18 мин.

Путь Джона Хейтинги: лучший игрок «Эвертона», муж сестры Зендена, тренер «Ливерпуля»

Денис Романцов – о помощнике Слота.

Утром первого сентября 2009-го Marca написала, что Хейтинга отказал «Эвертону» (жена вроде как не хотела менять Мадрид на Ливерпуль), но в тот же день Джон прибыл на медосмотр, и врач поразился: «Боже, как ты играешь в футбол с таким коленом?»

Правое колено Джона девятый год не функционировало на 100%, и он признался: врачи «Аякса» считали чудом, что он продолжил карьеру после неудачной операции, а «Эвертон» не забраковал его только потому, что закрывалось трансферное окно – не оставалось времени на поиск другого защитника. 

Спустя полторы недели Дэвид Мойес представил Хейтингу с Билялетдиновым. 

«Они достаточно молоды, чтобы прогрессировать, – сказал тренер «Эвертона». – Мы с нетерпением ждем, когда начнем работу с ними в АПЛ. Оба игрока представляют свои сборные. У Джона огромный опыт международных игр, да и у Билли с этим порядок. Единственное – нет опыта АПЛ».

На следующий день Хейтинга заменил травмированного Фила Невилла во втором тайме игры с «Фулхэмом», а через неделю вышел в старте против «Блэкберна». Уже на 60-й минуте свело ногу – в Испании и Нидерландах он не сталкивался с такой интенсивностью. 

До конца года – из-за травм одноклубников – Хейтинга сменил несколько позиций и трех напарников в центре обороны, сделал три ассиста и получил пять желтых, а перед первым дерби на «Энфилде» отметил, что страсть, борьба и скорости АПЛ ему по душе. 

И погрустил, что не переехал в Англию раньше. 

Хейтинга – сын индонезийца. В «Аякс» его привела настойчивость мамы

До «Эвертона» в жизни Хейтинги случились 18 лет в «Аяксе» и год в «Атлетико», а начинал он в АРС. В клубе из Алфен-ан-де-Рейна, на юге Нидерландов, играл и тренировал его отец, в 1958-м приехавший из Индонезии. 

Работал он с детьми постарше, но подключал и сына – тренировок только с ровесниками Джону не хватало. Хейтинга вспоминал, что жили небогато, за границей не бывали и каникулы проводили у дедушки с бабушкой, готовившей превосходный индийский рис.  

Кроме футбола, Джон любил прыгать через канавы, лазить по деревьям и зимой резвиться на льду. Учился средне и всю неделю ждал выходных, когда родители покупали ему с сестрой Наташей газировку с чипсами и устраивали дома семейный киносеанс.

21 мая 1990-го, перед чемпионатом мира в Италии, сборная Нидерландов играла товарищеский матч с командой из Алфен-ан-де-Рейна, и Хейтинга пришел на стадион в парике Гуллита. 

Руд рос в Амстердаме, но не доехал до «Аякса» из-за занятости родителей. Мать Хейтинги тоже много работала и жила гораздо дальше от стадиона «Де Мер» (40 км), но не сочла это сдерживающим фактором и в ноябре 1990-го позвонила шефу академии «Аякса» Хенку ван Тойненбруку, пылко живописав талант сына. 

Хенк ответил, что для приема в «Аякс» материнской рекомендации мало – в клубе другие порядки: игрок либо попадается на глаза скауту, либо участвует в смотре талантов. Но мать Хейтинги не сдавалась: «Джонни – очень хороший футболист! Может, он просто потренируется у вас в качестве подарка на день рождения?»

Ван Тойненбрук махнул рукой («Приезжайте») и после двух тренировок оставил Хейтингу. С тех пор тот четыре раза в неделю – чаще всего с отцом – ездил после школы в академию «Аякса», где играл в команде с Уэсли Снейдером, и это помогло пережить развод родителей.  

Они расстались, когда Джону было 13. Сначала он горевал, а со временем понял: расставание стало лучшим решением для всех. К тому же общение с отцом не прервалось: он все так же возил Джона и на его матчи, и на первую команду, которую тренировал Луи Ван Гал. 

Финал ЛЧ-1995 11-летний Хейтинга смотрел дома, в красно-белых шарфе и майке, и едва ли мог представить, что один из победителей «Милана» – Роналд де Бур – 23 года спустя станет его помощником в «Аяксе» U-19.   

