9 мин.

Цифра месяца: Тейлор Свифт за мировой тур заработала 2 годовых бюджета «Реала» и 12 бюджетов «Зенита»

Оценили масштаб рекорда.

В декабре закончился рекордный концертный тур в истории мировой музыки. Самая популярная певица планеты Тейлор Свифт гастролировала почти два года – с марта 2023-го по декабрь 2024-го – с туром The Eras. Вот лишь некоторые поразительные итоги:

• 149 концертов по всему миру – от Бразилии и Мексики до Японии, Сингапура, Австралии, Польши и Шотландии.

• 10 миллионов (!) посетителей.

• Невероятный доход – 2 миллиарда (!) долларов. Не путать с прибылью: это только продажи, а часть денег направлена на организацию (аренда стадионов, техника и так далее).

Концерт Свифт = Супербоул для принимающего города. В честь певицы переименовывали города (например, Питтсбург – в Свифтсбург, Миннеаполис – в Свифтиаполис), переносили матч сборной Аргентины на другой стадион. Даже документальный фильм о туре собрал 250 миллионов долларов в прокате!

В среднем билет на концерт Свифт стоил 204 доллара – и это тоже рекорд (обычно билеты на топ-концерты, по оценке Pollstar, стоят по 131 доллару).

Свифт собрала 96 тысяч человек на концерте в Мельбурне, а на восемь выступлений в Лондоне пришли 750 тысяч (!) человек.

Для музыкальной индустрии цифры просто космические. Всего пару месяцев назад Billboard написал о рекорде группы Coldplay: они первыми в истории музыки собрали миллиард за один тур – Music of the Spheres (156 концертов). Тейлор Свифт – в два раза больше.

Причем иногда выгодоприобретателем концертов Свифт становился и спорт. В США Тейлор провела 53 концерта на стадионах НФЛ – и в среднем каждый из них заработал по 4 миллиона долларов за вечер. Свифт забирает большую часть билетной выручки. Стадионы могут рассчитывать только на доходы от кейтеринга, мерчендайзинга и парковки.

По меркам спорта могущество Тейлор Свифт тоже невероятное. За концертный тур она продала билетов на 2,077 миллиарда долларов. Это больше, чем:

• Все матчдэй-доходы АПЛ, Бундеслиги и Серии А в сезоне-2022/23.

• Два годовых бюджета «Реала» (самого доходного клуба мира).

• Три годовых бюджета «Челси» или «Тоттенхэма».

• Пять годовых бюджетов «Интера», «Милана» или «Атлетико».

• Десять годовых бюджетов «Эвертона» или «Лиона».

• 12 годовых бюджетов «Зенита».

• 20 годовых бюджетов «Спартака».

• 30 годовых бюджетов ЦСКА.

• 80 годовых бюджетов «Крыльев Советов».

• 180 годовых бюджетов «Факела».

• Доходы всех клубов Ла Лиги за сезон без «Реала» и «Барселоны».

• Доходы всех клубов Лиги 1 без «ПСЖ».

• Стоимость реконструкции стадиона «Сантьяго Бернабеу».

• Стоимость реконструкции «Уэмбли».

• Стоимость строительства невероятного «Мерседес-Бенц Стэдиума» в Атланте.

• Стоимость строительства «Лахта Центра».

Масштабно. 

Но и обычный концерт Тейлор – гигантское событие. Средний концерт тура Свифт принес 14 миллионов долларов. Это:

• Годовой бюджет аутсайдеров РПЛ вроде «Факела» и доход «Крыльев Советов» за полгода.

• Стоимость Эсекиэля Барко или Джона Кордобы на Transfermarkt.

• Заработок Карима Бензема и Криштиану Роналду за два матча в Саудовской Аравии.

• Больше годовой зарплаты Виктора Вембаньямы из НБА, Остона Мэттьюса, Коннора Макдэвида или Нэтана Маккиннона в НХЛ.

А еще средний концерт Тейлор Свифт = среднегодовая зарплата ее молодого человека, игрока «Канзас-Сити Чифс» (НФЛ) Трэвиса Келси.

Шоу Тейлор Свифт изнутри: билетные сайты не справляются с нагрузкой, американцы прилетают в Европу – это проще и дешевле, чем попасть на Тейлор в родном городе

Суперзвезда раздела фигурного катания Спортса’’ Полина Крутихина сходила на два концерта тура The Eras – и вот ее впечатления о шоу Тейлор Свифт изнутри:

«Я была в Лиссабоне и Мадриде – и это было восхитительно и невероятно сложно одновременно. Чтобы билетные сайты не рухнули на старте продаж, организаторы устроили лотерею среди всех желающих увидеть Тейлор (не помогло: французский Ticketmaster безнадежно упал в первую минуту). Примерно за год до концерта мы с подругой отправили больше двадцати заявок по всей Европе: выиграла каждая третья.

Место в виртуальной очереди – еще не гарантия покупки: туда приглашают примерно в 10 раз больше человек, чем вмещает стадион. Лиссабон был нашей предпоследней попыткой: в среднем места на 70-тысячные арены распродавались полностью за 20 минут. В Мадрид мы попали благодаря тому, что «Реал» любезно освободил стадион на день раньше для дополнительного шоу – еще никогда не испытывала такого чувства благодарности к футбольному клубу.

