Трибуна
13 мин.

Как икона «Ривер Плейт» оказалась в «Оксфорд Юнайтед»

20 лет назад обладатель Кубка Либертадорес возглавил клуб из середины таблицы четвертого дивизиона Англии. Шесть месяцев спустя Рамону Диасу и остальным членам его штаба из семи человек не разрешили даже появиться на стадионе.

Кажется маловероятным, что кто-либо в будущем сможет собрать резюме, в котором есть матчи за сборную Аргентины, миланский «Интер», «Монако» и другие славные клубы. В 1979 Диас был одним из лидеров молодежной сборной наряду с Диего Марадоной, и вместе они выиграли мировое первенство в Японии, обыграв в финале Советский Союз (оба в том матче забили по голу; Марадона был признан лучшим игроком турнира, а Диас стал лучшим бомбардиром с 8 мячами). Как тренер он затем построил мощный «Ривер Плейт» 90-х, который помимо национальных титулов взял еще и Кубок Либертадорес. И рядом со всем этим великолепием красуется награда Лучшему менеджеру Лиги 2 по итогам января 2005.

Этот текст собран из воспоминаний бывших игроков «Оксфорда» Стива Бэшема, Криса Тардифа, Лукаса Коминелли, комментатора BBC Radio Oxford Джерома Сейла и Жан-Марка Гойрана, который во время того странного периода успел побывать ассистентом Диаса (собственно монегаск и уговорил аргентинца на эту авантюру), его переводчиком и даже исполнял обязанности спортивного директора в клубе. 

Как это началось – «Кто, блин, эти люди?»

Это был декабрь 2004. «Оксфорд Юнайтед», обладатель Кубка Лиги 1986, переживал спад, опустившись со второго уровня на четвертый за короткий период с 1999 по 2001, и сползал вниз уже в Лиге 2, когда владелец Фироз Кассам уволил менеджера Грэма Рикса. 

Кассам, крайне непопулярный среди болельщиков, пригласил безработного менеджера Криса Тернера посмотреть на поражение команды от «Суонси» со счетом 1:0 – и большинство представителей прессы, включая Oxford Mail и некоторые национальные таблоиды, поспешили огласить, что вот он – новый менеджер «Оксфорда». 

Но вместо этого... «Это выглядело довольно странно», – рассказывает бывший нападающий «Юнайтед» Стив Бэшем. «Вошли пять или шесть мужчин, выстроившись в очередь. Они все стояли перед нами, и никто из них не говорил ни слова по-английски, кроме одного переводчика». 

Слева-направо: тренер по физподготовке Пабло Фернандес, переводчик Джулиано Якоппи, менеджер Рамон Диас, ассистент Горацио Родригес и второй ассистент Жан-Марк Гойран

Жан-Марк Гойран тоже вспоминает, что «у всех игроков были широко открытые глаза, и они похоже задавались вопросом: «Кто, блин, эти люди?».

Этими мужчинами были непосредственно Рамон Диас, один из его ассистентов Горацио Родригес, еще один тренер Рауль Маркович, сам Жан-Марк Гойран, фитнес-тренер Пабло Фернандес, доктор Рафаэль Джульетти и переводчик Джулиано Якоппи. 

Но постойте, как до такого вообще дошло? Все начинается в Монако, где постоянно жили Кассам и Гойран, и у Диаса поблизости тоже был свой дом еще с тех пор, когда он играл за местный клуб на рубеже 80-90-х. 

Кассам обратился к близкому другу своего друга, то есть к Гойрану, который работал футбольным агентом и консультантом, с просьбой помочь ему найти менеджера, и монегаск внезапно предложил Диаса, который покинул «Ривер Плейт» в 2002 году. 

В то время широко распространялось, что Диасу не платили за работу на посту менеджера «Оксфорда», и Кассам действительно признался, что «пообещал аргентинцу акции клуба в обмен на успех». Но Гойран, раскрывая обстоятельства 20 лет спустя, говорит, что компания Кассама «Фирока», а не сам клуб, вместо этого платила Диасу и ему гонорары за консультации прямо в Монако, чтобы избежать невыгодного налогообложения. 

И наконец вопрос, который задавали многие – почему вообще тренер с пятью чемпионскими титулами в Аргентине и Кубком Либертадорес приехал в Лигу 2 для работы с «Оксфордом»? 

Гойран говорит, что это было частью проекта по выходу в Премьер-Лигу (!) за пять лет (!!!), но после горького финала Диас, который сейчас является тренером бразильского «Коринтианс», больше никогда не работал в Англии и даже в Европе. 

«Когда они впервые появились, шли грандиозные переговоры о реконструкции стадиона, установке четвертой трибуны за воротами и выводе нас в Премьер-Лигу», – подтверждает вратарь Крис Тардиф, который родился на острове Гернси и теперь всю свою жизнь посвящает местной карликовой сборной и ее базовому футбольному клубу, включенному в систему английских дивизионов.

Как изменился тренировочный процесс – «Все казалось таким новым и свежим!»

В 2004 году в низших лигах Англии было гораздо меньше иностранного участия, так что тогда появление аргентинского специалиста со своим штабом было даже большим культурным шоком, чем сейчас. Но многие игроки поддались новым тренировочным идеям, хотя некоторым было трудно адаптироваться. 

«Они привнесли в «Оксфорд Юнайтед» что-то очень новое и свежее в то время», – признает Бэшем, игравший за клуб с 2002 по 2007. «Это было намного раньше своего времени. Они пришли с идеями и философией, которые, вероятно, вошли в английский футбол низших лиг только два, три, четыре года спустя». 

Ассистент Горацио Родригес занимался тем, что происходило на футбольном поле, а Диас будто наблюдал за происходящим на отдалении. Некоторые в клубе считали Родригеса традиционным боссом команды, а Диаса – почти генеральным директором. Диас и его тренеры говорили только на ломаном английском, поэтому им приходилось общаться через переводчика. Но Гойран, который тоже участвовал в тренировках, говорит, что Диас был полноценным менеджером и последнее слово во всем оставалось за ним. 

Стив Бэшем в борьбе за мяч с Деннисом Бергкампом

Стив Бэшем подтверждает: «Он [Диас] приходил в команду, когда уже был разгар сезона, и мы чувствовали себя достаточно нагруженными, но он все равно доводил нас до пика формы своими занятиями. Выглядело совсем необычно, но это работало. Несмотря на дикую утомленность, в тот сезон я все равно забил свои очередные 10 голов, хотя после сложной травмы в меня мало кто верил [При всем уважении к Стиву, я полез проверять его слова на Rage Online. В сезоне 04/05 он забил только 8 мячей]». 

Гойран делится: «Это была очень приятная атмосфера. Это было великолепное приключение. Мы изменили методы их тренировок, менталитет игроков. Мы научили их, что они действительно профессиональные футболисты». 

Они были популярными фигурами и за пределами поля. 

Комментатор BBC Radio Oxford Джером Сейл вспоминает: «Рамон и его коллеги были внушительными и авторитетными, но в то же время нежными и дружелюбными. Однажды он в шутку попросил у меня 100 тысяч долларов за интервью. Я ответил, что BBC никогда не пойдет на такие траты. Он сказал, что в следующий раз просто хотел бы для себя приличный кофе [У аргентинцев в те времена и до сих пор крайне напряженные отношения с британскими медиа]».

Старт мечты – «Сейчас многие поклоняются Марсело Бьелсе, но тогда статус Диаса был ничуть не ниже»

Все началось так здорово. Их пригласили, чтобы помочь клубу избежать вылета, но четыре победы и две ничьи в январе заставили всех помечтать о плей-офф, а Диас был тут же признан Лучшим менеджером месяца в Лиге 2. Примечательно, что потребовалось более 17 лет, прежде чем другой менеджер «Оксфорда» снова получил подобную награду от Футбольной Лиги [Лайам Мэннинг за август 2023 в Лиге 1]. 

«Вокруг клуба сразу же поднялся небывалый шум», – рассказывает Джером Сейл. «Футбол «Оксфорда» поднялся на ступеньку выше, и веселье вернулось на трибуны». 

Диас и компания привнесли в футбол «желтых» правильный атакующий стиль. Физподготовка и умелый прессинг тоже сыграли большую роль. 

«Мы полностью изменили их стиль игры, и они начали побеждать», – хвастается Гойран. «Когда игроки начинают выигрывать, они получают удовольствие, их менталитет улучшается, у них появляется уверенность». 

Стив Бэшем делится: «Они очень хотели настроить тот футбол, который подходил бы большей части команды. Мне нравился тот период во всех смыслах: как в стратегическом, так и в отдельно взятых матчах. Так что это немного отличалось, конечно, от времен прагматичного Иана Аткинса [менеджера, покинувшего «Оксфорд» в апреле 2004]». 

Одной из новаторских стратегий Диаса было во время углового у своих ворот оставлять трех быстрых игроков за пределами штрафной на случай возможности контратаки. 

«В этом было что-то безумное из тотального футбола, как у Марсело Бьелсы. И в Лиге 2 к этому конечно не были готовы», – приводит сравнение вратарь Крис Тардиф. «Здорово, когда у вас есть игроки мирового уровня, но в низших лигах такое не всегда возможно. Они пытались насаждать футбол в его самой чистой форме. Мы конечно пробовали с любопытством. Иногда это срабатывало, но иногда терпело неудачу».

В «Оксфорде» появляются аргентинские игроки – «Некоторые были настоящими мастерами, но кого-то привезли совершенно зря»

Новый штаб хотел освежить команду и набрал на просмотр множество игроков – иногда около половины тренирующихся не имели контракта с «Оксфордом». Среди них появились и несколько южноамериканских игроков – полузащитник Лукас Коминелли, вингер Хуан Пабло Рапони и уругвайский защитник Матео Корбо. Сыновья Диаса Эмилиано и Майкл, которые были совсем молоды, также присоединились к «Оксфорду». 

Они оставили после себя неоднозначное наследие. Коминелли вышел на поле 16 раз, забив гол с дальней дистанции в ворота «Гримсби», и его подписание считалось одним из успехов. 

«Я действительно неплохо провел здесь время», – вспоминает Коминелли, который когда-то числился в «Ньюкасле», но так и не дебютировал в его составе. «Это было здорово. У меня остались хорошие впечатления, хорошие воспоминания об этом периоде из-за болельщиков, города, клуба». 

Фуллбек Корбо иронично остается культовым героем клуба после полученных восьми желтых и еще одной красной карточки в 13 играх [Mateo Corbo’s Tackle – так даже назывался один из фанзинов]. 

Рапони, игравший до этого за «Ривер Плейт», оказался слишком легковесным для Лиги 2 и появился на поле всего 10 раз. 

Эмилиано Диас, сыгравший семь раз, часто упоминается в дискуссиях о худших игроках «Оксфорда» за всю историю. Его младший брат Майкл так и не дебютировал в составе «Юнайтед». И это был лишь один из многих случаев, когда они следовали за своим отцом: Эми также играл под руководством Рамона в «Ривер Плейт», а теперь успел поработать его ассистентом в более чем 10 командах. 

Коминелли добавляет, что между игроками из Англии и Южной Америки никогда не возникало проблем. «Отношения с товарищами по команде были в порядке, что было очень приятно. Они помогли нам на первых порах, и все такое. У нас была довольно дружная раздевалка». 

Стив Бэшем тоже рассказывает: «Некоторые из них были настоящими мастерами, но некоторые не очень. При этом все здорово вписались в команду. Пара человек были великолепны, действительно много работали, классно обращались с мячом и стали хорошим дополнением к команде. Но кое-кого привезли совершенно зря. Рапони был очень быстр, временами он оказывал влияние на игру, но физическая сторона английского футбола иногда была для него слишком сложной».

Дела пошли под откос – «Все вышло из строя»

Однако после удачной игры в январе форма «Оксфорда» ухудшилась: команда проиграла четыре из следующих пяти игр. И за пределами поля дела тоже пошли наперекосяк. Диас и Кассам поссорились из-за разногласий по поводу амбиций клуба, а также из-за того, что Диас не говорил по-английски. Менеджер и некоторые из его тренеров пропустили несколько игр по причинам, связанным с разрешением на работу в Британии или визами. 

Бэшем вспоминает, что все просто «вышло из строя», когда клуб финишировал 15-м в Лиге 2 – далеко от вершины таблицы, но и не на дне, как прогнозировали многие перед сезоном. 

«Оглядываясь назад, это все кажется таким сюрреалистичным», — признается Крис Тардиф. «Им было трудно перейти на наш уровень. Они были не совсем готовы к тому, чтобы снова и снова повторять нам базовые вещи. Они мне очень нравились как люди. Считаю ли я, что это был правильный выбор? Вероятно, нет». 

Гойран обсуждал с Кассамом, как структурировать маркетинг клуба и найти инвестиции для него. «Нужно было многое исправить, потому что клуб не был для меня профессиональным», – утверждает он. «Я тратил на это дело около 12 часов в день минимум, и мы добились большого прогресса. Я был больше похож на генерального директора, чем на простого ассистента менеджера, но я все еще был близок к тренировочной площадке. Отношения между Рамоном и Фирозом были трудными. Они обсуждали будущее и финансовые вопросы, и Рамон не чувствовал, что Фироз хотел бы развивать клуб». 

Бэшем считает: «Я думаю, что у них были действительно большие планы на «Оксфорд Юнайтед». Они все двигались в правильном направлении. Они все наверняка думали, что были близки к какой-то сделке с Кассамом, и по какой-то причине все это закончилось… неприятными последствиями, и это был настоящий позор, когда спустя год мы вылетели из Футбольной Лиги». 

Внезапный финал – «Нам пришлось оставить все это, даже толком не начав»

Когда стало очевидно, что Диас, вероятно, покинет клуб, Гойран попытался найти другого менеджера для проекта. Диас ушел с поста менеджера, и он и его сыновья улетели домой перед предпоследней игрой сезона. 

«Его решение уйти было неожиданным, и я крайне разочарован», – сказал тогда Кассам, добавив, что сохранение Диаса стоило бы клубу 1 миллион фунтов. Oxford Mail даже сообщили, что Горацио Родригес теперь должен стать новым менеджером. Но внезапно весь эксперимент закончился. Перед финальной игрой сезона, дома с «Честером», Кассам избавился от всего штаба Диаса и назначил Брайана Тэлбота. 

Фироз Кассам и Рамон Диас

Гойрану предложили остаться, но он ответил: «Я привел этих людей, и если они уйдут, мне придется уйти с ними. Все было здорово, кроме отношений между Фирозом и Рамоном. У нас было много хороших планов на будущее, много идей относительно инвесторов, которые могли бы изменить клуб и вывести его на новый уровень. Но все завершилось катастрофой», – подводит итог Гойран. 

И все стало выглядеть совсем грязно, когда Диас и его коллеги купили билеты, чтобы посмотреть финальную игру сезона против «Честера» и выразить свое почтение болельщикам «Оксфорда». Но Кассам приказал своим стюардам не впускать их, и на 10-й минуте игры разразился протест: болельщики покинули свои места и попросили впустить их любимцев. 

«Нам пришлось вызвать такси и уехать, не попрощавшись. Это был ужасный конец отношений с клубом», – с горечью вспоминает Гойран. «Мне было очень грустно покидать Оксфорд. Это было фантастическое время. Я работал всем своим сердцем и всем остальным. Чувство, которое я испытываю по отношению к фанатам, это настоящее уважение. Это мой клуб навсегда, и я до сих пор регулярно слежу за их результатами. Это история настоящей любви между мной и «Оксфордом». 

Это был конец и для всех южноамериканских игроков. Коминелли объясняет: «Клуб предложил мне новый контракт. Я хотел остаться, но пришедший новый тренер [Брайан Тэлбот] решил, что все легионеры должны уйти». 

Следующей весной Тэлбот был уволен, Кассам продал клуб, и «Оксфорд» оказался вне Футбольной Лиги, потратив на возвращение следующие 4 сезона.