С 18 лет правое колено Хейтинги не сгибалось и не разгибалось до конца

Через шесть лет после венского финала ЛЧ Ван Гал взял Хейтингу на МЧМ-2001 в Аргентину, где Джон – в отличие от Роббена, Хунтелара и Ван дер Варта – все пять матчей отработал без замен. 

К сезону-2001/2002 он готовился с основной «Аякса», и в конце августа тренер Ко Адриансе впервые заявил его в запас – сразу на гостевое дерби в Роттердаме. Во втором тайме Ибрагимович открыл счет, но ассистировавший ему правый защитник Трабелси через четыре минуты получил вторую желтую.

В это время Хейтингу отправили в раздевалку за бутсами для Андре Бергдольмо, у которого отвалился шип. Джон сбегал, вернулся и снова уселся на лавку, когда услышал от Адриансе: «Разминайся!»

Он раза три пробежался туда-сюда и – через год после того, как подавал мячи на матчах «Аякса» – нырнул вместо Арвеладзе в одно из самых ожесточенных дерби мира. 

В конце Джон получил предупреждение за фол на Ван Хойдонке, но помог-таки «Аяксу» победить (2:1) и стал талисманом клуба в дерби: в девяти следующих матчах против «Фейеноорда» – шесть побед и три ничьи. 

Правда, во второй раз Джон поучаствовал в дерби через 27 месяцев после дебюта. 

Все из-за неудачного разворота на разминке перед игрой с «Бредой», когда Хейтинга повредил колено.   

Дальше: операция, инфекция, новая операция (после нее правое колено не сгибалось и не разгибалось до конца), выход вместо Киву против той же «Бреды», подкат на 80-й минуте и разрыв передней крестообразной связки левого колена (Джон сперва не верил, что опять получил травму, и доиграл матч).   

Хейтингу отправили в Колорадо к Ричарду Стедману, который лечил колени Роналдо, Ван Нистелроя и Ван Бронкхорста. 

Восстанавливаться Джон предпочел не с «Аяксом» (чтобы не ощущать каждый день ущербность на фоне здоровых одноклубников), а на базе Федерации футбола в Зейсте – с товарищами по несчастью, Эби Смоляреком из «Фейеноорда» и Джоном Ньювенбургом из «Спарты».   

За полгода в Зейсте Хейтинга подкачался, психологически окреп, улучшил стартовую скорость и развил левую ногу. Хотя колени уже не были прежними, он вернулся более совершенным футболистом. 

На Евро-2004 Хейтинга получил красную карточку и влюбился в сестру Зендена

На сезон-2003/04 он собирался в «Витесс», уже обо всем договорился, но Куман взял на товарищеский матч в Швецию, а после сообщил, что Хейтинга никуда не уйдет. Через четыре месяца Джон заиграл у Адвоката в сборной, в третьем матче забил головой грекам с подачи Ван дер Варта и начал в основе Евро-2004. 

Во втором матче – с чехами – Хейтинга получил две желтые, но вернулся на поле в четвертьфинале со шведами, заменив Давидса и потрудившись в опорной зоне. Куман вспоминал, что хватался за голову, когда Ибрагимович едва не травмировал двух одноклубников – Хейтингу и Ван дер Варта. 

Джон уцелел и даже забил послематчевый пенальти, но проигранный полуфинал с Португалией смотрел со скамейки. Зато на том турнире он познакомился с Шарлотт-Софи, дочерью дзюдоиста Пьера Зендена и сестрой вингера «Мидлсбро», через год после Евро-2004 перешедшего в «Ливерпуль».  

«В Португалии мы несколько раз пересекались с Джоном в доме отдыха игроков, – рассказывала Шарлотт-Софи. – Мы переглянулись, и он мне понравился. Тогда еще Джон не знал, что я сестра Будевейна.

Потом он по просьбе сестры – Наташи – спросил Будевейна, что посмотреть в Португалии, а брат предложил посоветоваться со мной. Когда я позвонила Будевейну, он передал трубку Джону, и мы впервые пообщались, но он понятия не имел, что я та самая девушка, с которой он обменялся взглядами в доме игроков.

