Трибуна
36 мин.

Последний «Золотой мяч» для «Ювентуса» и Италии. Как Фабио Каннаваро прошел путь от болбоя до героя нации

Итальянская футбольная федерация может похвастать всего пятью итальянскими Золотыми мячами в своей богатой и насыщенной истории. Примечательно, что первым обладателем заветной и столь желанной для всех футболистов наградой стал не коренной итальянец, а так называемый «ориундо» Омар Сивори – уроженец Аргентины, получивший итальянский паспорт в связи со своими итальянскими корнями.

Натурализованный Сивори никогда не питал особой любви к итальянскому триколору, открыто называя себя аргентинским безумцем, но подобная практика в те времена имела место отнюдь не для патриотических целей. Как бы то ни было, свой первый Золотой мяч Федерация сумела вписать в кулуары своих хроник лишь по причине игры Омара за «Ювентус» и потребности в привлечении его к играм сборных во избежание бюрократических проблем. В остальном любые статистические порталы причисляют его исключительно к южноамериканским футболистам при подсчете тех или иных накопительных данных – голы, матчи, карточки, и тд.

В остальных случаях подобных казусов не возникало: лучшими футболистами мира становились исключительно уроженцы полуострова. Легенда «Милана» Джованни Ривера, чаще именуемый просто Джанни, стал вторым итальянцем, поднявшим над головой Золотой мяч. Его сравнивали с Меаццой и Скьяффино, однако в будущем Ривера доказал, что он уникален и неповторим, а сравнивать необходимо не его, а других – с ним. Проведя всю свою карьеру за «Милан», Джанни дважды был близок к награде, но получить сумел ее лишь на второй раз – первую номинацию он проиграл Льву Яшину, заняв почетное второе место. Примечательно, что Ривера стал первым коренным итальянским футболистом, получившим Золотой мяч, и последним итальянцем не из «Ювентуса» с этой наградой...

Третью награду в истории FIGC забрал Паоло Росси – уникальный в своем роде бомбардир, умудрившийся пережить в юности три операции на мениске, порвать мышцу в области голеностопа, повредить связки обоих коленей, и все это еще до достижения совершеннолетия, после чего стать один из величайших футболистов в истории Италии. «Ювентус» умудрился упустить его из своей Примаверы, посчитав, что молодой и вечно травмированный хроник явно не способен навязать конкуренцию действующим звездам, а затем вернуть его спустя восемь лет благодаря дисквалификации игрока из-за ставок – Паоло неоднократно признавался, что если бы ему не позвонил Бониперти, президент «Юве», он закончил бы с футболом, ибо ему было невыносимо думать о том, что его помнят и судят отныне лишь по скандалам и судам.

Фактически, каждый Золотой мяч приходился на очередной расцвет всей лиги: в девяностые Роберто Баджо был на недосягаемом уровне в плане класса, популярности и значения для всей Серии А, но в то же время и весь итальянский чемпионат опережал своих соседей буквально во всем, что находило отражение в европейских чемпионатах и игре сборной Италии. Баджо задал высоченную планку для своих партнеров относительно самого восприятия игры как искусства, отворачиваясь от тенденции оптимизации действий игроков на поле исключительно в рамках заданных схем и моделей – негоже гению работать по инструкции. Если бы не травмы, явно одним Золотым мячом дело бы не ограничилось, равно как несколькими командными трофеями.

Итак, три форварда и один полузащитник – так на старте XXI века выглядел итальянский подиум Золотых мячей. Нация, монополизировавшая право на звание самой оборонительной и уникальной с точки зрения отношения к защитным схемам, могла похвастать целой россыпью гениальных защитников с мировым именем. Но где же их Золотые мячи, где признание от журналистов и других стран?

Увы, но на протяжении всей истории существования этой весьма спорной и субъективной награды привычным делом было видеть в числе лауреатов лишь игроков атакующего амплуа. Изредка этот наградной лист разбавлялся полузащитниками, умудрившимися затмить своих коллег, работающих в сфере голевого искусства, и лишь совсем крохотная часть исторического наследия Золотого мяча отошла защитникам (хотя Беккенбауэр был явно кем-то большим, нежели просто игроком обороны, равно как и Маттеус), а единожды ее получил вратарь – разумеется, Лев Яшин всегда стоит здесь особняком. Но ни одного итальянского защитника?

И вот в самый критический момент для всего итальянского футбола, сотрясаемого ужасами Кальчополи и внутренней войны между клубами и их владельцами, лицом и героем целой нации, сумевшим на время заставить всех забыть о грядущих темных временах и вновь испытать гордость за свой футбол и свою сборную, стал Фабио Каннаваро. Удивительный игрок с необычной карьерой, сумевший стать героем для одних, и изгоем для других.

Загляните в мой канал, возможно он покажется Вам интересным, после чего приступим:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Неаполитанское наследие

Необычный и весьма замысловатый статистический факт: всего 22 человека в истории существования этой замечательной игры могут похвастать тем, что они первыми поднимали главный по значимости трофей – кубок чемпионов мира! Разумеется, речь идет о капитанах сборных, которые на церемонии награждения первыми брали в свои руки трофей, поднимая его над головой, тем самым буквальным образом превознося его и свою команду на вершину мира. Фабио Каннаваро вошел в этот список с еще одним необычным достижением – он сумел сделать это в своем юбилейном сотом матче в футболке сборной. Герой Италии, чье реноме украшает дополнительная звезда с необычным достижением.

