25 мин.

Марк Бирэм. «Viva Colombia. Социальная история колумбийского футбола в 15 игроках». Йорели Ринкон

Благодарности/Предисловие/Введение

Маркос Коль и Виллингтон Ортис

Фредди Ринкон и Рене Игита

Карлос Вальдеррама

Фаустино Асприлья и Андрес Эскобар

Иван Рамиро Кордоба и Хуан Куадрадо

Хамес Родригес и Каталина Усме

Йорели Ринкон

4 апреля 2018, групповой этап Копа Америка среди женщин, «Эстадио Ла Портада», Ла Серена, Колумбия - Уругвай, 7:0

Контекст

За последние годы женский футбол получил ряд положительных сдвигов в освещении и рекламе. Стали улучшаться базовые элементы, такие как ведение данных, и теперь при желании можно, например, установить, кто забил, кто ассистировал и, возможно, даже сколько человек присутствовало на матче.

Долгое время это было сделать нельзя, и для получения такой информации приходилось либо проводить большую детективную работу, либо, в случае с посещаемостью матча, просто угадывать или вручную считать людей на стадионе, если вы там случайно оказались.

Очевидно, что женская сборная Колумбии уже давно является конкурентоспособной на континентальном уровне. С появлением Колумбийской женской профессиональной лиги в 2017 году началась институциональная кампания (в основном со стороны ориентированной на рынок Колумбийской лиги ДИМАЙОР), проповедующая, что создание профессиональной лиги — это момент «до и после», который в одночасье превратил спортсменов-любителей в профессионалов и значительно повысил качество игроков, которых производит страна.

Неудобная аномалия заключается в том, что из-за серьезных внутренних разногласий (обвинения в жестоком обращении с игроками) Колумбия пропустила первый чемпионат мира (2019) после создания Колумбийской женской профессиональной лиги. Однако есть основания полагать, что команда страны значительно улучшила свои результаты, заняв в 2023 году последнее восьмое место. Тем не менее, успех 2023 года был сдержан тем, что большая часть состава к тому времени уже играла за границей, в первую очередь в Испании. Понятие «профессиональная лига» предполагает серьезный круглогодичный календарь. Реальность такова, что за ловким маркетингом колумбийская женская профессиональная лига, как правило, длится три месяца или меньше, оставляя игроков без серьезных матчей на протяжении значительных отрезков года.

Неудобным для институционального повествования о линейном прогрессе является и значительный уровень колумбийских игроков в так называемую «любительскую» эпоху. Колумбия прочно утвердилась в роли второй силы на континенте задолго до того, как в коридорах института ДИМАЙОР зашептались о необходимости сделать некую стратегическую уступку в пользу признания того, что мы живем в XXI веке и что женщины тоже существуют.

Женский Копа Америка 2018 года прошел в Чили. На начальном этапе Колумбия попала в группу из пяти команд с хозяевами турнира Чили, Парагваем, Уругваем и Перу. В 2010 и 2014 годах они занимали второе место, поэтому уверенность в своих силах была высока, и было ощущение, что качество игры Колумбии скажет свое слово.

В стартовом матче им противостоял Уругвай, который они уже побеждали на Копа Америка в 2010 и 2014 годах — 8:0 и 4:0 соответственно. К счастью для уругвайских женщин, в 2022 году они попадут в другую группу.

Действие

С самого начала становится ясно, что с момента двух предыдущих кубков мало что изменилось. Каталина Усме подхватывает длинный заброс мяча, обыгрывает Пьерину Монтенегро и не оставляет шансов уругвайскому киперу Софии Оливейре. Мгновением позже Усме снова оказывается свободной в центре поля; она отдает пас на ход набегающей Даниэле Монтойе, чей удар удачно блокирует все более занятая София Оливейра в воротах Уругвая.

Второй гол не заставил себя ждать, и на этот раз капитан Монтойя не допускает ошибки, перебрасывая мяч через бросившуюся на нее вратаря. Уже через четверть часа колумбийки ведут со счетом 2:0, а игра, к сожалению, напоминает тренировку. Иерархия мужского футбола здесь не имеет особого значения. Ключевым фактором является количество колумбийских игроков, получивших опыт в других странах и в хорошо развитых городских центрах, где есть условия для тех, кто в состоянии туда добраться.