Потом, выходя из автобуса, он заметил меня и сказал: «Дашь свой номер? Я бы тебе позвонил». Вскоре Джон увидел меня с Будевейном и только тогда понял, что я его сестра. Мы с родителями и после Евро отдыхали в Португалии, а Джон звонил из Амстердама и просил меня скорее вернуться». 

Прилетев на родину, Шарлотт-Софи наведывалась к Хейтинге из Маастрихта, а вскоре и переехала к нему. Рассказывала, что Джон подавал кофе в постель, каждую неделю дарил цветы и, возвращаясь с тренировки в два часа, весь остаток дня проводил с будущей женой. 

Параллельно Хейтинга не забывал ни о родном городе, ни о профессии: с 2005-го проводит в Альфен-ан-ден-Рейне турнир для детских команд (участвуют 130 команд, в последние пять лет – и женские), а в 2008-м получил «Золотую бутсу» как лучший игрок чемпионата. 

Хейтинга увидел у массажиста тату с эмблемой «Эвертона» и понял, что попал в особенный клуб

На последний матч группы Евро-2008 Джон вышел с капитанской повязкой, а четвертьфинал начал в запасе. Вскоре после перерыва он заменил Булахруза, у которого перед матчем с Россией умер ребенок, родившийся на три месяца раньше срока.

«Я выпустил Хейтингу в качестве меры предосторожности, когда Халид получил желтую, – говорил Ван Бастен в автобиографии. – Булахруз, а потом Хейтинга пытались закрыть Аршавина, но ничего не вышло. 

Лидер сборной России открывался между линиями. Это стало проблемой для нас: держать Аршавина или держать линию? Сложный выбор. В атаке же проблемой стало отсутствие нашего Аршавина – Арьена Роббена». 

После Евро Хейтинга играл уже против Роббена (в Ла Лиге за «Атлетико»), а жил на одной улице с Ван дер Вартом и Снейдером. Джон начал с гола и заработанного пенальти в первом тайме игры с «Малагой» и помог команде Хавьера Агирре второй год подряд финишировать четвертой. 

Шарлотт-Софи учила испанский в университете и наслаждалась жизнью в Мадриде – родила там (в клинике, где появились на свет дети Бекхэма) не только дочь Джезебель, но и – через два года после ухода Джона в «Эвертон» – сына Леннокса.    

Джону было не так комфортно. Он с трудом адаптировался к требованиям испанских судей и нахватал за сезон 10 желтых и одну красную. Зато в АПЛ его боевитость сразу пришлась впору. 

«На поле часто сталкиваешься с друзьями, но если нужно сбить их, чтобы не допустить гола, я собью, – говорил Хейтинга. – После игры мы пожмем руки и выпьем, но в игре я думаю только о победе».

В первый день после переезда в Англию Джон увидел у массажиста Джимми Комера татуировку с эмблемой «Эвертона» и понял, что попал в особенный клуб, а в ливерпульском дерби ощутил еще одно отличие АПЛ от голландского чемпионата. 

По мнению Джона, дерби «Аякс» – «Фейеноорд» отравлено ненавистью между фанатами (в Роттердаме автобус гостей сопровождали не только полицейские машины, но и вертолет), а в мерсисайдском – больше взаимоуважения.

В первом матче с «Ливерпулем» Джон играл в опорке с Феллаини, во втором – в центре защиты с Дистеном. Оба раза «Эвертон» проиграл, но во второй год с Хейтингой набрал в дерби четыре очка – в победной игре Джон сотрудничал в середине поля с Артетой.  

Если Мойес видел его в разных ролях (еще и правого защитника), то Ван Марвейк на ЧМ-2010 – только как партнера Матайсена в центре обороны. Хейтинга играл без замен, а в финале неплохо справлялся с Вильей и выглядел увереннее напарника, но на 109-й минуте получил от Уэбба вторую желтую за тактический фол на Иньесте. 

«Может, мне не стоило прилетать?» – спросила после игры Шарлотт-Софи. Она ездила за Джоном на все турниры, а в ЮАР вырвалась только к финалу. 

В серии пенальти с «Челси» Хейтинга врезался плечом в Коула – дальше Эшли промазал, и «Эвертон» победил

Печалился Хейтинга недолго: в Амстердаме, даже после 0:1 в финале, сборную встречали как чемпионов мира, а вскоре Джон и Шарлотт-Софи улетели на Ибицу, где три дня праздновали свадьбу: на крыше отеля, на пляже и на пиратском корабле. 