Каннаваро с детских лет был уверен, что его жизнь в той или иной степень будет связана с футболом. Уроженец Неаполя, все свое отрочество и юность Фабио провел на улицах южного региона, прославившегося с не самой лучшей стороны – нищета, безработица и криминал были постоянными спутниками всех жителей Юга в те годы. Густо населенная область наиболее пострадавшей части страны в период послевоенного экономического кризиса была схожа не с европейскими реалиями, а с некоторыми городами бедных страх Южной Америки, где засилие преступных банд и наркоторговцев годами прогрессировало и способствовало социальной стагнации. Отсутствие денег и работы фактически толкало граждан на подработки в других городах или привлекало ко вступлению в криминальные структуры.

Как ни удивительно, но для Каннаваро это не стало сдерживающим или отвлекающим от игры фактором. Отнюдь, бедность и застой позволял футболу занимать эти улицы наравне с бандитизмом и пьянством, поскольку в футболке видели едва ли не единственную прелесть и занятие без вреда своему здоровью. Футболом «болели» все слои населения любого возраста – он был настоящим «королем» неаполитанских улиц. И если ты хорош в футболе – перед тобой открывались прежде закрытые карьерные двери.

Своеобразной гордостью для неаполитанцев, и в то же время постоянной головной болью, была местная команда «Наполи». Сегодня, благодаря усилиям и средства Аурелио Де Лаурентиса, мы привыкли к тому, что неаполитанцы постоянно борются на самом высоком уровне, периодически занимая лидирующее положение в итальянском футболе. Однако в те времена это была скромная команда, которая за шесть десятков лет своего существования едва могла наскрести крохи триумфализма, присущего северной футбольной братии.

Все изменил переезд Диего Марадоны в 1984 году на юг Италии.

Аргентинский гений усадил неаполитанцев на самую вершину, подарив городу бесценные годы доминрования в Кальчо вкупе с истинным счастьем, которое вообще может подарить людям футбол. Болельщики объединялись в группы, в коалиции и даже целые группировки, все жители Неаполя в дни матчей становились друг другу буквально родственниками, а после очередной победы празднования были заметны чуть ли не из космоса. Два Скудетто, Кубок Италии, Кубок УЕФА – все это коренным образом изменило восприятие «Наполи» в глазах Италии и жителей Неаполя. А уличные мальчишки все как один мечтали однажды примерить лазурную футболку и стать преемником Марадоны.

Фабио Каннаваро, разумеется, не был исключением. Ему было 13 лет, когда Марадона превратился в социальную и культурную икону Неаполя, подарив своей команде их первое в истории чемпионство в Серии А. В тот момент Фабио подрабатывал на стадионе Сан-Паоло болбоем – мальчишкой, подающим мячи во время тренировок и матчей. И пока город праздновал на трибунах, на улицах и в своих квартирах, Каннаваро был на газоне рядом со своей любимой командой, принимая участие в неистовом празднике жизни вместе с его главными героями. Так юный неаполитанец получил возможность воочию лицезреть, как игра способна объединять людей, дарить им радость и счастье, позволять ощущать гордость за свою команду и свой город.

Вряд ли он осознавал, что через 20 лет получит возможность стать тем, кто объединит в том же порыве уже не просто город, а всю страну.

Но до профессионального дебюта все еще было далековато. Подавая мячи, Каннаваро пытался пробиться в молодежную академию «Наполи», но у его семьи банально не хватало денег на обеспечение его экипировкой и проживанием на территории клубного пансионата. А уж что говорить о бесчисленных переездах на игры в другие города и летние стажировки за пределы Италии? Все, что оставалось Фабио – это тренировки со своим отцом Паскуале на узких улочках на окраинах Неаполя, а также бесконечные стычки с ребятами из других школ, вызывающих Каннаваро и его друзей на футбольные поединки, где разыгрывали потрепанные тканевые мячи и потасканные футболки с нашивками любимого всеми «Наполи».

Однако в 15 лет Каннаваро наконец-то улыбнулась удача: он получил место в Примавере с полным финансовым обеспечением. Его игра впечатлила тренерский молодежный штаб, после чего его зарегистрировали в команде – правда, из-за низкого роста его вписали как полузащитника с оттяжкой на фланг. Чаще всего Фабио действительно приходилось бегать по бровке, где он третировал и постоянно сбивал с ног игроков других клубных Примавер, не уступая позицию до последнего. Его стремление вступать в схватку с каждым, кто становится на пути, вместо привычной обводки или передачи, заставили тренера убрать одиозного и драчливого подростка поглубже, выставив его аккурат в центр своей штрафной, чтобы оттуда Каннаваро смог в полной мере насладиться своей страстью – отбирать мячи. Невысокий коренастый центральный защитник – кто бы мог представить себе подобное?

Первый выход на поле в рамках настоящего профессионального матча за «Наполи» состоялся 7 марта 1993 года.

