США покупают Лигу чемпионов. Стоп, что?
Разбор Ярослава Сусова.
«Проблема Лиги чемпионов – в разнице во времени с США и Азией. Работая над ростом стоимости очень перспективных международных прав, мы думаем о разном – площадках, рынках и форматах».
Почти три года назад президент ECA (ассоциация европейских клубов – независимый от УЕФА главный профсоюз футбольных команд в Европе) и босс «ПСЖ» Нассер Аль-Хелайфи проговорил главные проблемы Лиги чемпионов на пути к мировому доминированию.
После самоуничтожения Суперлиги катарец стал одним из самых влиятельных людей в мировом футболе (несмотря на то, что «ПСЖ» так и не выиграл Лигу чемпионов даже с Месси, а теперь потерял Мбаппе и Неймара) и главным союзником президента УЕФА Александера Чеферина.

В 2022-м Аль-Хелайфи заикнулся в интервью The Athletic про матчи Лиги чемпионов вне Европы.
«Я понимаю, что Супербоул может ощущаться более важным событием, чем финал ЛЧ, – говорил Аль-Хелайфи еще три года назад. – На Супербоуле и вообще в США такой менталитет, настрой на креатив и развлечения. И я тоже предлагал провести так церемонию открытия ЛЧ – матч действующего победителя против большой команды. Может, конкретно это – не самая лучшая идея. Но давайте хотя бы попробуем расшатать текущее положение дел. Потому что каждый матч должен стать настоящим событием и развлечением».
По информации The Athletic, Нассер уже тогда предлагал коллегам в УЕФА и ECA провести в Америке пару матчей ЛЧ или хотя бы Суперкубок Европы.
Но Чеферин строго отверг переезд на другой континент – даже разовый.
В 2025-м ситуация иная. Слова Аль-Хелайфи ближе к реальности, чем три года назад. Новой Лиге чемпионов – новые рынки.
Подтвержденных идей матчей в США нет, но есть предпосылки
УЕФА стремится увеличить доходы от международных прав и попробовать что-то новое. Последние 30 лет телеправа Лиги чемпионов реализовывала швейцарская компания TEAM Marketing.
Взлет доходов ЛЧ и стиль еврокубков, который мы знаем с 90-х – ее заслуга. В конце 80-х швейцарцы пришли в УЕФА с коммерческим планом, взяли кредит в 150 млн швейцарских франков (152 млн долларов) и запустили исторический турнир.

С тех пор именно TEAM Marketing придумывала, как продавать ЛЧ: создали всего 8 слотов для эксклюзивных спонсоров (чтобы компании жаждали туда попасть), добились единого стиля рекламы и ввели трехлетние коммерческие циклы.
Все эти годы телеправа и спонсорские доходы ЛЧ росли, но сейчас уже не такими темпами, как хотят клубы. В 2015-м доход от продажи прав на ЛЧ (и Суперкубок Европы) составлял 2,06 млрд евро. В конце цикла 2021-2024 – 3,2 млрд евро: +50% за десять лет.
Чтобы усилить денежный поток, УЕФА решил попробовать что-то новое. С цикла 2024-2027 TEAM Marketing потеряла эксклюзивные права на коммерцию ЛЧ. Североамериканский кусочек откусила Relevent Sports (ее владелецу Стивену Россу также принадлежат «Хард Рок Стэдиум» во Флориде и команда НФЛ «Майами Долфинс»).
Relevent Sports называют себя компанией, которая строит глобальный футбол. Фактически она занялась импортом европейского соккера в США: организовала первый международный кубок чемпионов с клубами АПЛ, привезла в Америку класико (пока только предсезонное), а теперь сконцентировалась на лигочемпионских телеправах.

Компания влилась в футбольный истеблишмент четыре года назад, когда боссам УЕФА и клубов приглянулся главный управленец Relevent Sports, 34-летний Дэниэл Силлман (зять владельца Стивена Росса).
Он так хорошо понимал процессы, что заслужил публичные комплименты от Чеферина и исполнительного директора City Football Group Феррана Сориано.
«Было довольно удивительно видеть, что человек, который живет в стране закрытых лиг, ясно понимает, что такое футбольная пирамида и почему европейский футбол так успешен», – говорил о Силлмане президент УЕФА.
Но главное не чья-то харизма, а деньги, которые тут же принесла в Европу компания Relevent Sports. Например, продала права на чемпионат Испании в США, Мексике и Канаде за 2 млрд долларов. Ла Лига была в таком восторге, что ее президент Хавьер Тебас в очередной раз поднял вопрос об организации матчей чемпионата за океаном. Но идею заблокировала ФИФА и Федерация футбола США.
УЕФА оценил испанский успех и передал Relevent Sports эксклюзивные права на реализацию ЛЧ в Америке. Результат всех удивил. Оказалось, в США готовы платить за соккер 250 млн долларов в год (в 2,5 раза больше, чем раньше).

