9 мин.

Как развивались стадионы английской Премьер-Лиги за последние 40 лет

Новая трибуна на «Крейвен Коттедж» - стадионе «Фулхэма» - под названием Riverside Stand, становится (или уже стала) новой достопримечательностью Лондона.

Кто это сказал ? Саймон Инглис, ведущий британский эксперт по стадионам и автор основополагающей книги на эту тему - «Футбольные поля Англии и Уэльса», первое издание которой вышло в 1983 году.

«Лично я считаю, что это лучшая футбольная трибуна 21-го века», - говорит Инглис. «Вы сразу думаете: «Вау, архитектор как следует потрудился». Мне нравится, как нависает крыша, почти как гигантское крыло. И как красиво она смотрится на фоне реки.

«Это место потенциально может стать настоящей достопримечательностью Лондона. В то же время я бы сказал, что трибуна выглядит смело и даже немного по-американски. Очень блестящая черная облицовка, которая, можно сказать, делает трибуну скорее похожей на похоронное бюро. Но это соответствует цветам «Фулхэма» - черному и белому».

Трибуна Риверсайд Стэнд на стадионе "Фулхэма".

Новая трибуна «Фулхэма» ,конечно, не всем придется по вкусу. Но что безусловно не вызывает сомнений, так это авторитет Инглиса как ведущего специалиста по разработке дизайна стадионов.

Фактически, изобретя жанр своей новаторской книгой, он помог сформулировать ответ футбола на необходимость пересмотра системы безопасности, которого шесть лет спустя потребовала трагедия на стадионе «Хиллсборо» 15-го апреля 1989-го года, унесшая 97 жизней.

Инглис был единственным членом Консультативного совета футбольных стадионов и комитетов Управления по лицензированию футбола, а также стал редактором Руководства по безопасности на спортивных площадках, часто называемого «Зеленым руководством» - фактически, плана безопасности для стадионов.

Неплохое резюме для человека, который изначально рассматривал совмещение двух своих увлечений - футбола и архитектуры - как побочный эффект в своей более широкой писательской карьере, которая в то время включала работу в The Guardian и Radio Times.

«Зарабатывать на жизнь футбольными площадками все эти годы спустя все еще кажется мне немного странным», - добавляет Инглис. «Я часто сравниваю себя с актером, который получил небольшую роль в сериале, но его навсегда запомнят именно за нее, несмотря то, как много он еще сделает в своей карьере. Я по-прежнему останусь человеком, написавшим книгу «Футбольные поля».

Подборка книг Инглиса, связанных со стадионами.

По мере того, как вносятся последние штрихи во впечатляющий новый стадион «Эвертона» и продолжаются споры о будущем «Олд Траффорд», становится все более ясно, что дизайн футбольного стадиона прошел долгий путь.

Гигантские широкие террасы были наиболее распространенной особенностью площадок первой волны, потому что они были дешевыми в строительстве и могли вместить больше людей. Оснащение было неказистым даже на самых лучших площадках, а «Уэмбли» был едва ли чем-то большим, чем простой бетонной чашей, когда впервые открылся в 1923 году.

Юные болельщики "Эвертона" на "Гудисон Парк".

Позже туалеты и зоны для покупки еды и напитков станут более привычными элементами, наряду, возможно, с крышей, чтобы зрители оставались сухими. Но все это придет в футбол позже.

«Кроме главной трибуны на Вилла Парк (Тринити Роуд)», -говорит Инглс , - я не видел никакой приличной архитектуры. Кое-где попадались интересные детали, например, новая трибуна на Ковентри».

«Но, в целом, вы смотрели на архитектуру запустения и экономичности. Визуально наслаждаться было особо нечем, но каким-то образом вы ступали на эту территорию и переносились в другой мир».

"Стэмфорд Бридж" в 1988 году.

Эти старые стадионы заряжали своей атмосферой, но были далеки от безопасности, о чем свидетельствует удручающий список катастроф, постигших футбол в прошлые годы: 33 фаната были раздавлены насмерть на «Болтон Уондерерс» в 1946 и 66 человек на «Айброкс» 25 лет спустя.