Эпоха Марадоны затухала с той же скоростью, с которой однажды и зажглась. Окончательно ее закрыл чемпионат мира 1990 года. На Сан-Паоло встречались сборные Италии и Аргентины, и перед матчем Марадона всячески призывал жителей Наполи болеть за Аргентину, выражая тем самым протест неравномерному распределению дотаций между Севером и Югом страны.

Неаполитанцы ответили на призыв баннером: «Диего, мы тебя очень любим, но мы итальянцы».

Вкупе с невзрачной игрой Диего попал в череду скандалов с наркотиками и пристрастием к вечеринкам, где однажды его застали в компании шестнадцатилетней девушки в обнимку (никакой речи об интиме, по крайней мере никто подобного не смог доказать).Так Марадона получил дисквалификацию на 15 месяцев, а неаполитанская команда переживала победное похмелье, все глубже погружаясь на финансовое дно, не имея возможности на равных соперничать с северными нуворишами. Победив «Ювентус» в финале Суперкубка со счетом 5:1, «Наполи» покончил с доминированием и перешел в разряд «середняков», гранича со статусом откровенных аутсайдеров.

Фабио Каннаваро был сокровищем молодежной академии, в нем видели будущего героя стагнирующей в своей заурядности команде. Символично, что впервые выступить как профессионал Каннаваро смог в матче против... «Ювентуса». И добавим еще немножко символизма, что первым тренером, выпустившим Фабио на поле, стал... Марчелло Липпи. История действительно умеет поразить своей прозорливостью и дальновидностью. Увы, матч закончился победой туринцев со счетом 4:3, однако Каннаваро успел отметиться несколькими весьма эффектным отборами на самой ленточке вратарской зоны.

Помимо прочего, для самого Фабио сбылась мечта всей его жизни – мало того, что он стал наконец-то профессиональным футболистом, но еще он это сделал в бутсах, подаренных самим Диего Марадоной. Весьма памятный эпизод в карьере Каннаваро, когда на одной из тренировок основной команды с молодежной Фабио умудрился выбить мяч у аргентинца и вызвать у того гневный вопль. Отругав выскочку, Марадона несколько дней затем переживал, что сорвался, после чего пришел в раздевалку Примаверы и принес свои извинения. В качестве жеста примирения, Диего подарил парню новые бутсы. Они же и стали свидетелями восхождения начинающей звезды.

Липпи видел в нем потенциал будущего оплота этой команды. Огромную роль в прогрессе Каннаваро сыграл его более опытный партнер Чиро Феррара, ставший духовным наставником юного Фабио. Благодаря урокам, преподанным Чиро на поле и в раздевалке, Каннаваро постепенно становился ментальным лидером «Наполи», несмотря на свой возраст. Та проницательность, которую демонстрировал Каннаваро в моменты работы против соперника с мячом, заметно выделяли его на фоне других защитников – Фабио читал игроков, как никто, за несколько секунд до движения понимая, что его оппонент будет делать и куда он попытается пройти. Одолеть в прямом столкновении Каннаваро становилось близким к невозможному.

Невысокий рост стал неожиданным союзником Фабио: многие форварды ошибочно принимали его за физически слабого футболиста, который с весьма посредственной скоростью вряд ли сумеет соперничать с высоченными и плечистыми героями атакующего ремесла. Подобная и весьма явная недооценка сказывалась на том, что самоотверженность и безупречность, демонстрируемые Каннаваро, смущали и психологически ломали всю команду соперника. Поскольку Фабио воспитывался на улицах неблагополучных районов Неаполя, ему был чужд страх или стремление пресмыкаться перед авторитетами, на поле он превращался в чудовище, способное забрать мяч у любого – а если вовремя не среагировать, вслед за мячом полетят и бутсы, гетры, быть может Каннаваро с удовольствием бы вырвал даже ноги тем, кто попытался ему противостоять.

Увы, в очередной раз деньги стали причиной тому, как в итоге сложилась судьба одного футболиста и целой команды. «Наполи» оказался на грани банкротства, что побудило руководство устроить массовую распродажу с целью недопущения ликвидации всей компании. Одним из самых лакомых кусочков общего небесно-голубого пирога стал Фабио. Его стремление остаться в команде приветствовалось с большим уважением, болельщики, не переставая, грозили президенту расправой, если он продаст талантливого воспитанника, но ничего уже нельзя было поделать – за 13 миллионов лир контракт Каннаваро перешел к «Парме» в 1995 году.

«Пармезанский» период.

После перехода в «Парму» Фабио Каннаваро окончательно отошел от образа «будущего таланта», постепенно превращаясь в одного из сильнейших защитников Италии здесь и сейчас. Вместе с такими молодыми дарованиями, как Лилиан Тюрам и Джанлуиджи Буффон, Каннаваро сформировал непроходимую стену, ставшую едва ли не лучшим оборонительным построением в Европе. Да и если задуматься, кто из топ-клубов мог похвастать защитой более высокого класса?

