Дом французского футбола, который построил Фернан Састра
В 1980е годы футбольную Францию накрыли беспрецедентные по масштабу реформы. Ключевой идеей реформаторов было создание национального футбольного центра.
Только представьте, как поднимается шлагбаум и вы попадаете в футбольную страну чудес… фантазировали в высоких кабинетах федерации футбола.
Немного предыстории…
1830 год на лесистом склоне северного хребта стоит скромный охотничий домик. Он возвышается над долиной и городом, в котором тогда проживало менее 500 жителей. Это земли наследницы одной богатой госпожи, владелицы аббатства Клерфонтен.
Десятилетия сменяли друг друга и поместье переходило из рук в руки. Банкиры, промышленники и прочие богачи, расширяя владения, строили конюшни, фазановые фермы. В 1876 году местность впервые появилась в реестрах переписи населения под названием Монжуа (mont Joie перевод с франц. «гора радости», разговорное определение «моя игрушка»).
10 декабря 1983 года Федерация футбола Франции выкупила поместье у семьи Камю, а 8 декабря 1984 года на территории начались строительные работы, за ходом которых наблюдал лично Фернан Састр.
Для Фернана Састра реализация столь масштабного проекта была совсем не игрушкой. Стоит посмотреть в хронологическом порядке на его карьеру, чтобы понять, что он действительно жил своим делом. С 1969 по 1972 год он был генеральным секретарем Федерации футбола Франции. В 1970 году вместе с Анри Патрелем он упразднил разделение между любительским и профессиональным футболом. В 1972 стал президент Французской федерации футбола. В 1984 году добился проведения во Франции чемпионата Европы.
При нем создается сеть футбольных школ, а затем тренировочных центров для французских клубов. В 90ые вместе с Мишелем Платини и Луи́с Фернанде́сем он снова добивается проведения Чемпионата мира 1998 года на родине.
Когда отсчет до главного триумфа всей жизни идет на дни, происходит трагедия. 13 июня 1998 года Фернан Састр умирает от рака легких. Произошло это всего через четыре дня после начала турнира.
Спустя месяц Франция победит Бразилию в финале и станет чемпионом мира, а лицо Зинедина Зидана станет символом национальной гордости, отразившись на Триумфальной арке.
В торжественный момент Французская сборная не забыла о скорби и посвятила победу Фернану Састру за его вклад в развитие французского футбола. 17 июля 1998 года его имя было присвоено Национальному техническому центру Клерфонтена.
Но вернемся на десять лет назад. 11 июня 1988 года состоялась церемония открытия центра в присутствии президента Франции Франсуа Миттерана и президента ФИФА Жоау Авеланжа.
Расположенный в самом сердце регионального природного парка Верхняя Валле-де-Шеврез, 50 км от Парижа, Национальный футбольный центр стал настоящей революцией для футбола. Не только в стране. Клерфонтен сразу зарекомендовал себя в качестве эталона на международном уровне.
Центр, созданный для футболистов всех возрастов, это идеальное место для развития: семь травяных полей, три синтетических поля, фитнес-трасса, медицинский центр для наблюдения за спортсменами, а также лечения травм, библиотека и кинотеатр.
Многие во Франции и за ее пределами считают, что вхождение Франции в элиту мирового футбола началось с создания Клерфонтена. Как это часто бывает, стремление к свершениям такого уровня было вызвано чередой неудовлетворительных результатов.
«Les Bleus» не прошли отбор на чемпионат Европы, а затем пропустили два чемпионата мира подряд в 1990 и 1994 годах. Федерация во главе с Фернаном Састром долго и пристально изучала ситуацию и решила, что им нужно построить национальный центр, хаб для передовой практики, чтобы развивать все: детей, игроков национальной команды, тренеров.
В 1998 году центр использовался в качестве базы для чемпионата мира, казалось уединенность идеально подходит для тренировок без отвлекающих факторов. Но о спрятанном в лесу «тайном» лагере сборной Франции узнали журналисты. И это во времена без интернета.
Без ярких заголовков в прессе все сходились во мнении, что Клерфонтен гениальное изобретение, а после победы на Евро-2000 сомневающихся и вовсе не осталось.
Однако такие вещи как успех – цикличны. Французская система, работающая в Клерфонтене, не так давно была мировым эталоном для развития молодежи. Но этот момент остался в прошлом, когда французы провалились на Евро-2008 и Чемпионате мира в Южной Африке в 2010 году. Центр подвергся критике за нарушение традиций, причем от своих больших сторонников как Жерар Улье.