Йорели Ринкон и Каталина Усме стремятся исполнить любой штрафной удар вблизи ворот соперника, и с каждым из них вероятность забить больше, чем не забить. Ринкон отдает опасный кросс из глубины поля, но мяч уходит на угловой. Следующий штрафной удар проходит в гораздо более опасной зоне. Сразу же обе хотят его исполнить. Ринкон перебрасывает мяч через стенку в левый верхний угол ворот. При ударе мяч попадает в перекладину, оставляя Оливейру лишь зрителем. До перерыва остается еще пара минут, и кажется вполне вероятным, что будет еще гол.

Еще один простой мяч рассекает оборону, и Каталина Усме, мощная и быстрая, устремляется к воротам, оставляя защитников за собой. Одна ловит ее, но только для того, чтобы получить очевидную красную карточку. Удаление было справедливым, и это выглядит как пенальти. Оказалось, что нарушение было за пределами штрафной, и Ринкон и Усме вступили в очередной добродушный спор. Оба расположились так, что кажется, каждая из них готова исполнить штрафной. Ринкон, похоже, хочет повторить свой удар, рассчитывая пробить над уругвайской стенкой. Прежде чем она успевает это сделать, убийца, Усме, замечает небольшую брешь, которую подло создала одна из ее партнерш по команде, стоящая слева от стенки и она быстро пробивает мяч сквозь нее в сетку ворот. Счет 4:0 к перерыву, и уругвайские женщины, похоже, устали от вида колумбийской атакующей двойки. Усме играет как старомодная «девятка» — жесткая, быстрая и смертоносная, в то время как Ринкон гораздо более загадочна, занимая роль «ложной девятки», и уругвайская защита, похоже, не в состоянии уследить за ее передвижениями. Ее хитрость причиняет не меньше головной боли, но совсем другого рода.

Против десяти игроков во втором тайме колумбийки сбавили обороты. Кажется, нет смысла тратить слишком много энергии или пытаться унизить уже побежденного соперника, который итак отдает все силы. А может быть, дело в том, что уругвайки просто зарываются в землю и защищаются, чтобы добиться хоть какой-то респектабельности. В любом случае, пятый гол последует в свое время. Йорели Ринкон, вернувшаяся к выполнению стандартных положений, подает еще один отличный угловой, удар головой отскакивает от перекладины, и кто быстрее всех реагирует, как не Усме. Когда уругвайки еще не отошли от гола, Колумбия добивается очередного углового. Ринкон решает разнообразить игру, ловко отдав мяч на Джессику Каро, которая более-менее уверенно входит в штрафную и снова отдает мяч на Усме. Мяч попадает на пространство, и Изабелла Эчеверри направляет его в ворота.

В довершение всего Лейси Сантос отдала прекрасную передачу вразрез на вышедшую на замену Орианику Веласкес. Та видит Кату Усме в штрафной, и убийца безжалостно забивает свой четвертый мяч в игре. Несмотря на мастерство Усме в завершении, игра на самом деле принадлежит Йорели Ринкон.

Заключительная сноска

К сожалению, эта игра стала, возможно, последней для Йорели Ринкона в составе национальной сборной, а что последовало за ней, так и осталось невыясненным. Будучи явно второй по силе командой на турнире и претендуя на победу над Бразилией, Колумбия не смогла одержать ни одной победы на втором групповом этапе, необъяснимо проиграв 1:3 Аргентине, затем сыграв вничью 0:0 с уступающей по силе командой Чили, а затем потерпев финальное поражение от Бразилии. Это хроническое отставание на втором этапе имело катастрофические последствия. На втором этапе определялась квалификация на следующий женский чемпионат мира (2019 год во Франции) и следующие Олимпийские игры (2020 год в Токио, но в итоге из-за Ковида они состоятся в 2021 году). Причины этого краха теперь хорошо известны. В лагере возникли серьезные внутренние разногласия, а игроки выдвинули ряд обвинений в оскорблениях. Обвинения были самыми разнообразными — от общего неравенства между мужскими и женскими командами до обвинений в сексуальных домогательствах в адрес ряда ключевых институциональных фигур.