«Парма» на глазах превращалась в претендента на награды самой высшей пробы. «Ювентус» под управлением Марчелло Липпи боролся за каждое Скудетто, но теперь на их пути довольно внезапно появился конкурент, сопоставимый по силе и потенциалу, но без соразмерных затрат на ежегодное пополнение состава. Каждая очная встреча превращалась в яростную бойню, любые попытки команд превзойти друг друга в таблице сопровождались столкновениями ультрас по всей стране. Единожды «Парма» остановилась в шаге от Скудетто, добравшись аж до второй строчки в 1997 году, уступив Липпи номинальное лидерство, оставив за собой ментальное преимущество.

Оно сказалось на европейском поприще: Каннаваро и его братия после завоевания Кубка и Суперкубка Италии в 1999 году, отомстив таким образом прямым соперникам, прибрав к рукам все оставшиеся национальные трофеи, сумела завоевать Кубок УЕФА. Это был пик развития «пармезанского» проекта, поскольку постоянные увеличения зарплатного фонда и рост долговых обязательств вследствие отсутствия прямого спонсорства сподвиг «Парму» на продажу своих ключевых активов. Первыми тонущий корабль покинули Тюрам и Буффон, отправившиеся в «Ювентус» – да, Лучано Моджи попросту решил провести стратегический маневр и уничтожить своего давнего соперника, забрав лучших его футболистов.

Деньги пошли на покрытие кредитных задолженностей, на командное обеспечение все равно почти ничего не оставалось. Каннаваро получил освободившуюся капитанскую повязку, но было очевидно, что и он вряд ли задержится здесь – столь мощный качественный рост своего игрока «Парма» попросту не могла покрывать достойной зарплатой, а игрок явно в скором времени начал задавать неудобные вопросы. В частности, насколько этот проект соответствует его амбициям, вскормленным ранними победами и стремлением добиваться оных во всех действующих соревнованиях? Насколько вероятна угроза банкротства, схожую с которой Каннаваро однажды уже пережил в Неаполе? И возможен ли вариант укрепления состава при наличии постоянных долгов и кредитов?

Ситуацию усложняло и то, что в тот же самый период Каннаваро начал сиять и на международном уровне: его игра за сборную под руководством Чезаре Мальдини сопровождалось бесчисленными овациями, особенно с учетом ухода из команды прежнего вожака – Паоло Мальдини. Статусное укрепление в числе лидеров главной команды страны явно не сочеталось с грядущим понижением на клубном уровне. В итоге в 2002 году эта прекрасная история тоже подошла к своему завершению – и вновь из-за денег. Контракт Каннаваро перешел к «Интеру», отдавшему за него астрономические 23 миллиона евро.

Капитанская повязка в сборной, переезд в Милан, стоячие овации на Сан-Паоло после победы сборной против Азербайджана – все сулило Каннаваро скорейшее возвышение в пантеон итальянских футбольных богов, и это еще до достижения тридцати лет! По меркам Серии А, Фабио еще даже не понюхал своего пика развития, что уж говорить о всей Европе? Некогда юный мечтатель, прыгающий от счастья рядом с Марадоной после завоевания первого в истории «Наполи» Скудетто был на пороге превращения в новую итальянскую икону. Но прогресс оказался немного заторможен...

«Интернациональное» недопонимание.

Свой двухлетний период в «Интере» Каннаваро искренне называет скомканым, и даже порой не чурается использовать слово «ошибка».

Главный тренер миланцев Гектор Купер уже имел в своей обойме основную пару центральных защитников, его мнения никто не спрашивал перед оформлением громкого трансфера, а посему приходилось импровизировать. Купер узнал, что ранее Каннаваро имел скромный опыт работы на бровке, потому решил привлекать его в своих схемах зачастую как защитника c привлечением к игре на правом фланге. Это поспособствовало тому, что Фабио испытывал серьезнейшие трудности в период адаптации к новому для себя футболу, и разумеется журналисты не преминули посмеяться над звездой сборной Италии, упрекнув его в чрезмерно завышенных ожиданиях от самого себя, раз он так поспешил ради «Интера» бросить свою любимую «Парму».

Купер не обращал внимания на откровенно говоря слабую игру от новичка, помогая тому почувствовать себя в своей стихии благодаря периодической смене позиции прямо во время игры, отчего Каннаваро вновь расцветал как защитник. По итогу первого сезона с Фабио, «Интер» занял второе место и вышел в полуфинал Лиги чемпионов, где проиграл «Милану» – Каннаваро лишился возможности сыграть против своего тренера из неаполитанского прошлого, а заодно и попробовать свои силы против умопомрачительной по качеству и классу обороны «Ювентуса» образца сезона 2002/03.

Тем не менее, для «Интера» этот сезон зашел в актив как положительный во всех направлениях, но Купера это не спасло от увольнения. Вместо него на пост тренера оказался назначен Альберто Дзаккерони, проповедовавший футбол с тремя центральными защитниками и трехзвенной схемой построения атак. Доселе Каннаваро никогда не играл в подобном построении, что оставило отпечаток на очередном проваленном старте сезона – к этом прибавились частые мышечные повреждения, что помешало чаще выходить на поле и быстрее адаптироваться к новым реалиями.