Число погибших в британском футболе могло быть намного выше, учитывая многочисленные промахи за прошедшие годы, в том числе более 30 болельщиков были госпитализированы на «Элланд Роуд» - стадионе «Лидса» - после того, как в 1967 году обрушился защитный барьер.

Только после катастрофы 1989 года на «Хиллсборо», где восемью годами ранее 38 болельщиков «Тоттенхэма» получили различные травмы, включая переломы рук и ребер в давке на другом полуфинале Кубка Англии, ситуация, наконец, изменилась.

«До 1990 года не существовало стадионной индустрии», - говорит Инглис. «Не было платформы, на которой люди могли бы делиться своим лучшим опытом. Большинство футбольных клубов нанимали местного строителя или архитектора. Или привлекали друга председателя для выполнения проектных работ.

«Ключевым моментом стал отказ от этого стереотипа. Мы придерживались британского подхода к решению этой задачи, и это привело, в целом, к созданию функциональных стадионов в тех районах, в которых они должны были быть построены.

«Мы не взяли на вооружение американскую модель (строительство загородных стадионов) или даже итальянскую модель (Чемпионата мира) 1990 года, которая заключалась в привлечении известных и востребованных архитекторов и позволении им потешить свое самолюбие стадионом, от которого все архитектурные критики будут в восторге, но который не понравится тем, кто будет этим стадионом пользоваться».

"Бейсбол-Граунд" - домашний стадион "Дерби Каунти", на котором в 1890-х годах играли в бейсбол, а потом до 1997-го года на нем играли сами "Дерби".

Инглис сыграл свою роль в развитии стадионов и улучшения их безопасности. Объединив архитекторов, инженеров, государственных служащих и экспертов по безопасности, а также аварийные службы в двух комитетах, созданных для руководства необходимыми изменениями, он составил пересмотренную версию «Зеленого руководства», которое впервые было опубликовано в ответ на катастрофу на «Айброксе» в 1971 году.

К тому времени, когда Руководство впервые вышло под его (Инглиса) редакцией в 1997 году, террасы, по крайней мере в двух высших дивизионах, практически полностью исчезли, несмотря на его первоначальные опасения.

«Проблема была не в самих террасах, а в управлении безопасностью, а также в дизайне», - говорит Инглис. «Я проиграл этот спор и понимаю причины. В то время я не был голосом-одиночкой, но в тех кругах я был единственным настоящим болельщиком. Все остальные были бывшими полицейскими, бывшими пожарными.

«Для меня это было фантастическое образование. Я многому научился и проникся огромным уважением к людям, выполняющим эту работу. Я думаю, что все они без исключения пережили настоящую травму в результате «Хиллсборо».

«Весь их подход к проблеме безопасности на поле был поставлен под сомнение. Быть частью этой революции было действительно увлекательно. Я чувствовал реальную ответственность — вместе со многими другими людьми, особенно прогрессивными архитекторами и инженерами, — за то, чтобы сделать «Хиллсборо» не «очередной катастрофой», а последней».

Изменения произошли быстро после публикации отчета Тейлора через год после катастрофы. Крайний срок поэтапного отказа от террасирования в двух высших дивизионах был установлен на август 1994 года, и клубы третьего и четвертого уровней последовали этому примеру в течение следующих пяти лет.

У любой команды, поднявшейся во второй дивизион в тот период, было три года, чтобы начать соответствовать требованиям. Вот почему «Фулхэм» были последним клубом, у которого в АПЛ были трибуны старого образца: в 1999 году «дачники» поднялись во вторую лигу, а в 2001 вышли в АПЛ.

Знаменитая трибуна "Патни Энд" на стадионе "Крейвен Коттедж". Фото 2001-го года.

Эта рекомендация Тейлора сделать абсолютно все места на стадионах сидячими позже была смягчена, когда для клубов из нынешних Лиги 1 и Лиги 2 сделали исключение, хотя и при том понимании, что все оставшиеся террасы должны были быть приведены в соответствие с самыми высокими стандартами к 1999 году.

