21 мин.

YMCA – как христианская сеть изобрела баскетбол, открыла Элвиса и вдохновила хит, под который танцует Трамп

Денис Пузырев сходил на четыре буквы.

12 ноября 2024 года на вершину чарта Billboard в категории Dance/Electronic взлетел диско-хит из 1978 года YMCA от американской группы Village People. Возвращение на вершины чартов старых песен не уникальный случай. Причин много: удачный свежий римейк, выход биографического фильма об исполнителе, новый тренд в соцсетях, какой-нибудь юбилей. А в рождественских чартах из года в год царят заезженные хиты от ABBA, Марайи Кэри и Wham.

Но в случае с YMCA причина возродившегося интереса нестандартна. Эта песня стала полноценным саундтреком предвыборной кампании Дональда Трампа. Каждое публичное выступление Трампа перед сторонниками в разных штатах заканчивалось одинаково: он финалил речь каким-нибудь лозунгом, оставался на сцене, в зале врубалась YMCA, а Трамп, пританцовывая, обходил сцену и приветствовал собравшихся. Поначалу это выглядело странно, но постепенно танец Трампа под YMCA стал мощным мемом и обязательной частью его публичного имиджа.

Тренд поддержали и популярные американские спортсмены. Отмечая голы или победы, они повторяли «танец Трампа». Среди танцоров отметились игроки разных клубов НФЛ Ник Боса, Задариус Смит, Брок Бауэрс, Кэлвин Ридли, звезда UFC Джон Джонс, гольфист Чарли Халл и вингер «Милана» и сборной США Кристиан Пулишич. Он исполнил «танец Трампа», празднуя гол Ямайке. Правда, Пулишич после игры заявил, что с его стороны это не было политическим жестом: «Просто ради развлечения. Я видел, как все делали это вчера в НФЛ, я видел, как это делал Джон Джонс, и мы просто немного веселились. Я подумал, что это выглядит довольно забавно».

YMCA продержалась на вершине чарта 5 недель и уступила первую строчку традиционным рождественским песням только в середине декабря, когда предвыборная кампания Трампа закончилась.

Почему песня Трампа так удивляет

Ролики с танцующим под YMCA Трампом стали настолько популярными, что могло сложиться ощущение: так он использовал эту песню на протяжении всей политической карьеры. На самом деле это не так. Во время предвыборной кампании 2016 года в роли финальной песни после публичных выступлений Трампа включали You Can’t Always Get What You Want  – хита Rolling Stones 1968 года. На его предвыборном митинге YMCA впервые прозвучала в октябре 2020-го во Флориде.

Та президентская кампания проходила на фоне пандемии ковида, и в начале октября 2020-го Трамп сообщил, что подхватил коронавирус. Сообщение о болезни действующего президента вызвало опасения у его сторонников: как 74-летний Трамп входил в группу риска. То появление во Флориде под бодрый диско-хит YMCA спустя три недели должно было показать всем: Трамп выздоровел и готов продолжить гонку.

В США эксперты-политологи даже спорили, какой тайный смысл вкладывает Трамп, так настойчиво привязывая образ к этой песне. Ведь YMCA с момента появления имеет статус неофициального гимна ЛГБТ* (в России признано экстремистским общественным движением и запрещено). А основные избиратели Трампа – консерваторы. В этом контексте публичные танцы Трампа многим казались максимально странными.

На самом деле в тексте песни YMCA нет никаких упоминаний секс-меньшинств. Человеку вне американского контекста вообще сложно понять, о чем она. По сюжету певец обращается к некоему молодому человеку, который приехал без денег в чужой город. Он призывает не унывать, а направиться в организацию YMCA, где тот найдет себе ночлег, питание и много новых друзей.    

YMCA расшифровывается как Young Men’s Christian Association – Ассоциация молодых христиан. Можно подумать, что речь идет о какой-то религиозной секте, а песня предлагает стать ее последователем. Однако в реальности все совсем не так.

Для американцев из 1970-х смысл песни совершенно понятен. Для них YMCA – это прежде всего гигантская сеть дешевых общежитий, открытием которых занималась одноименная организация. На пике в 1940-х в общежитиях YMCA было 100 тысяч спальных мест – больше любой гостиничной сети в стране. А стоимость проживания – настолько низкой, что позволить себе снимать комнату с кроватью площадью от 7 до 15 квадратных метров могли и бедные студенты, и безработные. К середине 1970-х число койкомест в общагах YMCA снизилось примерно вдвое, но все равно это оставалось популярным местом для жизни молодых малообеспеченных американцев.