Приезд Тейлор – мощный буст для экономики города: гостиницы забиты туристами, которые готовы пригнать в любую точку мира, куда смогут достать билет. И в Лиссабоне, и в Мадриде, например, было много американцев: прилететь в Европу им проще и дешевле, чем сходить на концерт у себя дома, где ажиотаж еще больше, а защиты от спекулянтов практически нет.

Все, кто не купил билет, тусуются около арены: стоят в гигантской очереди за мерчем, поют и знакомятся. В Мюнхене, например, в такой толпе насчитали 40000 человек – плюсом к тем 75000, которые были внутри.

Шоу длится больше трех часов: Тейлор исполняет 46 песен из разных эр своей карьеры (собственно, поэтому тур так и называется), акустический сет – каждый раз сюрприз. Мне повезло увидеть концерт и из фан-зоны, и с трибуны: это совершенно разный, но в любом случае потрясающий опыт. Купить билет так сложно, что на стадионе практически нет случайных людей: даже на самом последнем ряду будут наизусть кричать текст 10-минутной баллады All Too Well или песни из совсем свежего альбома.

Я точно знаю, что кто-то из вас уже потянулся традиционно спросить в комментариях, в чем феномен Тейлор Свифт – обычно здесь ждут ответ про диапазон в четыре октавы, уникальную хореографию или, на худой конец, конвенциональную красоту. 

Феномен в том, что его нет: Тейлор – воплощение той самой соседской девчонки, от которой не веет недоступностью мировой звезды. Она танцует и выглядит как обычный человек – а главное, уже 18 лет пишет о своей жизни так, что в ее текстах видят себя миллионы людей. 3,5 часа искренности – причина, по которой фанаты готовы приехать на этот концерт в любую точку планеты».

Тейлор Свифт с 11 лет связана со спортом. Пела на теннисе и баскетболе, а теперь она популярнее НФЛ – лига подстраивает расписание под ее концерты

The New York Times уже сравнивает влияние на мир, доходы и успехи Тейлор Свифт с размахами The Beatles, Майкла Джексона, Мадонны и Beyonce. Она давно связана со спортом: в 11 лет пела на НБА, в 13 – на финале US Open, выступала в хоккейной джерси «Торонто Мэйпл Лифс» и рекламировала «Нэшвилл Предаторз». 

С каждым годом Тейлор все ярче мелькает вокруг спорта.

• Фанаты Свифт помогли Джуду Беллингему выиграть Golden Boy-2023, потому что его главный соперник Алехандро Бальде сказал, что не слушает песни Тейлор. Непростительная ошибка: фанаты певицы налетели на голосование.

• Девушка нападающего «Астон Виллы» Олли Уоткинса постила, что Олли – фанат Тейлор, чтобы «свифтис» помогли ему выиграть голосование за звание лучшего игрока АПЛ в мае 2024-го. Правда, не получилось…

• Ради Тейлор переносили матчи на «Сантьяго Бернабеу», а на ее европейские концерты приходили Юрген Клопп, Роджер Федерер, Ига Швентек и даже Тони Кроос.

Максимально сильно «эффект Тейлор Свифт» прочувствовали в НФЛ. 

Хотя американский футбол – главный вид спорта в США и всегда самая популярная трансляция года, оказалось, что Тейлор Свифт > американский футбол. Роман певицы с тайт-эндом (игрок, который совмещает несколько функций: может блокировать соперников или бежать вперед и принимать пас от квотербека) «Канзас-Сити Чифс» Трэвисом Келси привлек огромное количество ее фанатов к НФЛ.

Джерси с фамилией «Келси» вышли на второе место по продажам в официальном магазине НФЛ, подкаст братьев Келси стал первым в рейтинге Apple, стоимость билетов и количество поисковых запросов о «Канзас-Сити Чифс» выросли в три раза, а сам Трэвис догнал главного действующего игрока мирового амфута Патрика Махоумса по количеству подписчиков (по 6,7 миллиона).

Тейлор приходила на матчи возлюбленного и становилась главной звездой трансляции (курсор в YouTube TV на хайлайтах матчей переделали в ее фирменный эмодзи). Свифт даже отправилась на Супербоул, где играл Келси: посреди тура 12 часов летела в Лас-Вегас сразу после концерта в Токио. Не зря, потому что отпраздновала победу с Трэвисом.

Появление Свифт на матче НФЛ увеличивает цены на билеты в четыре раза. Каждый бренд мечтает прикоснуться к кусочку ее славы. Например, на одном из матчей Тейлор обняла Келси – в кадр попал браслет с бриллиантом от компании Wove. За сутки после появления фото в интернете трафик Wove вырос на 2260%, а продажи браслета – на 477%. 

НФЛ даже стала учитывать концерты Тейлор в календаре сезона – чтобы она могла приезжать на матчи.

И все это одновременно с самым успешным концертным туром в истории.

Телеграм-канал Ярослава Сусова о спортивном бизнесе и маркетинге

Телеграм-канал Полины Крутихиной о фигурном катании

Фото: Darryl Dyck/Keystone Press Agency/Globallook Press/Global Look Press; East News/AP Photo, AP Photo/Lindsey Wasson; Gettyimages.ru/Ezra Shaw, Stephen Dunn; фотографии Полины Крутихиной