Последовали и другие изменения, в том числе Футбольная лига приняла минимальные критерии стадиона с точки зрения вместимости (6000 человек) и количества посадочных мест (1000), как для действующих участников, так и для клубов, получивших только вышедших из Конференции.

Но наибольшее влияние оказало правило о всех сидячих местах на стадионах. Были переделаны знаменитые трибуны «Стрэтфорд Энд» на «Олд Траффорд» в 1992-м году и «Коп» на «Энфилде» в 1994-м. На их месте появились трибуны с улучшенными удобствами, но атмосфера была уже не то. Фанаты начали настаивать на создании «безопасных стоячих зон» на стадионах, что сейчас является обычным явлением для АПЛ и Чемпионшипа.

Многие клубы восприняли отчет Тейлора как сигнал начать все сначала в другом месте, и дюжина клубов, включая «Миллуолл», «Сандерленд» и «Дерби Каунти» в период с 1993-го по 1999-й год построили себе новые стадионы.

Инглис говорит: «Для меня «Эмирейтс», вероятно, был первым большим клубным стадионом, построенным в этой стране с начала 20 века. Точно так же, как «Хэмпден Парк», «Селтик», «Рейнджерс» и «Олд Траффорд» создали облик прошлого столетия, «Арсенал», «Тоттенхэм» и множество международных стадионов создали ситуацию, когда стадион теперь может обладать невероятной маркетинговой силой и быть место притяжения, а не просто место для просмотра футбола. Никогда не думал, что увижу такое в своей жизни».

Что касается будущего, то после открытия нового стадиона «Эвертона» в 2025 году , «Олд Траффорд» станет следующим крупным стадионом Великобритании, маячащим на горизонте. «Манчестер Юнайтед» придется решить, реконструировать и расширить нынешнее поле или начать все заново на прилегающей территории.

Инглис добавляет: «Я уверен, что на «Олд Траффорд» проделают фантастическую работу, хотя лично я готов поспорить, что вместимость не достигнет 100 000 человек. Расходы на техническое обслуживание растут в геометрической прогрессии, возникают всевозможные проблемы, связанные с переходом с 80 000 на 90 000 и, конечно же, на 100 000. Кроме того, как зритель на таком стадионе, вы будете находиться либо слишком далеко от поля, либо слишком высоко».

Протекающая крыша на "Олд Траффорд".

«Еще одна проблема это огромная разница между тем чтобы пропустить 100 000 человек или 75 000 человек в день матча. Причина, по которой «Уэмбли» работает, заключается не в том, что «Уэмбли» уникален как стадион. Дело в том, что Уэмбли Парк является крупным транспортным узлом на северо-западе Лондона.

«Пропускная способность станции «Уэмбли Парк», когда я смотрел ее в последний раз, составляла около 35 000 человек в час. Построить такой узел вокруг «Олд Траффорд» было бы огромным предприятием. Дороги, железные дороги - мы говорим о сотнях миллионов фунтов.

«Это одна из причин, по которой «Уэмбли» победил все остальные заявки на звание национального стадиона (в конце девяностых, когда Инглис был консультантом проекта). Просто из-за транспортной инфраструктуры, которая уже существует вокруг «Уэмбли».

«Лондон превосходит любой город мира, возможно, за исключением Мельбурна, когда дело доходит до количества мест, которые уже есть для спортивных мероприятий. Но в Манчестере дела идут блестяще, и у него уже есть фантастическая инфраструктура в виде «Этихада», «Олд Траффорд», крикетного стадиона.

«Я скептически отношусь к тому, что «Юнайтед» достигнет вместимости в 100 000 человек. Однако я скажу, что если где-нибудь в этой стране и появится стадион на 100 000 человек, то это будет в Манчестере».

Еще больше интересных и незаурядных материалов об английском футболе в телеграм-канале Хроники Английских Чемпионатов.

Оригинал статьи.