Как музыка диско выбралась из андеграунда и стала мейнстримом

Музыка диско, в стилистике которой написан хит Village People, появилась в начале 1970-х как музыка черных кварталов Восточного побережья – Нью-Йорка и Филадельфии. Предшественниками диско считаются фанк, соул и R&B – традиционные стили американской черной музыки. Новаторство диско состояло в сочетании ритмичности и танцевальности фанка с лиризмом и мелодичностью соула и R&B. И в таком виде новый стиль расширил аудиторию, утратив расово-этническую специфику.

И тем не менее в первые годы существования диско было андеграундной субкультурой. Вечеринки, на которых диджеи ставили диско, были закрытыми: обычно арендовали актовый зал в какой-нибудь дешевой гостинице, завозили аппаратуру и устраивали там танцы до утра. Никаких афиш и анонсов в прессе – только для своих. В крупных городах организаторами таких тусовок часто выступали промоутеры, принадлежащие к секс-меньшинствам, к ним же относилась и значительная часть публики, что формировало стереотип в отношении всего стиля. Несмотря на растущую популярность диско-клубов, музыку в этом стиле не ставили на радио, а крупные звукозаписывающие лейблы игнорировали исполнителей.

Все изменилось в 1977 году, когда кинопродюсер Роберт Стигвуд наткнулся в журнале New York на очерк Ника Кона о рабочем парне из Бруклина, который днем работал за гроши на стройке, но ночью отправлялся на подпольные вечеринки. Из этой истории родился сценарий фильма «Лихорадка субботнего вечера» – мюзикл в стиле диско, который сделал звездами малоизвестного актера Джона Траволту и исполнителей основных музыкальных тем группу Bee Gees. Создатели фильма намеренно умолчали, какая публика собиралась на подобного рода подпольных дискотеках.

Фильм произвел революцию: диско выбралось из подполья, по всему миру стали открываться легальные дискотеки, копирующие эстетику, показанную в «Лихорадке субботнего вечера», а звукозаписывающие лейблы начали судорожно подписывать артистов, которые еще вчера считались андеграундными. Самой расторопной оказалась PolyGram, заполучившая самых ярких звезд нового модного стиля – Bee Gees, Донну Саммер и группу Village People.

Village People изначально были продюсерским проектом. Переехавший в Нью-Йорк французский композитор и продюсер Жак Морали был завсегдатаем подпольных дискотек и, когда диско вышло из андеграунда, быстро сообразил, что это его шанс подняться на вершину чартов. У него уже были и хитовые мелодии, и исполнитель – актер бродвейских мюзиклов Виктор Уиллис. Но Морали решил, что гораздо эффектнее будет смотреться группа, в которой каждый участник представляет определенный архетип. Он дал объявление в газету о наборе в группу танцоров. От претендентов требовалось уметь немного петь, выглядеть как мачо и носить усы.

Сценические образы, которые использовали Village People, Морали подсмотрел на одном из подпольных гей-карнавалов в Нью-Йорке. Основной вокалист Уиллис вжился в образ полицейского, а набранные танцоры-бэк-вокалисты стали индейцем, строителем, ковбоем, байкером и солдатом.

Village People с первых песен стали суперуспешным проектом, собирая на шоу самые большие залы. Но при этом Морали, создавая хиты для группы, постоянно использовал двусмысленность и намеки, которые были хорошо понятны поклонникам диско еще прежних андеграундных времен. Эти подмигивания разбросаны практически по всем хитам Village People, и даже само название «Люди из деревни» отсылает не на фермы в глубинках, а на нью-Йоркский район Greenwich Village – центр полуподпольных гей-клубов.      

Такая же история приключилась и с их самым успешным хитом YMCA. Для миллионов обычных слушателей это что-то вроде рекламного ролика молодежных общежитий от уважаемой христианской организации. Однако для публики внутри движения мелькал скрытый смысл: многие такие общежития становились центрами тусовочной жизни в студенческих кварталах с подпольными дискотеками определенной направленности. А строчка из припева «They have everything for young men to enjoy/You can hang out with all the boys» («Здесь есть все, что нужно молодым людям, чтобы получить удовольствие/Ты можешь там тусоваться со всеми парнями») трактовалась ими как прямой намек на запретные вечеринки.