Руководство миланского клуба посчитало, что совершило весьма дорогую для бюджета ошибку, приведя неспособного в этом возрасте к прогрессу и совершенно не адаптивного футболиста в строящийся коллектив, и потому директорат принял решение поскорее избавиться от злополучной звезды. Свой негативный отпечаток на ореол безупречности Каннаваро наложил неудачный перфоманс на Евро 2004, где Италия не сумела преодолеть даже групповой этап.

На счастье Фабио, в этот же момент в Турине уже сформировалась эдакая коалиция бывших партнеров Каннаваро в лице Феррары, Буффона и Тюрама – трио буквально осадили офис Лучано Моджи, настаивая на важности скорейшего приобретения мощного защитника, переживающего не самый лучший этап своей карьеры. Главным тренером «Ювентуса» был назначен Фабио Капелло, который лишь поддержал стремление укомплектовать оборонительные редуты своей новой команды игроком такого класса.

30 августа 2004 года карьера Фабио Каннаваро совершила свой ключевой скачок по восходящей. Его выкупил «Ювентус» за 10 миллионов евро, компенсировав часть затрат включением в сделку вратаря Фабиана Карини. Переход, вошедший в историю итальянского футбола.

«Ювентийский» блеск золота.

Сегодня привычно слышать в адрес Фабио Каннаваро описательной характеристики в духе «легенды «Ювентуса». Тем удивительнее тот факт, что за туринцев Фабио отыграл всего три сезона – столько же, сколько за «Наполи», на год меньше, чем за «Интер» и аж на четыре меньше, нежели в стане «пармезанцев». Даже за «Реал» Фабио сыграл фактически столько же, сколько за «Ювентус, хотя зачастую об этом не все фанаты вспоминают. Но обо всем по порядку.

Переезд в Турин буквально воскресил потухшего итальянского защитника: в первом же туре Серии А Капелло не испугался предоставить Фабио место в стартовом составе, и по итогу «Ювентус» отметился выездным разгромом 0:3 против «Брешии». Дальше больше – Каннаваро забетонировал за собой место в центральной зоне штрафной, демонстрируя футбол настолько высокого качества, что болельщики внезапно вспомнили свои оды и песни в его честь, которые уже пару лет забывали скандировать ввиду не самой лучшей игры в исполнении Фабио. Его воскрешение затмило даже чемпионский ход самого «Ювентуса», который не впечатлял в атаке, но в обороне был непроходим. Имя строителя этой стены – Фабио. Под ним расписались сразу два Фабио – Каннаваро и Капелло.

Свой первый сезон в «Ювентусе» Каннаваро отыграл в полную силу, выйдя на поле во всех 38 турах чемпионата. Тот год так и остался рекордным для игрока с точки зрения сыгранных игровых минут – красивая цифра в 3333 украсился статистическую сводку Серии А. Каннаваро забил два гола за «Юве», избегал ранее привычной для себя грубости при отборах, превращая их в элегантное искусство на опережение – три желтых карточки при условии тотального вовлечения в прессинг и низкий оборонительный блок, присущий командам Капелло, воистину удивляли и даже поражали.

«Ювентус» завоевал Скудетто, и многим не верилось, что для Каннаваро это было первое чемпионство за всю его карьеру... Плачущий Фабио с кубком в руках завершал ту величавость и грандиозность момента, когда Алессандро Дель Пьеро хлопал его по спине с улыбкой на лице – Каннаваро же мыслями явно был на Сан-Паоло, где двадцать лет назад он видел этот же трофей в руках Марадоны, пока сам заливаясь счастливым смехом прыгал рядом вместе с остальными игроками... Неповторимые эмоции, которые увенчали карьеру одного из сильнейших защитников в истории Италии.

Но в этой бочке меда завелась и своя ложка дегтя. В то время, пока Капелло завоевывал для своей команды в своем дебютном сезоне в «Ювентусе» Скудетто, параллельно велось расследование, прозванное в дальнейшем «моджигейтом», или куда более привычно – Кальчополи. Журналисты еще не знали о масштабах будущего землетрясения, но уже аккуратно приписывали к заголовкам подозрение в сговоре представителей половины клубов Серии А с судьями при подготовке к матчам. Разумеется, львиную долю внимания привлекал к себе «Ювентус» на правах действующего чемпиона. И с каждым новым туром вылезало все больше подробностей и подозрений.

Каннаваро, равно как и вся туринская команда, не особо замечали ведущиеся вокруг себя толки и пересуды. Их занимал лишь футбол, поскольку назревала очередная доминация одной команды в пределах итальянского чемпионата, чего не случалось с Серией А уже давно – Капелло откровенно жертвовал зрелищностью во имя результата, уповая на непроходимость своей обороны. И эта тактика давала свои плоды, пусть и исключительно в пределах Италии.

Проигранный Суперкубок Италии против «Интера» лишь подстегнул «Ювентус» окончательно сфокусировать внимание лишь на Серии А. Уже зимой клуб Капелло укрепился на первой строчке, забрав себе номинальный титул «зимних» чемпионов. Фабио блистал в обороне, помогал в атаке: в январе ему удалось даже провести первый в карьере дубль – в ворота «Эмполи», позволив команде вытащить победу со счетом 2:1. «Ювентус» воспринимался неуязвимым лидером, что помогало туринцам ментально держать себя в тонусе даже в сложные моменты сезона, вытаскивая порой матчи на характере. Второе Скудетто подряд стало вполне себе логичным итогом работы Капелло и его подопечных в заданном им ранее направлении.

