Футбольный криминал: днепропетровский Матрос и челнинский Зая или почему погиб «Пахтакор»
70 историй про величие советского спорта и позоры советской политики
11 августа 1979 года произошла третья авиатрагедия советских времен, связанная со спортивными командами. После гибели хоккейной команды ВВС (1950 год) и женской баскетбольной молодежки (1973 год), разбился футбольный «Пахтакор». Вспоминаем о той трагедии, ее предпосылках и последствиях..
«Спартак» и валюта
Да простят нас Тайванчик и Миша-Крыша, но тема криминала в футболе не может ограничиваться только их персонами. Воспользуюсь своей же фразой, которая в сносках завершает каждую статью: изучая историю «Пахтакора», в частности, и прошлое спорта, в целом, можно узнать много чего интересного. Футболистов и хоккеистов во времена СССР практически не дисквалифицировали и, тем более, не сажали в тюрьму за контрабанду. Однако был случай, когда дело замяли по тихому, но всех концов не спрятали. Осенью 1975-го «Спартак» выезжал в Милан на матч 1/16 финала Кубка УЕФА, и у двоих футболистов нашли валюту. Фамилии не афишируются, но футбольные энциклопедии подсказывают, что после 1975-го года из «Спартака» ушли Геннадий Логофет, закончивший играть, а также Александр Прохоров (в киевское «Динамо», и очень ненадолго), Александр Минаев (в московское «Динамо» и Александр Пискарёв (в СКА, Ростов). Других потерь нет, если не считать еще ухода главного тренера Николая Гуляева, и начальника команды Николая Старостина, которого, якобы, убрали из-за конфликта с новым главным тренером Анатолием Крутиковым. Мы же остановимся на версии, что Старостину пришлось отвечать за валюту, поскольку должность начальника команды в 1975 году носила другое официальное название «тренер по воспитательной работе». Любопытно, что десятью годами ранее ушли со своих должностей главный тренер Никита Симонян и тот же Старостин, после того, как футболист их команды Юрий Севидов сбил автомашиной члена-корреспондента АН Дмитрия Рябчикова, что в дальнейшем повлекло его смерть.
50 лет назад, в 1974 году в Казани открывается Поволжский университет спорта, на тот момент филиал волгоградского спортивного института, кафедру футбола которого возглавляет Александр Абрамов. Десятью годами ранее он потренировал «Пахтакор», затем сьездил в годичную зарубежную командировку в Финляндию, год отработал в волгоградской команде «Баррикады», которая с 1975-го года получит название «Ротор». У Абрамова в подопечных Юрий Саух, который затем получит 12-летний тюремный срок, плюс приехавший из Украины Александр Мильченко по кличке Матрос, в будущем глава банды рекетиров еще во времена СССР. Вернувшись в Днепропетровск, он сдружится с уроженцем Ташкента Султаном Рахмановым, олимпийским чемпионом по тяжелой атлетике. В конце концов Матросу тоже дадут 12 лет. Одним словом, «Баррикады», не команда — именины сердца.
Затем казанский филиал волгоградского спортвуза перекочует в Челны, которые мы вспомним в связи с личностью главного тренера местной ФК «Турбина» Заи Авдыша. По словам его подопечного по «Турбине» Виктора Панченко, Авдыш был судим на четыре года, присев где-то в 1981 году, когда молодой Панченко приехал в Автоград, отыграв за «Турбину» один сезон. По информации с Украины, Авдыш сидел по двум статьям: мошенничество и хищение. Период 1982 года, последний в Челнах, по 1989-й, возвращение в Житомир, Авдыш провел вне футбола. Далее В «Украинской азбуке воровского мира» Авдыш указан, как организатор и координатор деятельности преступных групп в городах Киев, Житомир, Житомирской области по кличке «Зая Авторитет». Кроме того, на Украине жил еще один криминальный авторитет, бывший борец Виктор Авдышев. И два ассирийца Авдышев и Авдыш являются родственниками, при том, что Авдышев впоследствии стал жить под фамилией жены —Кочиев.
«Оклад футболиста первой категории составлял 160 рублей. Зарабатывал полторы тысячи»
В это перечисление вошла малая часть футбольного сообщества, которая нарушала закон ради наживы. Были же еще зенитовцы 60-х, залетавшие на зону по хулиганке, московские динамовцы. Это понятно, как говорится с кем не бывает. А вот с корыстной преступностью все же непонятки, футболистам времен СССР насыпали денег с горочкой. Причем. Не так как сейчас, когда все бюджеты сосредоточены в Премьер-Лиге, в Союзе подчас во второй лиге платили не меньше. Забегая вперед, анонсируем, что в 1980 году в «Спартак» переходит динамовец Александр (Салих) Хаджи. Дедушка Салиха Хаджи возглавлял компартию Турции, дружил с Ататюрком, до переезда в СССР. Внук здесь увлёкся футболом, закончив спортшколу «Динамо». Два года играл во второй лиге за «Автомобилист» из Термеза, хорошо зарабатывал, о чем вспоминал в интервью: «Оклад футболиста первой категории составлял 160 рублей. Зарабатывал полторы тысячи... С московскими динамовцами в гостинице жили, оказалось, у них с премиальными в три раза меньше, даже если все выигрывать, около 400 рублей».
Речь идет о Салихе Хаджи, которого весь футбольный мир знает как Александра Хаджи, многолетнего администратора «Спартака». Кстати, партнерами Хаджи по единственному сезону в Термезе 1971 года были новосибирец Анатолий Хасаншин (как тренер дважды победил «Спартак» Константина Бескова) и Юрий Саркисян (как тренер 26 лет руководил командой Ферганы).
