Как не купить игрока и стать сильнее. Ренессанс Райана Гравенберха
Много ли вы знаете молодых игроков, погасших под гнетом больших ожиданий? Наш герой прошел этот путь и вернулся обратно на вершину, более того – он только набирает обороты.
Горячим лето 23-го на рынок вышли клубы Саудовской Аравии, добавив колорита и без того яркому трансферному окну. В числе их подвигов можно отметить щедрую покупку двух сдавших героев Ливерпуля – Джордана Хендерсона за 14 миллионов евро и Фабиньо – за 46, ознаменовавшую серьезную перестройку в полузащите красных.
Им на замену пришли нашумевший на победном для Аргентины чемпионате мира Алексис Мак Аллистер из Брайтона за 42 миллиона евро и, к большому удивлению, Доминик Собослаи из РБ Лейпциг за 70 млн. Хоть закупка и выглядела амбициозно, оставался серьезный вопрос: кто будет играть в опорной зоне?
Слухи о перспективных юнцах из нижней части центра поля то и дело мелькали в прессе: Лавия, Кайседо, Тюрам, Коне – глаза разбегаются. Несмотря на весь шум, 18 августа, гостевая ничьи с Челси(1:1), перехватившим двух игроков из шорт-листа красных за баснословные 178 миллионов евро, в первом туре, в очередной раз указала на необходимость в устойчивости в центре поля.
В результате взяли опытного бойца Эндо из Штутгарта за 20 млн, но и это приобретение не выглядело железобетонным усилением. 30-летний японец подходил разве что для ротации, но мог немного замаскировать недоукомплектованность состава Ливерпуля.
Надвигался дедлайн окна, команда нашла победные нити, обыграв «Борнмут» (3:1) и вырвав героические 3 очка в меньшинстве с Ньюкаслом на зловещем «Сейнт-Джеймс Парк» с дублем многострадального Нуньеза, ничего не предвещало беды, но вдруг, как гром среди ясного неба, прозвучал последний выстрел селекционного отдела мерсисайдцев – 40 миллионов отдали Баварии за Райана Гравенберха. Кто же это такой?
Еще с раннего детства тренируясь в академии Аякса, суринамский голландец в 17 стал привлекаться в основную команду. Уже на старте сезона 18/19 он дебютировал – получил 7 минут на правом фланге полузащиты в матче с ПСВ (0:3).
Два года играл за 2-ую команду, заметно выделяясь физикой и постоянным желанием обострять игру на фоне сверстников(44 игры, 8+13), а в 19/20 получил целых 480 минут на позиции то восьмерки(6 игр, 255 минут), то шестерки(3 игры, 225 минут, 2+1 по гол+пас). В том же сезоне Гравенберх разделил 15 место в номинации «Golden Boy» с такими молодыми звездами, как Джонатан Дэвид(Лилль) и Родриго(Реал Мадрид).
2021 год стал настоящим прорывом для голландца, ведь тот стал основным игроком Аякса, сыграв без замен во всех 11 матчах в еврокубках, и закрепился в костяке сборной: отбегал весь матч против Северной Македонии(3:0), обеспечив контроль мяча(112 касаний) и цепкость в центре поля(75% выигранных единоборств), на Евро-2020 в возрасте всего 19 лет.
Но многообещающий старт, вознесший Гравенберха в ранг самых желаемых молодых игроков Европы, требовал стабильности для перехода на новый уровень. Сезон 21/22 не стал столь ярким, голландец был также неплох в чемпионате и Лиге Чемпионов, но ближе к зиме перестал попадать в сборную(бегал в U-21), сменившую тренера на одиозного Луи ван Гала, больше доверявшего проверенным бойцам вроде Классена и Вейналдума, после провала(вылет от Чехии 0:2 в 1/8).
Летом 2022 года на засидевшегося в Эредивизи полузащитника положила глаз Бавария. Вариант был практически беспроигрышным: 20 лет, репутация одного из перспективнейших игроков мира, год по конктракту с Аяксом, не позволяющий голландцам заламывать цену за столь ценный актив. Сделка случилась еще до старта окна и обошлась в 18,5 миллионов евро.