Мелисса Ортис и Изабелла Эчеверри были одними из самых откровенных, но ряд игроков, включая Йорели Ринкон и капитана Даниэлу Монтойю, также были отмечены как виновники неприятностей. По состоянию на 2023 год Ринкон так и не вернулась в сборную Колумбии. Монтойя вернулась, но только после долгого пребывания вне сборной. Колумбийская федерация и последующие менеджеры настаивают на том, что ни на одного игрока не было наложено вето на участие в играх, однако, по меньшей мере, странно, что одна из выдающихся игроков поколения, если не лучшая, Ринкон, навсегда отстранена от участия в матчах. Как свидетельствует следующий раздел, это не начало и не конец истории Йорели Ринкон.

Глава 12: Йорели Ринкон

ХАЗЛЕЙДИ ЙОРЕЛИ РИНКОН ТОРРЕС родилась в Пьедекуесте, небольшом городке неподалеку от Букараманги. Продолжая знакомую тему, ее семья издавна увлекалась спортом. В самом деле, что касается скрытой истории женского футбола в Колумбии, то ее мать, Гризельда Торрес, не зная о том, что ее отец, Элберт Ринкон, играл в fútbol de salón (мини-футбол) за поколение до того, как Йорели полюбила эту игру. Действительно, именно мать Ринкон и ее брат Даниэль заметили ее талант и вдохновили ее на то, чтобы попытаться сделать что-то свое, несмотря на укоренившийся мачизм и культурное сопротивление, с которым она неизбежно сталкивалась.

Семья Ринкон была весьма скромного достатка, и каждый из родителей занимался различными профессиями, чтобы прокормить себя и своих детей. Одним из них было производство футбольных мячей. Из-за экономических трудностей они делали это прямо в семейном доме, то есть Ринкон был буквально постоянно окружена футбольными мячами. Однако Элберт Ринкон был человеком старой закалки и поощрял занятия футболом только Даниэля. Его дочерям, Элиане и Йорели, младшей из трех детей, дарили кукол, чтобы стимулировать более женские интересы.

Однако уже в раннем возрасте стало ясно, что Йорели любит футбол. Она играла, используя футбольные мячи с фабрики, когда могла сделать это так, чтобы Элберт не узнал. Ее старшая сестра, Элиана, вспоминает, как хорошо играла ее сестра с самого раннего возраста и как практически невозможно было заставить ее уйти с поля в соседнем баррио Ла-Архентина, где она безостановочно тренировалась вместе с братом.

В конце концов Элберту стало известно, что его дочь играет в футбол за его спиной, и он почувствовал, что это сделает его и семью посмешищем для общества, если он не вмешается и не пресечет это в зародыше. Чтобы преподать Йорели урок, он не только сдувал футбольные мячи, которые делал на своей фабрике, но и уничтожал их у нее на глазах, чтобы она поняла, что переступила невидимую черту и что ей не стоит с ними играть. Латиноамериканский историк и специалист по гендерным вопросам Бренда Элси давно утверждает, что если и есть что-то, что берет верх над неолиберальной логикой во многих латиноамериканских институтах, так это упорное отстаивание мужских привилегий — в данном случае, спортивной гегемонии. Судя по действиям Элберта, эта логика, к сожалению, иногда просачивается на повседневный уровень. Элберт снова давал ей куклу, полагая, что путем настойчивости и повторения Йорели в конце концов поймет, чем ей следует заниматься в свободное время. То, что человек со столь скудными ресурсами был готов нанести ущерб своим бедным доходам ради защиты мачистской идеи о том, что в футбол должны играть только мужчины, многое говорит о размере препятствий, с которыми женщины-футболистки сталкивались в то время и, несомненно, продолжают сталкиваться во многих случаях (хотя, будем надеяться, ситуация постепенно меняется).

Тем не менее, на помощь пришел брат Йорели, Даниэль. Отметив, что ее техника лучше, чем у него самого — да что там, она превосходит по мастерству всех мальчиков, с которыми он сталкивался в ближайших окрестностях Пьедекуесты — Даниэль с удовольствием проводит часы, тренируясь с Йорели, позволяя ей отрабатывать штрафные удары (то, в чем она проявила себя на протяжении всей своей профессиональной карьеры). Йорели продолжал тренироваться, участвуя в матчах с местными мальчишками в баррио Ла Архентина. В итоге Йорели сначала попалась на глаза Виктору Гонсалесу, известному в провинции Сантандер тренеру, который в последнее время руководил женскими командами «Реал Сантандер» и «Атлетико Букараманга». В то время Гонсалес руководил Нантской школой в муниципалитете Флоридабланка, где он родился.