Два сезона Каннаваро в «Ювентусе», оба в золоте, никаких травм, исключительное поклонение со стороны болельщиков по всей Италии, безграничное уважение от товарищей по команде, уверенность в завтрашнем дне. В таком настроении Фабио отправился в стан сборной в рамках подготовки к выезду на чемпионат мира в Германии. И в этот же момент все рухнуло...

Мундиаль 2006 года.

В сборную Каннаваро приехал в статусе дважды лучшего защитника года Серии А. Две заслуженные награды подряд наравне с двумя чемпионствами и включением во все статистические символические сборные года лишний раз укрепляли его статус. Однако на тот момент команда Марчелло Липпи была на грани нервного срыва, и виной тому разразившийся дома скандал.

Итальянская общественность переживала истинное угнетение – вся Европа на момент старта чемпионата мира открыто демонстрировало свое презрение в отношении нации, компрометирующей себя и свою истинную историческую мощь, даже нейтральные фанаты начали желать Италии поражения и скорейшего возвращения на родину разгребать последствия Кальчополи. Футболисты не понимали, что их ждет в следующем сезоне, их мысли явно занимал не турнир, а собственные карьерные перспективы, большинство даже не понимало, где по итогу они окажутся. Телефоны разрывались от звонков агентов, журналистов, родственников, и казалось, что сборная вот-вот морально сорвется.

Тем не менее, дуэт наставника и его подопечного, родившийся двадцать лет назад в Неаполе, сотворил, казалось бы, невозможное: Липпи и Каннаваро сумели настроить команду на футбол вопреки политике и череде сторонних возмущений, оставляя перед собой лишь игры и стремление победить. Ничто больше не имело значение, только игра – сегодня, здесь и сейчас. На игроков лег огромный по своему значению груз ответственности, отныне им требовалось доказать, что несмотря ни на что, их страна сохранила лицо и свою силу.

Синергия и гармония проявились с первых же секунд матча открытия против Ганы. Италия спокойно одолела соперника 2:0, показав целостную и сбалансированную игру. Случайный автогол позволил США во втором туре удержать ничью, однако Италия закрыла группу Е на первом месте, победив в третьем матче Чехию все с теми же 2:0. Гол американцев оставался единственным для Буффона аж до самого финала.

В 1/8 финала пала Австралия. За ней – Украина. Полуфинал против хозяев турнира вошел в историю как одно из самых напряженных противостояний, где итальянцы поразили всех зрителей своим хладнокровием, одержав победу лишь в дополнительное время благодаря концентрации и смирению. Несмотря ни на что, чувствовалось, что Скуадра Адзурра – это слаженный и идеально работающий коллектив, где нет звезд, нет выбивающихся из системы универсалов и индивидуумов, вся команда работает как команда.

Каннаваро управлял этих механизмом с удивительным спокойствием и сдержанностью. Несмотря на травму Несты и статус его сменщика в лице Матерацци, названного одним из худших игроков сборной во время чемпионата мира 2002 года, Фабио заставил зрителей забыть о прошлых неурядицах. Сборная Германии до столкновения с Каннаваро успела провести аж 11 мячей, ими двигало стремление отыграть в Берлине в финале, чтобы перед родными трибунами возвести немецкий футбол на вершину мира. Но против них играл совершенный защитник, чей перфоманс от 4 июля 2006 года вошел в учебники многих футбольных учреждений как образец игры в обороне.

Игра проходила в напряженном противостоянии нервов и многочисленных моментов у ворот обоих вратарей. Под конец дополнительного времени Фабио Гроссо сумел замкнуть идеальную по исполнению передачу от Андреа Пирло, выведя Италию вперед. Немцы издали предсмертный стон, но хоронить их было рано – сборная Германии собрала все оставшиеся силы, навалившись на ворота Буффона так, будто это был последний матч в их жизни. Фабио Каннаваро прочитал замысел своего визави, увидев параллельно убегающих вперед товарищей по команде, отобрал мяч на грани фола, а спустя всего 12 секунд Дель Пьеро забил победный гол, выводящий Италию в финал чемпионата мира!

Уже одна эта победа перекрывала все предыдущие недели унижения и тягот, сопровождавших игроков на пути к финалу. Но итальянцам полуфинала было явно мало, Липпи заряжал игроков на победу, остальное больше не имело значения. В соперники попалась сборная Франции, идеальный способ отомстить за Евро 2000. И казалось, что все вокруг сплотятся вокруг грядущей вершины карьеры Каннаваро, который должен был провести важнейший матч в своей жизни, но заголовки жили и дышали исключительно Зинедином Зиданом – заслуженный капитан Франции объявил, что это последняя игра в его карьере.

Лебединая песня одного и восхождение на Эверест для другого – невозможно было придумать более грандиозный финал из всех возможных вариаций в то лето. Сильнейший игрок своего поколения против одного из сильнейших защитников в истории итальянского футбола. Забавно, что обоих объединяла игра за «Ювентус» и для обоих этот клуб стал ключевой вехой перед последующим возвышением на Олимп.