Родившийся через год сын Леннокс признался в 2020-м, что смотреть финал ЧМ-2010 ему запрещают: потому что папа проиграл. 

Проигрывать Джон не любит и уверен: для победы сгодятся любые хитрости. 

В феврале 2011-го он заменил Османа на 95-й минуте переигровки 1/16 Кубка Англии с «Челси». После 1:1 в Ливерпуле на «Стэмфорд Бридж» долго не забивали, а после появления Хейтинги команды обменялись голами и перешли к серии пенальти.

Джон бил четвертым и сравнял счет, а, возвращаясь к команде, как бы не заметил Коула, пихнув его плечом. Через несколько секунд Эшли пробил выше, и после меткого удара Невилла «Эвертон» победил. 

Вернувшись в Россию, Билялетдинов именно этот момент назвал самым запоминающимся за два с половиной года в «Эвертоне». 

«Надеюсь, болельщики «Эвертона» запомнят меня не только за случай с Коулом, – говорил Хейтинга. – Это была просто игра. Коул шел навстречу, а я хотел победить. Иногда, чтобы сделать это, нужно рискнуть. 

Коул наверняка уже думал, как забьет, но на долю секунды я вывел его из зоны комфорта. Его лицо как бы говорило: «Что, черт возьми, он делает?» До сих пор смеюсь над тем моментом». 

В следующем сезоне Хейтинга классно отслужил в центре защиты, заменяя травмированных Джагелку и Дистена. Болельщики признали Джона игроком года, и, получив награду, он назвал «Эвертон» семьей, сделавшей его счастливым. 

Несмотря на проблемы с коленями, Джон почти не пропускал матчей и часто играл с обезболивающим, но после лучшего сезона в карьере оно перестало выручать. 

Хейтинга забил через три минуты после возвращения в «Аякс», но вскоре завершил карьеру игрока

Хейтинга провалил Евро-2012 и нарвался на критику Зеедорфа, который давно расстался со сборной и выступал экспертом Voetbal International: 

«Джон допустил серьезные ошибки в первых матчах: на его совести голы датчан и Гомеса. Когда Марио забивал, Хейтинги даже не было рядом, и он очень легко позволил обыграть себя Крону-Дели. Эти ошибки стоили очень дорого».

Журналист Марсел ван Росмален рассказал, что по прилете домой только один человек, связанный со сборной, не отказался от интервью – жена Хейтинги. А Джон и другие игроки проигнорировали и детей, просивших автографы. 

Выпав из основы «Эвертона», Хейтинга за полгода до ЧМ-2014 ушел к Меленстену в «Фулхэм», а уже через пару недель тренером стал Феликс Магат. Ни назначение немца, ни гол Хейтинги в дебютной для Магата домашней игре с «Челси» не спасли «Фулхэм» от вылета. 

Джон не вернулся в сборную, но после сезона в «Герте», где почти не играл, вернулся в «Аякс». В руководстве клуба хватало людей, который противились возвращению, считая его экономически нецелесообразным, но тренер Франк де Бур продавил трансфер и сделал Хейтингу вице-капитаном.

Из-за боли в колене он пропустил начало сезоне, а потом заменил Базура в кубковой игре с «Де Графсхапом» и уже через три минуты сделал счет 2:0. 

Леннокс Хейтинга признался, что в ролике с десяткой лучших голов отца за «Аякс» больше всего смеялся именно над кубковым: Синкгравен бил головой, а мяч случайно попал в голову Джона и залетел в ворота. 

Первый гол после возвращения стал последним в карьере Хейтинги. Колени не позволяли больше играть, и в 32 года он завершил карьеру, попрощавшись с болельщиками перед дерби с «Фейеноордом» в феврале 2016-го.  

За 15 месяцев до перехода в «Ливерпуль» Хейтинга обыграл Слота в полуфинале Кубка Нидерландов

Он быстро понял, что слишком молод для сидения дома, и взялся за «Аякс» U-11. А через две недели попросился к игрокам постарше («Работать с детьми приятно, но мне это не подходило») и стал помощником Марсела Кейзера в «Аяксе» U-21. 

Летом 2017-го Хейтинга сменил Арона Винтера во главе «Аякса» U-19, и в 2020-м клуб впервые вышел в полуфинал юношеской ЛЧ. 