Флоридабланка находится примерно в 10 км от Пьедекуесты, и для того, чтобы открыть для себя Ринкон, Гонсалесу потребовалось бы отправиться в Пьедекуесту, а не наоборот. Гонсалес помнит дилетантский стиль Ринкон, который станет ее визитной карточкой, когда она станет известной. Она всегда играла с улыбкой, рожденной от удовольствия, на лице, и в какую бы ситуацию она ни попала, ее талант всегда выручал ее из беды. Кроме того, с самого начала в Ринкон чувствовалась твердая решимость, которая не соответствовала ее небольшому телосложению. Гонсалес вспоминает, что даже в возрасте семи-восьми лет она не уходила от единоборств с мальчиками 12-13 лет и, что удивительно, часто выходила из них победительницей. Гонсалес сразу же предложил Элберту Ринкону прийти посмотреть, как играет его дочь. Элберт отказался и, предположительно, сдул еще несколько футбольных мячей из вредности или в надежде, что то, что он считал благоразумием, наконец-то убедит его своенравную дочь перестать заниматься ерундой. Гонсалес, напротив, был настолько тронут, что не стал тянуть время и попробовал повторить попытку с Элбертом в другой день, когда тот успокоится. Во второй раз его уговоры были встречены более благосклонно, и Элберт пообещал, что посмотрит игру Йорели в школе Нант Виктора во Флоридабланке.

Юная Йорели училась играть босиком или в любых неподходящих кроссовках большого или малого размера, которые она только могла найти. Перед игрой во Флоридабланке, чтобы не опозорить семью, родители и брат Йорели собрали скудные сбережения и купили ей оранжевые бутсы, которые и по сей день остаются семейным сокровищем. Элберт, экономно расходуя бюджет, решил, что бутсы должны быть больше, чем ее размер на тот момент, чтобы они прослужили дольше. Проблема заключалась в том, что они были настолько большими, что Йорели выглядела и чувствовала себя как клоун. Дэниел предложил импровизированное решение ситуации. Он набил бутсы старой газетой на пятках и, что особенно важно, на мысках, и Йорели была готова играть. До тех пор, пока она не узнала, что ей также предстоит играть с щитками. И снова Дэниел взялся за дело, сделав пару из картона, чтобы Йорели, если кто-то будет что-то предъявлять, могла заявить, что на ней надеты щитки.

Когда игра началась, Элберт был поражен. В своих огромных оранжевых бутсах и с картонными щитками Йорели забила два гола, отдала одну результативную передачу и явно была лучшим игроком на поле. В этот момент сердце Элберта окончательно растаяло, и его отношение к происходящему значительно смягчилось. Почти в одночасье он стал фанатом Йорели номер один и стал вкладывать всю свою энергию в поддержку дочери. Он понял, что футбол не только для мужчин и что у его дочери есть особый талант. Виктор Гонсалес был рад, что все его усилия не прошли даром, и история главной колумбийской футболистки началась.

С самого начала все было непросто. Возможно, то, что Йорели играет в такой замечательный футбол, и покорило ее отца, но мачизм других родителей остался и проявлялся в каждый момент времени. Во время игр они неоднократно кричали, что их дети ни при каких условиях не должны позволять себя переиграть девчонке. Они, как ни странно, призывали своих мальчиков либо пинать Йорели, либо дергать ее за волосы. Реакция Йорели была типично простой: это лишь давало ей дополнительную мотивацию унизить их, обыграв в футбол. За каждый полученный удар она пробовала на них «túnel» (обыгрыш между ног), и часто ей это удавалось. Таким образом, как это часто бывает в латиноамериканском футболе, уважение завоевывается не злостью, а честностью. Другие игроки будут в восторге от качества ее игры, и вскоре она заставит их отнестись к ней с должным уважением.