Зидан сходу вывел Францию вперед, забив с пенальти – мяч от перекладины отлетел в ворота, после чего вылетел в поле, итальянцы сперва решили, что гола не было, однако судья справедливо показал на центр поля. Спустя десять минут Матерации головой сравнял счет, подведя тем самым своеобразную черту – на этом своевольство в обеих штрафных закончилось, команды буквально закупорили свои ворота наглухо.

Италия понимала, что их атака заметно уступает в качестве: как бы ни были по-своему гениальны Тотти, Тони и Дель Пьеро, им было далеко до опьяняющей своей воздушностью и простотой слаженности тройки Анри, Зидана и Рибери. Потому весь второй тайм прошел в едином и бесконечно повторяющемся ключе: Италия сосредоточила свои силы на обороне, а Франция – на строительстве атак. Каннаваро читал своих соперников как открытую книгу, его невозможно было обмануть, обхитрить или попросту увлечь за собой, он был непроходим и спокоен. Чтобы пробить по воротам Буффона, французам приходилось переживать семь кругов ада, что ментально истощало и повышало общий градус напряжения.

Котел взорвался на 110 минуте, когда оставалось совсем недолго до серии пенальти.

Марко Матерации бросил в адрес Зидана оскорбительную реплику, Зизу не выдержал и ударил оппонента головой в грудь. Едва ли не самая знаменитая сцена в истории футбола. Буффон тут же среагировал и позвал судью, Зидан увидел перед собой красную карточку и с поникшей головой удалился в потрибунное помещение. На кубок по пути он даже не взглянул, обуреваемый мыслями о позоре, в который он вовлек свою команду и всю Францию. Первая история этого финала подошла к концу.

Каннаваро же продолжил писать свою. Доиграв оставшиеся 10 минут, обе команды провели серию пенальти. Марчелло Липпи с каменным лицом следил за Италией, Доменек с присущей ему горячностью был преисполнен эмоциями. Пирло и Вильтор забили первыми же ударами, затем Матерацци забил свой пенальти. К мячу подошел Давид Трезеге – тот самый злобный гений сборной Италии на памятном Евро, когда его удар подарил победу Франции. И судьба в этот раз отвернулась от него, промах Трезеге остался единственным во всей серии. Последним за Италию бил Гроссо, еще один Фабио, творивший историю.

Скуадра Адзурра победила в чемпионате мира, несмотря ни на что.

Буффон пропустил всего два мяча за весь розыгрыш: один после срезки своего же футболиста, второй – с пенальти. Италия повторила французский рекорд, поставленный восемь лет назад. Каннаваро поднял над головой Кубок чемпионата мира, закрепив за собой звание сильнейшего защитника планеты!

Опозоренная нация превратилась в чемпионов, весь мир следил за Фабио и его улыбкой. Итальянцы забыли о том, что происходит вокруг, перед ними существовал лишь образ победителя, лицом которого предстал Каннаваро. И этот образ невозможно затмить.

Ссылка и печаль.

9 июля 2006 года навсегда останется самым значимым днем в карьере Фабио Каннаваро. Все, что происходило в дальнейшем, лишь укрепит степень его грядущего падения, как в качестве игры, так и в значимости для Италии. Но ничто и никогда не перекроет величие того дня.

Каннаваро получил абсолютно заслуженный Золотой мяч, опередив своего уже бывшего одноклубника Джанлуиджи Буффона. Также его признали вторым лучшим игроком мундиаля, после Зидана. ФИФА наградила Каннаваро своим титулом лучшего футболиста планеты, и на этом Фабио фактически закрыл гештальт для Федерации в части подобных наград...

Ссылка «Ювентуса» в Серии Б ознаменовала исход большинства ключевых игроков команды и основных клубных спонсоров. Впереди маячили темные времена, и Фабио отказался принимать участие в подобном скорбном пиршестве на костях. Капелло уволился и перешел в «Реал», откуда активно принялся зазывать своих бывших игроков. Каннаваро не стал долго раздумывать, приняв приглашение, чем навсегда исключил себя из пантеона любимцев и легенд туринских болельщиков...

С этого момента фанатское сообщество «Ювентуса» оказалось разделено. Одни призывали принять с пониманием сложившуюся ситуацию, поскольку руководство клуба осознанно предупреждало своих игроков о необходимости понижать зарплаты и играть во втором по значимости дивизионе Италии, предлагая им уйти, если подобное их не устроит – клуб не станет препятствовать, поскольку любой трансфер поможет компании финансово. Эта же группа фанатов использует экономический эффект от сделки по Каннаваро в качестве подкрепления своей позиции – все же после его ухода стало куда легче выбираться из кризиса, равно как и после трансферов других игроков.

Вторая группа болельщиков укрепилась во мнении, что подобное поведение граничит с предательством. В то время, как Дель Пьеро, Буффон и Каморанези в статусе чемпионов мира вытаскивали свою команду обратно в элиту, другие предпочли сбежать и бросить «Ювентус» в сложные времена. И пусть Каннаваро не стал уходить к прямым соперникам в лице того же «Интера», как это сделал Ибрагимович, все равно его бегство навсегда отвернуло от него многих фанатов «Юве».

