты можно по тегу «Гонка блогеров» – или следить в онлайн-трансляции

***

6 сентября 1995 года. «Уэмбли». Двадцать первая минута матча. Джейми Реднапп пытается сделать заброс на партнера, но вместо этого получается неуклюжий удар по воротам, и на глазах у 16 тысяч англичан и 4 тысяч колумбийцев голкипер Рене Игита делает то, что войдет в историю как «удар скорпиона». «Боже мой! – воскликнул комментировавший матч Иэн Дарк. – Вы когда-нибудь видели что-нибудь подобное в своей жизни в исполнении вратаря?»

А тренер сборной Англии Терри Венейблс сказал после игры: «Я не видел ничего подобного в своей жизни. Но учить своих голкиперов такому мы не станем, даже если это привлечет множество болельщиков на трибуны. Пусть этот трюк останется за Игитой, он единственный, кто может его исполнить».

Так унылый безголевой товарищеский матч навсегда вошел в историю благодаря одному яркому моменту.

Что было дальше, вы все знаете: «удар скорпиона» вошел в десятки рейтингов величайших событий в истории футбола, а сам Игита без лишней скромности говорил: «Этим трюком я нанес Колумбию на карту футбольного мира». Подтверждает это заявление и Давид Оспина, капитан и рекордсмен сборной по количеству матчей: «Для нас, колумбийцев, Игита – это действительно важная фигура. Прекрасно, что его трюк до сих пор хорошо помнят в Англии».

Рене часто спрашивали, как ему пришла в голову идея этого удара. Естественно, он не упустил возможность мифологизировать этот момент: «Дети всегда были моим вдохновением. Я наблюдал, как на улицах и в парках они пробуют делать удары через себя, и мне пришла в голову мысль, что было бы неплохо сделать то же самое, но наоборот. В тот день в Лондоне у меня появилась возможность, которой я ждал пять лет!»

Игита очень точно назвал срок, в течение которого он ждал возможности исполнить удар в официальном матче. Не соврал он и о причастности детей к этому трюку. Умолчал Рене лишь об одном: этим ударом он воплотил в жизнь кадры из рекламы, в которой снимался еще в 1990 году!

Незамысловатый ролик, в котором мальчик приходит в магазин за растворимым напитком «Фрутиньо», а на кассе его встречает Игита в перчатках и с мячом, готовый поиграть с детьми в футбол, забить гол и показать пару трюков в воротах, не был известен за пределами Колумбии. Зато на родине он произвел фурор! Еще бы, ведь за несколько месяцев до его выхода, в мае 1989 года, Игита стал героем нации. Голкипер-бомбардир вывел «Атлетико Насьональ» в финал Кубка Либертадорес, в котором неоднократно спасал ворота и стал героем послематчевой серии пенальти: забил сам и отразил 4 удара игроков парагвайской «Олимпии».

Надо сказать, что та перестрелка с точки была одной из самых драматичных в истории: после пяти пар ударов счет был 4:4, но в следующих шести попытках бьющие никак не могли переиграть вратарей, чуть не доведя 60 тысяч зрителей на стадионе до состояния инфаркта. Лишь когда десятый удар «Олимпии» прошел мимо ворот, а у «Атлетико» бить отправился Леонель Альварес, легенда колумбийской сборной, вообще-то не славившийся точными ударами (за почти 700 матчей в карьере забил лишь 17 раз), болельщики выдохнули с облегчением. В отличие от товарищей по команде, пытавшихся пробить в самый угол и в итоге нещадно промахивавшихся, Альварес скромно отправил мяч по центру мимо прыгнувшего в угол вратаря и поставил точку в казавшейся бесконечной перестрелке.

Но главным героем, конечно, стал Игита. Первый в истории колумбийского футбола Кубок Либертадорес сделал его идолом для всей страны. Рене стали приглашать сниматься в рекламе различных продуктов, в том числе таких популярных, как растворимые напитки. Дело в том, что порошковые концентраты всегда были и остаются крайне востребованными в Южной Америке. Например, все дети 90-х наверняка помнят «Юпи» и «Зуко» – их изготавливают в Чили.

Для рекламы схожего колумбийского напитка «Фрутиньо» и придумали сюжет, в котором Игита демонстрирует все свои навыки: забивает, отбивает, а заодно показывает чудеса акробатики – сэйв двумя пятками в прыжке.

Но за пределами континента Игиту еще почти никто не знал, так что ролик увидели лишь зрители колумбийских телеканалов. Придуманный для этой рекламы в 1990 году трюк оставался неизвестным миру еще пять лет, пока Рене не исполнил его перед телекамерами всей планеты. Правда о трюке для телерекламы, который он решился повторить на «Уэмбли», была бы не слишком романтичной, так что в 1995 году Игита придумал красивый миф, в котором почти не соврал. К тому времени он успел еще раз сыграть в финале Кубка Либертадорес (на сей раз не столь удачно – проиграли бразильскому «Гремио»), съездить на чемпионат мира и посидеть в тюрьме за связь с Пабло Эскобаром, торговцем несколько иным порошком. Впрочем, это уже совсем другая история.

А реклама с Игитой забылась ровно на 30 лет, пока внезапно не попалась на глаза маркетологам из…ЮАР! В 2020 году они полностью повторили ее сюжет для запуска в Южной Африке напитка с практически такой же упаковкой и подозрительно похожим на колумбийский брендом – «Фрутийа». В главной роли снялся местный герой – Сипиве Чабалала, автор первого гола чемпионата мира 2010 года.

Текст: Даниил Шульман-Симаков

Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на ROCK’n’BALL в соцсетях, где я ежедневно публикую интересные авторские материалы: VK и Telegram

Фото: East News/DIBYANGSHU SARKAR / AFP