15 мин.

История дружбы Бочелли и Паваротти – через неземную любовь к футболу

От Ярослава Сусова.

Он редко бывает на стадионе и не любит современных комментаторов – «слишком много говорят о том, что никого не волнует». 

Он болеет за любимую команду почти 60 лет и с ностальгией вспоминает 1960-е. Там ведь был совсем другой футбол: мяч – легче, а матчи транслировали по радио. Мечтал стать боксером и фанател от Мохамеда Али. Как все мальчишки.

В 12 лет полностью ослеп. В 35 стал знаменитым.

В 66 он один из самых преданных и известных фанатов миланского «Интера» – дружит с Хавьером Дзанетти, болеет за Лучано Спалетти и Клаудио Раньери, а в текущем составе больше всего уважает Алессандро Бастони и Стефана Де Фрея.

Его зовут Андреа Бочелли, он один из главных классических музыкантов современности.

Бочелли – слепой. Он с детства фанател от «Интера» и потерял зрение из-за футбола

У Андреа всегда были проблемы со здоровьем. Еще до рождения врачи советовали маме Эди сделать аборт. Ожидалось, что ребенок появится на свет серьезно больным.

Врожденная глаукома. 13 операций на глаза, но Бочелли все равно видел очень плохо – сильная близорукость. 

«Я видел все, просто на очень небольшом расстоянии, – говорил Бочелли. – И до сих пор хорошо помню мир, который тогда видел. Цвета, текстуру – все. Как такое забыть?»

Но зрение падало с каждым годом. В 7 лет родители отправили Андреа в интернат учиться читать шрифт Брайля. Тогда же Бочелли влюбился в футбол.

Его папа болел за «Фиорентину», родную команду из Тосканы, а сын выбрал чемпионский «Интер» Эленио Эрреры. Боччели до сих пор наизусть помнит стартовый состав «Интера»-1965: Сарти, Бургнич, Факкетти, Бедин, Гуарньери, Пикки, Хаир, Маццола, Доменгини, Суарес, Корсо. 

Лучше всего Бочелли запомнил чемпионат мира-1970, первый и последний, который он видел. В полуфинале Италия победила ФРГ в Матче века со счетом 4:3, а потом проиграла Бразилии с Пеле, Жаирзиньо, Ривелино и Карлосом Альберто.

Андреа всегда мечтал профессионально петь. Он с 8 лет выходил на сцену с O Sole mio. Родители были не против, но просили сына учиться и получить профессию. Бочелли «был фантазером и мечтателем», спорил, рвался на сцену и на футбольное поле.

«Я был очень активным и жизнерадостным ребенком, немного непослушным, но веселым и всегда готовым пошутить и посмеяться, – рассказывал Бочелли. – В тех местах, где я вырос, о таких говорят: «Вечно что-то выдумывает».

Наверное, [c годами] у меня поубавилось стремительности и безрассудства, заставляющего рисковать, особенно в спорте».

В 12 Андреа рубился в футбол с другими мальчишками. Только в этот раз его почему-то поставили в ворота. Впервые. И произошел несчастный случай.

«Мяч попал прямо в правый глаз, единственный, который все еще различал цвета и воспринимал свет.

Потеряв зрение, я очень плакал, но недолго. Окружающие могут подумать, что слепота – моя главная проблема, но такого отношения к ней у меня нет и никогда не было. Просто перестал себя жалеть и решил, что нужен позитивный настрой, чтобы жить полноценной жизнью».

Андреа пел в школьном хоре, как-то выиграл музыкальный конкурс в соседнем городе, но звездой так и не стал. Он учил право в Пизанском университете и пел в барах. В одном из таких познакомился с будущей женой Энрикой. Она услышала его голос – и сразу влюбилась.

До 35 Бочелли жил самой обыкновенной жизнью.

А потом его заметил другой футбольный фанат – Лучано Паваротти.

Паваротти мечтал стать вратарем (отговаривали на семейном совете), его ария – гимн ЧМ-1990, а мировая слава пришла из-за концерта на том ЧМ

В начале 1990-х Лучано Паваротти – уже великий оперный певец и самый известный тенор мира. 

Паваротти – из Модены. В его детстве местная команда несколько раз попадала в топ-5, так что болел за нее. И мечтал стать вратарем. Паваротти совмещал две карьеры – в футболе и в музыке.

Сразу две конкурентные и нестабильные профессии. Родители просили Лучано одуматься. Только тянули в разные стороны. Папа Фернандо Паваротти был пекарем и пел в церковном хоре (Лучано говорил, что голос папы намного сильнее). Только Фернандо не смог стать певцом и отлично понимал, какое в индустрии соперничество. Вот и советовал сыну выбрать что-то другое. Мама, Адель Вентури, наоборот, уговаривала заниматься музыкой. Только от голоса сына у нее появлялись мурашки. 

В итоге Паваротти сначала перешел в футбольные тренеры (да, великий музыкант учился два года), а потом сконцентрировался на пении.

«Мне больше было по душе преподавать физкультуру, – рассказывал Паваротти. – В то время я безумно увлекался спортом. Был худым, но состоял из одних мускулов. Занимался спортом по шесть-семь часов в день. Причем успешно в самых разных видах: футбол, баскетбол, волейбол, регби, бокс.

Собрался семейный совет. Отец заявил, что я должен стать преподавателем физкультуры. А мама, напротив, сказала, что нужно попытаться хотя бы несколько лет позаниматься пением. Сестра не голосовала ни за то, ни за другое, поэтому окончательное решение принимал сам.

Я поддержал предложение мамы, но только потому, что был ленив, мне не нравилась уже сама мысль, что надо уехать из дома, [чтобы преподавать физкультуру], отправиться в Рим. Так что профессию я выбрал не столько из любви к ней, сколько из-за лени».

Сначала ничего не получалось. Из-за ларингита у Паваротти образовалась складка на голосовых связках, и он чуть не потерял голос. Лучано подрабатывал школьным учителем, потом страховым агентом, иногда выступал с концертами, но ничего не зарабатывал и собирался бросить.

Только в 26 Паваротти добился первого успеха. Тогда, в 1961-м, он выиграл международный конкурс вокалистов, дебютировал в Театре Реджио-Эмилии, а уже через пару лет выступал в Королевском Театре Великобритании и «Ла-Скале» и стал большим тенором для мира классической музыки.

Больше 20 лет Паваротти гастролировал по всему миру и исполнял главные роли в крупнейших театрах, выиграл «Грэмми», стал «королем верхних до» (предельная нота для мужского грудного звучания, даже одно верхнее до в арии – признак огромного мастерства, а Паваротти брал девять в арии Тонио из оперы «Дочь полка») и самым популярным оперным певцом в мире.

При этом всю карьеру Лучано следил за футболом. С 1950-х после упадка «Модены» Паваротти стал фанатом «Ювентуса» и особенно любил Платини и Баджо. Встречался с Пеле и Марадоной.

Важный вклад в историю футбола Паваротти внес в 1990-м. Его любимую арию Nessun Dorma из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини выбрали гимном чемпионата мира в Италии.

Перед каждым матчем зрители слышали: 

«Dilegua, o notte! – О ночь, развейся!

Tramontate, stelle! – Пропадайте, звезды, Tramontate, stelle! – пропадайте, звёзды!

 All’alba vincerò! – С зарей мне побеждать! Vincerò! Vincerò! – Побеждать! Побеждать!»

Ария даже добралась до второго места в британском чарте. Самого высокого для классического произведения в истории.

Через месяц на фоне популярности гимна ЧМ знакомые Паваротти придумали еще один ход. Собрали сразу трех главных теноров современности – итальянца Лучано Паваротти и испанцев Пласидо Доминго и Хосе Каррераса (причем Каррерас уже год не выступал на сцене из-за лейкемии). Все три тенора очень любили футбол. Паваротти болел за «Ювентус», Доминго – за «Реал», а Каррерас – за «Барселону». Именно футбол их и объединил.

Они выступили в Риме в термах Каракаллы накануне финала ЧМ-1990 – и устроили легендарное шоу. Позже певцы признавались, что соревновались в мастерстве.

«Мы хотели оставить Лучано спеть Nessun Dorma, это была его фирменная ария, – говорил Пласидо Доминго в документальном фильме «Паваротти». – Но мы закончили программу, у нас больше не было музыки, мы не знали, что делать. И я сказал Лучано: «Почему бы нам не спеть ее втроем, вместе?» Мы сделали это – и Nessun Dorma получилась особенной».