Начало 1976 года для советского народа выдалось вдвойне праздничным. Выигрываем общий зачет зимней Олимпиады в Инсбруке, с незабываемым финалом по хоккею. Победная ничья с Чехословакией была достигнута 14 февраля. С 24 февраля по 5 марта восторг усиливается в разы, поскольку проходит 25 съезд ЦК КПСС с участием 4998 делегатов Среди них, кстати, Ман Гым Григорьевич Хван (он же Тимофей Хван) председатель колхоза «Политотдел».
Для ровного счета в пять тысяч кандидатов не хватает двоих, например, Ахмаджона Адылова или Роберта Робинсона. Двумя годами ранее, в 1974-м, 68-летний уроженец Ямайки Роберт Робинсон, бывший на то время депутатом Моссовета, отправился в Уганду и не вернулся из поездки, перебравшись через Уганду в США. Там он напишет автобиографическую книгу «Черный о красных. 44 года в Советском Союзе».
«Обыкновенное чудо»
1978 год запомнился как первый, когда ни одна из советских команд не попала в «евровесну». В первом круге донецкий «Шахтер» вылетел от «Барселоны», в итоге выигравшей Кубок Кубков. А во втором круге синхронно «слились» остальные. Киевскому «Динамо», уступившему шведскому «Мальме», не повезло, их домашний матч проходил в Харькове, поскольку родной стадион был на реконструкции, и тогда даже не догадывались, что скромный «Мальме» дойдет до финала Кубка европейских чемпионов. «Динамо» Тбилиси проиграло западноберлинской «Герте», а «Торпедо» — «Штутгарту». Итогом этих поражений было два увольнения по окончании сезона Владимира Салькова из «Шахтера» и Валентина Иванова из «Торпедо», куда пришел на работу... Сальков. Его прельстили квартирой в центре Москвы, серьезным повышением зарплаты, да и статус москвича в нашей стране был выше, после переведения столицы из Петрограда. Сальков проработал полтора года, пока его снова не сменил Иванов, после чего Сальков тренировал только различные сборные, вернувшись к клубной только в чемпионате России с волгоградским «Ротором». Его «Шахтер» на шесть сезонов возглавит Виктор Носов, предпоследний тренер «Пахтакора» времен чемпионатов СССР.
Удачливый соперник тбилисского «Динамо» — западноберлинская «Герта» к 1978 году с трудом восстановилась, после всех своих скандалов, связанных с договорными матчами, самый крупный из которых пришелся на 1971 год. В сезоне 1978-1979 годов выступала так успешно, что дошла до полуфинала Кубка кубков. Пришлось пограничникам ГДР пропускать на территорию анклава и ее зарубежных соперников. По удачному совпадению они оказались из соцлагеря — Болгарии, Чехословакии, Югославии и Тбилиси. Еще одним соперником будет «Эсбьерг» из нейтральной на тот период времени Дании.
«Конечно, ужасно, нелепо, бессмысленно
Ах, как бы начало вернуть
Начало вернуть невозможно, немыслимо,
И даже не думай — забудь.
1 января 1979 года на телеэкраны выйдет «Обыкновенное чудо» с исполнителем роли Медведя Александром Абдуловым, который дерется в этом фильме на шпагах, без дублера, поскольку окончил школу фехтования в родной Фергане.
Мы уже писали о футбольном наставнике Борисе Аркадьеве, работавшем с «Пахтакором». Что любопытно, Аркадьев изначально был тренером по фехтованию, как и его брат-близнец, знаменитый наставник советских мушкетёров Виталий Аркадьев. Это, конечно, не такой уникальный случай сочетания двух видов спорта в одном спортсмене, как у Льва Сайчука, который в 1948 году выиграл золото баскетбольного чемпионата СССР в составе московского «Динамо», а затем сосредоточился на фехтовании, но, все же заслуживает упоминания...
Во время работы Аркадьева в «Пахтакоре», фехтованием занимаются два ровесника Сабир Рузиев (рапира) и Алишер Усманов (сабля). Один в будущем станет олимпийским чемпионом, а другой возглавит международную федерацию этого вида спорта. Ирина Винер (чьи фотографии украшают эту часть повествования) так говорила о своем бывшем супруге Алишере Усманове в интервью 20-летней давности: «Я влюбилась в него с первого слова. Он только открыл рот, и я погибла».
P. S. То, чего на белом свете вообще не может быть. Изучая историю «Пахтакора», в частности, и прошлое спорта, в целом, можно узнать много чего интересного. Если мы вспомнили советское «Обыкновенное чудо», то необходимо вспомнить чудо и необыкновенное, заморское-заокеанское. Недавние споры о возможности трансгендеров выступать в соревнованиях среди женщин выглядят смешными, если вспомнить историю Рене Ричардс. Ричард Раскинд в своей мужской бытности играл в бейсбол и теннис, отслужил на флоте, женился, стал отцом. Но в сорок лет, как говорится, «жизнь только начинается», и Ричард сделал операцию по смене пола, а с 42 лет стал выступать на женских соревнованиях. ВыходилО в финал парного разряда открытого чемпионата США, где уступилО Мартине Навратиловой с партнершей. Карьеру Рене Ричардс завершилО в 48 лет.
Бывший советский теннисист Борис Потанин вспоминал, что «Был теннисист Дин Раскин (Тут небольшая ошибка). Потом стал Рене Ричардс. То есть в результате смены пола мужчина стал женщиной. Это всё не афишировалось. Приходит Рене в Лос-Анджелесе в клуб. Встала на корт. И все узнали, что это бывший Дин Раскин. И пошла Рене играть женские турниры. Огромные стадионы собирала».
(Продолжение следует)