Казалось бы, Бундеслига не сильно отличается от родного чемпионата благодаря открытой игре с уклоном в атаку и большим количеством свободного пространства, что несомненно играло на руку Райану в совокупности с приходом на пост главного тренера немецкого гегемона Юлиана Нагельсмана, известного по своим работам с молодыми игроками.
На практике сюжет вышел куда более прозаичным: выиграть конкуренцию у Киммиха или Горецки, мастодонтов класса и стабильности, не представлялось возможным – Райан не выходил на поле, набрав всего 900 минут за весь сезон, и окончательно перестал вызываться в сборную, пропустив и ЧМ в Катаре.
Для амбициозного юнца наступило время серьезного выбора: остаться в Баварии, ожидая шансов внутри барахлящей системы(Нагельсмана уволили после победы в 1/8 ЛЧ над ПСЖ, Тухель ссорился с футболистами, а легенд команды, находящихся в руководстве, с позором убрали, не допустив до празднования чемпионства) или пойти за новым вызовом в попытках оживить умирающую карьеру? Тут-то и пришел Ливерпуль.
Почему выбор пал именно на 21-летнего голландца на спаде карьеры, еще и с огромной зарплатой(6 место в команде, на уровне с Алиссоном и Мак Аллистером) при отсутствии классического разрушителя топ-уровня(Эндо не в счет, при всем уважении)? Объяснить было сложно, но Юрген Клопп, раскрывший великое множество футболистов, определенно видел в игроке потенциал.
Оборонительные функции в центре поля распределялись между 2-3 полузащитниками, но основная нагрузка легла на плечи Эндо и Мак Аллистера, в то время как партнер имел более сбалансированные обязанности. Перестройка в клубе проходила не только в центральной линии, после проваленного из-за эпидемии травм и спада лидеров сезона 22/23 команда немецкого специалиста попала лишь в Лигу Европы, что меняло стратегию на сезон: гораздо меньше денег, но возможность обкатать молодежь без особого ущерба для турнирных позиций.
Именно так Райан стал получать игровое время, блистая активным продвижением мяча на фоне команд из Австрии, Бельгии и Франции(5 игр, 350 минут, 2+1). Также он набрал 1500 минут во внутренних соревнованиях, став частью регулярной ротации в ходе неожиданной борьбы Ливерпуля на 4 фронта. Во время игры Гравенберх запоминался протаскиванием мяча, позволяющим обострять игру.
Сезон не вышел чересчур успешным, хотя был очевиден потенциал молодого игрока, что требовало дальнейшей работы под руководством опытного специалиста, но Клопп ушел из Ливерпуля, за 9 великих лет выгорев на месте любимой работы, и будущее вновь стало туманным.
Лето 2024 года началось с новости о назначении Арне Слота на пост главного тренера мерсисайдцев. Мнения разделились. С одной стороны, голландский специалист сильно напоминал Юргена: показывал впечатляющие результаты с не самым большим бюджетом, навязывая конкуренцию грандам(В победном для Фейеноорда сезоне 22/23 состав оценивался на 32% дешевле состава Аякса, на 15% - состава ПСВ) и выигрывая ее. С другой, все эти результаты были на уровне чемпионата Голландии, периферийной лиги для развития талантов и последующей перепродажи, и едва ли такой резкой скачок в уровне сопротивления мог пройти безболезненно для рисунка игры и результатов.
Впрочем, судить было рано – Евро-2024 и трансферное окно в огне. В прессе то и дело мелькали слухи об интересе то к Гордону из Ньюкасла, то к Кубо из Сосьедада, вызывая недоумение: в команде так и не прибавилось полузащитников, а ищется усиление в атаку, где на 3 позиции и так 5 в разной степени выдающихся игроков?! Также появилась информация, что новому менеджеру Ливерпуля требуется глубинный полузащитник, обладающий не только навыками не только обороны, но и контроля с пасом.