У Йорели сложились прекрасные отношения с командой Нанта Гонсалеса. Они гастролировали по северу Колумбии, поражая зрителей в таких местах, как Асорлехо, Барранкилья, Санта-Марта, Вальедупар и Кукута, расположенные недалеко от границы с Венесуэлой. Зачастую это означало, что нужно было собирать деньги среди родственников и друзей, чтобы оплатить поездку Йорели. В каждом из тех мест, где она играла, Йорели выделялась как единственная девочка, участвующая в турнирах, в которых участвовало от 600 до 900 мальчиков. Как по этой причине, так и по футбольным качествам она выделялась и стала известна в любительских футбольных кругах.

Однако на этом злоключения Йорели не закончились. Она покорила своего отца, но экономические трудности остались, как и явное отсутствие возможностей для девушек и, в конечном счете, для женщин-футболисток. В возрасте всего 13 лет Йорели отправили жить в консервативную религиозную школу в Ибагуэ. Она нашла инновационное решение своих финансовых трудностей. У нее не было денег ни на еду, ни даже на проезд в автобусе, поэтому она подружилась с учителем физкультуры и предложила ему помогать в обучении младших детей. Она преподавала им основы физической культуры, а затем брала с них крошечную плату в обмен на хорошую оценку. Это помогало ей зарабатывать на жизнь, пока она была там.

Вскоре после этого Йорели получила свой первый необоснованный отказ на институциональном уровне. В Колумбии принято, чтобы лучшие молодые спортсмены-любители представляли свою провинцию на играх национального уровня. Конечно, Йорели имела право представлять Сантандер, но ее отказались выбрать, предположительно по половому признаку. Жгучая несправедливость этого в конечном итоге определит будущее Йорели и подтолкнет ее к лучшим свершениям. Она решила покинуть Колумбию, как только сможет, чтобы продолжить профессиональную карьеру в том месте, где ее будут воспринимать всерьез.

Определения того, что значит быть профессионалом, всегда были скользкими. Это, безусловно, относится и к Колумбийской женской профессиональной лиге, которая предлагает зарплату, но для многих игроков она едва превышает минимальную (1-1,5 млн песо в месяц — примерно £200-£300 фунтов стерлингов в месяц) и идет на протяжении всего трех-четырех месяцев в году. Это оставляет огромный пробел в заработке, который игрокам приходится заполнять другой работой.

Как бы то ни было, свою первую возможность Ринкон нашла в глубине штата Сан-Паулу в Бразилии. Своим первым прорывом она была обязана своему однофамильцу Фредди Ринкону (о котором подробно рассказывается в начале книги). После ухода из футбола он работал менеджером в Бразилии, завоевав репутацию игрока, хорошо разбирающегося в технической стороне игры. Как уже упоминалось, он представлял три клуба Сан-Паулу, особенно выделяясь в составе «Коринтианса». Фредди Ринкон помогал в клубе четвертого дивизиона «XV де Новембро», и у них, что очень важно, был процветающий женский дивизион. Ни с того ни с сего Фредди позвонил Йорели, когда она была в семейном доме в Пьедекуэстасе, и сказал, что был поражен ее талантом и с удовольствием порекомендовал ее в бразильский клуб. Йорели представляла команду «XV де Новембро Пирасикаба» и в 2012 году в возрасте всего 19 лет стала первой колумбийской «профессиональной» футболисткой среди женщин.

На самом деле, не желая умалять огромных достижений Йорели, которая нашла возможности благодаря своей целеустремленности, когда их практически не было, реальность такова, что «XV де Новембро» участвовал только в полулюбительском региональном соревновании Паулиста, поскольку бразильский женский футбол был (и, по сути, остается) далек от предоставления полноценного профессионального статуса на ряде уровней, которые гораздо более подробно освещены в моей первой книге «Женский футбол в Бразилии и Колумбии» (см. библиографию для более подробной информации). Тем не менее, выступления Ринкон не остались незамеченными в бразильском чемпионате. Они послужили трамплином для осуществления ее мечты — играть в более престижных североамериканских и европейских лигах.