Проект «Три тенора» сделал Паваротти, Доминго и Каррераса суперзвездами. И создал новую традицию для чемпионатов мира. Теноры выступали в Лос-Анджелесе накануне финала-1994, в Париже перед последним матчем ЧМ-1998 и в Йокогаме за пару дней до финала-2002.

Паваротти масштабировал успех и проводил ежегодный благотворительный концерт в Модене с другими оперными певцами и популярными артистами из других жанров – от Стинга и U2 до Энрике Иглесиаса и Джеймса Брауна.

Бочелли пел в ресторанах до 33 лет, а потом случайно встретился с Паваротти и стал любимчиком и учеником – пел на его свадьбе и похоронах

В 1992-м Паваротти – мировая суперзвезда, ездит по миру с «Тремя Тенорами» и привозит Стинга в Модену на благотворительный концерт.

Андреа Бочелли – 33 года. Он поет в ресторанах с фортепиано. В основном песни Синатры и Азнавура, редко – оперы Моцарта и Бетховена (хотя зрителям это не особо нравится). Его продюсирует мама. Караулит известных певцов и менеджеров возле их домов и подсовывает записи сына. 

Это не работало, пока певец Дзуккеро не захотел записать сингл с Паваротти. Но просто так дотянуться до легенды он не мог. Решил записать демо, искал тенора, устроил прослушивание – и его выиграл Бочелли.

Дзуккеро записал с Бочелли демо песни Miserere и отправил Паваротти. Ему невероятно понравилось. Паваротти сказал, что у Бочелли уникальный голос, так что Дзуккеро стоит спеть с Андреа – сам Лучано так не сможет. Но потом согласился и записал с Дзуккеро трек – правда, отказался ехать с ним в тур и предложил вместо себя Бочелли.

Бочелли провел неделю в Модене у маэстро Паваротти, учился в его доме и блестяще провел тур с Дзуккеро.

«Паваротти произвел революцию в моей технике, – признавался Бочелли The Times. – Природа наградила меня голосом, но только рядом с ним я понял, что неправильно использую его». 

В 1994-м Бочелли стал открытием Фестиваля в Сан-Ремо (выиграл премию «Новые голоса»), записал первый альбом – и выступил с Паваротти в Модене на концерте «Паваротти и друзья».

Уже через год Андреа запишет главный и самый популярный альбом Bocelli – с Vivo Per Lei и Con te partiro (Time to say goodbye на английском в дуэте с Сарой Брайтман) и станет суперзвездой на стыке оперы и поп-музыки. 

Связь между Бочелли и Паваротти сохранилась. Несмотря на всемирную популярность, Андреа все еще называли протеже Лучано, Бочелли записывался на том же лейбле, участвовал в концертах «Паваротти и друзья» и пел главные арии маэстро – например, Nessun Dorma.

Паваротти очень уважал Бочелли. В 2002-м сказал, что «нет голоса прекраснее, чем у Бочелли» и даже пригласил Андреа спеть на его свадьбе (в 67 Паваротти женился на 33-летней ассистентке Николетте Мантовани).

В 2004-м Паваротти закончил карьеру оперного певца – «Метрополитен-опера» проводила его 11-минутными овациями.

Лучано вернулся на сцену лишь однажды – для выступления на открытии Олимпийских Игр в Турине-2006.

И последней Nessun Dorma (хоть и под фонограмму – Лучано уже был слишком болен, чтобы петь вживую).

А Бочелли закрывал Игры песней Because We Believe (Ama Credi E Vai):

«Like stars across the sky – Словно звезды в небе, 

We were born to shine – Мы рождены сиять, 

E per avvincere – И чтобы сиять,

Dovrai vincere – Вам придется победить,

E allora vincerai – И тогда вы победите».

Через год Паваротти не стало.

А Бочелли по приглашению вдовы Лучано пел главные арии Паваротти на его похоронах.

Теперь Бочелли – наследник Паваротти. Он пел арии маэстро перед финалом ЧМ и открытием Евро

Бочелли продолжил путь учителя Паваротти и стал, кажется, главным популяризатором оперной музыки. Андреа выступал перед Папой Римским и Джорджем Бушем-младшим, появлялся в «Улице Сезам», пел в Роттердаме во время Евро-2000 и в уикенд матча всех звезд НБА-2006.