Но воспитание лучших футболистов страны – это не лотерея, здесь существует особенная философия. Без промахов, конечно, не обходится. При идентификации игроков были допущены ошибки — Антони Марсьяль и Н'Голо Канте были признаны недостаточно качественными и так и не закончили свои курсы в академии.
«Мы убеждены, что если они станут хорошими людьми, то смогут максимально реализовать свой потенциал. У нас есть девиз для студентов — человек делает футболиста, а не наоборот». Говорит Кристиан Бассила, директор центра.
Теперь о будущем, о том, как готовят будущее футбольной Франции.
По сути, Клерфонтен — это место, призванное формировать игроков в элитных спортсменов. Тренировочный центр имеет свою специфику. Здесь есть только две возрастные категории от 13 до 15 лет, французское гражданство и жил или играл в соседних регионах Иль-де-Франс, Сена-Приморская или Эр. Если раньше в Клерфонтен приезжали лучшие игроки со всей Франции, то теперь он принимает только молодых игроков из Парижа и окрестностей. Многие из ребят приезжают из рабочих кварталов.
Многие известные футболисты прошли через центр в возрасте от 13 до 15 лет. Среди них четверо действующих членов сборной Франции, вратарь Альфонс Ареола (поколение 1993 года), полузащитник Юссуф Фофана (поколение 1999 года), нападающий и капитан Килиан Мбаппе (поколение 1998 года) и нападающий Маркус Тюрам (поколение 1997 года).
Не только французские звезды заканчивают академию. Ярким примером этого являются португалец Рафаэль Геррейру и экс-капитан сборной Марокко Мехди Бенатиа.
Помимо Клерфонтента в стране есть 13 элитных центров, работающих по одному и тому же принципу. Поэтому все мальчики получают эту общую заботу, разделенную среду между домом и их академической базой федерации футбола. Другие академии расположены в Кастельмору, Шатору, Льевене, Дижоне, Марселе, Плуфрагане, Виши и Реймсе, Реюньоне, Сен-Себастьян-сюр-Луар, Гваделупе и Талансе.
Существуют строгие подходы к обучению и графики, но чувство близости между учениками и тренерами гарантирует, что чувство тоски по дому или одиночества будет сведено к минимуму.
Еженедельная работа начинается, когда мальчики приезжают сюда в воскресенье вечером. С понедельника по пятницу они тренируются каждый день, а затем они снова отправляются домой на выходные, когда играют за свои собственные клубы.
Их ежедневный распорядок дня выглядит примерно так: в обычный день они просыпаются в 6:45 утра, завтракают в 7 утра и садятся на автобус в школу к 8 утра. Иногда они находятся в школе до 3 часов дня, но чаще всего возвращаются к полудню и проводят остаток дня либо на тренировках, либо занимаясь спортивными исследованиями. Вечером после ужина у них есть немного свободного времени. Они могут отдохнуть, потусоваться, поиграть в видеоигры. А потом отбой в 21:30-21:45 вечера.
Все возрастные группы тренируются в формации 4-3-3, которую в центре считает наиболее гибкой и создающей наибольшее творческое пространство. В академии дети в первый год сосредотачиваются на улучшении игры с мячом, уделяя особое внимание индивидуальному развитию. Во второй год игроки работают над структурой и осознанностью. Добившись успеха на индивидуальном уровне, они, наконец, переходят на полноразмерные поля, редко до достижения подросткового возраста.
«Когда мы идем на тренировочное поле, я иногда говорю детям: «Не смотрите, сосредоточьтесь на тренировках. Ваша мечта — быть там, усердно работать, чтобы попасть в сборную Франции». Для меня большая честь видеть их и иметь эту цель. Моя философия — не мечтать ради мечты. Мечтать — но с целью. Я хочу, чтобы они думали: «Завтра будет моя очередь». Когда мы видим качество игроков, которые сегодня на вершине игры, это то, что нас подталкивает».
Каждое утро лучи солнца озаряют надпись на стенах футбольного центра Клерфонтен: «Pour L'INF, merci pour ces deux années inoubliables». Это примерно переводится как: «Спасибо, INF, за эти два незабываемых года».
Идея также заключается в том, что игрок, который покинет Клерфонтен, заставляет других молодых людей хотеть играть в футбол. Мбаппе, Анри и другие передают это желание. Вот почему эта организация известна и признана, потому что ее лучшими послами являются игроки — они выходят и вдохновляют других.