После бразильского прорыва Ринкон уже не оглядывалась назад. Она стала известна колумбийцам как первая женщина-игрок, которая разрушила некоторые стены, сдерживающие женщин-игроков. Она сразу же нашла возможность работать в ФК «Мальме» (впоследствии более известном как ФК «Розенгорд»), элитном европейском клубе того времени, который в том году выиграл титул чемпиона Швеции, опередив ФК «Тиресё» Марты. Ринкон, которой тогда было еще лишь 19 лет, смиренно рассказывала о своем развитии, ведь она играла рядом с такими элитными игроками, как Аня Миттаг, Манон Мелис, Рамона Бахманн и Аманда Илестедт. Ринкон отметила их физическое развитие — результат многолетнего профессионального обучения, которого она была лишена. Чтобы помочь девочкам в Колумбии избежать подобных проблем в будущем, она решила открыть собственную школу, когда у нее появится финансовая возможность. Она это уже делала, но в связи с необходимостью продолжать играть, возможно, будет развивать и после завершения карьеры.

Год, проведенный в ФК «Мальме», стал для Ринкон крутым этапом обучения, но она доказала, что справилась с этим испытанием. Столкнувшись с финансовыми трудностями, клуб не смог удержать Ринкон, но теперь она благополучно попала на радары больших клубов. Она также выступала за итальянский «Сассари Торрес», норвежский «Авалдснес» и даже была приглашена в предсезонный тренировочный лагерь американской команды «Вестерн Нью-Йорк Флэш». К сожалению, договориться о постоянной работе не удалось, но она успела пообщаться с такими легендами, как Карли Ллойд, Сэм Керр и Эбби Вамбах, и это лишь три из многих.

Приключения за границей закончились, когда Ринкон узнала, что в 2017 году в Колумбии появится своя профессиональная женская лига. Естественно, появление профессиональной лиги в Колумбии заинтересовало Ринкон, и началась борьба за ее подпись. Ее выиграл «Патриотас Бояка», но очень быстро Ринкон соблазнилась еще более амбициозным проектом — командой «Атлетико Уила», которую финансировал Диего Пердомо. Команда, которая мечтала стать чемпионом сначала Колумбии, а затем и всего континента.

Пердомо собрал самых разных игроков, а это означало, что каждая позиция была закрыта как минимум двумя футболистками. Скаутская операция имела оттенок профессионализма, ведь игроки приезжали издалека, что было довольно сложно, учитывая отсутствие телевизионных трансляций в середине 2010-х годов. Клуб привлек Альдану Кометти, Элиану Стабиле и Фабиану Вальехос из Аргентины, Карлу Торрес, Исауру Висо и Джейлис Оливерос из Венесуэлы, а также вратаря из Коста-Рики Даниэлу Солеру. Наряду с ними в состав сборной Колумбии вошли несколько игроков: опытные Кармен Родаллега и Дженнифер Пеньялоса, а также молодые Даниэла Каракас и Жорелин Карабали. Все это делало «Атлетико Уила», несмотря на его размеры, относительной мелюзгой в мужском футболе, грозным соперником в предстоящем женском сезоне. В первом сезоне они заняли второе место, уступив впечатляющей команде «Санта-Фе», которая тоже набрала успешную команду. В предстоящем сезоне «Уила» вновь усилилась и, наконец, завоевала трофей, обыграв в финале «Атлетико Насьональ» со счетом 3:0 в серии пенальти. Вратарь сборной Коста-Рики Солера сыграла важнейшую роль в финале, совершив отличные сейвы во время игры и не пропустив ни одного удара в послематчевой серии пенальти.