«Атлетико» в 1/8 финала Хейтинга прошел по-вангаловски: перед серией пенальти выпустил второго вратаря Дана Райцигера, а тот отразил три удара и забил победный (сидит сейчас на лавке «Камбура» во втором дивизионе).  

«Некоторые говорят, что аяксовцы высокомерны, что они считают себя сильнее всех, – говорил Хейтинга. – Но это просто уверенность. Это то, как мы хотим, чтобы они играли. 

С того момента, как ребята приходят в клуб, в шесть или семь лет, мы поощряем смелую и креативную игру в атаке. Мы также даем юным игрокам много домашней работы. Мы не хотим, чтобы дома они играли в компьютерные игры. Хотим, чтобы думали о футболе».

Через три года Хейтинге доверили кризисный (семь матчей без побед в чемпионате!) «Аякс». 

Джон стабилизировал состав и поднял команду с пятого места на третье (еще в 2020-м говорил, что вдохновляется агрессивным прессингом «Ливерпуля» и добивался того же в «Аяксе»), но не дотянул до ЛЧ и по пенальти проиграл ПСВ финал Кубка, неделей ранее получив от них же 0:3 в чемпионате. 

Дважды за короткое время Хейтинга сразился и с «Фейеноордом»: после 2:3 дома обыграл команду Слота в Роттердаме (2:1) в полуфинале Кубка. Игравший тогда за «Аякс» Мохаммед Кудус назвал Джона своим лучшим тренером в Амстердаме (а работал он еще с Тен Хагом, Схройдером и Стейном).

Вскоре Кудус и Хейтинга воссоединились в «Вест Хэме», но Джон покинул Лондон вслед за Мойесом, и экс-тренер «Фейеноорда» Слот позвал экс-тренера «Аякса» Хейтингу в «Ливерпуль». Джон стал вторым после Аарона Бриггса (экс-«Ман Сити») тренером с опытом АПЛ в штабе Слота. 

«Джон привнесет опыт игрока и помощника тренера, – объяснил Слот. – Он работал с человеком, которого я очень хорошо знаю, и у нас похожие взгляды на футбол. Ему не понадобится много времени, чтобы понять наши требования».

Позже Арне добавил: «Хейтинга еще и очень хороший человек. Для меня это жизненно важно. Я спрашивал, не станет ли проблемой его эвертоновское прошлое, и понял, что сложности могут возникнуть только у него самого. 

Не думаю, что фанатам «Эвертона» нравится видеть его в «Ливерпуле». Хотя и не знаю этого наверняка. Зато знаю, что он молодой и очень талантливый тренер, который каждый день работает на износ». 

В «Ливерпуле» Хейтинга начал с изучения соперников и индивидуальных занятий с игроками – скажем, с Гравенберхом, которого тренировал в «Аяксе» семь лет назад, и Трентом, который, по словам ливерпульского журналиста Мо Стюарта, прибавил в игре один в один именно после работы с Джоном.  

Оставляя Хейтингу и другого помощника – Сипке Хулсхоффа – за главных на игру Кубка Лиги с «Саутгемптоном», Слот сказал: «Говоря «очень талантливый», я его не переоцениваю. Джон так молод, но уже поработал главным тренером. Как и Сипке, он позитивно общается с игроками и здорово влился в команду».   

PS. В 2020-м Джон сказал, что и после ухода в «Фулхэм» считал «Эвертон» своей командой и следил за ее результатами. Это, впрочем, не помешало ему крикнуть на сентябрьской тренировке Нуньесу, миновавшему перед ударом несколько манекенов: «Это как защита «Эвертона». 

В тот день исполнилось ровно 15 лет с того момента, как Мойес представил Хейтингу с Билялетдиновым и заверил, что 26-летний голландец еще достаточно молод, чтобы прогрессировать.

Первый голландец «Ливерпуля»: бесил Каррагера, дрался в дерби, брал 5 титулов за полгода и играл со Слотом

Последний «Ноттингем» с трофеями: тренер бил игроков (даже Роя Кина), капитан работал электриком

Главный грузин английского футбола: перестрелка перед трансфером, ужасная авария и вечная любовь фанатов 

Фото: Gettyimages.ru/Jan Kruger, Dean Mouhtaropoulos, Martin Rickett – PA Images, Claudio Villa, Alex Livesey, Robert Cianflone, Shaun Botterill