Сам Морали и участники Village People всегда отрицали, что имели в виду что-либо подобное, однако их никто не слушал: YMCA практически сразу после выхода стала восприниматься как гимн секс-меньшинств.   

Христианский спорт как альтернатива пабам и борделям

Вероятно, пришло время, когда вы задались закономерным вопросом: что делает этот музыкальный текст на нашем политическом сайте? Все очень просто: за слоем диско организация YMCA сыграла важнейшую роль в истории мирового спорта.

YMCA обязана созданием промышленной революции в Европе в середине XIX века. Население городов, становившихся индустриальными центрами, стремительно росло в основном за счет молодых мужчин, которые перебирались на заработки из деревень. Жизнь этих новых горожан помимо изнурительных смен на заводах включала и досуг, но крайне скудный. По большому счету основными вариантами для них были только пабы и бордели. И это вызывало обеспокоенность в обществе.

В июне 1844 года 22-летний управляющий лондонского магазина тканей Джордж Уильямс вместе с 11 друзьями учредил YMCA – Ассоциацию молодых христиан, которая должна была бороться с общественными пороками. Уильямс вырос в деревне в семье набожных фермеров и переезд в Лондон поверг его в шок. Первое время организация занималась лекциями и распространением брошюр, где призывала молодежь отказаться от греховных привычек. У Уильямса появились последователи, которые открывали отделения YMCA в Великобритании и за ее пределами. Но быстро стало понятно, что одними лекциями ситуацию не изменить – для молодежи необходимо создать здоровую альтернативу пабам и борделям. И лучшим вариантом, по мнению создателя YMCA, был спорт.

Спорта в современном понимании в те годы не существовало вообще. Никаких федераций, соревнований, стадионов. Отдельные виды считались лишь развлечением для привилегированных классов – офицерства и студентов престижных университетов.

Но YMCA удалось найти мощного союзника – церковь. В церкви тоже с беспокойством смотрели на падение нравов городской молодежи, и многие священники понимали, что одними проповедями ситуацию не исправить. И как раз в это время среди богословов стала пользоваться популярностью концепция «мускулистого христианства» (Muscular Christianity). Они поощряли занятия спортом среди прихожан и считали, что физические тренировки вырабатывают выносливость, необходимую для служения другим, а физическая сила в соединении с христианскими ценностями ведет к улучшению морали и характера.  

Сейчас кажется, что это очевидная связь, однако для церкви тех времен она звучала революционно. На протяжении веков церковная риторика строилась на противопоставлении духовного и телесного, и тело в этой системе координат воспринималось как сосуд греха

В итоге сложилась успешная коллаборация: YMCA вербовала молодежь и подыскивала спонсоров, которые давали деньги на создание спортивной инфраструктуры, а церковь предоставляла помещения и землю под спортивные клубы. Среди нынешних клубов АПЛ есть те, которые появились именно таким образом: «Эвертон» создан в 1879 году при ливерпульской церкви Сент-Доминго, а их стадион «Гудисон Парк» построен рядом с храмом. Поэтому долгие годы матчи «Эвертона» никогда не назначались на утро воскресенья, чтобы не мешать воскресной проповеди.   

В том же году при храме Сент-Эндрю в Лондоне появился футбольный клуб для воспитанников церковной школы. Сегодня мы его знаем под названием «Фулхэм». Год спустя свою команду создала церковь Святого Марка в Манчестере – так начиналась история «Манчестер Сити». По этой же схеме создан и «Саутгемптон», сохранивший название церкви, благодаря которой он появился в названии стадиона «Сент-Мерис» и в прозвище «святые». Еще одна церковь Святой Марии, но уже католическая и в Глазго учредила футбольный клуб «Селтик».

Как YMCA запустила карьеру Элвиса Пресли

Спорт был не единственным направлением деятельности YMCA. С ростом популярности сферы их активностей росла. С началом Первой мировой войны YMCA строила центры для беженцев, санатории для получивших ранения и дома для военнопленных. Особенно масштабным строительство было в США, куда направлялись волны мигрантов из Европы. После окончания двух мировых войн все эти дома превратятся в те самые молодежные общежития, воспетые Village People.

Еще одним важным направлением стало образование. YMCA начинала с образовательных кружков для малообеспеченной молодежи. Причем с лекциями выступали профессоры ведущих вузов. Например, в Санкт-Петербурге, где YMCA создала отделение в 1900 году, перед рабочей молодежью выступали академики Анатолий Кони и Иван Тарханов. Помимо этого большой популярностью пользовались вечерние курсы по русскому, французскому, немецкому и английскому языкам, основам бухгалтерии, коммерческой математике. В США несколько основанных YMCA вечерних школ со временем разрослись до престижных университетов, существующих до сих пор.  