Победа в лиге означала, что «Уила» отправится в Манаус в качестве чемпионов Колумбии, чтобы принять участие в женском Копа Либертадорес. Традиционно бразильские клубы доминируют в этом турнире, выиграв 12 из 15 титулов по состоянию на октябрь 2023 года. Ни одна другая страна не побеждала более одного раза. На турнире «Уила» начала с уверенной победы над уругвайским «Пеньяролем». Ринкон блистала в полузащите, направляя игру в своей идиосинкразической манере, в старых добрых традициях колумбийских «десяток» прошлых лет и, в частности, в традициях одного из своих кумиров, «Эль Пибе» Вальдеррамы. Во второй игре «Уила» уступила бразильскому «Аудаксу» со счетом 0:1 и в заключительном матче им нужно было побеждать эквадорский «Унион Эспаньола». Удивительно, но, учитывая, что «Уиле» нужна была победа, возможно, с большим отрывом и с разницей в счете, Йорели не выпустили в стартовом составе. К перерыву команда шла 0:0 и, казалось, вылетала из турнира. На поле появилась Йорели, которая привнесла в полузащиту столь необходимые остроту и энергичность. В конце концов они прошли дальше благодаря голу, забитому самым невероятным его источником — защитницей Элианой Стабиле. Однако спустя несколько минут «Уила» отключилась, и эквадорки сравняли счет в одной из своих первых атак. Словно обидевшись, Йорели быстро добавила второй гол, забив по-настоящему эффектный и качественный гол, который мгновенно возродил надежды на квалификацию. Пришло известие, что им нужно выиграть в два мяча или, в зависимости от другого результата, даже в три. Матч продолжался, и казалось, что выхода нет. Эквадорская команда, казалось, довольствовалась тем, что защищалась, и не давала покоя «Уиле», даже угрожая сравнять счет на контратаке. На последних секундах Ринкон, не желая сдаваться, начала последнюю атаку. Она вошла в штрафную соперника и пустила мяч по центру. Началась суматоха, в результате которой венесуэльская нападающая Изаура Висо сумела забить самый невероятный гол.

Этого оказалось достаточно; «Уила» прошла дальше по количеству забитых мячей и встретится с двумя бразильскими командами в полуфинале и финале. Сначала они сразились с хозяевами из Амазонии — командой «Ирандуба» — перед многочисленной и бесстрастной домашней публикой, которая в то время по-настоящему восприняла женский футбол. В случае победы они встретятся в финале с другой бразильской командой — экс-чемпионками мира «Сантосом». Учитывая это, «Уила» настроилась на атакующий маневр и на то, чтобы бить соперника на контратаках. Оба матча завершились со счетом 1:1, причем в каждом из них «Уиле» пришлось отыгрываться, чтобы довести матчи до серии пенальти. Ни одна из игр не перешла в дополнительное время, так как, по всей видимости, чиновники КОНМЕБОЛ посчитали, что женщины не способны играть дополнительные 30 минут (в аналогичном мужском турнире всегда было дополнительное время). Официальная версия гласила о влажности Амазонки. Как бы то ни было, это сыграло в пользу «Уилы», оказав давление на бразильские команды, в частности на хозяев. Эксперт по пенальти Даниэла Солера, которая сыграла ключевую роль в завоевании титула чемпиона Колумбии, вновь оказалась решающей фигурой, остановив удары таких известных игроков, как Андрессинья из «Ирандуба» и Анхелина Костантино из «Сантоса». В финале против «Сантоса» Йорели исполняла последний пенальти. Она была полна уверенности в себе и с ликованием пробила прямо по центру, сделав «Уилу» чемпионами континента.

В этот момент, о чем более подробно рассказывается в моей книге «Женский клубный футбол в Бразилии и Колумбии», начался настоящий ад. Став чемпионами, «Уила» обнаружила лазейки в недавно созданных профессиональных контрактах, по которым работали игроки «Уилы». За победу в Копа Либертадорес «Атлетико Уила» должна была получить определенную сумму от КОНМЕБОЛ, как и в любом другом мужском соревновании. Однако Ринкон сразу же объяснила в видеоролике, что игрокам не планировали ничего выплачивать. Обычно это оговоренный пункт в контракте любого игрока, с заранее оговоренными бонусами в случае победы в том или ином соревновании. Ринкон сформулировала это так: «Призовые деньги пойдут на мужскую команду», — после чего в прессе начался ажиотаж и многочисленные заявления о том, что Ринкон все выдумала. Вскоре было достигнуто соглашение, согласно которому за победу в соревновании игроки будут получать определенный бонус. В этом смысле Ринкон выиграла коллективную битву от имени своих коллег. Однако цена, которую она заплатила за победу в этой битве — это дальнейшее очернение ее как нарушительницы спокойствия и постоянной жалобщицы со стороны СМИ, клубов и институциональных деятелей, которые явно сочли ее роль представителя своих товарищей по игре раздражающей.