Но к началу августа покупок перечисленных игроков не случилось, не случилось вообще никаких. Вдруг – бомба! Пресса сообщает, что Мартин Субименди, сменивший травмированного Родри в перерыве финала победного для Испании чемпионата Европы и ранее отказавший Арсеналу и Барселоне, дал согласие на переход в Ливерпуль за 60 млн евро отступных.
Полузащитник Сосьедада провел несколько сильных сезонов под руководством догматичного прессинг-маньяка Иманоля Альгуасиля, развив прекрасные контроль мяча и чувство паса. Идеальнее кандидата не придумать, при условии что Слот – куда больший фанат владения, чем его немецкий предшественник, основатель и популяризатор футбола в стиле «хэви-метал».
Новость отгремела не на шутку, приведя в восторг всех заинтересованных, но в течение следующей неделе стали всплывать сомнительные подробности: Сосьедад умолял игрока остаться в родном клубе, в котором он тренируется с самого детства, надавливал через обязательство Мартина самому внести платеж за свой выкуп(в Испании это распространенная практика), аппелировал к «горам и вкусной еде». И игрок засомневался. День, два, три – тишина...
Спустя неделю после первой новости в прессе выходит заявление: «Субименди отказал Ливерпулю». Ужас, разочарование, злорадство, агония, ехидство – все эмоции перемешал в себе этот эпизод сан-себастьянской «Санта-Барбары».
Команда слегка доукомплектовалась: взяли за копейки (12 млн) подбитого, но талантливого вингера Федерико Кьезу и одного из сильнейших вратарей мира на потенциальную замену Алиссону – Георгия Мамардашвили(отдали обратно в Валенсию на сезон). Но опорник так и не был найден, несмотря на все попытки.
Арне Слот на многочисленные вопросы по этому поводу отвечал: «Наш состав весьма силен, и трудно найти игроков, способных его усилить. Субименди был одним из них, правды ради, но он решил остаться.» Приближается старт сезона. Именно в этот момент, когда никто уже ничего не ждал, в игру вступает наш герой, ждавший своего шанса вот уже третий год.
Еще в предсезонных играх, когда многие лидеры команды отдыхали после турниров сборных, Райан, просидевший весь Евро «на банке», был полон сил и в непривычной роли глубинного плеймейкера показывал неплохие диспетчерские способности, отвечая и за оборонительный объем работы. Землячество тренера также сыграло определенную роль в проявленном доверии к игроку при освоении новой для Гравенберха позиции.
С августа по октябрь(момент написания поста) некоторые тонкости в функциях голландца менялись: иногда(Ипсвич, Брентфорд) он действовал глубже, больше отвечая за контроль мяча, а в других случаях(Болонья, Вулверхэмптон, Милан, Борнмут) выделялся невероятно эффектным и, что самое главное, эффективным обострением с помощью продвижения мяча в ногах. Но даже если его игра не всегда ярка для глаза, она крайне полезна благодаря отличной вовлеченности в борьбу за мяч и успехам в ней(91-ый перцентиль по успешности дуэлей).
Также Райан вернулся в основу сборной, отлично сыграв в Лиге Наций против Германии(2:2) в роли координатора многочисленных контратак, на которых строилась игра Нидерландов большую часть матча. Гравенберх создал 2 голевых момента своими передачами, лишь один из которых был реализован его партнерами, а также запомнился шикарной верховой передачей на 60 метров, заставившей всерьез говорить о его прогрессе широкую общественность.
Статистика результативности не отражает всей полезности игрока, ведь он действует из глубины в качестве системообразующего игрока, позволяющего блистать своим атакующим одноклубникам Мохамеду Салаху (5+5 в АПЛ и ЛЧ) и Луису Диасу (5+1).
Он еще очень молод – всего 22 года, но уже прошел путь, на малую часть которого у его коллег уходит целая карьера. Посмотрим, как высоко взойдет его звезда и как долго продержится на олимпе.
Только не хватает кавычек названию клубов, да и скобки прилипшие к словам смотрятся не очень - оформление тоже важно, читателю будет приятно) Ну и Дарвин все-таки Нуньес)
прогресс Гравенберха при Слоте заметен; при Клоппе мало времени и осмысленности было в его действии