«Мы достигли таких цифр, которых и не могли ожидать, – говорил Financial Times Александр Чеферин. – В США готовы заплатить больше и забрать лучшее».
Клещи Relevent распространились и на Британию, где забрали права на заокеанскую реализацию второй, третьей и четвертой английской лиги – после прихода актера Райана Рейнольдса в «Рексхэм» и выхода сериала Welcome to Wrexham интерес к низшим английским лигам в США сильно вырос.
Американцы получат эксклюзив на продажу ЛЧ – по всему миру
С 2027-го УЕФА больше не планирует разделять коммерческих партнеров географически и хочет все отдать в руки одного. Фаворит очевиден – Relevent Sports. Швейцарская TEAM Marketing близка к потере всего, что строила десятилетиями, а турнир расстается с теми, кто сделал его великим.
Союз сообщает об «эксклюзивных переговорах» с Relevent Sports и «ожидает завершения процесса в ближайшие недели».
Пока нет никаких официальных утверждений, но ясно, что эксклюзивный статус Relevent Sports повышает вероятность еврокубковых матчей в США и других странах мира (например, больших рынках вроде Китая или Индии).
Чтобы увеличить стоимость прав ЛЧ, такой пункт вполне могут предложить американским бродкастерами. Босс CBS, вещателя ЛЧ в США, заявил, что не удивится, если матч турнира проведут за океаном в ближайшие пять лет.

И речь не только об ЛЧ. Параллельно руководители NBC Sports, вещателя АПЛ в Америке, тоже настаивают на проведении матчей чемпионата Англии в США и много говорят об этом с руководством лиги.
Правда, препятствий для этого пока слишком много, единственный способ их устранить – повышать ставки.
Выход за пределы Европы – новая ступень развития европейского футбола
Пока это звучит максимально странно, но такова реальность. Отчеты ECA (организации клубов под предводительством Аль-Хелаифи) напрямую говорят, что огромная аудитория развивающихся стран вроде Индии и Китая поддерживает большие топ-клубы Европы, а не местные команды. И ради такой аудитории и новых денег ЛЧ готова меняться.
Эти слова подтверждаются данными. Проанализировав Google Trends в 2023 году, мы увидели, что местный клуб лидирует по поисковым запросам всего в 37 странах (большая часть Европы + почти вся Южная Америка, Мексика, Коста-Рика, Япония, Египет, Тунис, Саудовская Аравия и Иран). В остальных «Барселона», «Реал Мадрид», «Ливерпуль», «Ювентус», «Челси», «Арсенал», «ПСЖ» или «Бенфика» вытесняют локальные команды.
В Азии, Африке и Америке интерес к европейским чемпионатам высочайший. А вот внутренний, возможно, достигает потолка – большинству лиг все сложнее поддерживать рост ТВ-прав внутри страны.
По сравнению с 2021 годом упала стоимость телеконтракта чемпионатов Италии, Германии, Франции, Турции и Нидерландов.
Растут только Англия и Испания, относительно небольшие чемпионаты Бельгии, Греции, Сербии, Чехии, Румынии, России и Хорватии.

Продолжить рост можно как раз за счет международных телеправ. Но без продавца с опытом и связями это сделать нелегко, поэтому на сцене и появилась компания Relevent Sports, которая продвигает идею матчей за рубежом.
И, похоже, ей удается медленно продавливать ФИФА, которая еще в 2018-м поддерживала запрет на игру Ла Лиги «Барселона» – «Жирона» в Майами, но после нескольких судов снизила протестный настрой. Похоже, политика изменилась, в том числе и из-за проведения в США клубного чемпионата мира.
И если Ла Лиге все же удастся задуманное, то за ней вполне может последовать и Лига чемпионов.
Телеграм-канал Ярослава Сусова

Фото: Rolf Vennenbernd/dpa/Global Look Press; Gettyimages.ru/Jason Miller, Leon Halip, Michael Regan; East News/Urbanandsport / NurPhoto / NurPhoto via AFP
Ну так потихонечку и умрёт нынешний европейский футбол. К сожалению, ничто не вечно, возможно, через десятилетия мы с удовольствием будем вспоминать классическую для нас ЛЧ.
Во-первых, огромные расстояния. Телепорт ещё не придумали, поэтому перелёты на тысячи и даже десятки тысяч километров очень негативно скажутся на физической форме команд. О том, что дальние/долгие поездки и смена часовых поясов ухудшает и общее самочувствие, и спортивные показатели – секрет полишинеля. А сейчас настолько плотный календарь (ещё одна проблема), что у команд нет и лишних пары дней отдыха. Ну вот как вы представляете, что та же Барселона прилетит в Токио, Пекин, Дели или даже куда поближе, вроде Майами -- выйдет варёной на поле, сыграет средненько, и тут же на самолёт обратно в Каталонию? Это может просто выбить из колеи команду на 1-2 недели, из соревновательного ритма, и негативно сказаться на результатах близлежащих матчей. Вот Барселоне это надо? Как и другим топ-клубам? ФИФА/УЕФА в угоду прибыли прямо активно стараются понизить качество футбола и повысить количество травм.
Во-вторых, болельщики. Я уверен, что местные фанаты (сосьос) Барсы, Реала, Баварии или скажем Ливерпуля --- будут крайне рады возможности увидеть игру своей команды только по телевизору, ещё в неудобное для них время из-за разных часовых поясов. Особенно будут рады держатели абонементов на домашние игры. К тому же это поднимет нехорошие дебаты о трушности боления, и быстро станет очевидно, что ценность той же азиатской аудитории чисто в деньгах, и что там мало кто будет способен даже стартовый состав любимой команды полностью назвать.
В общем, много вопросов и мало вразумительных ответов.
Им в кайф будет, что вместо похода на стадион своей команды, они будут смотреть матч в 5 утра по тв на диване ?