Помимо спортивной инфраструктуры, образовательных учреждений и временного жилья региональные отделения YMCA вели самую разнообразную деятельность – издавали книги (например, в издательстве YMCA-Press впервые публиковались запрещенные в СССР произведения Михаила Булгакова «Собачье Сердце» и «Мастер и Маргарита», а также «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына), организовывали концерты, запускали вещание на радиостанциях.

Одна из таких радиостанций – KWKH, принадлежавшая руководителю отделения YMCA города Шривпорта в штате Луизиана Генри Клею. Самым рейтинговым шоу KWKH была Louisiana Hayride. Там транслировалась запись еженедельного живого концерта с участием звезд стиля кантри – самого популярного на юге и западе США.

В октябре 1954 года в Louisiana Hayride дебютировал неизвестный 19-летний певец из Мемфиса Элвис Пресли. После двух песен с ним заключили годовой контракт, по которому он должен был выступать на шоу каждую неделю, получая за каждое выступление по 18 долларов. Именно выступления на Louisiana Hayride заложили фундамент его популярности. Постепенно он превратился в главную звезду шоу, на него обратил внимание журнал Billboard, а год спустя контракт с Пресли подписал один из крупнейших музыкальных лейблов США RCA Records.

По контракту Элвис должен гастролировать по всей стране, а боссы RCA пробили для него первые роли в кино и съемки на телевидении. Но была проблема – за месяц до контракта с RCA Элвис еще на год продлил соглашение с KWKH на значительно улучшенных условиях по 200 долларов за выступление. Однако совмещать еженедельные выступления в Шривпорте с карьерой звезды национального масштаба было нереально. Поэтому продюсер Пресли полковник Паркер выкупил его контракт с радиостанцией за 10 тысяч долларов, договорившись, что Элвис выступит с финальным шоу на Louisiana Hayride 15 декабря 1956 года. Доходы от продажи билетов должны были пойти на благотворительность по выбору самого Элвиса. Он передал деньги на строительство общественного бассейна для местного отделения YMCA.

К моменту того выступления Пресли уже превратился в самого популярного исполнителя в США. Несколько его песен достигали первого места в национальном хит-параде, а за месяц до шоу вышел первый фильм с его участием «Люби меня нежно». Ажиотаж был невероятным: в Шривпорт съезжалась молодежь со всей Луизианы и близлежащих штатов. Концерт проводили в десятитысячном Hirsch Coliseum – самом большом зале города, совершенно не приспособленном для концертов.

Организаторы даже использовали двойника Элвиса – местного полицейского, который отвлек фанатов у центрального входа, пока Пресли заходил в здание с черного входа. Ведущий шоу Хорас Логан в царившем хаосе лишился машины: он припарковал Mercury Montclair у стены концертного зала под окном, которое вело на второй этаж. И толпы молодежи раздавили крышу автомобиля , проникая внутрь шоу без билетов.

Выступление Пресли длилось 30 минут. По воспоминаниям очевидцев, в зале ничего не было слышно: и так плохая акустика в Hirsch Coliseum не справилась с получасом истошного крика толпы. Элвис покинул зал так же технично, как и зашел: допев последние слова в Hound Dog, просто ушел со сцены, пока группа еще играла мелодию.

Зрители требовали продолжения, а по сценарию после Элвиса выступали еще пять артистов в стиле кантри. Но их попытки выйти на сцену тонули в свисте. И тогда к микрофону вышел ведущий Хорас Логан и произнес фразу, которая вошла в историю и до сих пор используется как идиома в различных ситуациях.

«Elvis has left the building» («Элвис покинул здание»), – заявил Логан, призывая публику успокоиться и остаться на выступления других артистов. Однако зал после этого стал быстро пустеть.

Бассейн на собранные от выступления Элвиса деньги действительно был построен. До наших дней он не сохранился, однако в шривпортском отделении YMCA хранится мемориальная табличка о вкладе Пресли в это строительство.   

Физруки YMCA изобрели баскетбол, волейбол и футзал

Если раскрутка Элвиса Пресли была во многом случайным событием, то изобретение сотрудниками YMCA нескольких популярных видов спорта произошло осознанно.