Это была не первая и не последняя борьба, в которой принимала участие Ринкон. После возвращения из загранкомандировки ее карта была помечена, и она увидела, что на нее наложено вето со стороны национальной сборной. Последующие менеджеры сборной отрицали это, но трудно поверить, что Ринкон не попала бы в число 22 лучших игроков, доступных для участия в ряде ключевых международных матчей. Йорели критиковала продолжительность контрактов, систему социального обеспечения и продолжительность сезона в профессиональной лиге. Склонная к высказыванию неудобных истин, она стала объектом все большей ярости со стороны власть имущих.

Это было связано с участившимися слухами о ее сексуальной ориентации, на которые Ринкон ответила, заявив, что она бисексуальна. Действительно, во время турнира Копа Либертадорес, о котором шла речь выше, Ринкон состояла в отношениях с другим ключевым игроком «Уилы», венесуэльской защитницей Джейлис Оливерос. Ринкон записала в Инстаграм видео, на котором целует Оливерос и пьет пиво после победы «Уилы» на турнире. Несколько недель спустя, не ссылаясь напрямую на это видео, президент «Толимы» Камарго заявил, что женщины-футболистки «больше пьют, чем мужчины», и что женский футбол — это «caldo de cultivo de lesbianismo tremendo» (ужасный культиватор лесбиянства).

Неудивительно, что после того, как Ринкон стали все больше очернять в СМИ, она и Оливерос, а также Карла Торрес перешли из «Уилы» в амазонский клуб «Ирандуба» в Бразилию на сезон 2019 года. Переезд оказался не совсем удачным, поскольку бразильская команда уже достигла своего пика. Когда многие крупные клубы открыли женские команды примерно в то же время, «Ирандуба» столкнулась с финансовыми трудностями и начала распадаться. Переход, по крайней мере, обеспечил ей время на поле на регулярной основе, но привел к тому, что в эпоху Ковида Ринкон оказалась в футбольной неопределенности.

К счастью для Ринкон, у нее было такое имя, что несколько итальянских клубов постучались к ней, как только стало возможным снова перемещаться по миру. Она провела один сезон в миланском «Интере», а затем перешла в «Сампдорию». На вопрос, в чем сильные стороны женского футбола, Ринкон отвечает поучительно. Она говорит, что, хотя мужчины, как правило, физически сильнее, женщины обладают гораздо большей решительностью и зачастую гораздо сильнее коллег-мужчин в психологическом плане. Хотя такое утверждение трудно доказать объективно, кажется, что оно справедливо по отношению к личной траектории Ринкон, которая воспринимает каждое «нет» как повод быть более решительной, каждый удар соперниц как возможность показать им, когда мяч окажется у нее в следующий раз, а каждое незначительное и ехидное замечание со стороны институциональных фигур как возможность поставить точку, объяснив свою собственную реальность и, как следствие, борьбу многих ее современников по всей стране и за ее пределами.

Ринкон совсем не оптимистично смотрит на будущее женского футбола в Колумбии. Она считает, что серьезные структурные изменения маловероятны в ближайшие пять, десять или даже 20 лет. Поэтому, когда ее спрашивают о том, чем она может заняться по окончании карьеры, она говорит не о том, что будет управлять командой, а о том, что попытается занять место в коридорах власти, чтобы добиться перемен. Ринкон, несомненно, является исполнителем, а не тем, кто будет сидеть в сторонке. За последние несколько лет женский футбол значительно продвинулся вперед, но многие из тех же препятствий остаются. По-прежнему существует резкая дихотомия между мужским и женским футболом, и везде, где требуется сокращение бюджета, на это часто негласно ссылаются. Один из бывших клубов Ринкон, «Атлетико Уила», который в свое время был чемпионом Южной Америки, дважды отказывался от участия в женской лиге из-за нехватки бюджета. Конечно, несмотря на нехватку бюджета, мужская команда никогда не прекращала свою деятельность, продолжая каждый год участвовать в соревнованиях. Прогресс, достигнутый в женском футболе в Колумбии, заслуживает восхищения. То, что колумбийские женщины, как и мужчины, вышли в четвертьфинал Кубка мира — это момент гордости. Однако все те же трудности остались, только с другим поколением женщин, таких же стойких и решительных, как Йорели. Бой продолжается.

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только...