В Испании Каннаваро не смог показать и половину своего класса, удовлетворяясь в целом стандартно стабильной средней игрой в большинстве сыгранных матчей. Завоевав два чемпионства Ла Лиги подряд, Каннаваро не смог добиться предложения о продлении своего контракта. Его вклад в оба трофея был признан и высоко оценен, болельщики успели принять и полюбить Фабио, но сложно сказать, что после окончания срока действия соглашения кто-либо сокрушался по поводу его ухода...

19 мая 2009 года Фабио Каннаваро принял одно из самых неоднозначных решений в своей карьере – он решил вернуться в «Ювентус». Тому поспособствовал его бывший товарищ по команде Чиро Феррара, возглавивший в тот год клуб вместо уволенного Клаудио Раньери – Чиро явно хотелось иметь больше веса в раздевалке, для чего ему требовался компаньон. Болельщики с гневом и отторжением восприняли это возвращение, освистывая Каннаваро на каждом домашнем матче. Вкупе с этим, Чиро Феррара провалил сезон, не сумев довести дело до конца и справедливо уволенный еще до его окончания – Альберто Дзаккерони на посту сменщика лишь усугубил ситуацию.

Каннаваро почувствовал на себе всю тяжесть накопившегося у болельщиков презрения к себе, что явно сказалось отчасти и на его игре – это был худший сезон в карьере Фабио, сопровождаемый бесчисленными ошибками и неспособностью сплотить команду в тяжелый момент. Клуб, встретив неслыханную волну негатива от своих болельщиков, решил не продлевать однолетний контракт Фабио.

Сыграв 16 матчей за свою новую команду «Аль-Ахли», Каннаваро решил закончить карьеру, поскольку больше не получал прежнего удовольствия от игры. Прошло ровно пять лет после победы на чемпионате мира.

Закончить статью хотелось бы небольшим рассуждением на тему влияния Каннаваро на итальянский футбол и своего личного отношения к случившемуся в 2006 году. Все, кто видел игру Фабио, особенно на пике его возможностей, никогда не смогут ее забыть или даже сравнить с кем-то еще. Каннаваро задал недосягаемую для защитников высоту, сравнимую с той, что однажды задал Баджо для итальянских «десяток». Сопоставить по степени вовлечения в командную игру, демонстрируемую Каннаваро, также не представляется возможным. Фабио был неутомим и величественен, когда требовалось закрыть ворота на замок.

Он сподвиг целое поколение итальянских защитников и тренеров играть в том стиле, который проповедовал сам – это было не просто унылое катенначо в духе восьмидесятых, отнюдь. Защитник превращался в важнейшее звено всего командного механизма, начиная атаки, закрывая свою и соседние зоны контроля при игре без мяча. Каннаваро навсегда вписал свое имя в зал итальянской славы, поскольку вот уже 18 лет никто в Серии А не может даже приблизиться по качеству к игре Фабио, даже столь мною любимые Кьеллини и Бардзальи.

Однако то, что он покинул «Ювентус» без каких-либо сожалений, никак не повлияло на мое общее восприятие от его игры – признаюсь, что мне изначально сложно было его воспринимать как игрока одного клуба. Он плоть от плоти неаполитанец, это его любимый город, его любимая команда, он был взращен системой «Наполи», и навсегда останется их почитателем. В его сердце было место лишь для двух команд: сборной Италии и «Наполи», потому обижаться или держать на него злобу от ухода из «Ювентуса» попросту не вижу смысла.

Когда мы вспоминаем о Дель Пьеро, Буффоне, Недведе, Каморанези, и Трезеге, отказавшихся от карьерных амбиций ради благополучия «Юве», мы говорим об игроках, до безумия влюбленных в эту команду. «Ювентус» дал им все, о чем только можно мечтать, и ими двигала истинная страсть. Относительно Каннаваро сложно было строить подобные иллюзии, ведь в «Ювентусе» он стабильно и качественно отрабатывал на высочайшем уровне, как и должно профессионалу, но привязанности к одному клубу, коих у него за карьеру набралось аж шесть, было бы неразумно.

Он не застал эпохи Липпи, не пережил взлетов и падений в пределах одной команды, для него «Ювентус» существовал лишь в лице скучного и закрытого футбола имени Фабио Капелло, а по итогу у него еще и отобрали оба Скудетто, оставив Каннаваро без итальянского чемпионства в принципе. Для него Италия жива лишь в воплощении детской неаполитанской мечты и в образе триумфального чемпионата мира. Потому его решение пошло на пользу в плане небольшого финансового «буста» в сложный момент. Разве что не стоило возвращаться, зная, как это будет воспринято...

Фабио Каннаваро – легенда итальянского футбола. Легенда Неаполя в целом и «Наполи» в частности. Легенда «Пармы» и сборной Италии. Но, увы, не легенда «Ювентуса». Историю «Ювентуса» писали другие люди. И тем не менее, приятно вспоминать этот недолговечный союз, который обеим сторонам принес много пользы и радостных минут. Этим и хотелось бы закончить. Давайте же так и сделаем.

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE