Важнейшее из искусств
На днях позвали на презентацию нового рекламного видео. Так часто бывает перед кинопремьерами. Студии сначала устраивают закрытый показ для прессы, а затем, уже заручившись (или не заручившись) медиаподдрежкой, запускают какой-нибудь блокбастер в прокат. В области спортивного маркетинга и брендинга я с подобным впервые столкнулся. Да и рекламные ролики раньше рецензировать не приходилось. Поэтому рецензировать в прямом смысле слова я, пожалуй, не буду – давайте вместо этого просто поделимся впечатлениями и воспоминаниями.
Сейчас спортивное рекламное видео, совершенно очевидно – отдельный уникальный жанр.
Сейчас спортивное рекламное видео, совершенно очевидно – отдельный уникальный жанр. Планка по уровню «креатива» поднимается каждый год, тратятся миллионы американских и евро денег, к съемкам привлекаются только самые отборные «звезды», а в кресло обязательно сажается какой-нибудь трендовый режиссер. Задача задавить конкурента масштабом и размахом ставится, наверное, даже перед уборщицей на площадке. Подобные рекламные кампании, как правило, напрямую связаны с крупными футбольными турнирами – чемпионатами мира или Европы – поэтому запускаются не чаще, чем раз в два года. С такой периодичностью, действительно, можно и нужно снимать только блокбастеры.
Мне кажется, первой удачной попыткой разорвать, в то время пропитанное голосом Перетурина, сознание нашего болельщика был вот этот ролик из рекламной кампании перед Евро-96. Это нечто реально появилось на экранах отечественных телевизоров, и реально ударило по мозгам так, что лично я и представить себе не мог большего восторга, чем случайно застать в эфире хоть кусочек этого ролика. После этого хотелось любить футбол вечно и перенестись в волшебный мир, где добро под руководством Эрика Кантона, всегда побеждает зло.
Зато сейчас я знаю, что этот ролик снял индийский режиссер Тарсем Сингх, тогда я еще только начинающий молодой клипмейкер, заявивший о себе клипом Losing My Religion для группы R.E.M. Помните? Если нет, то был еще его фильм «Клетка» с Дженнифер Лопес или прошлогодний «Война богов» – и там, и там очень узнаваемая визуализация. Кстати, Сингх не раз сотрудничал с мировыми спортивными брендами. Ролик «Миссия» перед Евро-2000 тоже его рук дело – правда, на мой взгляд, получилось не так удачно.
Но бывало так, что на проект сразу же подряжали известных режиссеров, и тогда каждый из роликов превращался в настоящее авторское кино. Перед чемпионатом мира 2002 года серией рекламных видео отметился Терри Гиллиам. В сопровождении шикарного ремикса на Элвиса привычный мир антиутопий Гиллиама легко узнаваем в истории про «Секретный турнир»
Примерно в это же время в рекламотворчестве отметился Спайк Джонз. Чуть позже он показал нам, что значит «быть Джоном Малковичем». А тогда просто пофантазировал на тему тотального технокризиса 1 января 2000 года.
Узнаваема и работа Дэвида Финчера. Его видео – фантазия на тему биографии двух игроков в американский футбол. Тот, кто случайно рассмотрит в этих кадрах стилистическое сходство с фильмом «Древо жизни» Терренса Малика, не ошибется. Над фильмом и над роликом работал один и тот же оператор, неподражаемый Эммануэль Любецки.
«Олдскульными» приемами отличается работа «олдскульного» Майкла Манна, режиссера «Схватки», «Али», «Полиции Майами» и др. Тут тоже про американский футбол.
Ну а в последние лет пять обозначился настоящий прорыв в этом направлении. Поработать на съемочной площадке со звездами спорта, похоже стало модным среди именитых режиссеров. Превратившийся уже в культовый ролик от Гая Ричи – это все-таки больше кино, нежели реклама чего-либо.
«Черная мамба» от Роберта Родригеса тоже непохожа на рекламу чего-либо. Напоминает, скорее, трейлер к новому фильму – такому же фантасмагоричному, как и все работы мексиканца.
У другого талантливого мексиканца Алехандро Иньярриту получилось куда более стройно и изысканно. Write the Future – один из моих любимых рекламных роликов, однозначно.
Главное видео рекламной кампании нынешнего года, которое нам и презентовали, в какой-то мере тоже революционно. Отличается оно не именем режиссера и не очередной россыпью звезд, а присутствием элементов интерактивности. Если вы просто посмотрите (или уже видели) этот ролик где-нибудь в интернете или по телевизору, и он произведет на вас впечатление, то, все равно, вряд ли оно окажется совсем уж не забываемым. Смысл в том, что это видео нужно смотреть в интерактивной версии – например, вот здесь. И тогда вам становятся доступны все «фишки», задуманные создателями. Отыскивая внутри ролика ссылки на, так называемые, «скрытые туннели», вы сможете получить доступ к уникальному дополнительному контенту, который, возможно и вас вдохновит к каким-то футбольным свершениям. На мой взгляд, с точки зрения «креатива» это очередной прорыв.
Вот такие впечатления. Если угодно, поделитесь своими. Приятного просмотра!
Подписывайтесь на наш блог и видеоканал, а также смотрите телеверсию «Футбольного клуба» каждую пятницу на канале «НТВ-Плюс Футбол».
Из любимейших.