Он записывал дуэты с Эдом Шираном, Дуа Липой, Арианой Гранде, Дженнифер Лопес, Кристиной Агилерой и Стиви Уандером.

Жизнь изменилась: теперь у Бочелли несколько вилл, другая жена (на 23 года младше) и огромная страсть к верховой езде – Андреа обожает сидеть в седле.

Осталась только любовь к футболу и увлечение «Интером».

Бочелли не бывает на стадионе, но слушает почти все матчи по радио.

«Мы вместе смотрим матчи дома, а иногда и в туре, – рассказывает его сын Маттео Бочелли. – Я его глаза во время игры, но он также любит слушать комментарии. Папа злится, когда комментатор слишком много говорит о вещах, которые никого не волнуют, и тогда мне приходится его успокаивать».

Андреа всю ночь праздновал победу «Интера» в Лиге чемпионов в 2010-м, следит за всеми бывшими игроками и тренерами клуба. Бочелли пел Vivo Per Lei для Алессандро Бастони, приглашал кататься на лошадях Хулио Круса, но главная связь – с Хавьером Дзанетти.

Певец подружился с легендой «Интера». Они организовывали благотворительный музыкальный вечер, Дзанетти проводил Бочелли экскурсию по клубному музею.

А в 2016-м случилось удивительное.

Андреа позвонил Дзанетти и попросил номер тренера «Лестера» Раньери: «Я позвонил и сказал: «Клаудио, это Бочелли, я бы хотел выступить для вас».

Бочелли был в восторге от сказки «Лестера».

«Тот сезон привлек внимание всего мира, – говорил Андреа La Gazetta dello Sport. – Это невероятный пример чистого футбола: истории, когда маленькая команда становится великой благодаря силе духа.

Это жизненный урок: путь может быть только там, где есть воля. У «Лестера» итальянский главный тренер, а еще [восхищает] история Джейми Варди – рабочего на заводе, который стал чемпионом и реализовал мечту. 

Как я могу в этом не поучаствовать?»

«Лестер» и Бочелли согласовали дату – 7 мая певец приехал на матч с «Эвертоном», который оказался чемпионским. «Лестер» выиграл трофей и праздновал победу с кубком на полном стадионе.

Раньери вывел Бочелли на сцену под руку и максимально интеллигентно попросил болельщиков, празднующих чемпионство:

«Секундочку… Пожалуйста… Секундочку, пожалуйста. Пожалуйста… Я хотел бы представить вам великого мастера Андреа Бочелли. Он здесь для вас. И еще хотел бы сказать. Мы чемпионы благодаря тому, что вы поддерживали нас и подталкивали к победе. Спасибо, люблю вас!»

Бочелли взял микрофон и исполнил, конечно, Nessun Dorma, главную футбольную арию учителя Паваротти. А потом и свой главный хит, Time to Say goodbye. Только немного поменял слова и с улыбкой пропел: «Time to win again».

Сейчас Бочелли – главный связующий Италии, классической музыки и спорта. Он открывал финал Лиги чемпионов-2009 в Риме, финал ЛЧ-2016 в Милане, Гран-При Тосканы-2020 и «Золотой мяч»-2022. 

Репертуар отличается – иногда это Time to Say goodbye или Nelle tue mani из фильма «Гладиатор». Но чаще всего – Nessun Dorma. Как на открытии Евро-2020.

«Nessun Dorma – это фирменная подпись Лучано Паваротти и победный гимн для всех теноров, – рассказывал Бочелли. – Ария с трехкратным Vincerò показывает яркость Паваротти и подытожила его жизнь.

Когда ее сделали гимном ЧМ-1990, это была очень мощная и эффективная идея. Я слушал, прилипнув к телевизору. Я был страстным футбольным болельщиком и молодым оперным певцом, который пытался найти свой путь».

Фото: Gettyimages/Aurelien Meunier / Stringer, Vladimir Rys / Staff, Arnaldo Magnani / Contributor, Claudio Peri/Ansa, Oleg Nikishin / Stringer, Chung Sung-Jun / Stringer, Erich Auerbach / Stringer, Jacopo M. Raule / Stringer, Laurence Griffiths / Staff; imago sportfotodienst, United Archives / kpaGlobal Look Press; East News/AP Photo/Matt Dunham; inter.it