В декабре 1891 года преподаватель физкультуры основанного YMCA Спрингфилд Колледжа 30-летний Джеймс Нейсмит долго придумывал новую игру для учеников. Это не его инициатива – такую задачу перед ним поставило руководство. И это было непросто: надо придумать игру для зала, которая с одной стороны понравилась бы ученикам, а с другой – отражала бы христианские принципы организации.

До Нейсмита новую игру пытались придумать двое его коллег, но у них ничего не вышло. Но к декабрю это стало просто необходимостью: зима вышла снежная, колледж заметало, и ученики находили выход энергии в беготне по коридорам. На занятиях по физкультуре тоска – на выбор лишь гимнастические упражнения и турник.

Нейсмит был необычным физруком. По образованию теолог и к созданию новой игры подошел с точки зрения христианской теории. В то время самыми популярными в США были бейсбол и американский футбол. Бейсбол Нейсмиту совсем не нравился: по его мнению, в нем слишком много индивидуализма и мало командной работы. У американского футбола была другая проблема – излишняя агрессия на площадке.

Размышляя о причинах этой агрессии, он пришел к выводу: если игрок может продвигать мяч, схватив его руками на бегу, контактная борьба неизбежна. Поэтому, придумывая правила, он исходил из основы, что игроки не могут двигаться, удерживая мяч в руках. 

Вторая его идея – агрессии на поле станет меньше, если цель атакующей команды будет находиться не перед игроком, а на высоте горизонтально полу. Таким образом для успеха потребуется не столько сила, сколько точность и расчет. Он раздобыл две корзины, в которых хранились персики, прибил их к нижним планкам балкона спортзала, разделил студентов на две команды по 9 человек и выдал им мяч для игры в европейский футбол. В правила из 13 пунктов он включил запрет контактной игры. Любое касание соперника означало фол и переход мяча. Так родился баскетбол.

С распространением баскетбола проблем не возникла. Уже на следующий год центральный совет YMCA включил новую игру в учебную программу спортивных секций по всему миру. Более того, миссионеры организации, занимавшиеся обращением в христианство жителей стран Азии и Африки, использовали баскетбол в проповедях, объясняя на примере игры суть христианских ценностей.    

Одним из любимых студентов Нейсмита в Спрингфилде был Уильям Морган. Он не только был отличным спортсменам, но и разделял христианский подход учителя к спорту. После окончания колледжа Морган устроился спортивным инструктором в YMCA. Его первым местом работы стала секция в пригороде Спрингфилда Холиоке. В отличие от колледжа на занятия в Холиоке приходили люди разных возрастов. И людям в возрасте было сложно противостоять на баскетбольной площадке молодым игрокам. Морган пошел по примеру учителя и сел изобретать еще одну новую игру, которая бы подходила его воспитанникам.

Сначала он хотел сделать что-то на базе любимого тенниса, но в Холиоке было не достать ракеток и теннисных мячей. Проблем не было только с сеткой. Тогда он поднял ее над полем, как в бадминтоне, и отказался от ракеток, перебрасывая через сетку более крупный мяч руками. Несколько месяцев ушло на разработку новых правил, и в начале 1896 года 25-летний Морган на всеамериканской конференции руководителей спортивных секций YMCA в Спрингфилде представил игру, которую назвал минтонетт.

Новая игра получила одобрение боссов организации. Только профессор Альфред Халстед выразил мнение, что название стоит придумать попроще и с отражением смысла игры. Он предложил слово «волейбол» (перелетающий мяч). Морган не стал возражать.

Еще один выпускник Спрингфилд Колледж Хуан Карлос Сериани получил распределение на родину в Уругвай, где у YMCA уже было отделение. 24-летний Сериани руководил детской секцией, обучая воспитанников баскетболу и волейболу. Однако уругвайские мальчишки без восторга отнеслись к новым играм. Они обожали футбол. Дело было в 1930 году: Уругвай только что выиграл первый чемпионат мира, и у другого применения мяча просто не было шансов.

Приходя в зал, воспитанники Сериани вместо отработки бросков по корзине при каждом удобном случае затевали футбольный матч. Преподаватель понял, что противостоять этому невозможно, после чего сел и написал правила для игры в футбол в зале командами пять на пять, некоторые положения позаимствовав из баскетбола. Так на свет появился футзал или мини-футбол.

Христианский клуб без христиан стал сенсацией норвежского футбола

Под эгидой YMCA за последние 150 лет по всему миру создано огромное количество команд в разных видах спорта, но они никогда не добивались каких-либо серьезных достижений в крупных соревнованиях. Прежде всего потому, что YMCA и не ставила таких целей. В организации с большим скепсисом относились к профессиональному спорту. Ведь с их точки зрения спорт – это способ духовного совершенства через физическое развитие, а профессиональные спортсмены зарабатывают деньги и славу.

Казалось, что в современном мире, где спорт стал большим бизнесом, у воспитанников YMCA уже нет шансов заявить о себе, оставаясь в рамках организации. Но случилось неожиданное.

Возможно, вы обратили внимание, что в последнем сезоне высшего дивизиона норвежского футбола дебютировала команда со странным названием КФУМ. И выступила вполне достойно: весь сезон шла в верхней части таблицы, в какой-то момент даже претендовала на еврокубки, дважды обыграла «Русенборг», ни разу не уступила «Боде/Глимт», дошла до полуфинала Кубка Норвегии и закончила чемпионат на восьмом месте.

Клуб КФУМ основан еще в 1939 году, но практически всю историю играл в низших любительских лигах. Прорыв произошел в 2016-м, когда команда пробилась во второй дивизион, а в 2023-м, заняв второе место, завоевала место в элите. И так вышло, что после вылета из высшей лиги «Волеренги» КФУМ стал там единственным клубом из норвежской столицы Осло.  

Для названий норвежских клубов нетипичны аббревиатуры. КФУМ – единственное исключение. Это название расшифровывается как Kristelig Forening for Unge Menn – Ассоциация молодых христиан. То есть YMCA, но по-норвежски. Клуб, ставший сенсацией норвежского чемпионата, представляет любительскую секцию христианской волонтерской организации.

Комментируя выход в элиту, главный тренер КФУМ Йоханнес Мосгор не скрывал эмоций: «Это величайшее достижение в современном норвежском футболе. Этого не должно произойти. Это вообще не должно быть возможным. Мы доказали, что деньги в футболе решают не все».

Даже во втором дивизионе КФУМ был командой с одним из самых низких бюджетов. А в высшем его финансовые возможности в разы уступали даже аутсайдерам. Годовой бюджет КФУМ в дебютном сезоне в элите составлял 2,5 млн долларов, а игроки получали от 645 до 735 долларов в месяц. По меркам Норвегии – это ничто: на такие деньги не прожить, поэтому многие игроки помимо игры в футбол вынуждены работать где-то еще. Для сравнения: средняя зарплата в других норвежских клубах около 9 тысяч долларов в месяц. По данным норвежского правительства, средняя заработная плата в стране – 56360 крон в месяц (5175 долларов).  

Клуб настолько беден, что не может позволить себе штатного тренера вратарей и аналитика, привлекая на эти позиции специалистов вне штата на неполный набор задач. Маркетингом и клубным сайтом команды бесплатно занимаются волонтеры из YMCA. Свой состав Мосгор собрал из игроков, от которых отказались другие клубы. «Мы не можем брать игроков, у которых все в порядке, – рассказывал он в интервью ESPN. – Мы пытаемся найти тех, у которых выделено какое-то одно качество. Может быть, он очень быстрый, но ему не хватает немного интеллекта с мячом или правильного отношения к игре. Мы думаем, что можем изменить эти вещи».

Гостей КФУМ принимает на маленьком стадионе, который был полем для футбольной секции Ассоциации. Единственная крытая трибуна рассчитана на 1100 зрителей, а общая вместимость – 3200 человек. Рядом со стадионом на южной окраине Осло проходит автомобильная дорога. За ней расположены раздевалки. Чтобы попасть на поле, командам надо перед этим перейти дорогу по пешеходному переходу.

Руководители КФУМ говорят, что клуб остается приверженцем базовых ценностей YMCA. Правда, Мосгор отмечает: в клубе христианской ассоциации практически нет христиан. Большинство игроков – мусульмане или атеисты. Но, по его словам, это не проблема, ведь базовые христианские ценности – милосердие, взаимоуважение, взаимопомощь – универсальны и подходят для представителей любых взглядов.  

* – Международное движение ЛГБТ признано в России экстремистским и запрещено

Фото: Gettyimages.ru/Drew Angerer, Christopher Furlong/; commons.wikimedia.org/Mario Casciano; East News/AP Photo/RCA Victor; Marius Simensen/Keystone Press Agency/Global Look Press